Автор: Колодежникова Ирина Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ детский сад№32,Выборгского района Санкт-Петербурга Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Непосредственно-образовательная деятельность Тема: Волшебница-вода Раздел: дошкольное образование
Тема: «Волшебница-водица»
подготовительная группа
ГБДОУ «Детский сад комбинированного вида №32
г. Санкт -Петербург
Воспитатель I квалификационной категории
Колодежникова И.П.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, поддерживать стремление к
самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных
способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросы в решении
проблемных ситуаций.
Задачи:
Познание:
1.
Познакомить детей со свойствами воды.
2.
Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3.
Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдать
необходимые меры безопасности
Социализация:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение
партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Коммуникация:
Развивать наблюдательность, совершенствовать внимание, память,
логическое мышление, принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Речевое развитие:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными,
прилагательными и глаголами по теме. Учить отгадывать загадки.
Оборудование: ложки и тарелки, пластмассовые стаканы,
соль, яйца, молоко, хлеб, лимон, огурцы, полиэтиленовые пакеты, пуговицы,
салфетки, иллюстрации к загадкам, зеркала по количеству детей.
Ход НОД
1. Организационный момент
Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня у нас . Давайте
поздороваемся.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро! »
«Доброе утро! » - солнцу и птицам.
«Доброе утро! » - улыбчивым лицам.
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель предлагает собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В
центре круга глобус скрыт большой салфеткой.
Воспитатель предлагает догадаться, что находится под салфеткой, отгадывая
загадку:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
Дети отгадывают загадку, снимают салфетку.
2. Закрепление пройденного
Беседа с детьми о глобусе
Воспитатель: Что такое глобус? (Это модель Земли.)
- На глобусе много голубого цвета, что это? (Это вода - моря, реки, океаны.)
- Что обозначено желтым цветом? (Это суша.)
- Чего больше на Земле: воды или суши? (Воды.)
- Правильно, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу
планету в голубой цвет,
- Теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса.
(Картинка 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в волшебную
лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.
Чтобы узнать, о чем пойдет речь, мы с вами отгадаем ключевое слово,
которое зашифровано на картинках.
(Картинка 2) волны, озеро, дождь, облака - ВОДА
Дети: Вода!
Воспитатель: Теперь мы знаем ключевое слово, я приглашаю вас в
волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о
свойствах воды.
Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная,
газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
А хотите вы узнать еще что -то новое о воде?
Предлагает пройти в лабораторию .
Опыт №1 « Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус?( ответы детей)
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. Что изменилось?
( Вода стала сладкая ). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей )
Теперь добавьте в воду лимон , перемешайте ложечкой и опять понюхайте.
Что произошло с водой? ( вода изменила запах )
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №3 «Вода прозрачная, не имеет цвета»
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В
каком стакане мы видим пуговицы? ( ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
Опыт № 4 « Пар – это тоже вода ».
(Опыт проводит воспитатель. На столе термос с кипятком, стекло
или зеркало).
Воспитатель: Возьмем термос с кипятком. Откроем его и посмотрим,
что
происходит.
Из
горлышка
выходит
пар.
Чтобы
лучше
было
видно,
поставим зеркальце. Мы видим, что пар , когда его становится много, опять
превращается в воду.
Вывод: Пар – это тоже вода.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй!
Приплыли тучи дождевые: лей, дождик, лей!
Дождинки пляшут как живые: пей, земля, пей!
И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, пьёт!
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт!
Опыт №6 «Подводная лодка № 2
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в
неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут
же
начнут
садиться
пузырьки
газа,
похожие
на
маленькие
воздушные
шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но
на
поверхности
пузырьки
лопнут,
и
газ
улетит.
Отяжелевшая
виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками
газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не
«выдохнется».
По
этому
принципу
всплывает
и
поднимается
настоящая
лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться,
мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт
вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он
увеличивается, и рыба всплывает.
Опыт № 7 «Вода-невидимка»
Иногда вода ведет себя как настоящий невидимка: вроде бы она есть, но
никто
ее не замечает. Например, вода есть в нас самих, и в продуктах, и в воздухе.
Не верите? Давайте выяснять.
Подышите на холодное стекло. Оно покроется капельками воды, запотеет.
Откуда взялась вода? Это мы ее выделяем во время выдоха.
В любой пище –мясе, овощах, хлебе – содержится гораздо больше воды, чем
твердого вещества. Помните, мы положили накануне в разные пакеты свежие
огурцы и хлеб? А сейчас мы откроем пакеты и посмотрим. Что вы видите?
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: Да, на внутренней поверхности пакета видны капельки воды.
Откуда они взялись? Да, капельки образовались из продуктов.
Опыт № 8 « Цветы лотоса».
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи
карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные
лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов
начнут
распускаться.
Это
происходит
потому,
что
бумага
намокает,
становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Воспитатель: Давайте подведем итоги экспериментов.
Что нового вы узнали о воде?
А что больше всего вам запомнилось? (Ответы детей).
1. Чистая вода не имеет вкуса и запаха.
2. Вода не имеет цвета
3. Вода является растворителем.
Воспитатель: сегодня мы многое узнали о воде, о том какой разной она
бывает в природе:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь.
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – вода .
Воспитатель: Я, как научный руководитель нашей лаборатории довольна
вашими исследованиями.
Не конь, а бежит, Люди ждут меня, зовут,
Не лес, а шумит. А приду к ним – прочь бегут.
(Вода.) (Дождь.)
В тихую погоду У нас под крышей
Нет нас нигде, Белый гвоздь висит.
Как ветер подует - Солнце взойдет –
Бежим по воде. Гвоздь упадет.
(Волны.) (Сосулька.)
Лежало одеяло, мягкое, белое. Мост, как синее стекло, -
Солнце припекло, одеяло потекло. Скользко, весело, светло.
(Снег.) (Лед.)
Там, где гордая гряда
Вниз спускается вода.
Со скалы спуститься рад
Вниз бесстрашный…..(Водопад)
Посреди поля лежит зеркало.
Стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
(роса)
Держат путь вокруг земли
Эти чудо корабли.,
(облака)
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)