Напоминание

"Комплексный подход в формировании патриотизма и активной гражданской позиции у студентов колледжа"


Автор: Ушакова Ольга Анатольевна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: КГБ ПОУ "Артёмовский колледж сервиса и дизайна"
Населённый пункт: г. Артём, Приморский край
Наименование материала: Статья, презентация
Тема: "Комплексный подход в формировании патриотизма и активной гражданской позиции у студентов колледжа"
Раздел: среднее профессиональное





Назад







Комплексный подход в

формировании патриотизма и

активной гражданской позиции у

студентов колледжа

на уроках истории

Автор преподаватель общеобразовательных дисциплин

Ушакова Ольга Анатольевна

Артём 2016 года

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Артемовский колледж сервиса и дизайна»

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский

Патриотизм (греч. - соотечественник, -

отечество) - нравственный и политический

принцип, социальное чувство, содержанием

которого является любовь к отечеству и

готовность подчинить его интересам свои

частные интересы.

Понятие «гражданственность» многозначно:

это активная и сознательная включенность в

дела политического сообщества; это

психологическое ощущение себя

гражданином, полноправным членом

политического сообщества.


ПРОГРАММА

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В КОЛЛЕДЖЕ

НА 2016-2020 гг.

Целью программы
является развитие высокой социальной активности студентов, гражданской ответственности, становление студентов, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины.  Развитие у обучающихся колледжа высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, направленной на социализацию и формирование активной гражданской позиции молодёжи.

Для реализации программы мною поставлены

следующие задачи:
 - создавать реальные возможности и осуществлять целенаправленные усилия для развития патриотических качеств у обучающихся;  - применять современные технологии обучения и воспитания;  - развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно - исторических ценностей страны, региона, города, широко используя традиции края, АГО, колледжа, повышать культуру межнациональных, этнических отношений;  - формировать общечеловеческие ценности, качества интеллигентности, профессионализма;  - формировать коллектив творчески работающих единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к правде, добру и справедливости, милосердию и памяти прошлого, формировать и развивать гражданско-патриотическое сознание и активную нравственную позицию студентов. 5

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В КОЛЛЕДЖЕ НА 2016-2020 гг.

№ п/п

Содержание мероприятий

Срок проведения

Ответственный
1. «Разорванное кольцо» –урок памяти, посвященный Дню снятия блокады города Ленинграда январь Ушакова О.А. Кравцова Т.А. Братцева Н.В. 2. Урок мужества по теме: «День разгрома советскими войсками немецко- фашистских войск в Сталинградской битве » февраль Ушакова О.А. Кравцова Т.А. Братцева Н.В. 3. Оформление информационного стенда посвящённого знаменательным датам истории России «Это день в истории» Март-апрель Ушакова О.А. 4. День юного героя-антифашиста Урок памяти по теме: «Дети войны». февраль Ушакова О.А. Кравцова Т.А. 5. Подготовка работ и участие во Всероссийской викторине «Блокада Ленинграда». Февраль-март Ушакова О.А. Кравцова Т.А. 6. Классные часы, посвященные 55-летию первого полёта человека в космос. «Звёздный избранник». «Гагарин- путь к звёздам». апрель Ушакова О.А. Кравцова Т.А. 7. Уроки правовой грамотности «Конституция – основной закон РФ». «Ты и закон». декабрь Кравцова Т.А. Ушакова О.А.

Комплексный подход для реализации программы
Исторический музей Г. Артёма ЦГБ им. Н.К.Крупской
Урок
Выставочный центр «Галерея» Объединение «Боевое братство» Олимпиады Викторины Конкурсы Предметная неделя

На уроках истории создаются условия

для развития гражданского и

патриотического сознания у

обучающихся

На уроках истории создаются условия

для развития гражданского и

патриотического сознания у

обучающихся

8


ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЧЕСКОГО

МАТЕРИАЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ

УЧЕБНОГО

ПРОЦЕССА и

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ

ИНТЕРЕС

МЕЖСУБЪЕКТИВНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

Характер

организации

Методы

Приёмы

средства

Комфортное

общение

 «Восточные славяне в древности»;  Урок-дискуссия: «Откуда пошла земля Русская»;  «Борьба с иноземными захватчиками»;  «Александр Невский»;  «Битва на поле Куликовом»;  «Феномен Смутного времени» - «4 ноября –День народного единства»  «Петр I-царь-реформатор»;  «Отечественная война 1812 года»;  «Благодарная Память потомков»- ВОВ;  Лектории по вопросам толерантности: «Вместе - это здорово!» и т.д. 10
ТЕМАТИКА УРОКОВ НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА

И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ


УРОКИ ИСТОРИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПАТРИОТИЗМА

И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Тема: «
«
4 ноября –День народного



единства
»
Тема: «Восточные славяне в

древности »


Обогащение содержания материала

по истории дополнительной информацией
12

В своей работе использую следующие группы

методов активного обучения:

дискуссионные методы
, в основе которых непосредственное общение участников при пассивной позиции педагога. 
игровые методы
с использованием важных элементов игры: игровой ситуации, ролей и активного проигрывания. Квест-игры. 
проблемный метод
, активизирует деятельность обучающихся заставляет задуматься , делать свои выводы по изучаемой проблеме. 
тренинговые методы
, направленные на оказание стимулирующего, корректирующего и развивающего воздействия на личность и поведение участников тренинга. 13

Дискуссионные методы

урок-дискуссия: «Откуда пошла Земля Русская»
14
Тема: «Битва на Куликовом

поле»


Деловые игры на уроках истории

игра – информационный лабиринт
(работа с набором документов, анализ информации и самостоятельные выводы; 
Квест-игра
– выполнение заданий, поиск кодов, конечной цели; 
игра – разыгрывание исторических ролей
ситуаций (заседание Государственной думы). Принципы: неординарность исторической ситуации, неоднозначность оценок события или личности; 
ретроспективная игра –

(
моделирует ситуацию, ставящую студентов в позицию очевидцев и участников событий в прошедшем(разыгрывание ролей). Помогают «войти» в историческое время, ощутить спектр эры, познать конкретных людей в ситуации определенного времени. .

Игровые методы на уроках истории

Тема: «Урок-путешествие», «Умники и умницы»,

«Дуэли мнений».
16
Тема: «Феномен Смутного времени»


Метод «мозгового штурма»
 на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;  выступление нельзя сразу критиковать, оценивать;  все ответы фиксируются на доске для всеобщего обозрения;  дальше идет анализ записанной на доске информации;  последний этап: совместный отбор наиболее рациональных решений.
мини-дебаты

«дуэли мнений»


«Революция 1917 года – источник проблем современного российского государства»;  «Война – двигатель прогресса общества»;  «В случае победы в ВОВ Гитлера россияне жили бы в настоящее время как в современной Германии?».

УРОКИ НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

ПАТРИОТИЗМА

И АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

Т

ематический урок: «Мы один народ, у нас одна страна!»

Лектории по вопросам

толерантности:

«Вместе- это здорово!»


Нестандартное ведение современного урока, игровые,

проблемные, тренинговые методы и формы работы

основанные на идее активности, ответственности и

инициативности самих обучаемых играют большую

роль в формировании личности студентов колледжа


Предметные недели

по истории и

обществознанию
20
21
Основные задачи предметной недели:

Основные задачи предметной недели:

Повышение интереса обучающихся к предметам

Общественно - гуманитарного цикла;

Расширение и углубление знаний и умений

по предмету
;
Разнообразие уроков, нешаблонное их построение,

Включение элементов, придающих своеобразный характер
;
Использование технических средств обучения,

наглядных пособий, разнообразия заданий;

Активизация познавательной, аналитической,

Творческой деятельности.


План проведения предметной недели

по истории и обществознанию

с 25 по 29 апреля 2016 г.


Оформление выставок к знаменательным датам

Темы: «Блокада Ленинграда», «Шаги войны в судьбе

Артёма»
23

Нетрадиционные уроки (круглые столы, аукционы

знаний, уроки-выставки, уроки-викторины,

пресс-конференции)
24
Интеллектуальная игра

«Самый умный»

Исторический кинозал:

«Битва за Севастополь»


Групповые формы работы

«Интеллектуальные

викторины»

«Исторические турниры»

«Урок- путешествие»


Тематические стенды к знаменательным датам и событиям:

«Великий подвиг Великого народа»,

«ВОВ в творчестве писателей поэтов»


УРОК-ПАМЯТИ, ПОСВЯЩЁННЫЙ ДНЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ

ЛЕНИНГРАДА

«РАЗОРВАННОЕ КОЛЬЦО»

Исторический кинозал:

«А зори здесь тихие»


Защита индивидуальных и групповых проектов

Темы: «Наш дом Приморье!»

«Я гражданин - имею право»
28
Конкурс

«Святые заступники Руси»


Использование современных образовательных

технологий

в обучении истории и внеклассной работе

со

студентами


Внедрение компьютерных технологий и

мультимедиа позволяет:
 Раскрепостить творческие возможности обучающихся;  Стимулировать и развивать мышление;  Развивать память;  Активизировать аналитическую деятельность обучаемых;  Сформировать активную жизненную позицию в современном обществе.

Возможные варианты применения ИКТ

на уроках и внеурочное время:
 Уроки-презентации;  Просмотр видеофильмов или видеофрагментов;  Использование отдельных электронных материалов;  Ознакомление с историческими источниками;  Тесты и тренажеры;  Викторины.

Самостоятельные и творческие работы

обучающихся
32
Рефераты, доклады, сообщения

Исследовательская и проектная

работа студентов


Творческие работы обучающихся

Конкурс стенгазет


Творческие работы обучающихся

Патриотическая акция

«Письмо ветерану»

Патриотическая акция

«Письма Победы»

Конкурс стенгазет


Вовлечение обучающихся в

мероприятия способствующие

развитию патриотизма и активной

гражданской позиции

Вовлечение обучающихся в

мероприятия способствующие

развитию патриотизма и активной

гражданской позиции

35


Социальное партнёрство с организациями АГО
Исторический музей Г. Артёма ЦГБ им. Н.К.Крупской
«АКСиД»
Совет Ветеранов АГО Объединение «Боевое братство» Олимпиады Викторины Конкурсы Женщины города Артёма

Особенности внеурочной деятельности, направленной на

формирование патриотизма и гражданственности у

студентов


37
3

Способствует

развитию



социальной

компетентности

,

умение

участвовать

в

коллективном

обсуждении

проблем

,

строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками

и

взрослыми

.


Совместные мероприятия с организацией

«Совет ветеранов АГО»

Уроки-памяти, уроки-мужества
38

Городское мероприятие с организацией

«Совет ветеранов»

«Встреча трёх поколений»


Сотрудничество с общественной

организацией АГО

«Женщины города»
40
«День матери»



«Интернациональный сабантуй»

«День России»


Совместная работа с ЦГБ им. Крупской

«День Славянской

письменности и

культуры»

«ВОВ в судьбах

Артёмовцев».

«Сороковые

роковые»

Сталинград»


Тематические экскурсии, экспозиции в

Историко-краеведческий музей АГО
42
Тема: «Артём – город

шахтёрской славы»

Тема: «Шаги войны в судьбе Артёма»


Уроки, посвящённые знаменательным датам

истории России

Урок памяти тема:

«30 лет аварии

на Чернобыльской АЭС»

Историко - поэтический час:

«С чего начинается Родина»


Тематические стенды к памятным датам


Патриотический час:

Тема: «Крым возвращается в родную гавань»
45
«Крым –путь домой!»


Урок-экскурсия по теме:

«25 лет структуры МЧС России»
46

Уроки правовой грамотности, посвященные

Дню Конституции РФ

«Я гражданин – имею право!»

Тема: «Государственные символы

России»,

«Обычаи и традиции моей

страны».


Флешмоб ко «Дню Конституции РФ»,

«День Победы!»

«День России», «День города».
48
Волонтерское движение


Участие в заседании рабочей группы по

противодействию терроризму и эстремизму в

молодёжной среде
49

Всероссийская гонка ГТО.

Мероприятия по истории и развитию комплекса

«Готов к труду и обороне».
50

Тематические часы, посвящённые 55-летию первого

полёта человека в космос.

Тема:

«Звёздный избранник».
51
«Гагаринпуть к звёздам».


Городская патриотическая акция

«День героев отечества»
52
Мероприятия с организацией

«Боевое братство» АГО


Никто не забыт: приведение в порядок мемориалов,

захоронений ветеранов

« Бессмертный полк»

Марафон

Добрых

Дел


Участие в демонстрации, посвящённой Дню

Победы!

Патриотическая акция

«Дерево Победы»

«Под Знаменем Победы!»


Мероприятия к Дню Победы!
55
Патриотическая акция «Голубь Победы!»

Патриотическая акция

«Георгиевская лента»

Акция

«Доброе сердце»


Городская патриотическая акция

«Свеча памяти»

22 июня -

«День памяти и скорби», посвященной началу

ВОВ 1941-1945гг.
56

Участие в общероссийском проекте

«Книга Памяти»

Сбор информации о ветеранах ВОВ АГО
57

Участие обучающихся в предметных олимпиадах,

конкурсах, смотрах, выставках, научно-практических

конференциях.


Общероссийская викторина с международным

участием

«70-летию Победы посвящается,,!».


Международная викторина

«История России в датах - №1»


Общероссийская, с международным участием,

викторина

«Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва»


Межрегиональный историко-патриотический

конкурс:

«Морская Слава России
62

Всероссийский тест по истории Отечества:


Награждения по итогам мероприятий, конференций,

конкурсов
64

Методическая работа

УМК, обобщение опыта, методические разработки

уроков, предметные недели
65

Участие в вебинарах, семинарах:


Результативность работы:

Главное – помочь каждому обучающемуся обрести личное осознанное отношение к истории, Родине соотнося свое мнение с ценностями разных эпох и общечеловеческими ценностями.
28.10.16

Спасибо

за внимание!


В раздел образования