Напоминание

Подготовка к ЕГЭ


Автор: Бажева Мадина Мухарбиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №1" с.п. Аргудан
Населённый пункт: с.п. Аргудан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ЕГЭ
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Готовимся к ЕГЭ по русскому языку

(интернет-курс)

Комментарии к выполнению заданий

и проверочные тесты

Учитель высшей категории

МКОУ СОШ № 1 с.п. Аргудан

Бажева М.М.


Дорогой друг!
В этом году тебе предстоит сдавать Единый государственный экзамен по русскому языку. Подготовиться к нему тебе поможет данный образовательный ресурс. Его первый уровень представляет собой комментарии к выполнению заданий, с помощью которого ты можешь вспомнить определённое правило из курса русского языка и усовершенствовать свои умения и навыки. Второй уровень – проверочные тесты по данным темам. Надеемся, что эти занятия помогут тебе успешно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
Желаем удачи!

Модуль 1.

А18. СЛИТНОЕ, ДЕФИСНОЕ, РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

1. Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и

другие, наречий ПОТОМУ, ПОЭТОМУ и другие, в отличие от

сочетаний ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЧТО БЫ и другие.

Слитно

Раздельно

(можно заменить синонимами

той же части речи)

(можно разделить на компоненты: один из

них убрать или переставить в другое место,

вставить между ними слово)
Сестра учится в колледже. Мой друг ТОЖЕ учится в колледже (= и мой друг учится в колледже). Брат ТАКЖЕ учится здесь (= и брат учится здесь). Задали ТО ЖЕ, что и вчера (= задали то, что и вчера; то же самое). Он учится ТАК ЖЕ хорошо, как сестра (= он учится так хорошо, как и сестра). ЧТОБЫ знать, надо учить (= для того чтобы знать, надо учить). Хочу, ЧТОБЫ ты знал. ЧТО БЫ я мог сделать? (= Что я мог бы сделать? Или: Что я мог сделать?) Комната небольшая, ЗАТО уютная (= комната небольшая, но уютная). Берись ЗА ТО, с чем справишься (= берись за такое дело, с которым справишься). Работа шла успешно, ПРИТОМ (ПРИЧЕМ) быстро (= успешно и быстро). ПРИ ТОМ директоре дела шли плохо (= при предыдущем, старом). ПРИ ЧЕМ здесь мороз? Мороз НИ ПРИ ЧЕМ. Забыл включить будильник, ПОЭТОМУ (ПОТОМУ, ОТТОГО, ПОЧЕМУ, ОТЧЕГО) опоздал на работу. ЗАЧЕМ она приходила?(= с Скучаю ПО ТОМУ городу (по городу; по родному городу). ЗА ЧЕМ (за солью, хлебом, деньгами) она приходила?
какой целью)
Проверочный тест.

1. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) К этому времени из отдела кадров прислали замену (не)допущенной в рейс команде. (Л.Князев) 2) Бланк с фотографией был (не)заполнен. (В.Богомолов) 3) (Не)сильный, но очень холодный ветер косо гнал сухие снежинки. (В.Успенский) 4) Ни одна собака в мире (не)считает обыкновенную преданность чем-то необычным.(Г.Троепольский)
2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Новое судно (не)привычно высилось на пустынном берегу. (И.Чесноков) 2) Дом отдыха для ответственных работников был (не)велик, но очень удобен.(В.Гроссман) 3) Вокруг печки стояли полукругом длинные, сколоченные из (не)оструганных досок столы. (А.Иванов) 4) Тимофей был доволен, что, (не)колеблясь, исправил свою ошибку. (И.Акимов)
3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)ожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль просеки показалась птица.(Г.Троепольский) 2) (Не)смотря на середину марта, весна уже смело заявляла свои права. (Л.Чарская) 3) Бим, как по команде, лег, (не)спуская взора с птицы... (Г.Троепольский) 4) Когда (не)чего сказать, легче всего разводить руками. (А.Алексин)
4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Андрей тогда изо всех сил (не)взлюбил девочку. (А.Приставкин) 2) Тальберг как член революционного военного комитета, а (не)кто иной, арестовал знаменитого генерала Петрова. (М.Булгаков) 3) Таксист был рассержен (не)предвиденной остановкой. (А.Алексин) 4) В последние месяцы Бим (не)заметно вошел в мою жизнь и занял в ней прочное место. (Г.Троепольский)
5. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (Не)подалеку под сенью лозняка виднеется свежая глина вперемешку с голышами. (Е.Носов) 2) Щенок был (не)большой, уши его пока еще не торчали.(Ю.Коваль) 3) Птицы любят (не)всякий лес.(А.Солженицын) 4) (Не)яркие зимние тени от редких деревьев расплывались на снегу. (А.Иванов)
6. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Лысый господин с (не)доумением рассматривал странного мальчика. (Л.Андреев) 2) Из-за пушистого снега на дороге (не)слышно было даже своих шагов. (В.Тендряков) 3) Круглые булыжники мостовой были (не)похожи один на другой, как разные братья. (Ю.Тынянов)
4) Корчма представляла собой едва ли (не)удвоенную в размерах крестьянскую хату.
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) За черной (не)замерзшей рекой белела даль. (А.Бек) 2) (Не)допитый кофе давно остыл. 3) Мальчики вздрогнули: (не)замеченная ими стая воробьев поднялась и с шумом вылетела из конюшни. (А.Рыбаков) 4) Хотелось бы всех поименно назвать, да отняли список, и (не)где узнать.(А.Ахматова)
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Уваров понимал (не)избежность встречи с немецким часовым. (М.Алексеев) 2) На склоне стоял чистый, (не)захламлённый валежником лес. (В.Быков) 3) Звук пилы (не)глубокий, но очень отчетливый и выразительный. 4) Звенела музыка в саду таким (не)выразимым горем.(А.Ахматова)
9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Андрей, (не)решаясь сесть, прислонился плечом к косяку двери. (Г.Адамов) 2) Сердце к сердцу (не)приковано, если хочешь - уходи.(А.Ахматова) 3) Александр слушал с (не)которым нетерпением и взглядывал по временам в окно, на дальнюю дорогу.(И.Гончаров) 4) Александр был избалован, но (не)испорчен домашнею жизнью. (И.Гончаров)
10. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Разведчиков отделяла от немцев (не)широкая речка, поросшая камышом. (Э.Казакевич) 2) За углом послышались (не)ровные шаги и сиплое бормотанье. (Л.Андреев) 3) Машина (не)много потряслась на проселочной дороге и остановилась у леса.(Ю.Коваль) 4) Левчук еще глубже погрузился в воду, вперил взгляд в (не)заслоненный кустарником узенький край берега. (В.Быков)
Модуль2

А19.

Слитное написание производных предлогов, предложных

сочетаний, союзов и наречий

Предлоги

Правило - подсказка
Ввиду, вследствие = из-за: Ввиду (вследствие) дождей река разлилась. — Из-за дождей река разлилась. Запомните: иметь в виду.
Вроде = наподобие: Это здание вроде (наподобие) шара. Вслед = вслед за: Вслед (вслед за) убегающим(-и) детям (- ьми) раздался смех. Вместо = взамен: Вместо (взамен) Саши выступил Андрей. Насчет = о: Мы говорили насчёт (о) поездки(-е). Наподобие = вроде: Что-то наподобие (вроде) человека вышло из леса. Несмотря на = невзирая на: Мы продолжали работать, несмотря на (невзирая на) усталость. Навстречу (кому?): Пойти навстречу другу. Наперекор = вопреки: Он пошёл в горы наперекор (вопреки) желанию матери. Всегда раздельно пишутся следующие предлоги: в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине.
СОЮЗЫ

Союз

Правило
-
подсказка
Также = тоже, и: Он тоже (также) студент. — И он студент. Пишите же всегда раздельно в следующих сочетаниях: • то же ... что • то же самое • одно и то же • так же, как • всё так же • всё то же По радио передавали то же, что и вчера. То же самое я видел и в прошлом году. Петр так же хорош, как и его отец и т.д. Чтобы (чтоб) = для того чтобы: Я пришёл, чтобы (для того чтобы) дать вам волю. Если бы можно опустить или переставить — пишите раздельно: Что бы мне почитать? — Что мне почитать? — Что мне почитать бы? Запомните написание: во что бы то ни стало.
Итак = следовательно: Итак, я никому оказался не нужен. — Следовательно, я никому оказался не нужен. Зато = но: Мал золотник, зато (но) дорог. Причём = притом (к тому же): Сын у меня красивый, причём (притом (к тому же) умница большой. Сочетание ни при чем пишется в три слова! Притом = причём (к тому же, вместе с тем): Он рассердился, притом (причём) сильно. Оттого = потому: Мне грустно оттого (потому), что весело тебе. Потому = оттого, поэтому: Я устала, потому (оттого, поэтому) и спать хочу.
Обратите внимание!
Союзы
как будто, то есть, потому что, так что, как бы
пишутся всегда раздельно!
ПИШИТЕ НАРЕЧИЯ СЛИТНО, ЕСЛИ ОНИ ОБРАЗОВАНЫ:
Приставка + наречие Задолго, навсегда, послезавтра, извне. Приставки на-, в- + собирательное числительное Надвое, вдвое, впятером, НО: по двое, по трое. Приставка + местоимение, полн. прилагат. (не начинают., с гласной) Вничью, впрочем, зачастую Приставка + краткое прилагательное Досуха, набело Приставка + существительное, где между приставкой и существительным нельзя вставить определение Вброд, исподтишка
ПИШИТЕ НАРЕЧИЯ РАЗДЕЛЬНО, ЕСЛИ:
Существительное сохранило некоторые падежные формы на корточки (на корточках) за границу (за границей) НО:
наизнанку (с изнанки) поодиночке (в одиночку) наспех (не к спеху) Между существ. и предлогом можно вставить определение в меру (в полную меру) на скаку (на полном скаку) до смерти (до самой смерти) Предлог В + существ., прилаг., начинающ. с гласной буквы в обнимку, в упор, в ударе Предлоги В, НА + существительное в предлож. падеже на днях, на радостях, в потемках
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ

Через дефис
-то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так- таки)
Раздельно
же (ж) (кроме союзов тоже, также) бы (б) (кроме союза чтобы) ли (ль) будто дескать как будто почти что после кое- следует предлог (кое с кем) ведь мол
ДЕФИСНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ

Через дефис пишутся

Примеры
1. Сложные существительные  состоящие из двух самостоятельных слов,  обозначающие стороны света,  имеющие пол- и вторую часть, начинающуюся с большой буквы, гласной, с л,  обозначающие названия механизмов, термины,  сложные единицы измерения,  слова с иноязычными элементами вице-, экс-, унтер-, обер- и т.д. диван-кровать юго-запад пол-Сибири, пол-ананаса, пол-листа динамо-машина премьер- министр, тонно-километр вице-адмирал, экс- чемпион, унтер-офицер, обер-лейтенант. Но пишите слитно существительные с элементами авто-, радио-, био-, авиа-, фото-, зоо-, аэро-, метео-, агро-, вело-, стерео-, нео-, моно-, электро-, микро-, кино-,
гидро-, теле- 2. Сложные прилагательные  образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и)  образованные от существительных, которые пишутся через дефис  обозначающие оттенки цвета  первая часть оканчивается на -ико англо-русский юго-восточный ярко-красный физико-математический 3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов нежданно-негаданно, красным-красно 4. Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над 5. Неопределённые местоимения и наречия с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь кое-кому, что-то, кто- нибудь, кем-либо 6. Наречия, образованные  от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов -ому (- ему), и  от числительных с помощью приставки во-(в-) и суффикса -ых(- их). по-хорошему, по- городскому, по-русски
Исключения:
потому, поэтому, почему, посему, Во-первых, в-третьих
Проверочный тест.

1
. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность. 2) Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении. 3) Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать — громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы. 4) (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

2
. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) (В)СКОРЕ Степан привезет почту, а ТАК(ЖЕ) продукты. 2) Выражение лица у неё было такое, словно она готова (ТОТ)ЧАС заплакать, (НЕ)СМОТРЯ на то что новости были очень хорошие. 3) По некоторым мелочам, ПО(ТОМУ), например, как оба они (В)МЕСТЕ варили кофе, я мог заключить, что живут они мирно, благополучно и что они рады гостю. 4) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.
3
.В каком предложении выделенные слова пишутся через дефис? 1) Было уже ТЕМНЫМ(ТЕМНО), когда ГДЕ(ТО) С(ЛЕВА) вдруг ИЗ(ЗА) леса вылетел яркий светящийся шар. 2) (ВИЦЕ)АДМИРАЛ приказал идти на (ЮГО)ЗАПАД. 3) (БЕЛО)СНЕЖНЫЕ ландыши (ПО)ПРЕЖНЕМУ радовали нас своим ароматом. 4) КОГДА(НИБУДЬ) ты ТО(ЖЕ) будешь делать такие красивые вещи.
4
. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) И (ТОТ)ЧАС же хлынул дождь, да такой проливной, какой (ЗА)ЧАСТУЮ бывает только в тропических лесах. 2) Мне было горько (ПО)ТОМУ, что я не хотел обидеть Машу, тоже готовившую сообщение (ПО)ЭТОМУ вопросу. 3) Качели взлетели высоко (В)ВЕРХ, (КАК)БУДТО выше верхушек вишен. 4) (В)НАЧАЛЕ прошлого века (ОТ)ТОГО дома был прорыт подземный тоннель к пруду.
5.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. 2) Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире. 3) Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист. 4) ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.
Модуль 3

А20.Пунктуация в сложносочинённом предложении

и простом предложении с однородными членами

Задание звучит так :
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Алгоритм работы с этим заданием несложен: необходимо определить количество грамматических основ в предложении и выбрать правильный ответ. Вспомним постановку запятой в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении. 1. Между однородными членами, соединенными неповторяющимся союзом И, запятая
не ставится.
ОиО Много лет жили и трудились в Сибири потомки Ермака Тимофеевича. Название книги может многое рассказать о её содержании и об авторе. 2. Простые предложения, входящие в состав сложносочинённого, разделяются запятыми. [ ],и [ ] Панночка засмеялась, и девушки с криком увели за собою представлявшую ворона. Издали только мерещился огонёк, и кони, чуя близкое стойло, торопились, насторожа уши и вковавши очи во мрак. 3. Запятая не ставится: 1) если части сложного предложения имеют общий второстепенный член (ОВЧ) [овч ] и [ ] В саду было сумрачно и пахло прелой листой и грибами. (Было сумрачно и пахло прелой листвой и грибами (где ?) в саду.) Скоро опадут листья и начнутся дожди. (Опадут листья и начнутся дожди (когда?) скоро.)
Обратите внимание!
Отличайте сложносочинённое предложение от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами!
Сложносочинённые

предложения

Простые предложения с

однородными членами
Пример: В небольшой комнатке было душно, и прямо до смерти хотелось искупаться Это сложносочинённое предложение, состоящее из двух односоставных безличных предложений; грамматические основы
было душно
и
хотелось

искупаться
связаны соединительным союзом И. Венька сделал пять шагов по палубе и шагнул прямо в реку. Это предложение с дистантными, т.е. удаленными друг от друга, однородными сказуемыми
сделал
и
шагнул
, связанными соединительным союзом И. Вся поверхность озера была покрыта белыми и розоватыми кувшинками, похожими на большие снежинки.
Повторите типы односоставных предложений! (См. задание В4!) (Предложение с однородными определениями).
1
. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Соревнования из-за дождя не состоялись ( ) и решено было перенести их на ближайшее воскресенье. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И за- пятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2:
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: В лесу ещё снег лежит нетронутый ( ) и деревья стоят в снежном плену. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна, т.к. есть общий второстепенный член.
3:
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Стволы деревьев, освещенные огнём костра, шевелятся ( ) и тоже напоминают монахов. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
4:
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания ( ) и реализации его в художественном образе 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

5
: Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Уже давно стемнело ( ) и звёзды ярко засияли на бархатном тёмно- синем покрывале небосвода. 1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
6
: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Далекие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна. 2) Предложение сложносочинённое, перед союзом И ставится запятая. 3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4) предложение сложносочинённое, запятая перед союзом И не ставится.
7
. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Модуль 4

А21.Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

(определениями, обстоятельствами, приложениями)

Задание сформулировано примерно так:
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Как обычно, повторим теорию.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными, например: Он сердито швырнул окурок,
зашипевший в луже
, засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и,
нагнув ещё не

успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в

желудке тяжесть скверного обеда
, принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович) В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о и?), зашипевший в луже), и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как ?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда).
На обособление второстепенных членов влияет:
I. Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. а) Перевозчиков из деревни Часовни,
лежащей на берегу
, набежало множество, предлагая свои услуги. (Акс.) (Обособлено определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова деревни. )
Обратите внимание!
б) Снасть состояла из
брошенной поперёк реки бечевы
с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы. (М.-С.) (Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы.) 2. Наличие личного местоимения а)
Зараженный примером своего дяди
, я начал подражать ему. (Акс.) Я,
зараженный примером своего дяди
, начал подражать ему. б)
Изнеможённый, растерянный
, он начал припоминать все молитвы. (Г.) Он,
изнеможенный, растерянный
, начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы,
изнеможенный,

растерянный
. (Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.) 3. Наличие или отсутствие зависимых слов при второстепенных членах Яблоки,
сбиваемые ветром,
скатывались в самый панский двор.(Г.) (Обособляется причастие с зависимым словом.) Сбиваемые яблоки скатывались в панский двор. (Зависимого слова нет.) 4. Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. Немку,
несмотря на её полную безобидность,
прислуга не любит. (Г.- М.)
Благодаря связям и подвижности зятя
, Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров.(Г. Данилевский)

Обратите внимание!
5. Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене.
Движимый добрым чувством,
Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Г.-М.) (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.) Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления. Обособленные определения 1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного: Особенно любил я беседы с ночными извозчиками, бедными подгорными крестьянами,
прибывшими в столицу с окрашенными

вохрой санишками и плохой клячонкой
. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море,
всё покрытое мелкой рябью золотых

чешуек.
2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:
Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой

бородой
, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе. Он ехал шагом,
толстый, обрюзглый
, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами. (По И. Тургеневу) 3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:
Исполненный недоумения
, возвратился Юний на площадь.(Т.)
Рассерженный нами
, пёс бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых) 4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение: Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине
нервущуюся
щепу
, длинную и широкую
. (К.Седых)
Полусмешная
вражда,
старинная и глубоко укоренившаяся
, готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.) Из
чёрной
тучи,
огромной и грозной
, веером рассыпались молнии. (Акс.) С нею был юноша,
красивый и сильный
. (М.Г.) 5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения: Маленький Тема, бледный,
с широко раскрытыми глазами
, стоял
перед сломленным цветком. Повар,
в грязном белом фартуке
, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных, Аким собирается разводить плиту. Отец,
седой, хмурый
по обыкновению, в белом кителе, что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому) 6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова: Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях,
величественные и угрюмые
. (М.Г.) Морозка протискался в дверях и стал рядом с Дубовым
, сумрачный и

злой
. (Ф.) Это были броненосцы второго класса,
старые, с малым ходом
.(Н.- Пр.) Епифан встретил его с колом в руке,
тёмный от гнева
. (К. Седых.) 7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного: Мысль,
страшнее прежней
, заставила его содрогнуться.(Г.-М.) Какой свет,
тоньше и чище солнечного света
, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твоей одежды? (Т.) Обособленные обстоятельства 1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении: Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры,
возвратив ему его достояние
.
Облегчив душу благим намерением
, Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор. Он приближался, держа
фуражку
, наполненную вишнями. (По А.Пушкину) 2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями: Аграфена принялась помогать ей,
охая и причитая.
(К. Седых) Девочка,
улыбаясь и лопоча
, протягивала ручонки. Солнце,
искрясь и сверкая
, играло на гребнях волн.(М.Г.) 3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:
Поднявшись
, Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь, пока не заныли зубы.
Засмеявшись
, все вышли в сени. Бабы,
перебраниваясь
, разошлись по домам. (По К.Седых) 4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на: Казак мой,
вопреки приказаниям
, спал крепким сном.
К счастью,
по причине неудачной охоты
, наши кони не были измучены. (Л.)
Несмотря на страх
, я пошёл по галереям подземелья.(Кор.) В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад,
несмотря на

все предосторожности.
(М.-С.)
Обратите внимание!
 Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия:
И день и ночь
по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя. Николай работал
засучив рукава.
 Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?): Ирина стояла
не двигаясь
. Обломов принимал гостей
лежа
. Казак отошёл
не торопясь
. (Шол.) Я наблюдал эту сцену
не отрываясь
. По дороге к большому городу
не спеша
идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове
не переставая
в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)
Проверочный тест.

1
.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко- торых в предложениях должны стоять запятые? Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно. 1)1,4 2)2,3 3)3,4 4)1,2,3,4
2
. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле. 1)1,2 2)2,3,4 3)2 4)1,2,3,4
3.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмнокрасных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи. 1)1,2 2) 2,4 3)2,3,4 4)1,3,4
4.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву. 1)1,2,3,4 2)2,3 3)1 4)3,4
5.
.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3)складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
Модуль 5

А22. Знаки препинания при вводных словах и конструкциях Значения

вводных слов и конструкций

Примеры
1. Различные чувства К счастью, к несчастью, к сожалению, на беду, к моему удивлению, к ужасу 2. Различная степень уверенности Конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй 3. Источник сообщения По-моему, по-твоему, на мой взгляд, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по сообщению кого-либо, по слухам 4.Последовате льность, связь мыслей Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, впрочем, кстати, кроме того, в общем, с одной стороны, с другой стороны 5. Способ оформления мыслей Одним словом, иными словами, иначе говоря, короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать 6. Степень обычности По обыкновению, по обычаю, по крайней мере, без всяких преувеличений
Проверочный тест.

Служили (1)помню(2) мы тогда почти в пустыне и от жары (3)


бывало (4) едва не сходили с ума.
1) 1, 2 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
Лесник(1) однако (2) не спешил уходить и (3) видимо (4) решил

дождаться нашего возвращения.
1) 1 2) 2,3,5 3) 1,4,6 4) 1,2,3,4
Шорох листьев (1) вдруг (2) заставил нас оглянуться. И это было (3)

как казалось (4) очень вовремя
. 1) 1,2 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
Берег (1) между тем (2) все приближался и (3) кажется (4) становился

более высоким и неприступным.
1) 1,2 2) 2 3) 3,4 4) 1,2,3,4
Я не знаю (1) право (2) есть ли у скворца свои собственные мотивы (3)

однако (4) вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого.
1) 1,2 2) 3,4 3) 3 4) 1,2,3
Это нагнало на меня такую хандру, что море (1) казалось (2)

опротивело мне навсегда.

В вышине чернеют обдутые ветром макушки рослых плакучих

берез, и тонькие веточки (3) кажется (4) нарисованными тушью на

синей глади неба.
1) 1,2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3

Огромное расстояние отделяет примитивные (1) казалось бы (2) звуки

колокола от совершенства симфонической музыки. Но (3) честное

слово (4) при при колокольном звоне испытываешь не менее глубокое

волнение.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,4
Основные зимние соревнования будут проходить в Красной Поляне.

Во-первых (1) это самое снежное место в Европе (2) а (3) во-вторых

(4) близлежащие склоны гор позволяют создать самые “крутые”

горнолыжные трассы.
1) 1,2 2) 3,4 3) 1,2,4 4) 1,2,3
Наш попутчик (1) к счастью (2) был умен и общителен (3) а (4)

главное(5) умел разрядить обстановку.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,5 3) 1,2,3,5 4) 1,4,5
Модуль 6


А23. Знаки препинания при однородных членах предложения

Проверочный тест.

1.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением усталости и скуки. Разделяются запятыми, если не соединены одиночным союзом
И, ДА
(в значении И),
ИЛИ,

ЛИБО
Лебеди, гуси, утки готовились к отлету. Возьму и куплю машину. Пойди и посмотри расписание. Запятая перед второй частью двойных союзов ставится: Не только O, но и O Как O, так и O Не так O, как O Не то что O, а O Не то чтобы O, а (но) O Если не O, то O Хотя и O, но O Сдал не только зачеты, но и экзамены. Цирк любят как дети, так и взрослые. Нести коробку было не так тяжело, как неудобно. Он не то что очень спешил, а все же торопился. Было не то чтобы холодно, но прохладно. Если не завтра, то послезавтра. Комната хотя и большая, но темная. Запятая при однородных членах с повторяющимся союзом в следующих случаях: O, и O, и O и O, и O, и O O и O, O и O Если союз
И
соединяет несколько пар слов, не объединенных в однородный ряд, то запятые не ставятся. Не ставится запятая в устойчивых оборотах (фразеологизмах) с союзами
и…и, ни…ни
Писатель вложил в торопливые страницы свою веру, и боль, и романтику. Пахнет хлеб и степью, и небом, и травой, и парным молоком. Он умен и добр, весел и трудолюбив. Загадочным и таинственным казался этот девственный лес и жившие в нем сильные и смелые люди. И стар и млад собрались на площади. Лиза проснулась ни свет ни заря. При однородных членах с обобщающим словом ставятся следующие знаки препинания: O: O, O, O. O, O, O, O – O O: O, O, O ─ … Все сияло: и поле, и дорога, и воздух, но мы этого не замечали. На дорожке, на траве, на скамейке – повсюду желтые листья. Все вокруг: и поле, и дорога, и воздух – сияло от предвечернего солнца
2) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения. 3) Картины и вазы и мелочи в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина. 4) Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. 2. Художник был увлечён не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм. 1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц. 2) Иван Иванович всегда даёт каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни. 3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке. 4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи тёплого сыроватого ветерка.
3.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Санин ощущал во всем своём существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья. 2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные. 3) Снаряды рвались справа и слева и впереди. 4) От него не было ни слуху ни духу.
4.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят. 2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича. 3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других. 4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5 .
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным. 3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов. 4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Модуль 7


А24. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
• Признаком придаточного предложения являются
союзы и союзные

слова
: который, какой, кто, что, куда, откуда, когда, пока, как, словно, будто, точно, если, ибо, хотя;
частица
ли в функции союза что,
составные союзы
: для того чтобы, вместо того чтобы, прежде чем, с тех пор как, после того как, по мере того как, подобно тому как, так как, так что, потому что, ввиду того что, вследствие того что, несмотря на то что и др. • Придаточное предложение отделяется от главного запятой и выделяется с двух сторон запятыми, если стоит внутри главного: Когда идет снег, приятно видеть белую землю; На зеленых кустах, которые смотрелись в воду, сверкала роса. • Если придаточное предложение стоит в начале сложного предложения, составной союз не расчленяется запятой: Оттого что взошла луна, стало светло. Если придаточное предложение стоит после главного, запятая при составном союзе ставится один раз в зависимости от смысла и интонации: луна Стало светло, оттого что взошла луна; Стало светло оттого, что взошла. • Запятая не ставится между двумя придаточными предложениями, соединенными одиночным союзом
и, да
(в значении и),
или, либо
: Мы не знали, куда поплывем и чем закончится наше путешествие. Если подчинительные союзы (союзные слова) одинаковы, второй может быть опущен, но это не отражается на знаках препинания: Весной иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвой и (когда) все лесные певчие птицы давно прилетели. • Если рядом оказываются союзы, связывающие предложения (или союз и союзное слово), то обычно между ними ставится запятая: Мы знаем, что, если будем добросовестно готовиться к экзамену, успешно сдадим его. В этом случае возможно прочтение предложения без придаточной части, выделяемой запятыми с двух сторон: Мы знаем, что успешно сдадим его. В тех же случаях запятой нет, если дальше идет вторая часть двойного союза:
если…то
,
как…так и , чем…тем, хотя…но
(однако): Мы не знаем, что если будем добросовестно готовиться к экзаменам, то успешно сдадим его.
Тире в бессоюзном сложном предложении
Условия постановки знака Вспомогательное условие Схема предложения Примеры 1) Если во второй части содержится указание на быструю смену событий или неожиданный результат. [ ] — [быстрая смена событий, неожиданный результат ]. Емеля быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с
быстротой молнии. Грянул выстрел — олень, как стрела, понесся вперед. (М.-С.) 2) Если во второй части выражено противопоставление. Между частями предложения можно вставить союз
а
или
но
. [ ] — противопоставление]. Начал дед выспрашивать — никто знать не знает. Станет тебя терновник царапать. густой орешник заслонять дорогу — ты всё иди. Уже настали сумерки — они всё едут. (По Н. Гоголю) 3) Если вторая часть является следствием или результатом того, о чём говорится в первой части. Между частями предложения можно вставить слова п
оэтому,

тогда.
[ ] — [следствие, результат]. Прошумит ли пуля — валится лихой седок с коня; свистнет сабля — катится по земле голова, бормоча языком несвязные речи. Зальется песней — душа гуляет. Вот наступает Катеринин отец — подаётся пан Данило. Наступает пан Данило — подаётся суровый отец. (По Н. Гоголю) 4) Если во второй части содержится сравнение. Перед ней можно вставить союз
будто
или
словно.
[ 1 — [сравнение]. Запоёт — реченька зажурчит, смотрит — солнышком
обогреет. 5) Если во второй части предложения есть слова
так,

такой, таков.
[ ] — [так, такой, таков]. Сражаться до конца — таков был приказ. Бережно относиться к женщине — такой завет оставил Павлу отец. (Горб). Базарбай выполз, зажмурился — так сверкали высокие горы. (Ч. Айтматов) 6) Если перед второй частью предложения можно вставить слово это или если оно уже есть. [ ] - это [ ]. Где-то на краю занялось полымя — загорелся стог или изба. (Фад.) На мгновение вспыхнули две зелёные искорки — это открыл глаза кот, обеспокоенный холодными жёсткими лапами соседки. Такого типа пустить в расход — святое дело. (Ч. Айтматов) Но не старость была виною — сила одолела силу. (Г.) 7) Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. В этом случае перед первой частью можно поставить союз
когда.
[время]| — [ ]. Выглянет солнце после дождя — лес ярко зеленеет и горит алмазными искрами. Девушка встала
— вся её свита с возгласами и чемоданами кинулась к экипажу. Умру — некому глаза закрыть. (М.-С.) 8) Если первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. В начале первой части можно поставить союз
если.
[условие ] — [ ]. Не понравилось у одного хозяина — пошёл работать к другому. Пустить лебедя —улетит за стадом и пропадёт. Щи подадут — жиру не продуешь; кашу подадут — ложка стоит. (По Д. Мамину- Сибиряку.)
Проверочный тест.
1.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий. 2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на
следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в козацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке — одним словом, везде. 1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого. 2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. . 4.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Подрастут лебедята — отец с матерью выведут их сперва на воду, а потом начнут учить летать. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас- крывает содержание того, о чём говорится в первой части. 2) В первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части. 3) Первая часть обозначает условие совершения действия, о котором говорится во второй части. 4) Во второй части содержится указание на быструю смену событий. 5.Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Горный Щит — довольно большое село, раскидавшее свои избушки по берегам мелкой речонки. 1) Тире ставится в неполном предложении вместо сказуемого. 2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи. 3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 6.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Большую роль в опере А.П. Бородина «Князь Игорь» играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя. 1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,
раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Модуль 8

А25 - Знаки препинания в сложном предложении с различными

видами связи
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным
Возможные трудности

Добрые советы
Основные трудности этого теста связаны с тем, что его материал может включать очень широкий круг пунктограмм (охватывая практически все правила пунктуации для сложных предложений). Советуем повторить соответствующие правила, заглянув в справочные материалы:  Знаки препинания в сложносочиненном предложении;  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным;  Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными;  Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;  Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи. Наиболее часто в тесте встречаются предложения со стечением сочинительного и подчинительного союзов: Не бывает скучно в лесу, и _ если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути. Возникает вопрос, следует ли ставить на месте пропуска запятую. Напомним, что при стечении сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится только тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но. Не бывает скучно в лесу, и, если вы взгрустнёте, повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути. Не бывает скучно в лесу, и если вы взгрустнёте, то повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу, которая встретится на вашем пути. (Обратите внимание на союз если
— то.) Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи ставятся в соответствии с правилами пунктуации в различных типах сложных предложений, см.: Знаки препинания в сложносoчиненном предлoжении; Знаки препинания в сложнопoдчиненном предлoжении с одним придаточным; Знаки препинaния в слoжнопoдчиненном предлoжении с несколькими придатoчными; Знаки препинания в бессoюзном сложнoм предложении. Обратим внимание на особый случай пунктуационного оформления. В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. По общему правилу пунктуационного разделения частей в сложном предложении перед подчинительным союзом необходима запятая. Он проснулся рано, и, хотя после вчерашнего падения все тело еще болело, в голове было ясно, настроение было бодрым. (Знаки препинания поставлены в соответствии с общим правилом. Если выделенную запятыми придаточную часть с хотя изъять из предложения, то общее синтаксическое построение не нарушится: Он проснулся рано… и в голове было ясно.) Однако иногда подчинительный союз в таких предложениях становится частью двойного союза если — то, когда — то, хотя — но и т. п. В этом случае придаточную часть уже невозможно изъять из предложения без разрушения всего синтаксического построения. Запятую перед подчинительным союзом здесь ставить нельзя. Он проснулся рано, и _ хотя после вчерашнего падения все тело еще болело, но в голове было ясно, настроение было бодрым. (Здесь придаточную часть с хотя невозможно изъять из предложения. В противном случае остается анормальная конструкция Он проснулся рано, и… но в голове было ясно.) Итак, при стечении сочинительного и подчинительного союзов запятая между ними ставится только тогда, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.
Издали его лицо казалось спокойным, но, когда он подошел, стали

заметны плотно сжатые губы и напряженные желваки на скулах.

Издали его лицо казалось спокойным, но_ когда он подошел, то

стали заметны плотно сжатые губы и напряженные желваки на

скулах.


Проверочный тест.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Утром горы (1) лежали в тумане (2) сквозь (3) который (4) едва

виднелись их очертания.
1) 1,3 2) 2 3) 3 4) 2, 4 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые

солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги.
1) 1, 3 2) 1, 2 3) 3 4) 2, 4 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сочетание лексического и грамматического значений (1) может

образовывать сложные смысловые образы (2) анализ которых (3)

позволяет глубже проникнуть в содержание стихотворения.
1) 1 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 4 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По облакам (1) контуры (2) которых казались недостаточно

чёткими (3) можно было догадаться о предстоящей перемене

погоды.
1) 1,3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 3 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мы с восторгом (1) смотрели на великолепные берега пролива (2)

мимо (3) которых (4) проплывал наш катер.
1) 1, 3 2)2 3)3 4) 2, 4 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?.
Мужество (1) похоже на добродетель (2) повинуясь (3) которой люди

(4) совершают прекрасные дела.
1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В русской литературе (1) начало (2) которой исчисляется (3) со

второй половины X века (4) сформировалось представление о

единстве мира и его истории.
1)1,3 2) 2 3)1,4 4)2, 4
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я устроился (1) под деревом (2) крона (3) которого защитила меня

(4) от дождя.
1) 1, 3 2)2 3)3 4) 2, 4 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мохнатые ветви деревьев (1) образуют тёмный свод (2) сквозь (3) ко-

торый только кое-где (4) весело проглядывает солнечный лучик.
1) 1,3 2)2, 4 3) 3 4) 2 10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У некоторых видов тропических и субтропических рыб на голове

имеется присоска (1) с помощью (2) которой (3) они прикрепляются

(4) к самым различным животным.
1) 1 2) 1, 3 3) 2 4) 2, 4 11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Тренер распределил участников соревнований в команды (1) каждая

(2) из которых (3) включала пять человек (4) и ещё раз напомнил

правила игры.
1) 1 2) 2 3) 1, 4 4) 2, 4 12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Внимание матросов (1) привлекла мачта корабля (2) на верхушке

которой (3) перепуганно орал огромный черный кот.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 3 4) 2
13.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную

пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается

очень трудной для исполнения.
1) 1, 2, 4 2) 2 3) 2, 3 4) 2, 4
Модуль 9

А26. Выразительные средства грамматики. Грамматическая

синонимия.
Придаточное определительное легко заменить причастным оборотом, кроме тех случаев, когда союзное слово
который
выступает в творительном, дательном или винительном падежах с предлогом. Причастный оборот – это распространенное определение к какому-либо слову, и заменить его можно определительным придаточным
предложением к тому же слову; союзное слово (который) в этом случае должно быть подлежащим придаточного. Следует помнить, что, в отличие от глагола, причастие не имеет ни форм будущего времени, ни форм условного (сослагательного) наклонения. Поэтому формам будущего времени или условного (сослагательного) наклонения невозможно подобрать равноценную замену с помощью причастий. Наибольшие трудности при выборе правильного ответа возникают при анализе конструкций, содержащих в главной части сложноподчиненного предложения соотносительное слово – указательное местоимение. В этом случае синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, например: Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.
Что делаем?

Важно помнить!
1. Читаем предложения с правильной интонацией. 2. Ищем предлог перед союзным словом
который
. 3. Если варианта с предлогом нет, то ищем глагол будущего времени или глагол в условном наклонении в придаточном. 4. В качестве проверки заменяем в остальных примерах придаточную часть причастным оборотом. 5. Выбираем правильный ответ. Не можем заменить, если: • союзное слово
который
выступает с предлогом; • в придаточном имеется глагол в форме будущего времени; • в придаточном имеется глагол в форме условного наклонения; • есть соотносительное слово
тот
,
который
.
Проверочный тест.

1 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
Стояла прекрасная погода (1) и (2) хотя октябрь был в самом разгаре (3) на деревьях по-прежнему трепетала зелёная листва (4) а солнце грело по- летнему. 1) 1,2, 3,4 2) 1,3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
После праздников отношения между супругами совсем испортились (1) и (2) хотя они никогда не бранились при посторонних (3) но настроение у всех членов семьи было подавленное (4) а в доме царила гнетущая атмосфера. 1) 1,2, 3,4 2) 1,3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых в предложении должны стоять запятые?
Ветер усиливается (1) и (2) если погода не изменится (3) то придется ожидать в бухте (4) пока утихнет шторм. 1) 2,3,4 2) 1,2, 3,4 3) 1,3,4 4) 3,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
А потом начался осенний дождь (1) и (2) когда капли попадали на листики клена (3) то листики эти отрывались и падали на землю (4) которая уже вся была устлана желто-красным ковром. 1) 1,2, 3,4 2) 1,2,3 3) 1, 3, 4 4) 3,4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
Хотя у Жени не было никакого желания знакомиться с отчимом (1) она всё же пришла встречать его на вокзал (2) и (3) пока поезд подходил к перрону (4) изо всех сил старалась придать своему лицу радостное выражение. 1) 1,2, 3,4 2) 1,3,4 3) 1,3 4) 2, 3, 4
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
Погода в конце августа испортилась (1) и (2) хотя до конца каникул оставалась еще целая неделя (3) Сашка заскучал в деревне и начал проситься в город (4) куда уже должны были вернуться его школьные друзья. 1) 1,2, 3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

7. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома. 1) 1,2,4 2) 1,2, 3,4 3) 1, 2, 3 4) 2, 3, 4
8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?
Рецензия на фильм принадлежала известному кинокритику (1) и в ней говорилось (2) что (3) если бы главную роль исполняла более опытная актриса (4) то картина непременно получила бы престижную премию. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 2, 3 4) 2, 4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых в предложении должны стоять запятые?
Раздались пушечные выстрелы (1) и (2) когда дым рассеялся (3) то стало видно (4) что пехота двинулась в атаку. 1) 1,2,3 2) 3,4 3) 1,3,4 4) 1,2, 3,4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над морем вставало солнце (1) и (2) когда Саша посмотрела на башню маяка (3) то она заметила (4) что свет там уже не горит. 1) 1,3,4 2) 1,2,4 3) 2,3 4) 1,2, 3,4
Модуль 10

Итоговый тест
1.В каком предложении частица НЕ сос ловами пишется слитно? 1) Даже ничуть (не) сложная задача ставила его в тупик. 2) Ему всегда (не) доставало смелости в общении с людьми. 3) (Не) умеющий говорить кулаком пугает. 4) (Не)умный побеждает в состязании, а ловкий. 2.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно? 1) Он мгновенно удалился (за) тем, что (бы) на едине предаться грустным мыслям.
2) Казалось, мне все как(будто) улыбалось, на что (бы) я ни взглянул. 3) Я то (же) умел расхваливать вещи, которые мне (ни) сколько не нравились. 4) (В) следствие болезни ему пришлось некоторое время принимать лекарства (в) виде сиропа. 3.Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении. У Маши внезапно ярко заблестели глаза () и лицо покрылось нежным румянцем. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. 3) Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Здесь (1) в этом диком таежном краю (2) никто (3) кроме бурых медведей (4) не мог оставить характерные следы на (5) поросшем мхом и лишайником (6) стволе сосны.. 1) 1,2 2) 3,4 3) 5,6 4) 1,2,3,4 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Олень увидел меня (1) повернув голову на звук(2) громко хрустнувшей (3) ветки (4) и (5) сделав резкий прыжок (6) исчез в кустах. 1) 1,6 2) 1,4,5,6 3) 1,2,3,4,5,6 4) 1,2,6 6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я не знаю (1) право (2) есть ли у скворца свои собственные мотивы (3) однако (4) вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. 1) 1,2 2) 3,4
3) 3 4) 1,2,3 7.Как объяснить постановку тире в данном предложении? И гремучая дробь перепелиного боя, и усыпляющее пение жаворонков, и теплый ветер - все располагало ко сну, и Григорий, побежденный сном, закрыл глаза. 1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения. 2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения противопоставлено первой части. 3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время действия того, о чем говорится во второй части. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Многочисленные врачи (1) среди которых (2) был и известный профессор (3) вряд ли могли предполагать такой исход. 1) 1,2 2) 1,3 3) 2 4) 1,2,3 9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Смысл жизни в красоте (1) и в силе стремления к целям (2) и нужно (3) чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель. 1) 2,3 2) 1,2 3) 3 4) 1,3
Ключи к тестам № зад.
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13
А18 3 4 3 2 3 1 3 2 3 4 А19 2 4 2 1 1 А20 2 4 3 3 1 3 3 А21 4 3 2 3 2 А22 4 4 2 3 4 2 3 3 3 А23 4 1 1 2 4 А24 2 4 3 2 2 2 А25 2 4 2 1 2 2 3 2 4 1 3 4 2 А26 1 3 3 3 1 1 1 1 3 1 Итоговый тест 2 2 2 4 2 4 1 2 1


В раздел образования