Напоминание

"Вечер занимательной химии"


Автор: Попова Светлана Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 38"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Вечер занимательной химии"
Раздел: среднее образование





Назад





Конспект внеклассного мероприятия

Предмет:
химия.
Класс:
5-11.
Тема внеклассного мероприятия:
Вечер занимательной химии.
Цель:
создание условий для мотивации учащихся к изучению химии.
Задачи:
организация деятельности учащихся по:  формированию компетентности решения проблемных ситуаций;  развитию логического мышления учащихся посредством проведения занимательных опытов;  развитию познавательного интереса к химии.
Место проведения занятия: МАОУ «СОШ № 38», каб. 26.

Продолжительность занятия:
30 мин.
Материально-техническое обеспечение занятия:

Реактивы
: раствор йода, концентрированный раствор аммиака, раствор хлороводородной кислоты, спирт, сахар, концентрированная серная кислота, вареное яйцо, сухарик белого хлеба, йодная вода, кристаллический KMnO 4 , глицерин, спиртовые растворы солей: NaCl, Sr(NO 3 ) 2 , LiNO 3 , Ba(NO 3 ) 2 , H 3 BO 3
Оборудование
: лист фанеры, кристаллизатор, колба объемом 1 литр, вата, щипцы тигельные, фарфоровая чашка большая, стакан химический 50 мл, палочка стеклянная – 2 шт., спиртовка, скорлупки грецких орехов, лист бумаги с записью, заранее нанесенной растровом серной кислоты. В подготовке и проведении вечера занимательной химии участвовали учащиеся 8-11-х классов. К вечеру была подготовлена витрина «Что читать по химии», выставка коллекций, приборов и других наглядных пособий по химии. Члены химического кружка выполняют роль организаторов, готовят наглядные пособия к выставке, выпускают стенную газету «Юный химик», готовят рассказы-задачи по химии; на вечере организуют отгадывание химической викторины, загадок, шарад и кроссворда. Вечер занимательной химии проводился с целью закрепить полученные знания, углубить интерес учащихся к химии, привить им практические
навыки в изготовлении наглядных пособий, в разработке и осуществлении опытов. Роль ведущего была возложена на одного из членов кружка.
Ведущий
: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже более 200 лет назад сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике, производстве, в быту. Разнообразные химические процессы непрерывно происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с химическими продуктами. Обыкновенный кусок мыла и сложный фотоэлемент, платье, которое мы носим, бумага, на которой пишем, — тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем использования различных химических реакций. Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его совершать удивительнейшие превращения. Сегодня мы проводим вечер занимательной химии. Прошу принять в нем активное участие. Ваша задача – внимательно следить за химическими опытами и стараться объяснять их, ведь вы уже достаточно знаете, чтобы суметь это сделать.
Ведущий
. Внимание! Стреляющая бумага!
Первый

ассистент
выносит на листе фанеры листочки бумаги, дотрагивается до них стеклянной палочкой – раздается выстрел при прикосновении к каждому листочку.
Ведущий
. А теперь разберемся: что же происходит? Узкие полоски фильтровальной бумаги заранее нарезают и смачивают в 25 %-ном растворе иода в гидрате окиси аммония; полоски раскладывают на листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера. Выстрел получается тем сильнее, чем лучше пропитана бумага раствором и чем более концентрированным был раствор йодистого азота.

Ведущий
(держит в руке куриное яйцо). Обычное яйцо, но сколько пре- вращений может с ним произойти! Кто из вас, ребята, очистит яйцо, не разбивая скорлупы?
Второй

ассистент
помещает яйцо в кристаллизатор с раствором уксусной (или соляной) кислоты; через некоторое время вытаскивает яйцо, покрытое только подскорлуповой оболочкой.
Ведущий
. Объясните, что случилось со скорлупой? Объяснение этого опыта можно получить от присутствующих в зале, так как учащиеся знают, что в состав скорлупы в основном входит углекислый кальций, а в уксусной кислоте он переходит в растворимый уксуснокислый кальций (или хлористый кальций, если брали соляную кислоту). Опыт идет быстрее с соляной кислотой.
Ведущий
. Хорошо. А кто опустит это яйцо в бутылку целым?
Третий ассистент
вносит в широкогорлую бутылку смоченную в спирте и зажженную ватку и на отверстие бутылки кладет использованное в предыдущем опыте яйцо. Яйцо втягивается в бутылку, так как давление в ней становится меньше вследствие того, что кислород тратится на горение; атмосферным давлением яйцо вталкивается ц бутылку. (Не нужно сразу закрывать горло бутылки яйцом, а то яйцо слишком быстро втянется в бутылку и при падении может разорваться оболочка, тогда эффект опыта пропадет. Если яйцо втягивается постепенно, то оно остается целым.)
Ведущий
. Ребята, кто может сварить яйцо, не пользуясь огнем и элек- трическими приборами?
Четвертый

ассистент
берет яйцо, помещает его в стеклянную, лучше фарфоровую чашку, обкладывает его со всех сторон кусками негашеной извести и обливает водой. Через некоторое время вынимает яйцо, обмывает водой, чистит. Все видят, что яйцо сварилось.
Ведущий
. Кто же объяснит, какая реакция явилась причиной выделения теплоты? (Ответ дают учащиеся из зала.)

Ведущий
. А теперь поэкспериментируем с чаем, сахаром и сухарями. Ребята, что происходит с сахаром, если его сжечь? Из зала: «Обугливается! Чернеет!»
Ведущий
. Давайте попробуем сжечь сахар без помощи огня.
Пятый

ассистент
обливает кусочек сахара, находящийся в химическом стакане, концентрированной серной кислотой. Через некоторое время сахар чернеет, обугливается. Пояснение к опыту следует ожидать из зала, так как в 9-м классе учащиеся изучают это свойство серной кислоты.

Ведущий
. До чего же аппетитные сухарики. Так и хочется попробовать.
Шестой

ассистент
дает стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарь. Ведущий берет сухарь и смачивает его в поданной жидкости — сухарь синеет.
Ведущий
(возмущенно). Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что ты мне принес?
Ассистент
(смущенно). Простите, я наверно перепутал стаканы!
Ведущий
. Ну ладно, не время нам ссориться, хорошо, что я не пострадал (обращаясь ко всем). – Ребята! Вы можете мне объяснить, что же он принес вместо чая? Что произошло с сухарем? В стакане был раствор иода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел. Ведущий. А теперь поэкспериментируем с огнем. Какие вы знаете спо- собы добывания огня? Из зала приводят примеры – путем трения, используя электрическую искру, посредством спичек и пр.
Ведущий
. Попробуем обойтись без этих средств.
Седьмой ассистент
насыпает на кусок жести растертый в порошок перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин (1 см 3 ). Через некоторое время на куске жести появляется огонь: в результате реакции выделяется атомарный кислород, и глицерин воспламеняется.
Восьмой ассистент
: «Я тоже получу огонь без спичек, только при помощи «волшебной» палочки». Он берет растертый в порошок перманганат калия и капает на него кон- центрированную серную кислоту, помешивает смесь стеклянной палочкой, но огонь не появляется (в зале смеются, так как думают, что прозрачная жид- кость та же, что и в предыдущем опыте). Тогда ассистент подносит стеклян- ную палочку к фитилю спиртовки (фитиль должен быть влажным), и на фи- тиле появляется пламя. При взаимодействии серной кислоты с перманганатом калия выделяется атомарный кислород, который очень энергично реагирует со спиртом, поэтому достаточно поднести стеклянную палочку, смоченную
смесью, к фитилю, чтобы выделилось достаточное количество теплоты для воспламенения спирта.
Ведущий
(объявляет). Блуждающие огоньки! (в зале гаснет свет.) В ванну с водой помещают скорлупки от грецких орехов, наполненные спиртовыми растворами поваренной соли, нитрата стронция или лития, хлорида калия, нитрата бария или борной кислоты. В растворы помещают маленькие фитили и зажигают. Скорлупки плавают, пламя спирта окрашивается в разных скорлупках в разные цвета (поваренная соль окрашивает пламя в желтый цвет, нитрат стронция или лития – в красный цвет, хлорид калия – в фиолетовый, нитрат бария или борная кислота – в зеленый). После опыта дается пояснение.
Ведущий
. Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист бумаги. Кто поможет моей беде? В чем тут дело? Учащийся из зала (заранее подготовленный) нагревает лист бумаги над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты; при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и над- пись проявляется. Этот же учащийся напоминает всем о действии концентри- рованной серной кислоты на бумагу. Ученик передает письмо ведущему.
Ведущий
(читает). Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера, за хорошие опыты.
Ведущий
(обращается к зрителям). Спасибо, вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши «чудеса». Теперь вы видите, что ничего «чудесного», таинственного, сверхъестественного во всем, что было представлено на вечере, нет, что химия дает возможность понять и объяснить все эти явления. Многие из показанных нами опытов вы объяснили сами на основе тех знаний по химии, которые вы уже имеете. Чтобы проникнуть в тайны многих явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.
учитель Попова С.А МАОУ «СОШ № 38» г. Сыктывкар»


В раздел образования