Автор: Попова Светлана Александровна Должность: учитель химии Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 38" Населённый пункт: г. Сыктывкар Наименование материала: методическая разработка Тема: "Вечер занимательной химии" Раздел: среднее образование
Предмет: химия.
Класс: 5-11.
Тема внеклассного мероприятия: Вечер занимательной химии.
Цель: создание условий для мотивации учащихся к изучению химии.
Задачи: организация деятельности учащихся по:
формированию компетентности решения проблемных ситуаций;
развитию логического мышления учащихся посредством проведения
занимательных опытов;
развитию познавательного интереса к химии.
Место проведения занятия: МАОУ «СОШ № 38», каб. 26.
Продолжительность занятия: 30 мин.
Материально-техническое обеспечение занятия:
Реактивы :
раствор
йода,
концентрированный
раствор
аммиака,
раствор
хлороводородной кислоты, спирт, сахар, концентрированная серная кислота,
вареное яйцо, сухарик белого хлеба, йодная вода, кристаллический KMnO
4
,
глицерин, спиртовые растворы солей: NaCl, Sr(NO
3
)
2
, LiNO
3
, Ba(NO
3
)
2
, H
3
BO
3
Оборудование : лист фанеры, кристаллизатор, колба объемом 1 литр, вата,
щипцы тигельные, фарфоровая чашка большая, стакан химический 50 мл,
палочка
стеклянная
–
2
шт.,
спиртовка,
скорлупки
грецких
орехов,
лист
бумаги с записью, заранее нанесенной растровом серной кислоты.
В подготовке и проведении вечера занимательной химии участвовали
учащиеся 8-11-х классов. К вечеру была подготовлена витрина «Что читать
по химии», выставка коллекций, приборов и других наглядных пособий по
химии.
Члены химического кружка выполняют роль организаторов, готовят
наглядные пособия к выставке, выпускают стенную газету «Юный химик»,
готовят
рассказы-задачи
по
химии;
на
вечере
организуют
отгадывание
химической викторины, загадок, шарад и кроссворда.
Вечер занимательной химии проводился с целью закрепить полученные
знания,
углубить
интерес
учащихся
к
химии,
привить
им
практические
навыки в изготовлении наглядных пособий, в разработке и осуществлении
опытов.
Роль ведущего была возложена на одного из членов кружка.
Ведущий :
«Широко
распростирает
химия
руки
свои
в
дела
человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются
перед очами нашими успехи ее прилежания». Так уже более 200 лет назад
сказал гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов.
С необычайной точностью и прозорливостью определяют эти слова
могущество химии, ее место в жизни, растущую роль в современной технике,
производстве,
в
быту.
Разнообразные
химические
процессы
непрерывно
происходят и в окружающем нас мире. Везде и повсюду сталкиваемся мы с
химическими
продуктами.
Обыкновенный
кусок
мыла
и
сложный
фотоэлемент,
платье,
которое
мы
носим,
бумага,
на
которой
пишем,
—
тысячи и тысячи предметов и веществ получены при помощи химии, путем
использования различных химических реакций.
Все глубже и глубже проникают ученые в тайну вещества, заставляя его
совершать
удивительнейшие
превращения.
Сегодня
мы
проводим
вечер
занимательной химии. Прошу принять в нем активное участие. Ваша задача –
внимательно следить за химическими опытами и стараться объяснять их,
ведь вы уже достаточно знаете, чтобы суметь это сделать.
Ведущий . Внимание! Стреляющая бумага!
Первый
ассистент
выносит
на
листе
фанеры
листочки
бумаги,
дотрагивается
до
них
стеклянной
палочкой
–
раздается
выстрел
при
прикосновении к каждому листочку.
Ведущий . А теперь разберемся: что же происходит?
Узкие полоски фильтровальной бумаги заранее нарезают и смачивают в
25 %-ном растворе иода в гидрате окиси аммония; полоски раскладывают на
листе фанеры и оставляют сохнуть до вечера.
Выстрел
получается
тем
сильнее,
чем
лучше
пропитана
бумага
раствором и чем более концентрированным был раствор йодистого азота.
Ведущий (держит в руке куриное яйцо). Обычное яйцо, но сколько пре-
вращений может с ним произойти! Кто из вас, ребята, очистит яйцо, не
разбивая скорлупы?
Второй
ассистент
помещает
яйцо
в
кристаллизатор
с
раствором
уксусной (или соляной) кислоты; через некоторое время вытаскивает яйцо,
покрытое только подскорлуповой оболочкой.
Ведущий . Объясните, что случилось со скорлупой?
Объяснение этого опыта можно получить от присутствующих в зале,
так
как
учащиеся
знают,
что
в
состав
скорлупы
в
основном
входит
углекислый кальций, а в уксусной кислоте он переходит в растворимый
уксуснокислый
кальций
(или
хлористый
кальций,
если
брали
соляную
кислоту).
Опыт идет быстрее с соляной кислотой.
Ведущий . Хорошо. А кто опустит это яйцо в бутылку целым?
Третий ассистент вносит в широкогорлую бутылку смоченную в
спирте и зажженную ватку и на отверстие бутылки кладет использованное в
предыдущем опыте яйцо. Яйцо втягивается в бутылку, так как давление в ней
становится
меньше
вследствие
того,
что
кислород
тратится
на
горение;
атмосферным
давлением
яйцо
вталкивается ц бутылку.
(Не
нужно
сразу
закрывать
горло
бутылки
яйцом,
а
то
яйцо
слишком
быстро
втянется
в
бутылку и при падении может разорваться оболочка, тогда эффект опыта
пропадет. Если яйцо втягивается постепенно, то оно остается целым.)
Ведущий . Ребята, кто может сварить яйцо, не пользуясь огнем и элек-
трическими приборами?
Четвертый
ассистент
берет
яйцо,
помещает
его
в
стеклянную,
лучше
фарфоровую
чашку,
обкладывает
его
со
всех
сторон
кусками
негашеной извести и обливает водой. Через некоторое время вынимает яйцо,
обмывает водой, чистит. Все видят, что яйцо сварилось.
Ведущий . Кто же объяснит, какая реакция явилась причиной выделения
теплоты? (Ответ дают учащиеся из зала.)
Ведущий . А теперь поэкспериментируем с чаем, сахаром и сухарями.
Ребята, что происходит с сахаром, если его сжечь?
Из зала: «Обугливается! Чернеет!»
Ведущий . Давайте попробуем сжечь сахар без помощи огня.
Пятый
ассистент
обливает
кусочек
сахара,
находящийся
в
химическом стакане, концентрированной серной кислотой. Через некоторое
время сахар чернеет, обугливается.
Пояснение к опыту следует ожидать из зала, так как в 9-м классе
учащиеся изучают это свойство серной кислоты.
Ведущий . До чего же аппетитные сухарики. Так и хочется попробовать.
Шестой
ассистент
дает
стакан
с
жидкостью
цвета
чая
и
белый
сухарь. Ведущий берет сухарь и смачивает его в поданной жидкости —
сухарь синеет.
Ведущий (возмущенно). Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что
ты мне принес?
Ассистент (смущенно). Простите, я наверно перепутал стаканы!
Ведущий .
Ну
ладно,
не
время
нам
ссориться,
хорошо,
что
я
не
пострадал (обращаясь ко всем). – Ребята! Вы можете мне объяснить, что же
он принес вместо чая? Что произошло с сухарем?
В стакане был раствор иода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел.
Ведущий. А теперь поэкспериментируем с огнем. Какие вы знаете спо-
собы добывания огня?
Из зала приводят примеры – путем трения, используя электрическую
искру, посредством спичек и пр.
Ведущий . Попробуем обойтись без этих средств.
Седьмой ассистент насыпает на кусок жести растертый в порошок
перманганат калия (6 г) и капает на него из пипетки глицерин (1 см
3
). Через
некоторое время на куске жести появляется огонь: в результате реакции
выделяется атомарный кислород, и глицерин воспламеняется.
Восьмой ассистент : «Я тоже получу огонь без спичек, только при
помощи «волшебной» палочки».
Он берет растертый в порошок перманганат калия и капает на него кон-
центрированную серную кислоту, помешивает смесь стеклянной палочкой, но
огонь не появляется (в зале смеются, так как думают, что прозрачная жид-
кость та же, что и в предыдущем опыте). Тогда ассистент подносит стеклян-
ную палочку к фитилю спиртовки (фитиль должен быть влажным), и на фи-
тиле появляется пламя.
При
взаимодействии
серной
кислоты
с
перманганатом
калия
выделяется
атомарный
кислород,
который
очень
энергично
реагирует
со
спиртом,
поэтому
достаточно
поднести
стеклянную
палочку,
смоченную
смесью, к фитилю, чтобы выделилось достаточное количество теплоты для
воспламенения спирта.
Ведущий (объявляет). Блуждающие огоньки! (в зале гаснет свет.)
В ванну с водой помещают скорлупки от грецких орехов, наполненные
спиртовыми
растворами
поваренной
соли,
нитрата
стронция
или
лития,
хлорида калия, нитрата бария или борной кислоты. В растворы помещают
маленькие
фитили
и
зажигают.
Скорлупки
плавают,
пламя
спирта
окрашивается
в
разных
скорлупках
в
разные
цвета
(поваренная
соль
окрашивает пламя в желтый цвет, нитрат стронция или лития – в красный
цвет, хлорид калия – в фиолетовый, нитрат бария или борная кислота – в
зеленый).
После опыта дается пояснение.
Ведущий . Я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист
бумаги. Кто поможет моей беде? В чем тут дело?
Учащийся из зала (заранее подготовленный) нагревает лист бумаги над
пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты; при нагревании
серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и над-
пись проявляется. Этот же учащийся напоминает всем о действии концентри-
рованной серной кислоты на бумагу. Ученик передает письмо ведущему.
Ведущий (читает). Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и
проведении вечера, за хорошие опыты.
Ведущий (обращается к зрителям). Спасибо, вам за то, что вы оценили
наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере,
разгадывая наши «чудеса».
Теперь
вы
видите,
что
ничего
«чудесного»,
таинственного,
сверхъестественного во всем, что было представлено на вечере, нет, что
химия дает возможность понять и объяснить все эти явления.
Многие из показанных нами опытов вы объяснили сами на основе тех
знаний по химии, которые вы уже имеете. Чтобы проникнуть в тайны многих
явлений, происходящих вокруг нас, мы с вами должны хорошо знать химию.
учитель Попова С.А
МАОУ «СОШ № 38» г. Сыктывкар»