Автор: Слепнева Наталья Николаевна Должность: учитель истории и обществознание Учебное заведение: МБОУ "Новосретенская СОШ" Населённый пункт: с.Новосретенка, Республика Бурятия Наименование материала: методическая разработка - игра Тема: Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова Раздел: среднее образование
Слепнева Наталья Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Новосретенская СОШ»
с.Новосретенка
Бичурский р-н
Республика Бурятия
ИГРА "
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
для учащихся 7 классов
Цель игры: повышение познавательной активности и качества усвоения материала, через
нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи:
активизировать
познавательный
интерес
к
предмету.
Развивать
творческую
активность учащихся. Дать возможность в непосредственной форме продемонстрировать
свои знания по предмету.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма урока: игровая («Брейн-ринг»)
Оборудование
урока:
слайдовая
презентация,
выставка
литературы,
карта
ведущего для записей результатов игры, чистые листы бумаги для записей, таймер.
Игра
"
Внутренняя
и
внешняя
политика
Бориса
Годунова
"
представляет
собой
соревнование двух команд. Игра может быть проведена в течение одного урока (45 минут)
или двух по желанию учителя. Все необходимые вопросы и материалы прилагаются.
В результате проведенного занятия обучающиеся смогут:
определять, перечислять, называть (Что? Когда? Кто?);
воспроизводить
основные
события
развития
Руси
в
годы
правления
Бориса
Годунова;
выражать изложенное своими словами;
выбирать, называть, оценивать.
Метапредметные результаты деятельности.
Обучающиеся смогут:
организовать свою деятельность;
взаимодействовать в группе для достижения общих целей;
оценивать достигнутые результаты;
уметь ориентироваться в сложившейся ситуации.
Формируемые УУД:
Личностные:
эмоционально-положительное
принятие
исторического
наследия,
формирование
знаний
основных
исторических
событий
развития
государства,
нравственно-этическая оценка усваиваемого содержания.
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения
результата с заданным эталоном, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению.
Познавательные:
- Общеучебные: умение структурировать знания, умение сознательно и произвольно
строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение
информации, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей,
- Универсальные логические: : выбор оснований
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении, социальную компетентность и учет позиции других одноклассников.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1.
Каждая команда отвечает на вопросы, выбирая вопрос (5 бальный, 10 бальный,
15 бальный в каждой группе по 10 вопросов);
2.
За каждый правильный ответ команда получает соответствующий балл;
3.
Время обсуждения 1 минута.
4.
После того, когда все вопросы будут разгаданы, подсчитываются баллы.
5.
Та
команда,
которая
набрала
наибольшее
количество
баллов,
является
победителем.
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе.
Не так ли
Мы смолоду влюбляемся и алчем
Утех любви, но только утолим
Сердечный глад мгновенным обладаньем,
Уж, охладев, скучаем и томимся? (По Пушкину А.С.)
Ход урока
I.
Организационный момент.
Сообщение темы. Тип урока. Выбирается помощник учителя, который будет
вести подсчет голосов (можно два). Класс делится на две команды (карточки с
номерами 1 и 2). Выбор капитана команды.
Постановка целей (цели определяют сами учащиеся и записывают их на
листках).
Ознакомление учащихся с правилами игры.
Методом жеребьевки определяется команда, которая начнет игру.
II.
Игра. (учащиеся выбирают номер вопроса и стоимость этого вопроса)
Вопросы по 5 баллов.
1584-1598 гг. – годы царствования кого? /Фёдора Ивановича/
1590-1593гг. – какое событие произошло в этот период?/
русско-шведская война /
1603г. – какое событие произошло в этот год? /
восстание под предводительством Хлопка/
Искатель приключений, беспринципный человек. Как называют такого человека?
/
авантюрист /
1598-1605гг. – кто в эти годы царствовал? /
Борис Годунов /
Патриарх Русской православной церкви, сторонник Василия Шуйского. /Гермоген/
За кого выдавали себя самозванцы в период Смуты? /ДмитрияI/
Когда состоялась коронация Бориса Годунова? /
3 сентября 1598г. /
О ком идет речь? «Он был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве» /
Лжедмитрий I /
………. — человек, выдающий себя за лицо, которым он не является, обычно в корыстных
(мошенничество) или политических целях. Назовите пропущенное слово. / Самозва́
нец /
Вопросы по 10 баллов.
Назовите дату когда Лжедмитрий I перешёл русскую границу и двинулся на Москву? /
16
октября 1604г /
Какие годы были неурожайными, голодными в период правления Бориса Годунова?/
1601-
1602 гг /
Кто оказал помощь Лжедмитрию I? /
польский король Сигизмунд III/
Кого встречали в Москве 13 июля 1588г? /
константинопольского патриарха Иеремию/
Назовите дату, когда Земский собор избрал на царство Бориса Годунова? /17 февраля 1598
г. /
В 1584-1591 гг. были возведены мощные стены Белого города вокруг Москвы. Назовите
имя мастера. /
Федор Савельев (Конь) /
Какое событие произошло 15 мая 1591г.? /
убийство царевича Дмитрия/
18 мая 1595г. в _____________ был заключен мирный договор между Россией и Швецией.
Назовите пропущенное слово. /
Тявзине /
Кто написал стихотворение «…В глухие дни Бориса Годунова»? /
К.Д. Бальмонт /
В 1570-1571 гг. по стране прокатилась …….. …. . Что? /
эпидемия чумы/
Вопросы по 15 баллов
Что устанавливал Указ об «урочных летах»? /
устанавливал пятилетний срок сыска беглых
крестьян/
Система юридических норм феодального государства, которая закрепляет наиболее
полную форму крестьянской зависимости от феодала – это… /
крепостное право /
Кого называли на русском престоле «боярским царем»? /
: Василия Шуйского /
Назовите имя первого русского патриарха. /Иов/
В XVI—XVII веках …. …….. вместе с дворянами несли обязательную службу, за которую
получали поместья и записывались в десятники по уездам, и составляли русскую конницу.
Назовите пропущенные слова. /
Ответ: дети боярские /
Назовите настоящее имя Лжедмитрия I. /
Григорий Отрепьев /
Назовите города, возникшие в этот период. /
Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Курск,
Архангельск, Елец, Белгород, Воронеж, Тобольск, Тюмень, Тара./
В чем значение учреждения патриаршества на Руси. /
укрепило влияние Русской
православной церкви внутри страны и за рубежом, возрождение престижа России./
Этот город изображен на банкноте номинальной стоимостью в 100 рублей. /
Москва/
Из какого рода происходил Григорий Отрепьев? /
обедневшего рода галицких дворян,
постригся в монахи и служил при патриархе Иове./
III.
Подсчет голосов. Команда, набравшая большее количество баллов объявляется
победительницей.
IV.
Итоги урока. Обращение учащихся к их поставленным целям в начале урока.
Анализ: что достигли, чего нет? Обращение к цели урока учителя. Анализ.
Оценки за урок. Выражение благодарности за игру учащимся.
V.
Домашнее задание: опережающее задание к урокам «Смута в Российском
государстве»: оборона Севастополя, Москвы; национальные герои: К.М.Минин,
Д.Н. Пожарский, Иван Сусанин.