Познавательная игра по пожарной безопасности "Готовность 01"
Автор: Курзоватова Ольга Анатольевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБУ ДО Первомайский Дом детского творчества Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: Познавательная игра по пожарной безопасности "Готовность 01" Раздел: дополнительное образование
Первомайский Дом детского творчества
Принято
Утверждаю
на заседании методического совета
Директор МБУ ДО
протокол от«17.11.15» № 48
Первомайский ДДТ
_____________Р. Ткаченко
Методическая разработка
познавательно - игровая программа
«Готовность 01»
по пожарной безопасности
для учащихся 1- 4 классов
Курзоватова Ольга
Анатольевна
педагог дополнительного
образования
Мурманск
2015
2
Содержание
1.
Аннотация стр.3
2.
Пояснительная записка стр.4
3.
Сценарий стр.6
4. Список литературы стр. 13
3
Аннотация.
Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров, во
время которых погибает более 14 тысяч человек, в том числе около 800 детей.
Приведенные
данные
свидетельствуют
о
том,
что
работа
по
противопожарной пропаганде среди детей и подростков требует постоянного
внимания
и
улучшения.
Борьба
с
огнем
требует
от
человека
больших
усилий.Огонь должен быть под постоянным контролем человека.
Жизнь
ребенка
–
бесценна,
но
подвижность,
шалость,
доверчивость
и
любопытство
детей
разного
возраста
порой
влекут
за
собой
страшные
последствия. Ничто не бывает так безжалостно в отношении человеческой
жизни,
как
коварный
пожар.
Это
гибель
детишек
и
взрослых,
потеря
имущества, страх и горе тех, кто столкнулся с подобной трагедией.
Познавательно – игровая программа по ППБ «Готовность 01» разработана
для учащихся 1- 4 классов. Она способствует закреплению прочных навыков
и умений по безопасному обращению с огнем.
4
Пояснительная записка.
В обеспечении безопасного жизненного пространства для своих детей мы
нуждаемся каждый день. В полной мере дети, в силу возраста, не могут себя
защитить. Эта задача ложится на плечи родителей и педагогов. Если ребенок
вовремя
получит
предупредительную
информацию,
то
многие
проблемы,
связанные с опасностью можно избежать.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20% общего количества пожаров
происходит
от
шалости
детей
с
огнем
или
нагревательными
приборами.
Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий
погибший в огне человек – ребенок.
Пожары
происходят
не
только
по
причине
детской
неосторожности,
в
большинстве
случаев
дети
просто
не
знают
о
безопасном
обращении
с
огнеопасными
приборами.
Нужно
всегда
помнить,
что
неосторожное
обращение с огнем, могут привести к беде.
Жизнь
показала,
что
там,
где
среди
детей
проводится
разъяснительная,
воспитательная
работа
по
пожарной
безопасности,
риск
возникновения
пожаров сводится к минимуму, причём эта работа становится во много раз
эффективнее, если в ней участвуют сами дети.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам
пожарной безопасности несомненна. Во многом безопасность зависит от
соблюдения
ими
правил
поведения
в
быту.
В
сложной
ситуации,
при
появлении
опасности
взрослого
человека
иногда
выручают
инстинкт
самосохранения,
ловкость,
быстрота
реакции.
К
сожалению,
малыши
обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической
ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Цель мероприятия:
-
закрепить
знания
детей
о
правилах
пожарной
безопасности,
правилах
поведения во время пожара;
- формировать правильные навыки обращения с бытовыми приборами;
- прививать навыки осторожного обращения с огнем.
- воспитывать чувство ответственности, активную гражданскую позицию,
осознанное желание соблюдать правила пожарной безопасности.
Содержание:
5
1.
«Загадки» - разминка.
2.
«В сказках тоже есть огонь!»
3.
«Ребусы».
4.
«Выбери правильный ответ».
5.
«01 спешит на помощь» (машинки)
6.
«Найди пару»
Оборудование:
- выставка книг по пожарной безопасности «Чтобы не ссориться с огнём!»;
- плакаты по правилам пожарной безопасности;
- знаки пожарной безопасности.
6
Сценарий.
Ведущий: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас в нашем зале на
познавательно – игровой программе «Готовность 01».
В жизни человека
огонь играет очень важную роль. При помощи огня человек обеспечил себя
теплом и светом. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей
планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы,
самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.
Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая
необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться в бедствие для
человека
из-за
небрежного
обращения
с
ним,
из-за
нарушения
правил
пожарной безопасности.
Сегодня мы с вами, еще раз вспомним о том, как опасен может быть огонь!
1 Конкурс «Загадки».
Ведущий: А, теперь начнем наш первый конкурс - конкурс загадок. Каждой
команде я буду загадывать загадку по очереди, за правильный ответ жюри
дает команде 1 балл. Если команда не дает правильный ответ, то та команда,
которая первая поднимет сигнальную ладошку после ответа предыдущий
команды за правильный ответ может заработать дополнительных 0,5 балл.
Готовы! Слушайте внимательно!
1.
Летала
мошка
-сосновая
ножка,
на
стог
села
-
всё
сено
съела
(спичка)
2.
С языком, а не лает, без зубов, а кусает
(огонь)
3.
Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит.
(огнетушитель)
4.
Смел огонь, они смелее,
Он силен, они сильнее,
Их огнем не испугать,
Им к огню не привыкать!
(пожарные)
5.
Выпал на пол уголек,
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой.
А скорей залей…
(водой)
6.
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар
7
Мы быстро, словно стрелы.
(пожарная машина)
7.
Заклубился дым угарный, гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя?
(противогаз)
8.
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром, пароходом,
Не бываю без огня.
(дым)
9.
Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут.
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать.
(костёр)
10.Полено в топке полыхает
И "звезды" эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться.
(Искра)
11.Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Свеча)
12.С собою спички не носи,
Увидел пламя - погаси.
От игры с огнём - беда:
Дом сгорает без следа.
(Пожар)
2
Конкурс «В сказках тоже есть огонь!»
Ведущий: Мы
переходим
к
следующему
конкурсу.
Перед
вами
табло
с
картинками из сказок. Сейчас я буду зачитывать вам строки из произведений.
Вы должны будите угадать от куда взяты эти строки. Поднять сигнальную
ладошку, как только будите готовы дать ответ под каким номером картинка.
Сказать названия произведения. Та команда, которая первая даст правильный
ответ сможет заработать 5 баллов. Дополнительный 1 балл можно заработать
назвав автора. Задание понятно. Тогда начинаем.
1. Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке. Уже совсем стемнело, а у
него не было денег даже на свечку. Тут он вспомнил про ведьмину вещицу.
Достал
солдат
из
кармана
и
стал
высекать
огонь.
Только
ударил
он
по
8
кремню,
дверь
распахнулась,
и
вбежала
собака
с
глазами
точно
чайные
блюдца.
Г.Х. Андерсен «Огниво».
2.Делать нечего, развели костёр, ночь кое-как прошла, а утром полезли на
гору. Может быть, думаем, оттуда, сверху, увидим «Беду». …Вдруг слышим
сзади какой-то шум.. и как будто попахивает дымком. Я обернулся, гляжу –
так
и
есть:
огонь!
Обступает
со
всех
сторон,
стеной
идёт
за
нами…
Положение, доложу вам, безвыходное: с трёх сторон огонь, с четвёртой –
крутая скала… А наша «Беда» - красавица стоит как раз под нами, качается
на волне далеко внизу… Вот оно как костры-то разводить!
А. С. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».
3.Когда они уже добрались до места, то услышали, как, как сигналя сиреной,
по улице мчится пожарная машина.
– Должно быть, где-то пожар. Слышишь, поехали пожарные.
- А может быть, даже в твоём доме. Ты только сразу же скажи мне. Я им
охотно
помогу,
потому
что
я
лучший
в
мире
пожарный.
С
крыши
они
увидели,
как
пожарная
машина
остановилась
у
подъезда.
Вокруг
неё
собралась толпа, но огня что-то нигде не было заметно. И всё же от машины
до самой крыши быстро выдвинулась длинная лестница, точь-в-точь такая,
какая бывает у пожарных.
А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».
4.Он бросил горшок с огнём наземь; несколько раскалённых угольков зажгли
пучок сухого мха, он ярко вспыхнул, и весь Совет отскочил назад в ужасе
перед прыгающими языками пламени. Он сунул приготовленный сук в огонь;
ветви загорелись и затрещали, и он стал вертеть суком над своей головой в
куче волков, присевших от страха.
Д. Киплинг «Маугли».
5.Совсем она закоченела. «Ну, - думает, - вот и смерть моя пришла». Вдруг
видит – сквозь деревья огонёк светится. Пошла девочка на огонёк и вышла на
поляну. Посреди поляны весело горит огромный костёр, языки пламени в
небо тянутся, искры как золотые мухи, в стороны разлетаются. А вокруг
костра сидят люди какие-то. И всего их двенадцать будет.
С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».
9
6.Пока вокруг спорили, Знайка велел развести посреди двора костёр, и все
увидели, как Винтик и Шпунтик вынесли из своей мастерской большой
медный котёл и поставили его на костёр. Этот котёл они уже давно сделали
для нагревания воздуха.
Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
7.И вдруг заголосили: «Пожар! Горим! Горим!» С треском, щёлканьем и
громом встал огонь над новым домом. Озирается кругом, машет красным
рукавом .
С. Я. Маршак «Кошкин дом».
3. Конкурс «Ребусы».
4. Конкурс «Выбери правильный ответ».
1.
Какой материал являются легковоспламеняемым?
А) металл
Б) бензин
В) бетон
2.
Что может явиться причиной пожара?
А) вода, выливающаяся из шланга
Б) включенный в розетку утюг
В) попугай, сидящий на люстре
3.
Что можно отнести к средствам пожаротушения?
А) газовый баллончик
Б) вода
В) песок
4.
Что нельзя использовать в качестве игрушки:
А) куклу
Б) конструктор «Лего»
В) спички
10
5.
Чем можно защититься от дыма во время пожара?
А) мокрой тряпкой, закрыв лицо
Ведущий: С силой бушующего огня очень трудно справиться! Но есть люди,
чья профессия - побеждать огонь, спасая людей, попавших в беду. Они
бесстрашны,
сильны,
тренированны,
самоотверженны.
Людей
этой
профессии называют – пожарные. Профессия пожарного требует бесстрашия,
самоотверженности, ловкости, самообладания и быстроты реакции, силы и
крепкого здоровья.
6. Конкурс «Найди пару» ( карточки приложение №1 )
Ведущий: Сейчас
каждая
команда
получит
карточку
с
заданием:
нужно
соединить правильно начало фраз с их окончанием, и вы получите правила
пожарной безопасности или действия при пожаре. Чья команда правильно и
быстрее с правится с этим заданием заработает 5 баллов.
1. Огонь нельзя оставлять. А) по телефону 01.
2. Если увидишь пламя – Б) нельзя прятаться.
3. Вызывай пожарных В) без присмотра.
4. От огня Г) зови на помощь взрослых.
5. Из горящего помещения Д) дым.
6. Опасней всего при пожаре Е) надо быстро уйти.
Вот
и
подошла
наша
игра
«Готовность
01»
к
концу.
Пока
наше
жюри
подводит итоги я предлагаю вам всем вместе немного поиграть.
11
Я буду задавать вопросы, а вы все вместе должны ответить: “Это я, это я, это
все мои друзья”. Все внимательно играйте. Думайте и отвечайте.
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, завидев дым, говорит: “Пожар! Горим!”
Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
Кто, почуяв газ в квартире, позвонит по 04?
Кто от маленькой сестрички прячет, дети, дома спички?
А признайтесь-ка мне в том, кто из вас шалит с огнем?
Молодцы ребята! А теперь я с большим удовольствием предоставляю слово
нашему уважаемому жюри для оглашения итогов.
Слово жюри.
Ведущий: Все вы сегодня проявили знания и смекалку.
Ведущий: Спички в хозяйстве – нужный предмет.
В этом сомнения ни у кого из нас нет.
Знать надо цели его примененья –
В этом должны проявлять вы уменье.
В играх спичкам места нет!
Друг, запомни сей совет.
Мы, взрослые, спички подальше кладем,
Чтоб не играли дети с огнем.
Мы им рассказываем о страшной беде,
Которая происходит с людьми в огне.
К сожалению, этому вопреки – вот беда,
Дети не слушают нас никогда.
Ребята, прошу вас, не допускайте пожара!
Верьте, нет ужасней такого кошмара.
12
Литература:
1.
Пособие
–
памятка
«Основные
правила
поведения
в
нештатных
ситуациях». г.Ростов н/Д, 2009г.
2.
Интернет-ресурсы: сайт МЧС России.
3.
Землянская
Е.Н.
Научно
–
практический
журнал
«Завуч
начальной
школы» №7, 2008/ М.: Центр «Педагогический поиск»;
13
Приложение №1
1. Огонь нельзя оставлять. А) по телефону 01.
2. Если увидишь пламя – Б) нельзя прятаться.
14
3. Вызывай пожарных В) без присмотра.
4. От огня Г) зови на помощь взрослых.
5. Из горящего помещения Д) дым.
6. Опасней всего при пожаре Е) надо быстро уйти.