Напоминание

Природные источники углеводородов


Автор: Осокина Оксана Анатольевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: КГБПОУ "Бийский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Природные источники углеводородов
Раздел: среднее профессиональное





Назад





КГБПОУ «Бийский медицинский колледж»

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

РАЗРАБОТАЛА: ОСОКИНА ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА,

учитель химии и биологии высшей категории

БИЙСК
1

Предмет
: органическая химия.
Специальность: «Акушерское дело»

Курс: 1

Группа: 211/9

Тема урока
: Природные источники углеводородов.
Цель урока:



создание

условий для получения и расширения знаний

по

теме: «Природные источники углеводородов».

Задачи:

1.

Образовательная
: Познакомить студентов с природными источниками углеводородов, их составом, свойствами, применением.
2.

Развивающая:
Развивать познавательную активность студентов; вырабатывать умение анализировать, делать выводы; эмоциональные ситуации удивления, занимательности; умения использовать химическую терминологию
3.

Воспитательная:
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, рациональному использованию природных источников углеводородов; формирование коммуникативных навыков, рефлексивных умений.
Оборудование:
Компьютер (презентация), коллекция природных ископаемых.
Тип урока:
комбинированный урок (КУ).
Методы:
 Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;  Объяснение с элементами беседы, рассуждения (стихи, выступления студентов), сопровождающиеся презентацией;  Информационный (ИКТ);  Вопросно-ответный способ УД («Вспоминай-ка»);
Средства:
 Презентации;  Раздаточный материал: план урока, лист доверия (оценивания), игра « Выбирай- ка».
Организационные формы:
 Фронтальная  Групповая
ХОД УРОКА

I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Общая цель

этапа

Подготовить студентов к занятию;

Обеспечить благоприятную обстановку;

Создать условия мотивации учебной деятельности;

Определить цели урока;

Актуализировать опорные знания студентов.

Форма

организации УД

фронтальная

Методы

обучения

Стимулирование и мотивация УПД;

Вопросно-ответный способ УД

Содержание

учебного

Приветствие - проверка отсутствующих - определение темы урока -

совместное целеполагание -

создание мотивации УД - актуализация
2

материала

опорных знаний.

Учитель:
Прежде, чем мы займемся уроком, я хотела бы, чтобы каждый из вас настроился на урок и сказал себе: «Я нахожусь на уроке химии. А обо всем остальном подумаю потом». На этом уроке каждый из вас будет иметь возможность воспользоваться
листом доверия,
а также получить несколько оценок за урок при условии активной работы
(создание мотивации)
. У. Атлет, придя на тренировку, не хватается сразу за штангу без разминки. Вот и мы с Вами проведем небольшую химическую разминку. Затем вы узнаете много интересного, потренируете мозги и даже поиграете.
«Вспоминай-ка»
Я вам буду задавать вопросы, а вы на них быстренько отвечать, получая бонусы. Ими вы можете воспользоваться на любом уроке (по желанию).
Фронтальная беседа (актуализация опорных знаний):
1. Что изучает органическая химия? 2. Что такое углеводороды? 3. Какова валентность углерода? 4. С какими классами органических соединений вы уже знакомы? 5. Какие углеводороды называются алканами? 6. Какие углеводороды называются алкенами? 7. Какие углеводороды называются алкадиенами? 8. Какие углеводороды называются алкинами? 9. Какие углеводороды называются аренами или ароматическими? МОЛОДЦЫ! Очень хорошо справились с заданием.
Актуализация личностного опыта обкчающихся

1.
А задумывались ли вы, что является источниками углеводородов?
2.
Откуда их берут? Вот сегодня мы об этом и поговорим подробнее.
Показатели

реального

результата

Полная готовность группы к работе на уроке;

Включение студентов в рабочий ритм;

Создание мотивации учебной деятельности;

Определение темы урока;

Совместное целеполагание;

Актуализация опорных знаний, личностного опыта студентов.

II.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Общая цель

этапа

Расширить представление о природных источниках

углеводородов: месторождении, свойствах, применении.

Вызвать познавательный интерес у студентов к предмету через

удивительное (презентация, стихи, легенда о нефти).

Формировать умение анализировать, делать выводы.

Обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания

знаний.

Создать условия для реализации информационных компетенций

студентов.

Форма

организации УД

коллективная

Методы

обучения

ИКТ

Содержание

учебного

материала

Природные источники углеводородов (презентация, слайд 1)

У: Углеводороды все такие разные -

Жидкие и твёрдые, и газообразные.
3

Почему так много их в природе?

Дело в ненасытном углероде.
Действительно, этот элемент, как никакой другой, “ненасытен”: он так и стремится образовывать то цепи, прямые и разветвлённые, то кольца, то сетки из множества своих атомов. Отсюда множество соединений из атомов углерода и водорода. Источниками углеводородов являются:
(слайд 2)
 Природный и попутные газы;  Каменный уголь;  Нефть.
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (слайд 3,4,5,6)

Сообщение студента
:
Месторождения
Ведущим регионом газодобычи не только нашей страны, но и в мире является Ямало-Ненецкий автономный округ, где эта отрасль развивается уже более30 лет. Город на севере нашей страны Новый Уренгой по праву признан газовой столицей.
Свойства
По своим свойствам природный газ превосходит даже нефть, он более калорийней. Это самое экономичное из всех видов топлива. Есть, правда, и недостатки: сложная транспортировка газа. Танкеры – метановозы, перевозящие газ в сжиженном состоянии представляют собой исключительно сложные дорогие конструкции.
Применение
Применяется в качестве эффективного топлива, сырья в химической промышленности, в производстве ацетилена, этилена, водорода, сажи, пластмассы, уксусной кислоты, красителей, медикаментов и др.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Сообщение студента

Месторождение
Ведущими регионами по добыче каменного угля в нашей стране являются:
Минусинский угольный бассейн (слайд 7,8)
Располагается в Минусинской котловине в Республике Хакасия. Преобладают каменные длиннопламенные угли с высокой теплотой сгорания.
Элегестское месторождение (Тува) ( слайд 7,8)
Расположено в Республике Тува. Запасы около 20 миллиардов тонн.
Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) (слайд 9)
Располагается на юге Западной Сибири. Это территория Кемеровской области. Добыча ведётся разными способами. По качеству угли разнообразны и относятся к числу лучших углей.
Состав (слайд 10)
Каменный уголь – это сложная смесь высокомолекулярных соединений, в состав которых входят такие элементы
:

углерод, водород,

азот, кислород, сера.

Применение (слайд 11)
Используется как бытовое, энергетическое топливо, сырье для металлургической и химической промышленности 4

Экологические проблемы (сообщение учащегося)
Это очень экологически грязное топливо. При добыче угля происходят взрывы и возгорания метана, возникают определенные проблемы, связанные с окружающей средой. Уголь содержит радиоактивный углерод - С, но после сжигания топлива опасное вещество вместе с дымом попадает в воздух, воду, почву, спекается в шлак или золу, которая используется для производства строительных материалов. В результате, в жилых домах стены и перекрытия “фонят” и представляют угрозу для здоровья человека.
НЕФТЬ (слайд 12, 13)

У. ЛЕГЕНДА О НЕФТИ (Мотивация)
Много столетий назад торговый караван шел мимо места, где сегодня расположен город Нафталан (Азербайджан). Там путешественники увидели многочисленные озера с мутной водой. Они отгоняли от подозрительных водоемов своих верблюдов, но одному, самому слабому и больному, позволили напиться и остаться умирать, чтобы тот более не мучился. На обратном пути караванщики встретили покинутого спутника – верблюд был совершенно здоров. Ему помогла маслянистая жидкость, находившаяся под мутью воды. Люди намазали ею свои раны и исцелились. Знаменитый Нафталан был известен древним народам, населявшим территорию нынешнего Азербайджана. Этот остродефицитный сегодня медицинский вазелин (продукт нефтепереработки) и до сих пор используется для быстрого заживления ран.
Месторождения нефти
(сообщение студента).
Нефтеносные районы в России
Российская Федерация разрабатывает месторождения нефти на нижеследующих территориях: Западно-Сибирская равнина (богатыми запасами славится Уренгойское месторождение); Н е ф т е г а зо н о с н ы й б а с с е й н О хот с ко го м о р я ( С а х а л и н с к и й , Примагаданский); Нефтегазоносный бассейн Волго-Уральский (слайд 14).
У. Происхождение нефти (слайд 15)
Чаще всего истоки версии биологического происхождения нефти связывают с именем М.Ломоносова, который в середине XVIII века в своем трактате «О слоях земных» писал: «Выгоняется подземным жаром из приготовляющихся каменных углей бурая и черная масляная материя... и сие есть рождение жидких разного сорта горючих и сухих затверделых материй, каковы суть каменного масла, жидковская смола, нефть. Которые хотя чистотой разнятся. Однако из одного начала происходят». (В 1763 году Ломоносов опубликовал труд «О слоях земли», где он предположил, что и нефть и каменный уголь происходят разными путями из одного и того же органического вещества).
Состав и физические свойства нефти (слайд 16, 17)

Нефть
— жидкость от светло-коричневого до тёмно-бурого цвета, ЛВЖ; температура кипения не характерна. Нефть в обычных условиях не растворима в воде (растворима в органических растворителях).
Применение нефти (слайд 18-31)
Нефть дает тепло и свет – Ей замены просто нет. 5
Делают из нефти много: И асфальтные дороги, И костюмы, и рубашки, Удивительные чашки! Вспомните, как тепловоз Вас когда-то к морю вез… В его топках нефть горела, А без нефти что за дело?
Нефть и медицина
А кому не известны, ихтиоловые мази? Надо отдать должное многим поколениям медиков не только за изучение целебных свойств нефти, но и за то, что они проложили надежную дорогу нефтехимии. Из нефтепродуктов с лечебной целью используют стеарин, озокерит, парафин, нафталанскую нефть. Керосин, стеарин и парафин представляют собой продукты, получаемые при перегонке нефти. Озокерит - природный нефтяной битум. Все эти нефтепродукты представляют собой кладезь полезных веществ и помогают излечиться от целого ряда серьезных заболеваний.
Нефтяные загрязнения. Экологические катастрофы
(сообщение студента,
слайд 32,33)

Океан седой гремит тревожно.

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.
Нефть – загрязнитель природной среды. Углеводороды, входящие в ее состав, попадая в атмосферу, почву, воду становятся загрязнителями. Легковоспламеняющиеся углеводороды в атмосфере от случайного источника огня могут воспламеняться со взрывом (катастрофа на железной дороге в Башкирии, 1989 г.). При разливах нефти нефтяная пленка покрывает поверхность вод Мирового океана, что приводит к нарушению водо – и газообмена между океаном и атмосферой. В результате угнетаются процессы фотосинтеза, изменяется температурный режим воды.
Методы защиты от загрязнения нефтью (слайд 34)

Метод ограждения.
Если нефтяное пятно окружить плавающими ограждениями, оно не будет увеличиваться в размерах. Такие заграждения называют контейнерами. Их можно даже передвигать в удобное для ликвидации место. Затем специальное судно откачивает нефть из контейнера насосами. Этот метод применяется только при спокойной погоде.
Химическое рассеивание.
Существуют химические препараты для ликвидации пятен, которые стягивают нефть в плоские маленькие пятна, уплотняют нефть к кубики. Самые эффективные называются – диспергентами. Диспергенты – это вещества, которые разбивают нефтяной слой на мельчайшие капельки, затем они вылавливаются большими сочками и сжигаются на суше.
Оседание.
Ученые обнаружили, что если нефтяное пятно посыпать слоем мела, то мел будет впитывать в себя нефть, и очень быстро тонуть, очищая, таким образом, поверхность воды от нефтяных пятен.
Показатели

реального

результата

Активные действия студентов с объемом изучения.

Вызван познавательный интерес к предмету через интересные

сообщения об источниках углеводородов, легенды о нефти.
6

Создать условия для реализации информационный компетенций

обучающихся.

III.

ЭТАП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Общая цель

этапа

Обеспечить

усвоение

новых

знаний

и

способов

действий

на

уровне применения.

Формирование коммуникативные умения студентов.

Вызвать

осознание

ценности

совместной

работы,

доверия

(реализуемое через лист оценивания).

Развивать оценочные суждения.

Форма

организации УД
Работа малыми группами
Методы

обучения
дидактическая игра
Содержание

учебного

материала

Игра «Выбирай-ка»
У. группа разбивается на малые группы. Каждая группа получает карточку с заданием. Вместо пропущенных слов из справки необходимо подобрать нужное слово и вписать в предложение. Подбери нужное слово.
Нефть – это … жидкость... цвета, хорошо растворимая в …., немного …

воды. Температура кипения нефти….
Слова для справок: бесцветная, Т кип
.
– 289 С. , вода, ацетон, не определенная, от серо-бурого до коричневого, она легче воды, сиропообразная, она тяжелее воды, маслянистая, от светло бурого до черного цвета. Проверка задания происходит через компьютер
(слайд 35).
5 баллов – нет ошибок 4 балла – 1 ошибка 3 балла – 2 ошибки. Студенты сами оценивают свое задание и вносят баллы в лист доверия (оценивания).
Тематическая карта (приложение 1)

В карте предложено 2 задания. Выберите одно из двух.

Внимательно прочитайте инструкцию по выполнению.

Критерии оценивания:

10 баллов – оценка «5»

8-9 баллов – оценка 4

6-7 баллов – оценка «3»

Менее 6 баллов – отсутствие знаний.

Показатели

реального

результата

Самостоятельное выполнение задания, требующее применения

знаний, полученных на уроке.

Осознание

ценности

совместной

работы,

формирование

коммуникативных умений.

Развитие оценочных суждений, осознание ценности доверия.

IV.

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП

Общая цель

этапа

Мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности;

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Форма

организации УД
коллективная
Содержание
Совместное обсуждение урока и листа доверия (оценивания). 7

учебного

материала

ЛИСТ ДОВЕРИЯ (оценивания)

Ф.И. студента _______________________

Название игры

Баллы (бонусы)
«Вспоминай-ка» «Выбирай-ка» Сообщения Тематическая карта
РЕФЛЕКСИЯ

ДА

НЕТ
Принимал активное участие в уроке. Урок понравился. Урок не понравился На уроке узнал много нового и интересного
Выставление оценок.

Показатели

реального

результата
Рефлексия собственной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА

Природные источники углеводородов.

В

карте

предложено

2

задания.

Выберите

одно

из

двух.

Внимательно

прочитайте инструкцию по выполнению.
8

Критерии оценивания:

10 баллов – оценка «5»

8-9 баллов – оценка 4

6-7 баллов – оценка «3»

Менее 6 баллов – отсутствие знаний.

I.

Ответьте

на

предложенные

вопросы,

посмотрев

возможные

ответы

в

скобках, выберите подходящие (их может быть один или несколько). Если вы

не уверены в ответах, проверьте по учебнику.

1.
Источниками углеводородов являются (
природный газ, атмосферный

воздух,

нефть
)?
2.
Где в Западной Сибири добывают природный газ (
Уренгойское,

Оренбургское,

Ставропольское
)?
3.
Какие вещества получают из природного газа (
ацетилен, пластмассы,

красители
)?
4.
Что представляет собой нефть по агрегатному состоянию (
маслянистая жидкость,

твердое вещество, газ)?

5.
Может ли нефть иметь определенную температуру кипения (
да, нет
)?
6.
Какие фракции получают путем перегонки нефти (
бензин, керосин,

касторовое

масло
)?
7.
Как называется процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти (
пиролиз, катализ, крекинг
)?
8.
Каковы условия термического крекинга (
низкая температура, высокая

температура, присутствие катализатора
)?
9.
Какие продукты получают пиролизом каменного угля (
кокс, бензин,

парафин,

мазут
)?
10.
В доменных печах используют (
дрова, уголь, кокс)
?
II.

Решите правильно или неправильно то или иное суждение. Выпишите номера

правильных суждений.
1. Нефть является источником углеводородов. 2. Метан является основным компонентом природного газа. 3. Из природного газа, в основном, получают кокс. 4. Нефть – смесь ароматических углеводородов и сложных эфиров. 5. Нефть легче воды и не растворима в ней. 6. Фракция бензинов содержит углеводороды от С12Н26 до С18Н38. 7. Мазут – остаток после перегонки нефти. 8. Пиролиз – разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре. 9. Термический крекинг протекает в присутствии катализатора. 10. Кокс в основном используют в котельных, ТЭЦ. 9


В раздел образования