Формирование гендерной культуры дошкольников в практике работы ДОО
Автор: Рагимова Евгения Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125" Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Формирование гендерной культуры дошкольников в практике работы ДОО Раздел: дошкольное образование
в практике работы ДОО
Рагимова Евгения Владимировна, воспитатель
МБ ДОУ "Детский сад №125",г.Новокузнецк
Социальные
изменения,
происходящие
в
современное
время,
привели
к
разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Наблюдаются
тенденции
сближения
полов:
стираются
границы
между
«женскими» и «мужскими» профессиями, происходит феминизация мужчин
и маскулинизация женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание
детей. Однако для сохранения понимания мужского и женского необходимо
создавать условия для раскрытия мальчикам и девочкам их своеобразия, не
противопоставляя, а сохраняя то особенное, что присуще каждому из полов.
На наш взгляд, целенаправленная гендерная социализация детей начинается
в период дошкольного возраста и осуществляется в сюжетно-ролевой игре.
Именно здесь, через сюжетно- ролевую игру, предоставляются возможности
формирования гендерной культуры дошкольников. Игра
социализирует,
обучает, развивает, воспитывает, демонстрирует условность социальных и
иных установок.
Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного
пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнополых
игровых
объединений
(с
мамой,
папой,
братом,
сестрой
и
др.).
Если
с
ребенком дома играют и мама, папа, и разнополые родственники (брат, сестра
и другие близкие люди), то, как правило, у ребенка одинаково хо-
рошо
формируется
первоначальный
опыт
игрового
взаимодействия
с
мальчиками
и
девочками.
Девочки
и
мальчики
стремятся
к
игровому
взаимодействию друг с другом, но они не владеют способами полоролевого
поведения, умением совместно строить и развивать сюжетную линию игры.
Для того чтобы в игровой деятельности проявлялась гендерная специфика,
необходим переход от традиционного руководства игрой к гендерному
подходу в развитии игровой деятельности.
В
практике
детского
сада
содержание
детских
видов
деятельности
недостаточно
дифференцированно
с
учетом
психофизиологических
особенностей девочек и мальчиков. Как следствие у детей отсутствуют
специфические
черты,
характерные
для
пола.
В
соответствии
с
требованиями
времени
мы
стремились
обогатить
и
дифференцировать
педагогический процесс детского сада, в частности, элементарную трудовую
деятельность. Дифференциация осуществлялась по половому признаку и
интересам детей.
Выявить личностные половые особенности детей позволяли:
• индивидуальные беседы с девочками и мальчиками о специфике мужских
и
женских
профессий,
о
личностных
качествах
мужчин
и
женщин,
проявляющихся в той или иной деятельности;
• задушевные беседы, помогающие детям выявить разницу между полами,
присущими женщинам и мужчинам, духовным качествам, а также уста-
новить доброжелательные взаимоотношения между девочками и мальчи-
ками.
Вместе с тем деление на «Программу-минимум» и «Программу-максимум»
условно и не предусматривает строгой обязательности занятий для детей в
зависимости
от
пола.
Мальчикам
не
возбраняется
подключаться
к
деятельности девочек, а девочкам — к деятельности мальчиков.
Игровые персонажи (Марья
Искусница,
Самоделкин , Ватрушкин и др.
которые
наделяются
личностными
качествами,
свойственными
полу,
помогают детям идентифицировать себя образом того или иного игрового
персонажа, вызывают желание подражать положительным мужским или
женским качествам.
В
женских
персонажах
подчеркиваются
важнейшие
женские
качества
женственность, заботливость, терпеливость, трудолюбие, умение находить
мирные пути соглашения в ссорах, желание создать атмосферу тепла и
миролюбия, умение прощать, внимательное отношение к людям. В мужских
персонажах подчеркиваются важнейшие мужские качества: эмоциональная
устойчивость,
твердость,
решительность,
ответственность,
выдержка,
умение преодолевать трудности, проявлять себя не ради похвалы и награды,
а
из
внутренней
потребности
быть
сильными,
мужественными,
выдержанными, благородными.
Полученные представления закреплялись в играх. Девочкам предлагались
дидактические игры «Поможем Золушке собраться на бал», «Расскажем
Ватрушкину»,
как
испечь
блины»,
мальчикам
-
«Поможем
Неумелкину
починить деревянную скамеечку»,
«
Расскажем Почемучке, как сделать
красивые снимки» и другие. Методика проведения игр предусматривала ис-
пользование игрового персонажа, которому требовалась помощь детей в
осуществлении трудового процесса. Игры проводились во вторую половину
дня, в часы, отведенные для игр.
Дифференцированное
содержание
программы
для
девочек
и
мальчиков
позволяет занять активную позицию в предпочитаемом виде деятельности.
Именно в такой позиции ребенок наиболее быстро и полно осваивает знания
и умения.
Мальчиков
привлекают
сильные
и
смелые
представители
мужских
профессий: пожарные и полицейские, вертолетчики, подводники, спасатели,
и др.)
Активизации этих игр способствует как художественная литература, так и
трагические
события
в
жизни,
такие,
как
землетрясения,
пожары,
наводнения, взрывы жилых домов террористами и другие.
О
мужественных
поступках
спасателей,
военных,
героических
усилиях
врачей по оказанию помощи раненым, важной роли специально обученных
собак в розыске людей, заживо погребенных под обломками разрушенных
домов,
дошкольники
узнавали
из
телевизионных
передач
и
рассказов
родителей. Кроме того, с детьми была проведена беседа о героической работе
спасателей.
В
беседе
использовались
фотографии
из
газет,
где
были
изображены спасенные дети.
Совместно с нашими воспитанниками мы разработали «кодексы правил для
мальчиков и девочек».
Кодексы правил
мальчики
девочки
не обижать девочек;
всегда пропускать девочек
вперед;
более
тяжелую
«мужскую»
работу брать на себя;
не садиться за стол, пока не
сядут девочки;
помогать девочкам надевать
и снимать пальто;
готовить девочкам подарки к
8 Марта.
всегда
благодарить
мальчиков
за
оказываемые
заботу
и
внимание;
замечать непорядок в одежде и
прическе
мальчиков,
помогать
им его устранять;
помогать
мальчикам
более
аккуратно застилать постель;
ст араться
до ст авлять
им
радость,
например,
дарить
ко
Дню
защитника
Отече ства
п од а р к и ,
и з г о т о в л е н н ы е
своими руками.
Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом
их
пола
невозможно
без
участия
родителей.
Включение
родителей
в
педагогический процесс детского сада, как авторитетных и значимых для
ребенка людей, обеспечит единство в понимании целей, задач, содержания,
методов воспитания девочек и мальчиков как будущих женщин и мужчин.
Согласно
исследованиям
зарубежных
ученых,
в
ожид аниях
самостоятельности
девочек
и
мальчиков
в
таких
безопасных
сферах
деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды,
родители
демонстрируют
незначительные
различия,
в
то
время
как
в
сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и
мальчиков
существенно
различаются.
Родители
позволяют
мальчикам
играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить
одним улицу, пользоваться острыми предметами в более раннем возрасте,
чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут
ограничивать
развитие
чувства
компетентности,
исследователь ского
поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости.
Во взаимодействии с родителями можно использовать:
•
консультации,
в
ходе
которых
воспитатель
знакомит
родителей
с
полоролевыми
интересами
детей
и
особенностями
развития
девочек
и
мальчиков;
• открытый педагогический процесс, благодаря которому родители по-
лучают
возможность
познакомиться
со
средой
развития
ребенка,
созданной в детском саду с учетом его пола и интересов, понаблюдать за
ним,
увидеть
взаимодействие
воспитателя
с
детьми
в
детской
деятельности, поделиться своим опытом и умелостью;
Апробированная нами педагогическая технология позволяет девочкам и
мальчикам в условиях гетерогенной группы проявить индивидуальные
интере сы,
овладеть
позицией
субъекта
в
привлекательном,
соответствующем
полу
виде
деятельности,
оказывает
положительное
влияние на взаимоотношения детей в группе.
Литература
1. Гендерная психология: учебник для вузов / Козлов В.В., Шухова Н.А. М.,
2010.
2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и рукотворных
игрушек в конструировании гендерного сознания старших дошкольников//
Детский сад: теория и практика. 2012. № 12.
3. Харчевникова А.Н. Гендерный подход в развитии игровой деятельности
детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика.