Напоминание

Формирование гендерной культуры дошкольников в практике работы ДОО


Автор: Рагимова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гендерной культуры дошкольников в практике работы ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование гендерной культуры дошкольников

в практике работы ДОО
Рагимова Евгения Владимировна, воспитатель МБ ДОУ "Детский сад №125",г.Новокузнецк Социальные изменения, происходящие в современное время, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Наблюдаются тенденции сближения полов: стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями, происходит феминизация мужчин и маскулинизация женщин. На фоне этих изменений меняется и сознание детей. Однако для сохранения понимания мужского и женского необходимо создавать условия для раскрытия мальчикам и девочкам их своеобразия, не противопоставляя, а сохраняя то особенное, что присуще каждому из полов. На наш взгляд, целенаправленная гендерная социализация детей начинается в период дошкольного возраста и осуществляется в сюжетно-ролевой игре. Именно здесь, через сюжетно- ролевую игру, предоставляются возможности формирования гендерной культуры дошкольников. Игра социализирует, обучает, развивает, воспитывает, демонстрирует условность социальных и иных установок. Первоначальный опыт игрового взаимодействия с детьми противоположного пола зависит, прежде всего, от наличия в семье совместных разнополых игровых объединений (с мамой, папой, братом, сестрой и др.). Если с ребенком дома играют и мама, папа, и разнополые родственники (брат, сестра и другие близкие люди), то, как правило, у ребенка одинаково хо- рошо формируется первоначальный опыт игрового взаимодействия с мальчиками и девочками. Девочки и мальчики стремятся к игровому взаимодействию друг с другом, но они не владеют способами полоролевого поведения, умением совместно строить и развивать сюжетную линию игры.
Для того чтобы в игровой деятельности проявлялась гендерная специфика, необходим переход от традиционного руководства игрой к гендерному подходу в развитии игровой деятельности. В практике детского сада содержание детских видов деятельности недостаточно дифференцированно с учетом психофизиологических особенностей девочек и мальчиков. Как следствие у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола. В соответствии с требованиями времени мы стремились обогатить и дифференцировать педагогический процесс детского сада, в частности, элементарную трудовую деятельность. Дифференциация осуществлялась по половому признаку и интересам детей. Выявить личностные половые особенности детей позволяли: • индивидуальные беседы с девочками и мальчиками о специфике мужских и женских профессий, о личностных качествах мужчин и женщин, проявляющихся в той или иной деятельности; • задушевные беседы, помогающие детям выявить разницу между полами, присущими женщинам и мужчинам, духовным качествам, а также уста- новить доброжелательные взаимоотношения между девочками и мальчи- ками. Вместе с тем деление на «Программу-минимум» и «Программу-максимум» условно и не предусматривает строгой обязательности занятий для детей в зависимости от пола. Мальчикам не возбраняется подключаться к деятельности девочек, а девочкам — к деятельности мальчиков. Игровые персонажи (Марья Искусница, Самоделкин , Ватрушкин и др. которые наделяются личностными качествами, свойственными полу, помогают детям идентифицировать себя образом того или иного игрового персонажа, вызывают желание подражать положительным мужским или женским качествам. В женских персонажах подчеркиваются важнейшие женские качества женственность, заботливость, терпеливость, трудолюбие, умение находить
мирные пути соглашения в ссорах, желание создать атмосферу тепла и миролюбия, умение прощать, внимательное отношение к людям. В мужских персонажах подчеркиваются важнейшие мужские качества: эмоциональная устойчивость, твердость, решительность, ответственность, выдержка, умение преодолевать трудности, проявлять себя не ради похвалы и награды, а из внутренней потребности быть сильными, мужественными, выдержанными, благородными. Полученные представления закреплялись в играх. Девочкам предлагались дидактические игры «Поможем Золушке собраться на бал», «Расскажем Ватрушкину», как испечь блины», мальчикам - «Поможем Неумелкину починить деревянную скамеечку», « Расскажем Почемучке, как сделать красивые снимки» и другие. Методика проведения игр предусматривала ис- пользование игрового персонажа, которому требовалась помощь детей в осуществлении трудового процесса. Игры проводились во вторую половину дня, в часы, отведенные для игр. Дифференцированное содержание программы для девочек и мальчиков позволяет занять активную позицию в предпочитаемом виде деятельности. Именно в такой позиции ребенок наиболее быстро и полно осваивает знания и умения. Мальчиков привлекают сильные и смелые представители мужских профессий: пожарные и полицейские, вертолетчики, подводники, спасатели, и др.) Активизации этих игр способствует как художественная литература, так и трагические события в жизни, такие, как землетрясения, пожары, наводнения, взрывы жилых домов террористами и другие. О мужественных поступках спасателей, военных, героических усилиях врачей по оказанию помощи раненым, важной роли специально обученных собак в розыске людей, заживо погребенных под обломками разрушенных домов, дошкольники узнавали из телевизионных передач и рассказов родителей. Кроме того, с детьми была проведена беседа о героической работе
спасателей. В беседе использовались фотографии из газет, где были изображены спасенные дети. Совместно с нашими воспитанниками мы разработали «кодексы правил для мальчиков и девочек». Кодексы правил мальчики девочки  не обижать девочек;  всегда пропускать девочек вперед;  более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;  не садиться за стол, пока не сядут девочки;  помогать девочкам надевать и снимать пальто;  готовить девочкам подарки к 8 Марта. всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание; замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять; помогать мальчикам более аккуратно застилать постель; ст араться до ст авлять им радость, например, дарить ко Дню защитника Отече ства п од а р к и , и з г о т о в л е н н ы е своими руками. Осуществление дифференцированного подхода к воспитанникам с учетом их пола невозможно без участия родителей. Включение родителей в педагогический процесс детского сада, как авторитетных и значимых для ребенка людей, обеспечит единство в понимании целей, задач, содержания, методов воспитания девочек и мальчиков как будущих женщин и мужчин. Согласно исследованиям зарубежных ученых, в ожид аниях самостоятельности девочек и мальчиков в таких безопасных сферах деятельности, как уборка комнаты, складывание игрушек или одежды, родители демонстрируют незначительные различия, в то время как в сферах с достаточной степенью риска их ожидания относительно девочек и мальчиков существенно различаются. Родители позволяют мальчикам
играть вдали от дома, ходить с поручениями по соседству, переходить одним улицу, пользоваться острыми предметами в более раннем возрасте, чем это разрешается девочкам. Родительские запреты и опасения могут ограничивать развитие чувства компетентности, исследователь ского поведения у девочек, повышать уровень их конформизма и зависимости. Во взаимодействии с родителями можно использовать: • консультации, в ходе которых воспитатель знакомит родителей с полоролевыми интересами детей и особенностями развития девочек и мальчиков; • открытый педагогический процесс, благодаря которому родители по- лучают возможность познакомиться со средой развития ребенка, созданной в детском саду с учетом его пола и интересов, понаблюдать за ним, увидеть взаимодействие воспитателя с детьми в детской деятельности, поделиться своим опытом и умелостью; Апробированная нами педагогическая технология позволяет девочкам и мальчикам в условиях гетерогенной группы проявить индивидуальные интере сы, овладеть позицией субъекта в привлекательном, соответствующем полу виде деятельности, оказывает положительное влияние на взаимоотношения детей в группе.

Литература
1. Гендерная психология: учебник для вузов / Козлов В.В., Шухова Н.А. М., 2010. 2. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и рукотворных игрушек в конструировании гендерного сознания старших дошкольников// Детский сад: теория и практика. 2012. № 12. 3. Харчевникова А.Н. Гендерный подход в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика.


В раздел образования