Напоминание

ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ


Автор: Ермошкина Надежда Алексеевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГБОУ "Барнаульская общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Раздел: среднее образование





Назад





ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ И

СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

ПОТРЕБНОСТЯМИ
Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их помощь и защиту. Одна из важнейших задач семьи – воспитать ребенка так, чтобы он, достигнув совершеннолетия, оказался готовым к самостоятельной жизни. Готовность к самостоятельной жизни предполагает, что молодой человек любит и умеет трудиться, правильно вступает в свои отношения с окружающими его людьми, имеет адекватную, т.е. соответствующую его возможностям жизненную перспективу. Эти необходимые качества формируются в ходе усвоения ребенком социального опыта, источником которого, в первую очередь, является семья. Дети с умственной отсталостью в большинстве воспитываются в социально неблагополучных семьях, растут в условиях низкого уровня социальной компетенции, что впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Вполне очевидно, что любые отключения психического развития многократно усиливают негативные последствия семейного воспитания. Воспитание в школе реализуется через воспитательный процесс – взаимодействие педагогов и детей с целью ориентации их на саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности Учащиеся специальной /коррекционной/ школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья выходят из стен учреждения, плохо владея необходимыми для самостоятельной жизни житейскими знаниями и навыками. Такое положение дел часто приводит выпускников к ограничению их возможности самореализации в жизни вне учреждения. Выпускники интернатных учреждений для умственно отсталых детей испытывают большие трудности, оказавшись один на один с самостоятельной жизнью. Сложившаяся практика обучения и воспитания этих детей направлена на формирование необходимых в жизни личностных качеств, таких как самостоятельность, готовность к самообеспечению на основе труда, коммуникативность, а также на уточнение жизненной перспективы. Вспомогательная школа все еще ориентирована на формирование знаний и умений по каждому предмету учебного плана без учета значения их для социальной адаптации, последствием чего является непреодоленная дефицитарность развития умственно отсталого ребенка, что выражается в 1
размытости жизненных перспектив, склонности к материальному иждивенчеству, нарушении коммуникативной деятельности. Низкий уровень готовности воспитанников коррекционных интернатов к самостоятельной жизни вызван не только нарушением их психофизического и интеллектуального развития, но и недостаточной направленностью образовательных учреждений соответствующего вида на формирование социальной компетентности, а также необходимых ценностных ориентаций и личностных качеств. Необходимо развить у ребенка наличие жизненной перспективы, тоесть конкретную содержательность и временную определенность жизненных планов, достижение такого результата предполагает преодоление характерной для ребенка - олигофрена размытости жизненной перспективы. Готовность к самообеспечению на основе труда включает в себя положительную мотивацию к труду; выбор профессии соответствует возможностям и интересам, умение принимать и соблюдать дисциплинарные требования в процессе труда; чувство хозяина. Приобретение таких качеств и умений предполагает уход от иждивенчества и негативной склонности ребенка, воспитанного в условиях частичного государственного обеспечения. Характерная черта ранней юности – выстраивание жизненных планов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему понадобятся. В отличие от мечты, жизненный план – это план деятельности, имеющий конкретное содержание и определенные временные ориентиры. Планы учащихся коррекционных школ часто нереальны. Они мечтают стать юристами, менеджерами, учителями, банкирами и так далее. Необходимо в корректной форме объяснить ребенку, что выше образование для него, в связи с его ограниченными возможностями здоровья, не доступно. И тем не менее, ребенка необходимо научить планировать свою жизнь, строить реальные планы. Для этого необходимо сначала составить план на короткий период, /что будем делать через час, после обеда/, затем на более длительное время /летом, через год, в следующем классе/. Наконец, необходима специальная работа по формированию образа будущего, жизненных планов у подростка. С этой целью воспитателям можно провести занятия по тематике: «Когда я стану взрослым», в ходе которых возможно проиграть ситуацию будущего, опираясь на эмоционально значимые для детей сюжеты телефильмов, образы литературных героев. Особый интерес у подростков вызывают реальные жизненные ситуации, описанные в газетах или рассказанные педагогом. В ходе этих занятий дети учатся:  планировать свое будущее;  свободно делиться своими впечатлениями; 2
 слушать собеседника, замечать его желания, отвечать на вопросы и просьбы. Одной из задач педагогического коллектива по социализации воспитанников является приучение к самообслуживанию. детей учат застилать постель, складывать вещи в определенное место, прививаются правила личной гигиены. Организуется дежурство по спальне и столовой. В общеинтернатских мероприятиях, например, генеральной уборке, воспитанники участвуют, выполняя работу на закрепленном за ними участке. Таким же образом ученики привлекаются к сезонным работам на территории: уборке осенних листьев, снега, работе на пришкольном участке. Трудовое воспитание в этот период ведется через личный пример педагога. Начиная с IV класса, проводится работа по трудовому воспитанию и обучению в сфере обслуживающего труда. Здесь требуется создание целостной образовательной программы по обслуживающему труду, объединяющей учебные и воспитательные мероприятия первой и второй половины дня. Формирование и совершенствование навыков обслуживания и самообслуживания происходит в ходе работы, направленной на расширение бытового и социального опыта детей. Результативной попыткой уйти от иждивенчества как личностной характеристики детей - олигофренов, воспитываемых в условиях частичного государственного обеспечения, является организация из воспитанников старших классов ремонтной бригады. Участники бригады принимают участие в посильном ремонте школы, школьной мебели, изготовлении инвентаря для работы на территории. На уроках ОППТ в работу по подготовке учащихся к самостоятельной жизни включен блок дополнительного образования. Девочки шьют шторы, постельное белье, халаты, ночные рубашки мальчики изготавливают лопаты для уборки снега, швабры для мытья полов. На уроках СБО воспитанников учат определить структуру месячных расчетов, расходов, выделять приоритетные статьи, без финансирования которых невозможна нормальная жизнедеятельность /питание, кварплата, деньги на проезд и т.д./. Изучение этих тем в курсе СБО носит ознакомительный характер, но, тем не менее, является настойчивым тренингом социально значимых умений, /касаются ли они сферы общения или жизнеобеспечения/. Большая работа по социализации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ведется во вторую половину дня. В н а ч а л е учебного года все ученики школы имеют возможность записаться в кружки и секции по интересам. Особой популярностью у детей пользуются факультативы информационного направления, с удовольствием занимаются в кружках декоративно-прикладного творчества, спортивных секциях. Активно принимают участия в городских, краевых выставках: «Ростки талантов». «Открытые горизонты» и многих других. Работы учеников занимают призовые места. Для осуществления кружковой работы. воспитатели работают с детьми по плану. Ведется работа по экономическому, 3
нравственно-правовому экологическому воспитанию особое внимание уделяется работе по профилактике утомляемости школьников и формированию у школьников адекватного представления о здоровом образе жизни. Ч е л о в е к , к а к с о ц и а л ь н о е с у щ е с т в о в п р о ц е с с е с в о е й жизнедеятельности вступает в разнообразные социальные контакты. Эти контакты имеют конкретные цели и требуют коммуникативных умений и навыков. В тех случаях, когда контакты не имеют цели или не обеспечиваются необходимыми коммуникативными средствами, они являются непродуктивными. С целью обогащения и расширения опыта учащихся, программой подготовки к самостоятельной жизни являются походы на шефское предприятие, где воспитанники оказывают посильную помощь в погрузочно- разгрузочных работах, уборке территории, расширяют представление о производственном предприятии, условиях работы на нем. Особое значение имеет развитие социальных контактов у учащихся выпускных классов. Организуются встречи учащихся – выпускников с представителями ПУ, участие в днях открытых дверей, благодаря чему выпускники ориентируются в условиях предстоящей дальнейшей учебы, гасится тревожность и снимается страх перед неизвестным будущим и продуктивно выстраиваются контакты с окружающим миром. Важным для социализации воспитанников является работа по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников интерната. Группа психолого-педагогической поддержки и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, решает задачу по своевременной и эффективной коррекции имеющихся у детей недостатков психического развития. Здесь важна тщательная диагностика, обеспечение тесного взаимодействия с педагогами школы. Необходимо получить совокупность данных о ребенке, которая позволила бы прогнозировать успешность, либо возможность нарушений, и данные его анамнеза, включая данные о его дошкольном детстве. Анализируя социальное поведение воспитанников, психолог, дефектолог во взаимодействии с учителями и воспитателями определяют, насколько удовлетворены потребности воспитанника в признании со стороны ближайшего окружения и в самоутверждении, доминирующие в данном возрасте. Работу, направленную на усиление адаптивных возможностей умственно отсталых детей, необходимо осуществлять в групповых занятиях, тренингах, индивидуальных консультациях, при анкетировании. По данным опросов, анкет, бесед со специалистами выявляется адекватность мотивации учащихся, степень реалистичности их жизненных планов, уровень ориентировки в средствах их реализации. На основании диагностики и наблюдения за ребенком в процессе занятий, психолог, социальный педагог, дефектолог должны совместно составить справку-прогноз на ученика старшего класса с рекомендацией по работе с ним учителям и воспитателям. 4
В рекомендациях необходимо оценивать особенности личности воспитанника, определяющие его уровень ориентированности в межличностных отношениях и степень владения им социально приемлемыми способами удовлетворения потребностей, указать пути и методы, используя которые педагог может способствовать формированию таких личностных образований, как самостоятельность, самооценка, ценностные ориентации. Добиться этого можно только при внутренней готовности всего коллектива. Проведение семинаров, конференций, педсоветов позволит познакомить педагогов с особенностями развития ребенка, с путями восполнения дефицитарности такого развития. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее Список литературы: 1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно- издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994.- 221 с. 2. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 191 с. 3.// Дефектология. 1998, № 5, с.46-52 4. О.И.Давыдова. Права детства – Б.: 2004 5 .Г.М.Дульнев. Основы трудового обучения во вспомогательной школе 6. М.И.Рожкова. Воспитание трудного подростка.- М.: «Владос», 2003 7.Шептенко П.А., Дронова Е.Н. Социально-педагогическая поддержка школьников в работе социального педагога. –Б: Издательство БГПУ, 2004 -119 с. 8. Т.А.Шишковец. / Справочник социального педагога.- М.: «Вако», 2005 5


В раздел образования