Напоминание

Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС


Автор: Миннибаева Фрида Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №171 "ИЗЮМИНКА"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Организация развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация развивающей

Организация развивающей

предметно-

предметно-

пространственной среды

пространственной среды

в ДОУ

в ДОУ

в соответствии с

в соответствии с

требованиями ФГОС

требованиями ФГОС

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА- совокупность условий, целенаправленно создаваемых в совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития целях обеспечения полноценного образования и развития детей. детей.
Образовательная среда

Образовательная среда
должна отвечать должна отвечать следующим следующим
требованиям

требованиям
: : - гарантировать охрану и укрепление физического и - гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; психического здоровья детей; - обеспечивать эмоциональное благополучие детей; - обеспечивать эмоциональное благополучие детей; - способствовать профессиональному развитию - способствовать профессиональному развитию педагогических работников; педагогических работников; - создавать условия для развивающего вариативного - создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования; дошкольного образования; - обеспечивать открытость дошкольного образования; - обеспечивать открытость дошкольного образования; - создавать условия для участия родителей (законных - создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. представителей) в образовательной деятельности.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА – – часть образовательной среды, часть образовательной среды, представленная специально организованным представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и п., материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития и коррекции недостатков их развития
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В МЛАДШЕМ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Для детей этого возраста – достаточно большое Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит деятельности в развитии. Это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания основными целями дошкольного обучения и воспитания
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В СРЕДНЕМ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В СРЕДНЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Организация жизни и воспитание детей четвертого- Организация жизни и воспитание детей четвертого- пятого года жизни направлены на дальнейшее пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать. дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты побуждающие детей к освоению грамоты
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВО ВРЕМЯ ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ ЗОНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ОСНОВНЫЕ ЗОНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОЕКТИРОВАНИИ
СПОКОЙНАЯ

РАБОЧАЯ

АКТИВНАЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Развивающая предметно-пространственная Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: среда должна быть: Содержательно-насыщенной; Содержательно-насыщенной; Полифункциональной; Полифункциональной; Трансформируемой Трансформируемой Вариативной Вариативной Доступной Доступной Безопасной Безопасной
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕДПОЛАГАЕТ -разнообразие материалов, -разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе оборудования, инвентаря в группе -должна соответствовать возрастным -должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию особенностям и содержанию программы программы
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ СРЕДЫ ВКЛЮЧАЕТ СРЕДЫ ВКЛЮЧАЕТ -возможность разнообразного использования -возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.) ширмы и т. д.) -наличие не обладающих жёстко -наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы- природные материалы, предметы- заместители) заместители)
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОСТРАНСТВА ОБЕСПЕЧИВАЕТ возможность изменений предметно- возможность изменений предметно- пространственной развивающей среды пространственной развивающей среды в зависимости: в зависимости: -от образовательной ситуации -от образовательной ситуации -от меняющихся интересов детей -от меняющихся интересов детей -от возможностей детей -от возможностей детей
ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕДПОЛАГАЕТ -наличие различных пространств -наличие различных пространств -периодическую сменяемость игрового -периодическую сменяемость игрового материала материала -разнообразие материалов и игрушек -разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора для обеспечения свободного выбора детьми детьми -появление новых предметов -появление новых предметов
ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРЕДПОЛАГАЕТ -доступность для воспитанников всех -доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется помещений, где осуществляется образовательная деятельность образовательная деятельность -свободный доступ к играм, игрушкам, -свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды пособиям, обеспечивающим все виды детской активности детской активности -исправность и сохранность -исправность и сохранность материалов и оборудования материалов и оборудования
БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ БЕЗОПАСНОСТЬ СРЕДЫ -соответствие всех её элементов по -соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации быть сертификаты и декларации соответствия соответствия

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ,КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНТРЫ,КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ

БЫТЬ СОЗДАНЫ В ГРУППЕ ПО

БЫТЬ СОЗДАНЫ В ГРУППЕ ПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ В СВЕТЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ В СВЕТЕ

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие
- Центр ППД - Центр ППД - Центр пожарной безопасности - Центр пожарной безопасности - Центр труда, уголок дежурств - Центр труда, уголок дежурств - Центр активности (центр сюжетно- - Центр активности (центр сюжетно- ролевых игр) ролевых игр)

Познавательное развитие

Познавательное развитие
-Центр «Мы познаём мир» или Уголок -Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения краеведения -Центр сенсорного развития -Центр сенсорного развития -Центр конструктивной деятельности -Центр конструктивной деятельности -Центр математического развития -Центр математического развития -Центр экспериментирования -Центр экспериментирования

Речевое развитие

Речевое развитие
: : -Центр речевого развития или уголок -Центр речевого развития или уголок речи грамотности речи грамотности -Центр «Будем говорить правильно» -Центр «Будем говорить правильно» -Центр «Здравствуй, книжка! » -Центр «Здравствуй, книжка! »

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие

включает

включает
: : - Центр изодеятельности или уголок - Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки» творчества «Умелые руки» - Центр музыкально-театрализованной - Центр музыкально-театрализованной деятельности деятельности

Физическое развитие:

Физическое развитие:
-Центр физического развития -Центр физического развития -Центр сохранения здоровья -Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров! » Спортивный уголок «Будь здоров! »
Главной задачей воспитания Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального детей чувства эмоционального комфорта и психологической комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит является и среда, в которой проходит воспитательный процесс . воспитательный процесс .


В раздел образования