Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"


Автор: Кашаева Альфия Наилевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость"
Населённый пункт: г.Губкинский, ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Человек не может по настоящему усовершенствоваться , если не помогает усовершенствоваться другим . Ч . Диккенс . Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь) . Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей работе музыкальный руководитель детского сада? Поделюсь своим опытом работы. Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности. В соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей. Основных принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе это сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельно сти; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны он должен быть здоров. Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, создать условия каждому ребенку полноценного психического развития. Разработанная система музыкально-оздоровительной работы включает использование на музыкальных занятиях таких здоровьесберегающих технологий:
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ
. С них целесообразно начинать музыкальные занятия. Простые тексты и мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение и, конечно, подготавливают голос к пению. Пример: Доброе утро (повернулись друг к другу) Улыбнись скорее (развести руки в стороны) И сегодня весь день (хлопаем в ладоши) будет веселее! Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту) Носик и щечки Будем мы красивые, как в саду цветочки!
Ушки мы сейчас потрем И здоровье сбережем! Улыбнемся снова, будем все здоровы!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А. Стрельниковой. В результате применения дыхательной гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков детей. Пример: Ежик по лесу гулял (шагаем на месте) И цветочки собирал. Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох) Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох) Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох) Их понюхают ребятки (вдох-выдох) .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
. Артикуляционная гимнастика способствует тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Пример: Котик Рыжик утром встал (потянуться) Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам вправо-влево) Чистим зубки мы умело.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию) . Пример: Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам) Звонки песни выводил: -Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке) Всем я лапотки сплету. Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке) Жене-меньшие, Сыну-с носочком, Дочке-с цветочком, А соседу заиньке Сплету лапти маленькие.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
- это лекарство, которое слушают.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.
ПСИХОГИМНАСТИКА
- курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) . Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с целью психофизической разрядки. Занятия по психогимнастике включают мимические и пантомимические этюды. Это выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, гнев, интерес, страх и др.) Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ИГРОВОЙ

МАССАЖ
также применяется на музыкальных занятиях. В результате снижается частота заболеваний верхних дыхательных путей, улучшается циркуляция крови и лимфы, улучшается самочувствие и поднимается настроение. Пример: Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу») Гром, гром, как из пушек! Нынче праздник у лягушек (пальчики «барабанят»по лбу, щечкам) Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши) Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой) Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение уровня заболеваемости, повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей, повышение уровня речевого развития детей, стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕЛОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты. Методы и приемы организации исследовательской деятельности: наблюдения; беседы; опыты; дидактические игры; моделирование ситуаций; поручения, действия. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие. В своей работе использую информациоонно-коммуникативные технологии для: подбора иллюстративного материала к занятиям, для оформления стендов, кабинета, документации (сканирование, интернет, принтер, презентация) .С помощью интернета можно найти дополнительный материал к занятиям, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий, обменяться опытом, наработками других педагогов России и зарубежья. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для индивидуальных игр и занятий. Личностно-ориентированным подходом обладают программы, широко используемые в детских садах: «Детство», «От рождения до школы», «Радуга», «Из детства в отрочество». ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


В раздел образования