"Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"
Автор: Кашаева Альфия Наилевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МАДОУ "Радость" Населённый пункт: г.Губкинский, ЯНАО Наименование материала: методическая разработка Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях" Раздел: дошкольное образование
Человек
не
может
по
настоящему
усовершенствоваться
,
если
не
помогает
усовершенствоваться
другим
.
Ч
.
Диккенс
.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь) .
Современные
педагогические
технологии
в
дошкольном
образовании
направлены
на
реализацию
государственных
стандартов
дошкольного
образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей
работе музыкальный руководитель детского сада? Поделюсь своим опытом
работы. Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности. В
соответствии с ФГОС ДО стандарт утверждает личностно-развивающий и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых
(родителей,
педагогических и иных работников) и детей. Основных принципы, которыми
я
руководствуюсь
в
своей
работе
это
сотрудничество
детей
и
взрослых,
признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
поддержка
инициативы
детей
в
различных
видах
деятельно сти;
сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Итак, чтобы ребенок вырос и стал полноценным гражданином своей страны
он
должен
быть
здоров.
Сегодня
в
дошкольных
учреждениях
уделяется
большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены
на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить
здоровье детей; сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки
по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной
жизни,
создать
условия
каждому
ребенку
полноценного
психического развития.
Разработанная
система
музыкально-оздоровительной
работы
включает
использование
на
музыкальных
занятиях
таких
здоровьесберегающих
технологий:
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕСЕНКИ-РАСПЕВКИ .
С
них
целесообразно
начинать
музыкальные
занятия.
Простые
тексты
и
мелодии в мажорной гамме задают позитивный тон, поднимают настроение
и, конечно, подготавливают голос к пению.
Пример:
Доброе утро (повернулись друг к другу)
Улыбнись скорее (развести руки в стороны)
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
будет веселее!
Мы погладим лобик (выполняем движения по тексту)
Носик и щечки
Будем мы красивые, как в саду цветочки!
Ушки мы сейчас потрем
И здоровье сбережем!
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.
Включаю в музыкальные занятия упражнения дыхательной гимнастики Б.
Толкачева
и
А.
Стрельниковой.
В
результате
применения
дыхательной
гимнастики на занятиях повышается уровень развития певческих навыков
детей.
Пример:
Ежик по лесу гулял (шагаем на месте)
И цветочки собирал.
Справа-белая ромашка (поворачиваем голову вправо, вдох-выдох)
Слева-розовая кашка (поворачиваем голову влево, вдох-выдох)
Как цветочки пахнут сладко (вдох-выдох)
Их понюхают ребятки (вдох-выдох) .
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА .
Артикуляционная
гимнастика
способствует
тренировке
мышц
речевого
аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития
речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Пример:
Котик Рыжик утром встал (потянуться)
Чистить зубки побежал.
Вправо-влево, вправо-влево (в улыбке открыть рот и языком водим по зубкам
вправо-влево)
Чистим зубки мы умело.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
Она исполняется как песенка или проговаривается под музыку. Развивает
речь ребенка, повышает моторику рук (подготовка к письму и рисованию) .
Пример:
Мишка по лесу ходил (ладошки по коленкам)
Звонки песни выводил:
-Тру-ту-ту! Тру-ту-ту! (имитируем игру на дудочке)
Всем я лапотки сплету.
Себе-большие (загибаем поочередно пальчики на руке)
Жене-меньшие,
Сыну-с носочком,
Дочке-с цветочком,
А соседу заиньке
Сплету лапти маленькие.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают.
Мелодии,
доставляющие
человеку
радость,
благотворно
влияют
на
его
организм:
замедляют
пульс,
увеличивают
силу
сердечных
сокращений,
способствуют
расширению
сосудов,
нормализуют
давление,
стимулируют
пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения,
от
инструмента,
на
котором
она
исполняется.
Так,
например,
скрипка
и
фортепиано
успокаивают
нервную
систему,
а
флейта
оказывает
расслабляющее действие.
Однако
излишне
громкая
музыка
с
подчеркнутыми
ритмами
ударных
инструментов
вредна
не
только
для
слуха,
но
и
для
нервной
системы.
Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут
вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает
удивительное
антистрессовое
воздействие.
Уравновешиванию
нервной
системы
способствовали
фонограммы
леса,
пение
птиц,
пьесы
цикла
"Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена. В своей работе
использую тщательно подобранную и составленную фонотеку.
ПСИХОГИМНАСТИКА
-
курс
специальных
занятий
(этюдов,
игр,
упражнений,
направленных
на
развитие
и
коррекцию
различных
сторон
психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной
сферы) .
Важно использовать психогимнастику в профилактической работе с детьми с
целью психофизической разрядки.
Занятия
по
психогимнастике
включают
мимические
и
пантомимические
этюды.
Это
выразительное
изображение
отдельных
эмоциональных
состояний
(радость,
удивление,
гнев,
интерес,
страх
и
др.)
Дети
знакомятся
с
элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ИГРОВОЙ
МАССАЖ
также
применяется
на
музыкальных
занятиях.
В
результате
снижается
частота
заболеваний
верхних
дыхательных
путей,
улучшается
циркуляция
крови
и
лимфы,
улучшается
самочувствие
и
поднимается настроение.
Пример:
Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (пальчики «бегают по лицу»)
Гром,
гром,
как
из
пушек!
Нынче
праздник
у
лягушек
(пальчики
«барабанят»по лбу, щечкам)
Град, град! Сыплет град (хлопаем в ладоши)
Все под крышами сидят! (изобразить руками «крышу» над головой)
Результатами моей музыкально-оздоровительной работы являются: снижение
уровня
заболеваемости,
повышение
уровня
развития
музыкальных
и
творческих способностей детей, повышение уровня речевого развития детей,
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
ТЕХНОЛОГИИ ИССЛЕЛОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Исследовательская
деятельность
ребенку
помогает
выявлять
актуальную
проблему и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно
ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
наблюдения;
беседы;
опыты;
дидактические игры;
моделирование ситуаций;
поручения, действия.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное
развитие в наше время. Компьютер имеет ряд существенных преимуществ
перед
классическим
занятием.
Анимационные
картинки,
мелькающие
на
экране,
притягивают
ребенка,
позволяют
сконцентрировать
внимание.
В
зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена
именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.
В своей работе использую информациоонно-коммуникативные технологии
для:
подбора
иллюстративного
материала
к
занятиям,
для
оформления
стендов,
кабинета,
документации
(сканирование,
интернет,
принтер,
презентация) .С помощью интернета можно найти дополнительный материал
к занятиям, познакомиться со сценариями праздников и других мероприятий,
обменяться опытом, наработками других педагогов России и зарубежья.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития
индивидуальности ребенка. Это различные сенсорные комнаты, уголки для
индивидуальных игр и занятий.
Личностно-ориентированным
подходом
обладают
программы,
широко
используемые
в
детских
садах:
«Детство»,
«От
рождения
до
школы»,
«Радуга», «Из детства в отрочество».
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В
свете
ФГОС
(федеральных
государственных
образовательных
стандартов)
личность
ребенка
выводится
на
первый
план
и
все
дошкольное
детство
должно быть посвящено игре.
Каждый
педагог
–
творец
технологии,
даже
если
имеет
дело
с
заимствованиями.
Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет
главным
ориентиром
познавательный
процесс
в
его
развивающемся
состоянии.