АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (VIII вид) по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса
Автор: Губина Ирина Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Кольчугинская школа №1" Населённый пункт: Кольчугино Наименование материала: Методическая разработка Тема: АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с умственной отсталостью (VIII вид) по предмету "Изобразительное искусство" для 4 класса Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
и принято на
заседании ШМО
учителей начальных классов
протокол № ___ от ___.09.2016г.
Руководитель ШМО
______________ Сичкорез Т.И.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
__________Терещенко Е.В.
____.09.2016г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
_______ О.А.Лущик
приказ от ___.09.2016г.
№______
АДАПТИРОВАННАЯ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей с умственной отсталостью (VIII вид)
по предмету «Изобразительное искусство»
для обучающегося 4 класса
Дрёмова Якуба
Класс: 4
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2016/2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: 4 класс – 0,5
.Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное
коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при
правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллек-
туальную,
эмоциональную
и
двигательную
сферы,
спо собствуют
формированию
личности
умственно
отсталого
ребенка,
воспитанию
у
него
положительных навыков и привычек.
1. Конституция РФ.
2.Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ "Об образовании в
РФ".
3. Приказ Министерства образования РФ № 29/2065-п от 10.04.2002 г. «Об
утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
–
образовательным
программам
начального
общего,
основного
общего
и
среднего общего образования».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
6. Устав школы.
7.
АООП
МБОУ
«Кольчугинская
школа№1»
для
детей
с
умственной
отсталостью.
8. Учебный план МБОУ «Кольчугинская школа№1» на 2016-2017 уч. год для
детей с умственной отсталостью
.
Цели и задачи:
Целью данной программы является:
создание условий для планирования организации и управления
образовательной деятельностью по учебному предмету «Изобразительное
искусство»;
оказание существенного воздействия на интеллектуальную,
эмоциональную и двигательную сферы;
способствовать формированию личности ребенка;
Школьный
курс
по
изобразительному
искусству
ставит
следующие
основные задачи:
способствовать
коррекции
недостатков
познавательной
деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и
развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве;
2
находить
в
изображаемом
существенные
признаки,
устанавливать
сходство и различие;
содействовать
развитию
у
учащихся
аналитико-синтетической
деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться
в
задании
и
планировать
свою
работу,
намечать
последовательность выполнения рисунка;
исправлять
недостатки
моторики
и
совершенствовать
зрительно-
двигательную
координацию
путем
использования
вариативных
и
многократно
повторяющихся
графических
действий
с
применением
разнообразного изобразительного материала;
дать
учащимся
знания
элементарных
основ
реалистического
рисунка,
формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить
учащихся
с
отдельными
произведениями
изобразительного,
декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное
эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к
изобразительной деятельности.
Для
решения
этих
задач
программой
предусмотрены
четыре
вида
занятий:
декоративное
рисование,
рисование
с
натуры,
рисование
на
темы, беседы об изобразительном искусстве.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
формирование умения работать по словесной и письменной
инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая
программа:
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе
составлена на основе программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой
(Москва «Просвещение» 2012 года.
Технологии обучения:
1.
Индивидуальная
работа
при
осуществлении
дифференцированного
и
индивидуального подхода.
2.
Игровые технологии.
3. Здоровьесберегающие технологии.
4. ИКТ.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана рабочая
программа.
3
Учебный план МБОУ СОШ им. А.М .Селищева с.Волово на 2015-2016
учебный год для детей с умственной отсталостью предусматривает на изучение
предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе 0,5 часа в неделю, что
составляет 17 часов в год.
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации процесса обучения математике является
урок. При организации процесса обучения в рамках данной программы
предполагается применение дополнительных физминуток.
Информация об используемом учебнике.
Базовый учебник Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в
специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2012г.
II. Содержание предмета .
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе
и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру
узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей;
использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно
располагать элементы оформления
по
всему
листу
бумаги
в
декоративных
рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой
формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной,
круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при
изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю
(осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения
рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких
предметов,
объединяя
их
общим
содержанием; располагать изображения в
определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая
верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных
картин
характерные
признаки
времен года,
передаваемые
средствами
изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в
различные времена года.
Тематическое планирование
№
Наименование разделов
Кол-во часов
4
п/п
1.
Декоративное раскрашивание
4
2.
Рисование с натуры
9
3.
Рисование на темы
3
4.
Беседы об изобразительном искусстве
1
Итого
17 часов
IV.Требования к уровню подготовки:
Обучающиеся должны уметь:
правильно
располагать
лист
бумаги
(по
вертикали
или
горизонтали)
в
зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно
размещать
изображение
отдельно
взятого
предмета
посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической
форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера
листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать
от
руки
предметы
разной
формы,
передавая
их
характерные
особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате
(по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже,
дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних,
хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин
характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного
искусства;
V.Литература.
Основная литература
1
.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 8-е
издание - М.: «Просвещение», 2012 г.
2
Поурочные планы « Изобразительное искусство» 4 класс Е.И. Каротеева.
3.Пособие: «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Автор И.
А. Грошенков.
Дополнительная литература
1.
Пособие «Необычное рисование» И.А. Румянцева Москва Дрофа
5
2.
Рабочая тетрадь « Изобразительное искусство» В.С. Кузин.
3.
Учебно- наглядное пособие Т.Н. Доронова «Дошкольникам об искусстве».
VI.К
АЛЕНДАРНО
-
ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
.
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во
часов
Предметные результаты
План.
Факт.
1
Рисование с натуры овощей
и фруктов в виде набросков
(4—6 на листе бумаги);
1
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки
времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь
изображать предметы округлой и продолговатой формы; передавая их характерные
особенности;
2
Рисование с натуры ветки
рябины.
Составление узора в
квадрате из растительных
форм.
1
Уметь рисовать узоры из растительных форм
правильно располагать элементы оформле
знать последовательность выполнения рисунка
3
Беседа «Декоративно-
прикладное искусство»
(резьба по
дереву,богородская
игрушка).
1
Способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности
школьников путем систематического и целенаправленного воспитания
соединять в одном сюжетном рисунке изоб
объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном
порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблю
4
Рисование на тему
«Сказочная избушка»
(украшение узором
наличников и ставен).
1
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя
посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая
их характерные особенности; использовать
темный оттенки цвета;
знать последовательность выполнения рисунка
5
Рисование с натуры
предметов цилиндрической
формы, расположенных
ниже уровня зрения
(кружка, кастрюля); беседа
о правилах перспективного
сокращения круга; передача
объема светотенью.
1
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая
особенности; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета;
знать последовательность выполнения рисунка
6
Рисование с натуры
игрушки-автобуса.
Рисование с натуры
игрушки-грузовика
(фургона).
1
Развивать правильное восприятия формы, конструкции, величины, цвета
предметов, их положения в пространстве;
рисунка
6
7
Рисование с образца
геометрического орнамента
в квадрате.
1
Уметь рисовать узоры из геометрических форм
знать последовательность выполнения рисунка
8
Декоративное рисование
расписной тарелки
(новогодняя тематика).
1
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя
посередине листа бумаги. знать последовательность выполнения рисунка
9
Рисование с натуры
предмета симметричной
формы (вымпел с
изображением ракеты).
1
Уметь правильно распределять величину изображения в зави
листа бумаги. Развивать правильное восприятия формы, конструкции, величины,
цвета предметов, их положения в пространстве;
10
Рисование с натуры
домиков для птиц
(скворечники, дуплянки,
синичники).
1
Уметь самостоятельно размещать изображение отдельно взя
посередине листа бумаги; изображать от руки предметы разной формы, передавая
их характерные особенности
11
Декоративное рисование
листка отрывного
календаря к празднику
8 Марта.
1
Уметь правильно распределять величину изображения в зави
листа бумаги;
знать последовательность выполнения рисунка
12
Рисование на тему
«Пришла весна».
Рассматривание
иллюстраций картин
(И. Левитан. «Март»,
«Первая зелень», К. Юон.
«Мартовское солнце»).
1
Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки
времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства
знать последовательность выполнения рисунка
13
Рисование на тему
«Космические корабли в
полете».
1
Уметь правильно распределять величину изображения в зави
листа бумаги; Уметь рисовать симметричный узор по образцу;
знать последовательность выполнения рисунка
14
Рисование с натуры
постройки из элементов
строительного материала.
1
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая
особенности.
знать последовательность выполнения рисунка
15
Рисование с натуры
предмета симметричной
формы (настольная лампа,
раскрытый зонт и т. п.).
1
Умет ь правильно распределять величину изображения в зави
листа
бумаги;
знать
последовательность
выполнения
рисунка.
симметричный узор по образцу;
знать последовательность выполнения рисунка
16
)1
Рисование в квадрате узора
из декоративно
переработанных природных
форм (например, цветы и
бабочки).
1
Уметь изображать от руки предметы разной формы, передавая
особенности. Уметь рисовать симметричный узор по образцу;
знать последовательность выполнения рисунка.
7
1)
Расхождение между общим количеством часов в тематическом и календарно-тематическом
планировании обусловлено исключением из состава учебного времени праздничных дней.
8