Автор: Солдатова Светлана Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №13" Населённый пункт: город Муром, Владимирская область Наименование материала: проект Тема: "Лаборатория исследований" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №13»
Проект
«Лаборатория исследований»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад№13»
Солдатова Светлана Владимировна
Муром 2016 год.
Содержание.
1.
Введение.
2.
Практическая часть.
3.
Заключение.
4.
Список используемой литературы.
5.
Фото отчёт.
Введение.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопыт-
ство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать но-
вые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского пове-
дения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследо-
вательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экс-
периментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой –
начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта:
причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяю-
щими связать отдельные представления в целостную картину мира.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий эксперименти-
рование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг,
а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За исполь-
зование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский,
И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности деятельности
экспериментирования были изучены в целом ряде исследований (Д.Б.Годовикова, М.И.Ли-
сина, С.Л.Новоселова, А.Н.Поддьяков.)
По мнению Н.Н. Поддъякова, ребенок, бросающий в лужу камешки, переливающий воду,
не балуется, а занимается наисерьёзнейшим делом – экспериментированием. Никто не
ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятель-
ность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством – качеством,
которому человек обязан своим появлением в процессе эволюции в качестве Человека.
Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и
считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невоз-
можно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разра-
ботана неполно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической про-
работанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – от-
сутствием направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является
медленное внедрение детского экспериментирования в практику
работы дошкольных
учреждений.
Дошкольники – прирожденные исследователи. Итому подтверждение – их любознатель-
ность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение
в проблемной ситуации. Задача педагога – не пересекать эту деятельность, а наоборот, ак-
тивно помогать.
В соответствии с новыми Федеральными требованиями к структуре основной общеоб-
разовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания
образовательной области «Познание», направленного на достижение целей развития у де-
тей познавательных интересов, интеллектуального развития детей является:
Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В работах многих отечественных педагогов говорится, что «детское экспериментирова-
ние претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития». Они вы-
деляют основную особенность этой познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект
входе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические дей-
ствия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая
условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития познава-
тельной потребности ребёнка, которая находит отражение в форме поисковой, исследова-
тельской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктив-
ные формы мышления.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный
феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памя-
ти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ре-
бенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во
внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и
стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интере-
суется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаружива-
ется в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрос-
лом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошколь-
ник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который яв-
ляется для него подлинной мерой всех вещей.
Причины встречающейся познавательной пассивности детей часто лежат в ограниченно-
сти интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым
учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую
плоскость или игру.
Дошкольный возраст служит благоприятным периодом для вхождения в проектную дея-
тельность (Хознен, 2002). В этом возрасте проектная форма работы может стать эффектив-
ным условием развития познавательной активности детей и сотрудничества, кооперации
между детьми.
Поиск эффективных путей решения проблемы развития познавательной активности ре-
бенка-дошкольника обусловил выбор темы моего исследования: «Развитие познавательной
активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований».
Разрабатывая эту тему, я ограничила свое исследование областью ознакомления детей с не-
живой природой. Выделение этого вопроса не случайно. Этому свидетельствует то, что
ежедневно ребёнок сталкивается с объектами неживой природы (вода, воздух, снег, лёд,
камни, песок, глина ). Кроме того, данный объект наиболее доступен восприятию детей.
Объект исследования: развитие познавательной активности дошкольников.
Предмет исследования: возможности использования экспериментальной деятельности де-
тей как средство развития познавательного интереса.
Цель исследования: обосновать педагогические условия развития познавательной активно-
сти дошкольников.
Гипотеза исследования: если систематически и последовательно использовать эксперимен-
тальную деятельность детей, то это будет способствовать повышению познавательного ин-
тереса детей дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета и рабочей гипотезы, поставлены следующие задачи
исследования:
* Провести диагностику на выявление уровня сформированности познавательного интере-
са у детей дошкольного возраста.
* Разработать критерии и уровни сформированности знаний о неживой природе.
* Разработать перспективный план проекта «Лаборатория исследований».
* Определить содержание и методы развития познавательной активности детей.
* Оформить картотеку познавательных игр.
* Оформить картотеку элементарных опытов и экспериментов в ДОУ.
* Оформить выставку минералов.
* Изготовить макет горы.
* Оформить презентации по темам: «Вода», «Воздух», «Эти удивительные камни».
Практическая часть.
Работа над проектом проходила в три этапа:
Первый этап – констатирующий .
Цель: определить уровень познавательной активности детей;
определить уровень экологической культуры детей.
Задачи:
- Определить уровень познавательной активности детей.
- Определить уровень экологической культуры детей.
- Формировать способность к самостоятельному экспериментированию.
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
- Создать положительную эмоциональную атмосферу.
- Мотивироватьсвои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в со-
ответствии с правилами поведения.
- Проявлятьв конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, по-
мощь и др.
Предполагаемые результаты: в результате проекта, дети освоят исследовательскую дея-
тельность, научатся уделять внимание анализу эффективности источников информации,
инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников, способность творчески проекти-
ровать деятельность индивидуального и группового характера; повысится познавательная
активность детей, умение провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, возду-
хом, магнитом, глиной, песком, камнями.
Проведя наблюдения за детьми констатирую: дошкольники в целом показали средний и
низкий
уровень
познавательной
активности,
экологических
знаний
и
экологической
культуры.
Первый этап – подготовительный.
Задачи:
- Обозначение проблемы.
- Определение цели задач.
- Составление перспективного плана проекта .
- Приобретение необходимых принадлежностей для практических занятий
- Обновление уголка по экспериментированию в группе.
- Подбор методической литературы.
- Оформление картотек: познавательные игры: «Вода», «Воздух», «Мир камней»; элемен-
тарные опыты и эксперименты.
Второй этап проекта – основной, исследовательский .
На этом этапе были разработаны и реализованы три мини-проекта «Капельки» (для детей
средней группы), «Загадочные пузырьки» (для детей старшей группы), «В мире камней»
(для детей подготовительной группы).
Мини-проект «Капельки»
(для детей средней группы)
Краткосрочный.
Задачи:
1.Познакомить с различными свойствами воды.
2.Учить детей делать выводы на основе опытов.
3.Участвовать в посильной практической деятельности.
4.Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Подготовительный этап.
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природ-
ные материалы).
Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
Выявление знаний детей о свойствах воды (диагностика).
Реализация проекта.
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сцена-
риев мероприятий.
Практическая часть:
а) непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с свойствами воды;
б) связь с другими видами деятельности: детское экспериментирование, наблюдение, тру-
довые действия, коммуникация, художественное творчество.
В своем проекте я применяю различные подходы к организации поисковой – исследо-
вательской деятельности, использую творческий метод познания закономерностей и явле-
ний окружающего мира – метод экспериментирования.
Перспективный план опытно-экспериментальной работы по мини-проекту «Капель-
ки».
Месяц.
Тема.
Задачи.
Ноябрь.
Н ОД
« В о л ш е б н а я
вода»
Познакомить детей со следующими свой-
ствами воды: вода не имеет собственной
формы, вода одни предметы растворяет, а
другие – нет; закрепить знания детей об
известных свойствах воды: вода бывает
разной температуры, вода прозрачна, не
имеет вкуса и запаха, вода испаряется,
существует
три
состояния
воды,
вода
течет, она – жидкость; формировать уме-
ние
самостоятельно
проводить
опыты,
размышлять, обобщать результаты.
Эксперимент
«Про-
зрачная вода»
Игра «Купание куклы
Ариши»
Чтение
художествен-
н о й
л и т е р а т у р ы
«Течёт река»
Выявить свойства воды: прозрачная, без
запаха, льётся, имеет вес.
Познакомить детей с превращением воды
из горячей в тёплую.
Продолжать приучать детей внимательно
слушать стихотворение. Помочь детям
правильно воспринимать содержание
произведения. Закрепить свойство воды
(течёт).
Декабрь.
НОД
«Разноцветные
капельки»
Эксперимент
«разно-
цветные сосульки»
Опыт
«В заи м одей-
ствие воды и снега»
Художественное
твор-
чество «Разноцветные
комочки»
Познакомить
детей
со
свойством
воды
(растворимость) в ходе поисковой дея-
тельности.
Познакомить с двумя агрегатными состо-
яниями воды – жидким и твердым. Вы-
явить свойства и качества воды: превра-
щаться в лед (замерзать на холоде, при-
нимать форму емкости, в которой нахо-
дится, теплая вода замерзает медленнее,
чем холодная.
Познакомить детей с двумя агрегатными
состояниями воды (жидким и твердым).
Выявить свойства воды: чем выше ее
температура, тем в ней быстрее, чем на
воздухе тает снег. Если в воду положить
лед, снег или вынести ее на улицу, то она
станет холоднее. Сравнить свойства сне-
га и воды: прозрачность, текучесть –
хрупкость твердость; проверить способ-
ность снега под действием тепла превра-
щаться в жидкое состояние.
Выявит
свойства
воды
(растворимость,
окрашенная вода оставляет след на бума-
ге).
Январь.
Опыт
«Что
растворя-
ется в воде»
О п ы т
« И с п а р е н и е
воды»
Показать
детям
растворимость
и
не-
растворимость
в
воде
различных
ве-
ществ.
Познакомить детей с такими явлениями,
как испарение воды и высыхание и уста-
новить зависимость этих явлений от тем-
Беседа
по
рассказу
«Как люди речку оби-
дели»
НОД «Свойства воды»
пературы.
Закрепить
знания
детей
о
свойствах
воды.
Учить
детей
делать
выводы
на
основе
опытов.
Воспитывать
бережное
отношение к природным ресурсам.
Уточнить
и
закрепить
знания
детей
о
свойствах воды. Способствовать накоп-
лению представлений о свойствах, фор-
мах воды. Развивать речь, любознатель-
ность,
наблюдательность.
Учить
обоб-
щать,
устанавливать
причинно-след-
ственные
зависимости,
умение
делать
выводы.
Формировать
эмоционально-
ценностные отношения к окружающему
миру.
Заключительный (продукты проекта).
Альбом познавательных игр «Вода».
Творчество детей и родителей книжки-малышки «Весёлые капельки».
Природоохранная акция «Берегите воду».
Альбом «Мир воды».
Презентация «Вода».
Мини-проект «Волшебные пузырьки»
(для детей старшей группы)
Краткосрочный.
Задачи:
1.Развивать познавательную активность детей, инициативность.
2.Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элемен-
тарного эксперимента и делать выводы.
3.Уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существую-
щий газ.
4.Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
Подготовительный этап.
Создание предметно-пространственной среды для детского экспериментирования (обору-
дование, природные материалы).
Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
Выявление знаний детей о свойствах воздуха (диагностика).
Реализация проекта.
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сцена-
риев мероприятий.
Практическая часть:
а) непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с свойствами воздуха;
б) связь с другими видами деятельности:детское экспериментирование, наблюдение, тру-
довые действия, коммуникация, художественное творчество.
Перспективный план опытно-экспериментальной работы по мини-проекту «Загадоч-
ные пузырьки».
Месяц.
Тема.
Задачи.
Февраль.
НОД «Воздух»
Эксперимент «Этот уди-
вительный воздух».
Опыт «Воздух повсюду»
Эксперимент «Воздух»
Расширить представления детей о
свойствах воздуха: невидим, не
имеет запаха, имеет вес, при нагре-
вании расширяется, при охлажде-
нии сжимается. Закрепить умение
самостоятельно пользоваться ча-
шечными весами; познакомить де-
тей с историей изобретения воз-
душного шара.
Дать представления о свойствах
воздуха, об источниках загрязнения
воздуха; формировать желание за-
ботиться о чистоте воздуха.
Обнаружить воздух в окружающем
пространстве и выявить его свой-
ство — невидимость.
Расширить представление детей о
свойствах воздуха: невидим, не
имеет запаха, имеет вес, при нагре-
вании расширяется, при охлажде-
нии сжимается; закрепить умение
Художественное творче-
ство «Забавные кляксы»
самостоятельно пользоваться ча-
шечными весами; познакомить де-
тей с историей изобретения воз-
душного шара.
Расширят представления о воздухе.
Март.
Эксперимент «Вдох - вы-
дох»
Игра «Надуваем мыльные
пузыри»
Эксперимент «Воздух при
нагревании»
Эксперимент «Всему жи-
вому нужен воздух»
Расширить представления о возду-
хе, способах его обнаружения, об
объеме воздуха в зависимости от
температуры,
времени,
в
течение
которого человек может находиться
без воздуха.
Расширять представления о возду-
хе, способах его обнаружения, об
объеме воздуха.
Сформировать у детей представле-
ние о теплом и холодном воздухе.
Сформировать представление де-
тей о том, что всё живое без возду-
ха жить не может.
Апрель.
Эксперимент «Почему
дует ветер»
Игра «Парусные гонки»
Опыт «Воздух работает»
Эксперимент «Поиск воз-
духа»
НОД «Мы исследователи»
Познакомить детей с причиной воз-
никновения ветра – движением
воздушных масс; уточнить пред-
ставление детей о свойствах возду-
ха: горячий поднимается вверх – он
лёгкий, холодный опускается вниз
– он тяжёлый.
Показать возможности преобразо-
вания предметов, участвовать в
коллективном преобразовании.
Дать детям представление о том,
что воздух может двигать предметы
(парусные суда, воздушные шары и
т.д.).
Уточнить понятия детей о том, что
воздух - это не "невидимка", а ре-
ально существующий газ.
Закрепить знания детей со свой-
ствами воздуха и способами его об-
наружения. Продолжить знакомить
с органами дыхания. Расширять и
активизировать словарь.
Заключительный этап (продукты проекта).
Альбом «Мир воздуха».
Картотека познавательных игр «Воздух».
Листовки «Чистый воздух».
Выставка детских работ «Мы хотим дышать чистым воздухом».
Презентация «Воздух».
Мини-проект «Мир камней»
(для детей подготовительной группы)
Краткосрочный.
Задачи:
1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающе-
го мира.
2.Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизи-
ровать словарь детей.
3.Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.
4.Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5.Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6.Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным
природным ресурсам.
Подготовительный этап.
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные
материалы).
Изучение литературы, подбор материала для выполнения экспериментальных работ.
Выявление знаний детей о свойствах камней (диагностика).
Реализация проекта.
Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сцена-
риев мероприятий.
Практическая часть:
а) непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению с свойствами камней;
б) связь с другими видами деятельности:детское экспериментирование, наблюдение, тру-
довые действия, коммуникация, художественное творчество.
Перспективный план опытно-экспериментальной работы по мини-проекту «Мир
камней».
Месяц.
Тема.
Задачи.
Сентябрь.
НОД «Камни»
Игра-исследование «Ка-
кие камешки бывают».
Чтение сказки П. Бажова
«Серебряное копытце».
Развивать интерес к камням, умение
обследовать их и называть свойства
(крепкий, твердый, неровный или
гладкий, тяжелый, блестящий, кра-
сивый и др.). Дать представление о
том, что камни бывают речными и
морскими (речные камни имеют раз-
ную форму, иногда острые
углы;морские камни всегда округлой
формы, гладкие), что многие камни
очень твердые и прочные, поэтому
их широко используют в строитель-
стве зданий, мостов, дорог и др. По-
знакомить с ценными камнями, ко-
торые используются для украшений
построек и изготовления памятни-
ков, сувениров (гранит, мрамор), по-
казать изделия из драгоценных кам-
ней.
Познакомить с разновидностями
камней.
Познакомить с разновидностями
камней.
Октябрь.
Игра-эксперимент
«Можно ли менять фор-
му камня?
Беседа «Зачем человеку
нужны камни» (ознаком-
ление с окружающим)
«Волшебные превраще-
Выявить свойства камня (сухой,
твердый, из него нельзя лепить, его
нельзя разделить на части).
Дать представление, что делают из
камней.
ния камней» (рисование
по замыслу)
НОД «Мир удивитель-
ных камней»
Развивать творчество детей; совер-
шенствовать знания о свойствах
камней.
Обратить внимание на особенности
камней. Вместе с детьми классифи-
цировать камни по признакам: раз-
мер (большой, средний, маленький);
поверхность (гладкая, ровная, шеро-
ховатая, шершавая); температура
(теплый, холодный); вес (лёгкий, тя-
желый), плавучесть – тонет в воде.
Нацелить детей на поисковую и
творческую деятельность в детском
саду и дома. Развивать визуальную,
и мышечную память, глазомер, ло-
гическое мышление. Способство-
вать развитию эстетического вкуса.
Побудить детей выражать словами
свои тактильные ощущения. Закре-
пить навыки работы с увеличитель-
ными приборами. Способствовать
развитию слухового восприятия.
Ноябрь.
Игра «Каждому камешку
свой домик»
НОД «Дымящиеся горы»
НОД «Кладовая приро-
ды»
Закрепить умение классифициро-
вать камни по форме, размеру, цвету,
особенностям поверхности (глад-
кие, шероховатые); показать детям
возможность использования камней
в игровых целях.
Сформировать первоначальные
представления о вулканах. Дать
представление о том, как образовы-
ваются вулканы. Развивать тактиль-
ные ощущения, т.к. шершавость,
легкость, твердость. Продолжать
развивать познавательный интерес,
наблюдательность, мыслительную
деятельность. Развивать умения де-
лать простые умозаключения, акти-
визировать словарный запас: пемза,
лава, течет, шипит, извержение.
Дать понятие о поверхности Земли и
свойствах камней.
Развивать познавательные способ-
ности и произвольное внимание де-
тей посредством экспериментальной
деятельности.
Познакомить детей с природным яв-
лением – вулканом, развивать позна-
вательную активность детей.
Учить детей самостоятельно делать
выводы по итогам эксперимента с
опорой на полученные ранее пред-
ставления и собственные предполо-
жения.
Заключительный этап (продукты проекта).
Коллекция «Минералы».
Картотека познавательных игр «Камни, песок, глина».
Альбом «Мир камней».
Макет горы.
Презентация «Эти удивительные камни»
Третий этап - контрольный
Цель: проверка разработанного комплекса мероприятий.
Заключение.
Анализ результатов познавательной активности детей дошкольного возраста, сформиро-
ванности экологической культуры и уровень знаний детей о неживой природе эксперимен-
тальной и контрольной групп показал:
1.
Уровень познавательной активности повысился в обеих группах, однако динамика
его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 50%.
2.
Улучшились показатели сформированности экологической культуры у детей экспе-
риментальной группы на 35% в сравнении с контрольной группой.
3.
Возрос уровень знаний у детей о неживой природе как в контрольной группе, так и в
экспериментальной. Но с высоким уровнем больше детей в экспериментальной
группе на 15%.
Список литературы.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников
//Ребенок в детском саду. 2003.№3. С.4-12.
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возрас-
та.- ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М.,2002.
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вест-
ник. 1997. №1. с.6.
Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М.,
1996.
Рогов Е.И. Психология познания М., 1998.
Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. - М., 1985.
Рыжова Н.А. экологическое образование в детском саду.-М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошколь-
ное воспитание, 2007.№6. С.13-16.
Щукина Г.и. Проблема познавательного интереса в педагогике. М..1971.
Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирование интереса в обучении. М.,1975.
Дыбина О.В., Разманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты
и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в
детском саду. Методическое пособие. – Педагогическое общество России, 2005.
Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / Дошкольное воспита-
ние. – 2000, № 9, 11,12.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/
Под ред. Прохоровой Л.Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и
практических работников ДОУ. Автор сост.: Киселева А. С., Данилина Т.А. М.: АРКТИ,
2004.
Рыжова Н.Я. Я и природа: Учебно–методический комплект по экологическому образова-
нию дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,1996.
Рыжова Н.Я. Наш дом – природа: Экологическое воспитание дошкольников. Занятие на
экологической тропинке. Рыжова Н.// Дошкольное воспитание, 2000.
Рыжова Н.Я. Песок, глина, камни: Экологическое воспитание дошкольников/ Н.Рыжова //
Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. – М.,2003. - № 10
-11.
Эксперимент «Что растворяется
в воде?»
Сначала смотрим,
наблюдаем,
Затем с водичкой
мы играем.
И вот он истины
момент –
Проводим мы
эксперимент.
Художественное творчество
«Разноцветные комочки»
Эксперимент «В какой воде снег
растает быстрее: в тёплой или
холодной?»
Снег это тоже ведь вода и в тепле
он тает.
А воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом
«опыт».
А воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом
«опыт».
На прогулку мы пошли,
Камни разные нашли.
Камни в воду мы бросали
И в ладошках их держали.
Игра «Разложи камушки
по размеру»
Художественное творчество
«Волшебное
превращение камней»
Чтение художественной литературы
Сказка И.Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»
П.Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное
копытце», «Хозяйка медной горы».
Стихи, пословицы и поговорки о камнях
«Лаборатория исследований»