Наставничество: использование инновационных форм работы с молодыми педагогами
Автор: Медведева Елизавета Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ МО "Детский сад комбинированного вида "Сказка" Населённый пункт: город Краснодар Наименование материала: статья Тема: Наставничество: использование инновационных форм работы с молодыми педагогами Раздел: дошкольное образование
Формы работы с молодыми специалистами
Если в локальных актах образовательного учреждения зафиксирован факт
организации наставнической помощи молодым специалистам, то там должны
быть оговорены и формы этой работы. Желательно, чтобы в
профессиональном становлении молодых педагогов принимал участие весь
педагогический коллектив ДОО, а не только закрепленные за ними педагоги-
наставники. Для этого необходимо использовать все многообразие форм
организации учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1.
Коллективная работа
Коллективная работа, направленная на оказание педагогической помощи
молодым специалистам, к сожалению, редко используется в практике
образовательных учреждений. Считается, что реально помочь молодому
специалисту можно только в индивидуальной работе с ним, не афишируя его
профессиональные трудности.
Однако у выпускников педвуза, впервые приступивших к работе по
специальности, существуют проблемы общего порядка, решить которые
педагог-наставник не в состоянии. Это – трудности адаптации в
педагогическом коллективе. Поиск путей разрешения этих проблем является
основной задачей коллективной работы с молодыми специалистами.
Педагогический совет
Участие в педагогическом совете является обязательным для всех членов
педагогического коллектива образовательного учреждения. Как правило,
первый для вновь прибывших молодых специалистов педагогический совет
проводится в конце августа, перед началом нового учебного года. Именно
здесь выпускники вуза впервые видят своих новых коллег. Растерянность
молодых педагогов от обилия незнакомых лиц усугубляется тем, что все
окружающие обращают внимание на новичков.
Для администрации должно быть важно как можно скорее стереть барьеры
между «вновь прибывшими» и «старожилами». Можно заранее придумать и
организовать небольшое театрализованное приветствие для молодых
специалистов с кратким рассказом о традициях ДОО, о педагогах, их
достижениях и т. п.
Также можно предоставить слово педагогическим кадрам, пришедшим на
работу год-два назад, чтобы они рассказали о своих профессиональных
трудностях на тот момент (желательно, чтобы рассказ получился
юмористический или даже с легкой долей иронии) и поделились опытом их
разрешения. Такая форма общения поможет новичкам осознать, что их
трудности не единичны, и решаемы, их волнение – нормальное состояние для
всех людей, начинающих работу на новом месте.
В дальнейшем педагогические советы можно использовать для выявления в
скрытой форме психологических особенностей молодых специалистов (что
необходимо знать при подборе пары «наставник – подопечный»). Для этого
можно организовать с помощью психолога тестирование педагогического
коллектива.
Также на педагогических советах можно организовывать мини-лекции, на
которых своим опытом могли бы делиться опытные педагоги, узкие
специалисты, психологи, методист, заведующая и др. Такая форма работы
позволит молодым кадрам получать новые знания, умения и навыки
профессиональной деятельности, не задавая лишних вопросов своим
наставникам.
Педагогический семинар
Основной задачей этой формы работы является расширение знаний молодых
педагогов обо всех сферах педагогической деятельности, о педагогических
приемах взаимодействия с детьми, с родителями подопечных; изменение
отношения к самому процессу образования. На семинарах начинающие
педагоги вовлекаются в обсуждение и осмысление своих профессиональных
проблем, обмениваются опытом, рассказывают о своих «педагогических
находках», самостоятельно в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути
разрешения внутриколлективных конфликтов.
Наглядная педагогическая пропаганда. Осуществляя педагогическую
пропаганду, можно использовать сочетания различных видов наглядности.
Это позволяет не только знакомить молодых сотрудников с вопросами
организации учебного процесса через материалы стендов, тематических
выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-
образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и
убедительно донести до новичков необходимую педагогическую
информацию. Можно организовать для них посещения родительских
собраний, открытых мероприятий, показов опытных педагогов, после чего
обменяться мнениями об увиденном, отметить плюсы и минусы работы.
Можно составить и постоянно обновлять стенды типа «Для вас, молодые
педагоги», содержащие информацию о повседневной жизни сада, его
традициях и текущей воспитательной работе.
Вечера вопросов и ответов
Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор и анализ педагогической информации
по самым разнообразным проблемам. Они организуются администрацией и
педагогами-
наставниками. Как правило, молодым специалистам заранее предлагается
составить список вопросов к администрации ДОО, к опытным педагогам и
т.п. Значимость этого мероприятия зависит от того, насколько актуальными и
существенными будут заданные вопросы и насколько правдивыми и
откровенными будут полученные ответы. Ответы на вопросы зачастую носят
дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное
обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное,
равноправное общение молодых и опытных педагогов.
«Круглый стол»
Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не
только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается
одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации новичка,
которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема
поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с
родителями, выбора форм и методов организации процесса НОД, прав и
обязанностей педагогов и т. п. Правом выступить обладает каждый
присутствующий за «круглым столом».
Педагогические конференции
Эта форма работы специально предназначена для обмена опытом между
наставниками и молодыми педагогами. Мысли, высказанные на конференции
педагогами и подкреплённые их же опытом, приобретают особую
убедительность и оказывают большое влияние на новичков. Конференции
проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-
педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам организации
учебно-воспитательного процесса.
«День молодого педагога»
Это название объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в
масштабе дошкольных образовательных организаций всего округа в
специально отведенный для этого день. В образовательных учреждениях
обычно существует негласное правило: в первые два месяца работы
молодому специалисту предоставляется свобода действий, в этот период он
знакомится со своим коллективом, завоевывает авторитет, формирует
«образовательное пространство». В эти два месяца за его деятельностью
наблюдает педагог-наставник, а уже затем, в ноябре, его педагогическую
деятельность, построение воспитательной работы, методические
мероприятия начинает проверять администрация.
«День молодого педагога» может стать эффективной формой контроля
работы начинающего специалиста. Желательно, чтобы был разработан
специальный ритуал посвящения новичков в педагоги. Каждому из молодых
педагогов предлагается показать свою «визитную карточку», сделать
презентацию, рассказать о своих успехах и поделиться неудачами.
2. Групповая работа.
Групповое консультирование
Организуется наставниками для всех педагогов, которые имеют одинаковые
особенности педагогической деятельности, озабочены решением одной
профессионально значимой проблемы. Не все, что касается воспитателей,
представляет интерес для узких специалистов, и потому есть смысл собрать
их отдельно. Такая консультация имеет определенную и, в известной мере,
специализированную направленность. Она включает, как правило, сообщение
наставника по теме консультации и ответы на вопросы молодых педагогов.
Суть консультирования в процессе оказания наставнической поддержки
заключается в следующем:
– установление контакта и развитие позитивных взаимоотношений с
молодыми педагогами;
– психолого-педагогическая диагностика профессионально значимой
проблемы;
– создание плана деятельности молодого специалиста;
– осуществление этого плана;
– контроль и корректировка процесса;
– системный анализ ситуации.
Основной задачей здесь является изменение неадекватных педагогических
позиций новичков, расширение мотивов осознанности профессиональной
деятельности педагога, оптимизация форм воспитательно-образовательного
воздействия на подопечных.
В цикле консультирования традиционно выделяются семь этапов:
1) Создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех
консультирования. Наставник должен всем своим видом убедить молодого
специалиста, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь
в ее разрешении.
2) Наставник задает наводящие вопросы, которые вызывают его подопечного
на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в
душе.
3) Наставник должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить
сложившуюся ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не
заметил его подопечный.
4) Консультант должен понять причину конфликта (проблемы), с которой к
нему обратился молодой педагог.
5) Не называя причины конфликта (проблемы), наставник должен
постараться подвести молодого коллегу к пониманию этой причины.
6) Если консультируемый осознает причину своей проблемы, наставник
должен ненавязчиво подсказать пути ее решения, так, чтобы молодой учитель
был уверен, что он сам нашел решение.
7) Наставник должен подтвердить правильность догадки педагога (или
скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на
выполнение принятого решения.
Групповые дискуссии
В их основе – конкретные педагогические ситуации, пережитые молодыми
специалистами. Ситуации могут быть предложены и наставниками,
например: «Как привлечь родителей к участию в жизнедеятельности
группы», «Как решить проблему нерационального использования группового
пространства». Цель дискуссии заключается в совместной выработке
оптимального подхода к решению той или иной образовательной
(воспитательной) ситуации, основываясь на понимании ее психологического
и педагогического смысла.
Обзоры педагогической литературы
Суть этой формы заключается в обсуждении содержания специально
подобранных наставниками научно-популярных, методических пособий,
посвященных проблемам организации учебно-воспитательного процесса в
ДОУ.
В групповой работе с молодыми специалистами часто используются игровые
приемы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми и их родителями,
ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения.
Деловые игры
Деловая игра максимально приближает участников к реальной обстановке,
формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений,
умение вовремя увидеть и исправить ошибку.
Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не
существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и
выдумки наставников – организаторов игры.
Примерная структура игры такова:
подготовительный этап, который включает в себя определение целей,
задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры,
выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку
необходимого наглядного материала и оборудования;
основной этап, заключающийся в выполнении всеми участниками
игры необходимых правил и действий;
заключительный этап, выражающийся в анализе результатов игры.
Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных
навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых
играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать
воспитатели, узкие специалисты, социальные педагоги, педагоги-психологи и
др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации в
педагогической деятельности.
3. Индивидуальная работа.
Основным достоинством индивидуального обучения является возможность
полной индивидуализации содержания, методов и темпов оказания
наставнической помощи молодому педагогу. Такая форма работы позволяет
следить за каждым его действием при решении конкретных педагогических
задач в процессе профессиональной деятельности; осуществлять
корректировку и анализ эффективности взаимодействия в паре «наставник –
подопечный».
Индивидуальные консультации
На них общепедагогические положения должны рассматриваться в
конкретном приложении к определенным частным случаям.
Консультация может носить выраженный инструктивный характер, либо
проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые
вызывают затруднения у молодых специалистов. Эти особенности делают
консультирование важным элементом в общей системе профессиональной
поддержки педагога.
Практические занятия
Направлены на выработку и закрепление педагогических умений и навыков,
являются действенной формой повышения профессионализма молодых
специалистов. Разрыв между их теоретическими представлениями о формах,
методах и средствах обучения и воспитания и практическими умениями
является наиболее характерным недостатком.
Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если
администрация и наставники подготовят им различные "памятки":
«Молодому педагогу на заметку»
«Воспитывая детей, стремитесь;
«Виды анализа детской деятельности»
«Оформление конспектов»
«Как подготовиться к докладу, выступлению»
«Как правильно организовать работу с родителями»
Наибольшую
эффективность
по
сравнению
с
традиционными
формами
работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением НОД) имеют
н о в ы е нетрадиционные
или
модернизированные :
психологические
тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры,
диспуты,
конкурсы,
круглые
столы
совместно
с
родителями,
"мозговые
штурмы", разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как
педагога.
Именно
они
ускоряют
процесс
вхождения
начинающего
специалиста в образовательную, педагогическую среду.
Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном
выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию
на
более
высокую
квалификационную
категорию,
растет
и х
профессионализм.