Автор: Классен Галина Михайловна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МБОУ "Солнечная СОШ №1" филиал "Сытоминская СШ" Населённый пункт: с.п. Сытомино Сургутского района Тюменской области Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Предметная неделя по биологии в школе" Раздел: полное образование
Главное открытие в области биологии - открыть удивительное в ВАС, в наших учениках
Предлагаем учащимся принять участие в мероприятиях:
Мероприятие
Класс
Дата
Ответственный
1. Общешкольная линейка: Старт недели биологии и экологии
1 — 11
14.03.16г.
09.10
фойе
2.Выставка экологических рисунков и плакатов на тему:
«Охрана природы». Биологическая викторина.
1-11
14.03.-
19.03
Приём работ кабинет
завуча
3. Биологическая викторина «По следам динозавров»
1-6
14.03-19.03
Библиотека
Н.А. Баклыкова
4
. Конкурс реклам, буклетов, газет, фотографий, экологическое
эссе по теме «Экология нашего края» и видиороликов «Ешкин
кот».
1-11
14.03-19.03
Приём работ кабинет
завуча
5. Брейн-ринг «Экология Сургутского района»
9
16.03
Е.В. Фоменкова
6. Интеллектуальная игра «По материкам и странам»
5
14.03
С.В. Фоменков
7. Викторина «Флора Сургутского района»
6
15.03
С.В. Фоменков
8. Поле чудес «По страницам Красной книги»
7
19.03
Е.В. Фоменкова
9. Альманах «Активные виды отдыха»
8
16.03
С.В. Фоменков
10. Конкурс поделок из бытовых отходов «Вторая жизнь
хлама»
1-11
14.03-19.03
Г.М. Классен
Кабинет химии
11. Интеллектуально-творческий марафон «Я возьму этот
большой мир».
11
15.03.
Г.М. Классен
Кабинет химии
12. Интеллектуальный лабиринт по биологии «Чёрный ящик»
10
17.03
Г.М. Классен
Кабинет химии
13.Общешкольная линейка: закрытие Недели. Подведение
итогов конкурсов.
Награждение победителей и активных участников.
1 - 11
28.03.
Фойе
09.10
Цели:
- обобщить биологические знания учащихся;
- пробудить интерес учащихся к биологическим наукам;
- продолжить формирование бережного отношения к природе;
- развитие познавательного интереса к биологии и экологии через внеурочные формы
работы;
- воспитание у учащихся экологической культуры и патриотизма.
активизация познавательной деятельности учащихся, через участие в проектировании, подготовке и проведении
мероприятий предметной недели;
формирование коммуникативных умений через работу в разновозрастных группах, в секциях по интересам;
воспитание у учащихся творческой активности, бережного отношения к природе (развитие экологического мышления),
ответственности и самостоятельности через участие в предметной неделе.
воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью близких, окружающих людей.
Задачи:
1. Учить применять биологические знания; использовать информацию о современных достижениях в области биологии
и экологии.
2. Мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
3. Формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды.
4. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, познавательный интерес, интеллектуальные и
творческие способности мышление, внимание, наблюдательность.
5. Способствовать сплочению детского коллектива.
6. Продолжить воспитывать бережное отношение к окружающему миру, культуры поведения в природе; любовь к
окружающей среде.
Мероприятие для 10 класса «Загадки черного ящика»
1.
В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему присваивали чудесные
свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы, разрезая этот загадочный
объект поперек, объясняли своим слушателям строение Вселенной, то есть он служил наглядным пособием. (Лук)
2.
В черном ящике лежит некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его Родина - Мексика. В
1874 году академик Севергин в книге «Царство произрастания» писал: «Сие растение почитается способным
исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям, можно из него и масло получить,
пережженные имеют запах кофея и производят наливку почти столь же приятную». Что за лакомство лежит в
ящике? (Шоколад, получаемый из какао-бобов.)
3.
В первой половине 17 века русский посол передал монгольскому хану от царя Михаила Федоровича сто соболей.
Монгольский хан в ответ передал русскому царю четыре пуда сухих листьев, на что царь обиделся: он дарит
соболей, а в замен получает сухие листья, хан понял свою ошибку и отправил в Москву своего мастера с подарком
о каких листьях идет речь? (о чае)
4.
Этот гриб помог избавиться Владимиру Мономаху от рака губы. Ответ: Чага
5.
Фет «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила
Весь бархат мой с живым миганьем
- Лишь два крыла. …
Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
И вот дышу…
Найдите биологическую ошибку. (Ответ: У Чешуекрылых не два, а четыре крыла).
6.
Почему,
испугавшись
чего-нибудь
лошадь,
начинает
фыркать?
Ответ:
Она
имеет
очень
острое
обоняние
и,
отфыркиваясь прочищает свой нос, чтобы быстрее определить, что и с какой стороны ей угрожает.
7.
Почему лоси могут бегать по таким болотам, где любое другое животное такого же веса неминуемо увязнет?
Ответ: Они имеют по два копыта на каждой ноге, между которыми натянута перепонка. Во время бега копыта
раздваиваются,
перепонка
натягивается,
давление
тела
животного
распределяется
на
сравнительно
большую
площадь опоры и лось не вязнет.
8.
Видный отечественный учёный И. С. Даревский у некоторых видов ящериц (армянской, белобрюхой и других)
обнаружил отсутствие самцов. Однако наблюдения показали, что самки откладывают неоплодотворённые яйца, из
которых вылупляются вполне жизнеспособные детёныши- самки. Об открытии, какого процесса идёт речь?
Известно ли вам подобное явление у других животных? Ответ: У значительного числа видов разных ящериц и
некоторых змей существует партеногенетическое размножение, впервые открытое у позвоночных И. С. Даревским.
Подобное размножение характерно для пчёл, дафний.
9.
Во время тетеревиных токов на одной полянке можно увидеть одновременно несколько дерущихся пар самцов. А
в стороне на ветвях деревьев сидят тетёрки, ожидающие исхода боёв. «Чуфырканье», «бормотание» и петушиные
драки заканчиваются тем, что брачные пары соединяются так: молодые тетёрки остаются со старыми косачами, а
старые, наоборот, с молодыми. Объясните биологический смысл такого распределения. Ответ: При подобном
разновозрастном скрещивании рождается жизнестойкое, наследственно разнообразное потомство
10.В странах Востока в старину существовала своеобразная казнь: приговорённых к смерти кормили только варёным
мясом и они умирали через 28-30 дней. Почему наступала смерть? Ответ: Варёное мясо- это « мёртвый белок»,
который не содержит минеральных веществ, витаминов, биологически активных веществ, которые необходимы
организму, что и приводит к смерти.
11. В честь этого события Екатерина « повелела отчеканить медаль с надписью « Собою подала пример» россияне
примеру последовали, и здоровье нации порядком укрепилось. Какому деянию Екатерины 2 была посвящена
медаль? Ответ: Екатерина 2 сделала прививку от оспы.
12. Герои романа Жюль Верна «Дети капитана Гранта» только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой
ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не8 съедобно «Быть может, оно слишком долго
лежало?»- озадаченно спросил один из них. Что ответил Паганель? Ответ: « Нет, оно, к сожалению, слишком долго
бежало»-
ответил
Паганель.
Мясо
гуанако,
убитого
во
время
бега,
несъедобно
из-за
молочной
кислоты,
накапливающейся в мышцах во время работы.
13.Известно, что кровь у человека красного цвета. Тогда почему аристократов называют «голубой кровью». Ответ: В
Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми
на фоне светлой кожи, будто по ним течёт голубая кровь.
14. Долгое время не давали покоя человечеству «крокодиловы слёзы». Правда ли, что крокодилы льют слёзы? Ответ:
Крокодилы напрочь лишены сентиментальности. Вместо того чтобы плакать, эти кровожадные звери глазами
потеют.
15.Чтобы сохранить птиц в музее, из них делают чучела. Но в наших лесах обитает одна птица, которую не нужно
препарировать. Она и так пролежит лет 15-20 и не испортится. Что это за птица? Ответ: Это клёст. Тело этой
птицы так пропитывается смолой к старости, что многие годы не поддаётся гниению.
16.Кобра танцует под звуки дудочки факира? Ответ: Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки,
готовясь к атаке.
17.Плод этого растения - необходимая и, к тому же, излюбленная пища многих итальянских
певцов. Любят его за то, что он чистит и снимает воспаление с голосовых связок. Что в ящике? Ответ: Банан.
18.Французские врачи советуют употреблять её при 75 основных и 35 сопутствующих заболеваниях. Это содержит
почти
весь
набор
витаминов,
необходимых
для
нормальной
жизнедеятельности
организма.
Что
это?
Ответ:
Капуста.
19.Мария Медичи была виртуозом в составлении ядов, сама панически боялась быть отравленной, а «его» считала
лучшим противоядием. Назовите это противоядие. Ответ: Петрушка.
АНАЛИЗ недели
Предлагаемые ученикам задания имели различную направленность и тематику, викторины включали как вопросы с
вариантами ответа, так и без вариантов ответа, так же среди заданий присутствовали шарады, пословицы,
связанные
с
биологией,
биологические
задачи,
биологический
диктант,
часть
заданий
была
связана
с
особенностями
региона
проживания
учащихся
(особенностями
географического
положения,
животного
и
растительного мира Ростовской области).
При ответах на вопросы учащиеся продемонстрировали достаточно высокий уровень знаний по биологии, умение
обобщать и применять на практике знания, полученные на уроках, во время конкурсов ученики проявляли
заинтересованность, активно работали, глубоко переживали неудачи и радовались победам. Во время проведения
мероприятий
дети
работали
в
группах
и
индивидуально.
Ученики
в
ходе
работы
смогли
применить
свои
творческие способности, так же они продемонстрировали умение самостоятельной работы, умение работать в сети
Интернет.
В результате проведения недели биологии можно сделать следующие выводы:
учащиеся с большим интересом относятся к игровым формам;
использование занимательного материала помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную
активность, наблюдательность, внимание, мышление;
вопросы викторин позволяют учащимся проверить правильность знаний, вселить уверенность в свои силы,
развить и углубить интерес к познанию природы.
Положение
о конкурсе поделок из бытовых отходов
«Вторая жизнь хлама»
1. Общие положения.
С каждым днем в мире увеличивается количество бытовых отходов. Это превращается в серьезную экологическую
проблему.
2. Цель и задачи конкурса.
Цель: Привлечения внимания учащихся к проблеме утилизации бытовых отходов.
Задачи:
- способствовать развитию неравнодушного, бережного отношения к экологии учащихся школы;
- сформировать у детей и взрослых эколого-хозяйственный подход к твердым бытовым отходам и показать возможности
их вторичного использования;
- стимулировать фантазию и творческую активность жителей.
- Приобщение родителей к совместной художественно-творческой деятельности с детьми.
3. Организация конкурса.
Подготовку, организацию и общее руководство конкурсом осуществляет организационный комитет в составе: Г.М.
Классен, Е.В. Фоменкова, В.В. Трифонова и помощники - классные руководители 1-11 классов.
4. Сроки проведения конкурса.
Конкурс проводится с 14.03 по 19.03
5. Участники конкурса.
Участниками конкурса являются учащиеся 1-11 класса и их родители. От каждого участника принимается от 1 до 3
работ.
6. Порядок проведения смотра-конкурса.
I этап - ознакомительный (ознакомление с положением конкурса, выбор природного материала для изготовления
поделок, определение идеи поделки).
II этап - творческий (изготовление поделок из твердых бытовых отходов (металл, стекло, пластиковые бутылки,
дерево, резина и т.п).
Готовые композиции принимаются до
19.03.16г.
Готовые работы передаются классным
руководителям. К каждой работе прилагается карточка участника с указанием фамилии участника, класса, названия
работы, размер карточки 5х10см).
Обязательным условием является выполнение работы с использованием твердых бытовых отходов. Допускается
выполнение работы в различных технологиях.
Номинации конкурса:
- "Игрушка", "Композиция" (панно, коллаж, настольная композиция);
III
этап
-
оценочный
Во
время
каникул
- оформление
выставки
"Вторая
жизнь
хлама",
оценивание
жюри
представленных на конкурс поделок.
7. Критерии оценки выполненных работ:
Соответствие теме конкурса, практичность, оригинальность выбора материала, способа изготовления и применения,
эстетичность, качество исполнения поделки.
8. Награждение победителей
Оценка работ производится конкурсной комиссией (жюри) анонимно по 10-балльной системе и заносится каждым
членом жюри в оценочный лист и общий протокол. Победителям присуждаются 1-е, 2-е, 3-е места (грамота + подарок),
4-10 места - почетные грамоты и отличные оценки по биологии/экологии.