Напоминание

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения


Автор: Волкова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Кошки
Населённый пункт: Самарская область,с.Кошки
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения
Раздел: начальное образование





Назад





Урок русского языка в 3Б классе

по теме: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3склонения.»

Учитель:
Волкова Галина Александровна
Место проведения:
ГБОУ СОШ с. Кошки.
Цель урока -
формировать у обучающихся умение различать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонений.


Задачи:
 обучать правильному написанию окончаний имен существительных;  развивать умение анализировать и рассуждать;  воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе.
Универсальные учебные действия обучающихся, на развитие которых направлен урок:

личностные:
 принимать учебные цели, проявлять желание учиться;  признавать свои ошибки;  сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищами, учителем
.

регулятивные:
 следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные учебные действия;  осуществлять само и взаимопроверку.
предметные:
 ориентироваться в учебнике, таблицах, рисунках, схемах;  наблюдать и самостоятельно делать простые выводы;  выполнять задание по аналогии.
коммуникативные:
 оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;  участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы;  выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Литература:
Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю. Учебник «Русский язык» 3класс, 2часть, М. 2012 (Начальная школа 21 века).

Оборудование:
Снеговичок, карточки для групповой работы, мультимедийный проектор, презентация, ноутбук.
Ход урока.



п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые

универсальные

учебные действия и

предметные

действия

I.

Организационный

момент.
- Здравствуйте,ребята! Сегодня у нас гости. - Давайте поприветствуем гостей, улыбнитесь им. -
Представьте, что у вас в ладонях

чаша, наполненная «добротой»,

осторожно и бережно перелейте часть

своей доброты другу. Подарите друг

другу улыбку, пожелайте удачи.

Надеюсь, что хорошее настроение

сохранится у вас на протяжении всего

урока.

Звучит медленная мелодия.
- Ребята, какое время года царствует у нас сейчас на земле? -Мы сидим в классе, а за окном самое прекрасное время года - зима
. (Слайд2).
Падают, кружась в лёгком танце, снежинки. Подул ветер. Открылась форточка и залетело к нам в класс письмо. -Давайте прочитаем, ребята, письмо и узнаем от кого оно…
(Слайд 3).
Настрой обучающихся на работу. Зима. Ученики читают со слайда: Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные


-Согласны вы отправиться в путешествие в зимний лес? - А попадём мы в лес, после того, как запишем в тетрадях число, классная работа и выпишем из письма Снеговичка слова с пропущенными буквами и устно объясним их правописание.
Я приглашаю вас, р…

бята, в зимний лес,

Где много всяких

сказочных ч…дес,

Где зам…ла метелица д…

роги,

Где косолапый мишка

спит в берлог….

Где в л…дяном дворце

ж…вёт сама

Красавица волшебница -

З…ма».

Ваш Снеговичок

Самостоятельная работа
Проверка
. (Слайд 4)
Познавательные Регулятивные
II.

Актуализация знаний и

создание проблемной

ситуации.
- Посмотрите на картину, какая же красавица - зима! - Сколько снега намело! Даже на наше стихотворение.
(Слайд5
). На доске:
В серебристом и сыром туман…



Светло и пусто на полян…

От зимней стуж… и метел…

Давно уж птицы улетели.

(Слайд 6)

- Прочитайте . - Чем мы можем помочь зимующим птицам? - Какие буквы пропущены? Докажите. - Почему мы проверяли данные окончания? Один ученик читает вслух. Делать для них кормушки, подкармливать их. Ответы детей. Проверка. (
Слайд 7
) Они безударные. Познавательные Коммуникативные
III.

Сообщение темы и

целей урока.
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (
Слайд 8).
- Какую задачу мы поставим перед собой? (
Слайд 9).
- Расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания?
(Слайд10
). -Зима-волшебница хочет узнать, хорошо ли вы знаете правила по данной теме. Она приготовила для вас, ребята, вопросы. Ответьте на них. Вопросы: 1. Что такое имя существительное?
(Слайд 11)
2. Как изменяется имя существительное? 3. Какие существительные относятся к О безударных падежных окончаниях имен существительных 1, 2, 3 склонения. Правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.
Алгоритм
1.Определить падеж имени существительного; 2.Определить его склонение; 3.Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже. Ответы учеников Регулятивные Познавательные
1, 2, 3 склонению? 4. Как определить падеж имени существительного? 5.Как определить склонение имени существительного? 6.Как проверить безударное окончание имён существительных?
-
Зима - волшебница довольна вами, она благодарит вас.
IV.

Графический диктант.

(Слайд 12)
- Давайте покажем Снеговичку, как мы умеем определять падежи. - 7 словосочетаний.
1. Заблудился в лесу;

2. Перепрыгнул через лужу;

3.Вышел из ворот;

4.Идет по тропинке;

5. Беспокоились о сыне;

6. Отвечал у доски;

7. Подошли к ели.

-
Проверим
(Слайд 13).
1 2 3 4 5 6 7 ПВ Р Д П Р Д - У кого ошибки? В каком номере? - Для чего мы провели графический диктант? - А для чего нужно правильно определять падежи? Ученики определяют падежи. Ответы детей. Чтобы правильно определять падежи. Чтобы правильно писать падежные безударные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
окончания.
V.

Физминутка для глаз

(Слайд 14)

VI.

Подготовка к основному

этапу

Словарный диктант. (Слайд 15)
- Теперь вспомним правописание словарных слов. - Запишите имена существительные в нужном падеже.
1. медведь – П.п,

2. березка – Р.п,

3. гореть – В.п,

4. деревня – П.п,

5. Москва – Д.п.
- Какое слово вы не записали? Почему? - Проверьте еще раз, выделите окончания. - Какое слово здесь лишнее? - Почему? - Давайте проверим, какие окончания вы написали. (
Слайд 16).
- Что мы должны знать, чтобы правильно писать падежные окончания? Самостоятельная работа.
Гореть
– глагол, по падежам глаголы не склоняются.
Москва
Окончание ударное, остальные окончания все безударные. Проверка по слайду. Правильно определять падеж, склонение, вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
Вывод: Падежные

безударные окончания

существительных
Познавательные Регулятивные

пишутся так же, как и

под ударением.

VII.

Самостоятельная

работа. Выборочное

письмо.

(Слайд 17)

-
Ребята, а теперь работаем самостоятельно. - Сейчас вы будете исправлять ошибки, то есть поработаете корректорами. (Корректор – это человек, который работает в издательстве и исправляет ошибки.) - Прочитайте текст, найдите ошибки, спишите в тетрадь только те предложения, в которых пропущены в словах буквы. - Сверху подписывайте падеж и склонение.
Как прекрасен зимний лес!

Деревья все в серебре. Всё вокруг

покрыто пушистым снегам. В лесу

очень тихо. Спит медведь в берлоги.

Навершини высокой сосны затаилась

белочка. А вот и заяц в белой шубки?

Он спрятался около еле. (Слайд

18)
- Какие ошибки нашли? Поднимите руки, кто с ними согласен. - На какую орфограмму эти ошибки?
(Слайд 19)

Вывод:

-

Что мы должны уметь и знать,
Самостоятельная работа По цепочке проверяют. Ответы учеников. Познавательные Регулятивные Личностные Коммуникативные

чтобы правильно писать безударные

падежные окончания?





Падеж1

склонение

2

склонение

3

склонение
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. а,я ы,и е у,ю ой,ей е ,о,е а,я у,ю а,я,о,е ом,ем е  и и  ю
(Слайд 20)
(Картина о зиме
) (Слайд 21)

Должны уметь правильно

определять падежи,

склонение.
Познавательные
VIII.

Физкультминутка.
- Ребята, я замерзла, давайте погреемся. Снеговичок со своими друзьями хотят, чтобы мы повеселились с ними в зимнем лесу.
( Слайд 22)

IX.

Творческая работа в

парах.

Работа по картине «Зимний лес».

(Слайд 23, музыка)
- Ребята, Снеговичок для вас приготовил карточки, он решил над вами пошутить. - Что не так на ваших карточках? - Восстановите текст, вставьте подходящие по смыслу имена существительные.
Зимний _________похож на ________.

Мягкий ________ покрыл __________

пушистым __________.
Пропали все имена существительные. Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Стройная ___________ укрылась

мягким ________.

Таинственно стоят ________,

укутанные в теплую ________.

На _________ сосны суетится

_______.

Как прекрасен зимний _________!

(Слайд 24)
- Подчеркните безударные падежные окончания. -В каких словах есть падежные безударные окончания? - Выделите их. Два ученика читают. Снегом, на ветке, на вершине.
X.

Контроль и

самопроверка знаний
- Теперь проведем экспресс-опрос, проверим ваши знания по правописанию безударных падежных окончаний. Всего три вопроса.
(Слайд 25).

1. Укажи ошибку в окончании.

А) на качалке;

Б) для кормушке;

2. Где неправильно определили падеж

существительного?

А) о доме – П.п

Б) без страха – В.п .

3. В какой строчке существительные

имеют одинаковые окончания?

А) из тетрад_, о морков_,

около березк_;

Б) к дяд_, на кроват_, у
Самостоятельно ученики ставят + или - в тетрадях. Регулятивные Познавательные

дорог_.
- Проверим .
(Слайд 26)
Коллективная проверка
XI.

Рефлексия
. - Как вы оцениваете свою работу? - У вас у каждого на парте лежит фонарик , его вам дарит Снеговичок. Зажгите его. -Кто считает, что работал на уроке активно и не допускал ошибок зажгите желтый огонек. (Этим детям можно поставить «5») -Тот, кто не достаточно активно работал и допускал ошибки, зажгите красный огонек – это «4». - Кто мало работал и допустил много ошибок, зажгите синий огонек - это «3». Ученики оценивают свою работу на уроке. Регулятивные Личностные
ХI.

Итог урока.
О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что закрепляли? Ответы учеников. Регулятивные
XII.

Домашнее задание.
- Дома вы ещё раз потренируетесь в определении склонения, падежей и падежных окончаний имён существительных , выполнив упр. 3 на стр. 82 учебника.
(Слайд27)

(Слайд28) «Спасибо за урок!»



В раздел образования