РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС
Автор: Колесник Иван Александрович Должность: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №27 им. И.А. Бунина Населённый пункт: г.Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС Раздел: среднее образование
РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС
Колесник Иван Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель.
В настоящее время все школы России переходят на новый Федеральный
Государственный Образовательный стандарт. Коррекционные школы для детей
с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – не исключение. Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
–
это
дети,
состояние
здоровья
которых препятствует освоению образовательных программ без специальных
условий обучения и воспитания . В современной структуре урока в рамках
ФГОС,
рефлексия
деятельности
является обязательным
заключительным
этапом
урока. У
большинства
учеников
с
ОВЗ
отмечается
недостаточный
уровень
познавательной
активности,
незрелость
мотивации
к
учебной
деятельности,
сниженный
уровень
работоспособности,
самостоятельности,
самооценки.
Поэтому
поиск
и
использование
активных
форм,
методов
и
приёмов
обучения
является
одним
из
необходимых
средств
повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Приём
рефлексии как раз очень помогает учителю контролировать как весь класс, так
и отдельно взятого ребенка, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что
осталось на доработку. Методы рефлексии в той или иной степени стимулируют
познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Что
же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского
«reflexior» – обращение назад, отражение. Толковый словарь русского языка
трактует
рефлексию
как
размышление
о
своем
внутреннем
состоянии,
самоанализ.
В
современной
педагогической
науке
под
рефлексией
обычно
понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это
этап в ходе,
которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние,
свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексию можно проводить на
любом
этапе
урока,
а
также
по
итогам
изучения
темы,
целого
раздела
материала. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую
копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии
не
просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую
цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
В педагогической литературе существует следующая классификация
видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать
наиболее рациональные).
Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и
коллективно.При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать
цель
занятия,
содержание
и
трудности
учебного
материала,
тип
занятия,
способы
и
методы
обучения,
возрастные
и
психологические
особенности
учащихся. Подробнее остановимся на каждом из видов.
В начале урока может проводиться рефлексия эмоционального состояния
и
настроения,
место
этого
вида
рефлексии
обусловлено
установлением
необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии
используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода.
На своих уроках математики я использую:
«смайлики» (весёлый, нейтральный и грустный),
«радуга». С каким цветом радуги ассоциируется данный урок?
Оранжевый – радостное, восторженное настроение.
Красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия;
Синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость
Зелёный цвет – активность,
Жёлтый цвет – цвет радости
Фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение
«Светофор»
(Зеленый
–
понравилось,
желтый
понравилось,
но
не
всё,
красный - не понравилось,
карточки данных цветов даны учащимся еще до
урока)
Рефлексия
деятельности
помогает
оптимизировать
учебный
процесс.
Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом
(методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении
эффективности
учебного
процесса.
Часто
используется
такая
рефлексия
на
этапе актуализации знаний, проверки домашнего задания, защите проектных
работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность
оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например,
приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”. Составление
телеграммы, инструкции, памятки – отбор наиболее важной информации из
прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде.
Примеры:
"Лестница успеха"
"Письмо самому себе"
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все
понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки
данных цветов даны учащимся еще до урока).
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.
В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно
закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…"….
Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает
выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае
используются
самые
разные
приёмы,
основанные
на
слиянии
имеющихся
знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Примеры:
«Поезд».
На
парте
перед
каждым
ребенком
два
смайлика:
один
–
с
улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками,
на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое
личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было
интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует
задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один
жетон.
«Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в
лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять
рефлексию на основе полученных знаний”.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое
строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета
(одно слово).
На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем
индивидуально.
Учащиеся
могут
составлять
синквейн
на
уроке
или
дома.
Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы,
понятия,
события
изученного
материала;
творчески
переработать
важные
понятия
темы,
создает
условия
для
раскрытия
творческих
способностей
учащихся.
Пример синквейна со словом
«Опасность»
-опасность
-страшное, неприятное
-попасть, случилось, произошло
-надо постараться её избежать
-беда
Можно приводить бесконечное множество приёмов рефлексии на уроках. Я
лишь остановилась на некоторых из них, которые
постоянно использую на
уроках для детей с ОВЗ.
Рефлексивный подход в обучении особо ценен в настоящее время, когда
дети
не
проявляют
особого
интереса
к
школе.
Рефлексия
повышает
внутреннюю мотивацию и вносит активный элемент в обучение математике и
других предметов.
Рефлексия, несомненно, является одним из важных этапов
урока для детей с ОВЗ. Онапомогает детям в конце занятия актуализировать
пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее
удачный
для
ребёнка
этап
занятия. Рефлексия
на
уроке
–
это
совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный
процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Легко можно узнать, как
меняется
настроение
ребёнка
на
всех
этапах
урока.
Это
очень
ценная
информация учителю для размышления и корректировки своей деятельности.
Все вышеперечисленные приёмы и методы рефлексии в той или иной степени
стимулируют
познавательную
активность
учащихся
с
ОВЗ,
развивают
их
творческие
способности,
активно
вовлекают
обучающихся
в
образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность.
Литература:
1 ) Рефлексивные
техники
эмоционального
состояния
детей
/
авт.
–
сост.
Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с
2) Пинская М. Оценивание для обучения: Практическое руководство. – М.:
Чистые пруды, 2009. – 32 с.
3 ) Хуторской
А.В.
Методика
личностно-ориентированного
обучения.
Как
обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2010. — 383 с
(Серия «Педагогическая мастерская»)
4) Методические рекомендации в помощь учителю/Авт.-сост. Е.В.Воропай. -
Благовещенск:
изд-во
ГОАУ
ДПО
Амурский
областной
институт
развития
образования, 2013.