Напоминание

РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС


Автор: Колесник Иван Александрович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель
Учебное заведение: ГБОУ средняя школа №27 им. И.А. Бунина
Населённый пункт: г.Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




РЕФЛЕКСИЯ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭТАПОВ УРОКА В РАМКАХ ФГОС Колесник Иван Александрович, преподаватель-организатор ОБЖ, учитель. В настоящее время все школы России переходят на новый Федеральный Государственный Образовательный стандарт. Коррекционные школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – не исключение. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения и воспитания
.
В современной структуре урока в рамках ФГОС, рефлексия деятельности является обязательным заключительным этапом урока. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности, самостоятельности, самооценки. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Приём рефлексии как раз очень помогает учителю контролировать как весь класс, так и отдельно взятого ребенка, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку. Методы рефлексии в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ. Что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад, отражение. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия на уроке – это этап в ходе, которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. В педагогической литературе существует следующая классификация видов рефлексии: 1) рефлексия настроения и эмоционального состояния; 2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала); 3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные). Данные виды рефлексии можно проводить как индивидуально, так и коллективно.При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся. Подробнее остановимся на каждом из видов. В начале урока может проводиться рефлексия эмоционального состояния и настроения, место этого вида рефлексии обусловлено установлением необходимого эмоционального контакта с классом. Часто этот вид рефлексии используется и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода. На своих уроках математики я использую:  «смайлики» (весёлый, нейтральный и грустный),  «радуга». С каким цветом радуги ассоциируется данный урок? Оранжевый – радостное, восторженное настроение. Красный - нервозное, возбуждённое состоянии, агрессия; Синий цвет – грустное настроение, пассивность, усталость Зелёный цвет – активность, Жёлтый цвет – цвет радости Фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение  «Светофор» (Зеленый – понравилось, желтый понравилось, но не всё, красный - не понравилось, карточки данных цветов даны учащимся еще до урока) Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Часто используется такая рефлексия на этапе актуализации знаний, проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”, “письмо самому себе”, “телеграмма”. Составление телеграммы, инструкции, памятки – отбор наиболее важной информации из прочитанного и представление её в сжатом, лаконичном виде. Примеры:  "Лестница успеха"  "Письмо самому себе"  Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).
 Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения. Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"…. Ещё один вид – рефлексия содержания учебного материала. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта. Примеры:  «Поезд». На парте перед каждым ребенком два смайлика: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон.  «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома. Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные
понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся. Пример синквейна со словом «Опасность» -опасность -страшное, неприятное -попасть, случилось, произошло -надо постараться её избежать -беда Можно приводить бесконечное множество приёмов рефлексии на уроках. Я лишь остановилась на некоторых из них, которые постоянно использую на уроках для детей с ОВЗ. Рефлексивный подход в обучении особо ценен в настоящее время, когда дети не проявляют особого интереса к школе. Рефлексия повышает внутреннюю мотивацию и вносит активный элемент в обучение математике и других предметов. Рефлексия, несомненно, является одним из важных этапов урока для детей с ОВЗ. Онапомогает детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия. Рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Легко можно узнать, как меняется настроение ребёнка на всех этапах урока. Это очень ценная информация учителю для размышления и корректировки своей деятельности. Все вышеперечисленные приёмы и методы рефлексии в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность. Литература: 1 ) Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт. – сост. Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 79с 2) Пинская М. Оценивание для обучения: Практическое руководство. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. 3 ) Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2010. — 383 с (Серия «Педагогическая мастерская»)
4) Методические рекомендации в помощь учителю/Авт.-сост. Е.В.Воропай. - Благовещенск: изд-во ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2013.


В раздел образования