"Технология дифференцированного обучения детей дошкольного возраста"
Автор: Бессонова Татьяна Викторовна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МКДОУ БГО ЦРР детский сад №19 Населённый пункт: город Борисоглебск, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Технология дифференцированного обучения детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
«Технология дифференцированного обучения детей дошкольного
возраста»
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части,
формы, ступени. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности,
которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение
должны максимально опираться на индивидуальность. Дифференцированное обучение - это
форма организации образовательного процесса, при которой воспитатель, работая с группой
детей, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная
группа) и это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию
образовательного процесса для различных групп детей. Главная цель дифференцированного и
индивидуализированнного подходов на занятии — участие каждого ребенка, обеспечение
развитию, достижению роста каждого, возможность совершенствования навыков и способностей
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу
формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: - по уровню умственного развития
(уровню достижений); - возрастному составу (разновозрастные группы); - по полу (мужские,
женские, смешанные группы, команды); - личностно-психологическим типам (типу мышления,
темпераменту); - уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха); -
области интересов (музыкальные, хореографические, языковые, математические и т.д.).
Технология дифференцированного обучения направлена на построение педагогического
процесса, таким образом, при котором каждый из дошкольников станет успешным в учебно-
познавательной деятельности. Технология основывается на изучении и понимании ребенка, на
учете особенностей ребенка при построении общения с ним. Существование индивидуальных
различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуализированного подхода
вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его
индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по –
настоящему действенный воспитательно– образовательный процесс.2 Дифференцированный
подход нацелен, в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения
недостатков. В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует,
классифицирует различные качества личности и их проявлений у детей, выделяя наиболее общие,
типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе
определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы
включения детей в общую деятельность и коллективные отношения. При этом ребенок в меньшей
степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены
на группу в целом, а не на него. В своей работе с детьми использую дифференцированный подход.
Например, использование развивающих игр во время непосредственно образовательной
деятельности в области познания. Для выполнения одного и того же задания «Построить ракету»
детям с высокой обучаемостью предлагаю построение с помощью кубиков Никитина, для более
слабой подгруппы – с помощью блоков Дьенеша. Или, при составлении узоров из кубиков
Никитина, образцы также могут быть разной степени сложности.. Используя палочки Кюизенера
даю задание с определенным количеством цветов или палочек, выложить узор по образцу и т. п.
При работе с карточками более сильным детям, даю дополнительные задания. При работе с
блоками Дьенеша, более сильным детям даю карточки с отрицаниями. В играх «Собери
картинку», более сильным детям даю задание собрать картинку, разрезанную на более мелкие
части, а детям более слабым – картинку, разрезанную на несколько частей. При работе в
подгруппах мальчиков и девочек первые более охотно строят тракторы, корабли и дома, а вторые
выкладывают цветы, украшения, предметы одежды. В слабой подгруппе дети выполняют задания
с помощью воспитателя, в более сильной подгруппе – самостоятельно. Разделение на подгруппы
может исходить не только от взрослого, который стремится к созданию ситуации успеха в каждой
из них, но и от желания самих детей, что способствует развитию индивидуальности и творчества
каждого ребенка, создает комфортную атмосферу внутри коллектива. Например, на занятии по
лепке «Украсим доску хохломским узором», «Пасхальные яйца» , дети работали в парах, которую
выбрали по своему желанию. Так же, играя и делая постройки из деревянного конструктора, дети
сами выбирают себе партнеров по игре. Технология дифференцированного обучения
предусматривает не эпизодическую, а систематическую работу в данном направлении. К примеру,
для всей группы3 дается одинаковое задание, при этом сильным детям уменьшаю время на его
выполнение, а слабым – даю вспомогательный материал (алгоритм, схемы, таблицы и т. д.). В
таком случае используется индивидуальный подход, а также знание воспитателя особенностей
детей. Другой способ дифференцированного обучения – на различных этапах занятия детям
предлагаю разные задания, причем отличающиеся своей сложностью. Использование в обучении
детей дошкольного возраста индивидуального и дифференцированного подходов качественно
влияет на положительное отношение детей к процессу обучения, на повышение уровня
работоспособности на занятиях, на глубину и качество усвоения программного материала каждым
ребенком и группой в целом