"Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени"
Автор: Хулаева Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ "Троицкая гимназия им.Б.Б.Городовикова" Населённый пункт: с.Троицкое Целинного района Республики Калмыкия Наименование материала: методическая разработка урока русского языка Тема: "Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени" Раздел: среднее образование
Цель:
продолжить
знакомство
учащихся
с
причастиями,
страдательные
причастия
настоящего и прошедшего времени .
Задачи
Образовательные:
-формирование
умения
применять
правило
написания
формообразующих
суффиксов
страдательных причастий;
-формирование умения разграничивать действительные и страдательные причастия.
- формирование умения воспринимать тексты, анализировать их;
Развивающие:
-повторение пройденного материала о действительных причастиях;
-закрепление правописание формообразующих суффиксов причастий;
-развитие познавательного интереса к родному языку;
-развитие коммуникативной компетенции через организацию диалога в парах.
- развитие интереса к поисково - исследовательской работе учащихся ;
Воспитательные:
-обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи;
-воспитание собственной информационной культуры;
-воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи через организацию работы в парах.
- воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному
краю и его культуре через факты из биографии и творчество Д.Н.Кугультинова
Оборудование
:
компьютерная
презентация,таблица
«Суффиксы
причастий»,
индивидуальные таблицы и тексты (факты из биографии Д.Кугультинова, стихи).
Используемые
технологии
и
приемы :
элементы
УДЕ(таблица),
элементы
музейной
технологии(тексты, газетные статьи), ИКТ(презентация), творческое задание с часами –
музейной деталью (стихотворение с использованием причастий всех разрядов).
Эпиграф к уроку
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Пословица
1. Организация класса.
2. Вступительное
слово
учителя .
Здравствуйте,
ребята!Сегодня
у
нас
на
уроке
присутствуют
гости,
учителя
из
школ
и
гимназий
нашей
республики.
Давайте
поприветствуем их.
3. Актуализация
знаний.(СЛАЙД
№1)
Мы
изучаем
тему
«Причастие»,
и
сегодня
продолжим работу по этой теме. Но прежде, скажите, что вы уже знаете о причастиях?
(СЛАЙД №2)
- Что такое причастие ?
-Как склоняются причастия?
-Какими членами предложения могут являться?
-Что такое причастный оборот?
- Как он выделяется в тексте и когда?
-Какие разряды имеет причастие?
-Признаки каких частей речи мы встречаем у причастий?
Гибридной частью речи, действительно, называют причастия. В частности об этом
говорил В. И. Даль, собиратель слов и создатель «Словаря Великорусского живого слова».
Наш урок проходит в музейной комнате им. Д.Н.Кугультинова, и в помощь для работы
мы используем тексты из биографии Д.Н.Кугультинова и его стихотворения. Мы уже с
вами изучили действительные причастия настоящего и прошедшего времени. ( Тексты на
экране читают дети )
1.( СЛАЙД №3) Народный поэт Калмыкии Давид Никитич Кугультинов, родившийся 13
марта
1922
года
в
селе
Гахан
АбганерыБольшедербетовского
улуса
Калмыкии ,
воспитывался
в семье сельского учителя, в семье,
любившей литературу,
калмыцкий
фольклор. Он родился ранней весной, обновляющей расцветающую природу :
Метель уже не воет и не плачет,
И ясен свод над головою дня.
Тринадцатое марта – это значит,
Что день рожденья нынче у меня.
-Найдите причастные обороты с действительными причастиями
-Давайте, проверим себя - внимание на экран! (СЛАЙД №4)
2 . (СЛАЙД №5) С 12 лет Давид Никитич ,вступивший на литературное поприще, всю
силу своего молодого дарования отдает поэзии.
Судьбоносным становится для поэта личное знакомство в 14 лет с классиком калмыцкой
литературы
Баатром
Басанговым,
переводчиком
великого
эпоса
«Джангар»
Семеном
Липкиным и известным художником Владимиром Фаворским,
готовившим иллюстрации
к этой книге.
-Найдите причастные обороты с действительными причастиями
-Давайте, проверим себя - внимание на экран! (СЛАЙД №6)
3 . (СЛАЙД №7) В 1939 году - Давид Кугультинов студент Калмыцкого пединститута в
г.Астрахани. Выходит первая книжка стихов. В 1940 году впервые были опубликованы
стихи молодого талантливого поэта отдельной книгой под названием «Баг насна шулгуд»
(«Стихи юности»). Кугультинов был принят в Союз писателей СССР. Это радостное
событие в жизни юноши, совпавшее с общенациональным праздником в культурной жизни
Калмыкии,
произошло
в
1940
году.
В
сентябре
этого
года
отмечали
500
-
летие
«Джангара».(в 2015 году мы будем отмечать 575-летие «Джангара», это событие особенно
знаменательно
для
нас
в
Год
Литературы,
объявленный
президентом
России
В.В.Путиным)
-Найдите причастные обороты с действительными причастиями
-Давайте, проверим себя - внимание на экран! (СЛАЙД №8)
4 . (СЛАЙД №9) По ночам ему снилась степь. И, казалось, что вновь он, вдыхающий
пряный аромат степных трав, прижался к земле,
а высокие зеленые стебли тихо
нашептывают
какие-то
еще
неведомые
тайны.
«Я
смотрю
на зеленеющую
степь,
наполненную
жизнью,
звуками,
красками,
и с щемящим чувством вспоминаю те дни
светлого общения с человеком, чье творчество стало частью души всего калмыцкого
народа. (из воспоминаний И. Цветовой).
Степь!
Не с тобой ли одной привык
Радость и горе делить калмык?
…
Степь!
Он к тебе приходил, к тебе,
Все претерпевшей, перевидавшей,
Дышащей мудростью давних лет.
Только с тобой он держал совет.
-Найдите действительные причастия и причастные обороты.
-Давайте, проверим себя - внимание на экран! (СЛАЙД №10)
4. Определяем проблему урока.
А) Работа по учебнику (стр.91 )
- Прочитай причастия парами.Что их объединяет?Запиши причастия и рядом запиши
форму глагола.
Лелеющий – лелеемый (лелеять) 1 спр.
Видящий – видимый (видеть) 2 спр.
-Чем отличаются данные пары слов?(разрядом, суффиксами, )
-Что объединяет данные пары?(спряж. глагола)
-
С
какими
причастиями
ты
уже
хорошо
знаком?
Какие
предстоит
изучить
более
подробно?(изучить страд.прич.)
5.Определяем тему урока.
Б) Работа с таблицей(на доске). Обратите внимание на таблицы, лежащие на столах.
- Сколько форм имеет каждый из видов причастий?(две)
- С каким разрядом причастия мы сегодня будем знакомиться?(страд)
-Определите тему сегодняшнего урока (на доске) (СЛАЙД №11)
6. Получение новых знаний.
- От чего образуются страдательные причастия настоящего времени?(от основы глагола
наст.времени)
- С помощью чего образуются ? Какую роль играют спряжения глаго-
лов?(выбор суффиксов – ом-ем- 1 спр., им- 2 спр.)
-От чего образуются страдательные причастия прошедшего времени?(от основы глагола
неопред.формы)
-С помощью каких формообразующих суффиксов они образуются?( -енн- - енн-, -нн-, -т- ,
от глаголов 2 спр. на –ить образуют причастия с суффиксами –енн- -енн- (таблица).
7.
Физкультминутка.
Сидя
на
своих
местах,
хлопают
в
ладоши
при
чтении
словосочетаний, в которых есть причастия (можно стоя).
Словосочетания- распустившиеся почки, цветущие сады, весенние цветы,
борющиеся
спортсмены,
юные
художники,
построенное
здание,
выполнять
работу,
засеянное поле, победоносная армия, побежденный враг, завоеванная победа, убеленные
сединами ветераны, восходящее солнце.
8.Закрепление
изученного
материала.
Развитие
умений
правильно
образовывать
страдательные причастия наст. и прош. времени. Работа по учебнику.
1) упр. 595 выполняется письменно (страд.причастия наст.вр.)
2)упр.602 выполняется письменно (страд.причастия прош.вр.)
(СЛАЙД №12) Текст. Верный своей клятве «не убегать от стонов и зовов мира», Давид
Кугультинов
не
мог
молчать
во
время
всеобщего
горя
родного
народа,
сосланного в
далекую Сибирь. Поэт,
осужденнный на десять лет тюрьмы, позже напишет об этом в
своей знаменитой поэме «От правды я не отрекался»:
Из-за стихов цветок полураскрытый,
Недолгой юности моей рассвет
Отравлен клеветою ядовитой…
Близ океана, в стуже ледовитой
Провел я десять бесконечных лет
За проволокой частой и колючей,
Похожей на тенета паука,
Где холодно и жадно – по-паучьи –
Высасывала сердце мне тоска.
-Найдите страдательные причастия и причастные обороты.
-Давайте, проверим себя - внимание на экран! .(СЛАЙД №13) Вы заметили причастие в
краткой форме (отравлен), об этой форме мы поговорим на следующем уроке.
-Какую роль, на ваш взгляд, играют причастия в тексте?(они делают выразительной нашу
речь)
Работа с музейным материалом. Дети находят причастия в текстах на стендах,в газетных
статьях и в стихотворениях Кугультинова.
9.
Проверочная
работа
(работа
в
паре). Учащиеся вставляют нужные суффиксы в
действительные и страдательные причастия (приготовленные инд. листки с заданиями,
затем взаимопроверка и оценивание СЛАЙД №14-№15 ключи). Сдают работы.
10. Творческое задание. На одном из внеклассных мероприятий, посвященных его дню
рождения, были подарены часы, принадлежащие поэту. Давайте попробуем сочинить свое
ч е т в е р о с т и ш и е ,
и с п ол ь зуя
п р и ч а с т и я .
Я
в а м
п ом о г у.
( з а гот о в к и
и з
словосочетаний).Молодцы!
11. Итог урока.(СЛАЙД №16 –степь)
Ребята, назовите ключевые слова темы сегодняшнего урока. ( причастие, страдательное
настоящего
времени,
страд.прич.
прошедшего
времени,
формообразующие
суффиксы)
Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось,
чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на «отлично» и «хорошо»
справились с домашней работой.
Выставление оценок за устные ответы. Домашнее задание упр.№605. Сегодня на
уроке
прозвучали
некоторые
факты
из
биографии
Д.Н.Кугультинова,
строки
его
стихотворений. Я думаю, что вас еще больше заинтересует творчество нашего народного
поэта. Вы обязательно найдете для себя стихотворения или сказку его, которые вам будут
по сердцу. ( СЛАЙД №17- фото Кугультинова)
11. Заключение. Хочется наш урок закончить на лирической ноте. Вашему вниманию я
представляю выступление победителя и призера конкурса стихотворений, посвященного
дню
рождения
Д.Н.Кугультинова,
нашим
родителям
Боваевой
Б.В.
и
Агеновой
К.С.
( запись)
Сегодня вы хорошо работали и справились со всеми задачами нашего урока. Спасибо
за работу! Удачного вам дня! Попрощайтесь с гостями.