Автор: Мухина Лена Викторовна Должность: учитель истории Учебное заведение: МБОУ СОШ №4 Населённый пункт: Нижний Куранах Наименование материала: презентация Тема: Как сделать урок истории проблемным Раздел: среднее образование
Активная
Активная
самостоятельная
самостоятельная
деятельность учащихся под
деятельность учащихся под
руководством учителя по
руководством учителя по
разрешению проблемных
разрешению проблемных
ситуаций, в результате чего
ситуаций, в результате чего
происходит творческое
происходит творческое
овладение знаниями
овладение знаниями
состояние
интеллектуального затруднения.
противоречие,
разрешаемое посредством размышления.
противоречивость
объекта , недостаточность знаний.
способы и средства
постановки проблем.
Неизвестное (новое знание, которое ученик
должен открыть его сам).
Познавательная потребность, основанная на
противоречии между жизненным опытом
детей и историческими фактами и законами.
Прошлый опыт, достигнутый уровень знания
и развития.
Ситуация неожиданности - проблемная
ситуация «с удивлением».
Ситуация предположения.
Различные точки зрения на один и тот же
вопрос.
Ситуация выбора.
Предложение рассмотреть проблему с
различных позиций.
«Яркое пятно» - сообщение интригующего
материала (исторических фактов, легенд и
т.п.).
трудности преодоления
последствий войны
начало «холодной войны» между
бывшими союзниками
создание военно-политических
блоков и борьба за влияние
раскол Европы
Выдвижение гипотез,
поиск способов решения проблемы
Постановка и осознание проблемы
Проверка и доказательство гипотез
Решение проблемы, общий вывод,
рефлексия
Клише
для
составления
проблемных
вопросов
:
чем
можно
объяснить
…
может
ли
это
служить
доказательством
…
есть
ли
взаимосвязь
между
…
можно
ли
утверждать
,
что
…
что
изменилось
,
если
бы
…
какие
условия
необходимы
,
чтобы
…
каким
образом
это
могло
повлиять
на
…
Проблемный вопрос
1. Берётся историческое положение (факт,
событие, идея), соответствующее программе курса
и выносимое на обсуждение учащихся (условие
задачи)
2. Осуществляется поиск альтернативного ему
положения (факта, события, идеи), содержащего
противоречие (учебное, кажущееся, реальное) в
сопоставлении с первым.
3. На основе обоих положений формулируется
проблемный вопрос.
Во Франции середины XVIII века все
население находилось в плачевном
состоянии: голод, болезни.
Но королева Мария Антуанетта жена
Людовика XVI отличалась
исключительной расточительностью, за
что получила прозвище «мадам
Дефицит».
К каким последствиям могло привести
расточительство королевы?
Я
п р о с и л
с и л
…
А
ж и з н ь
д а л а
м н е
т р у д н о с т и
,
ч т о б ы
с д е л а т ь
м е н я
с и л ь н ы м
.
Я
п р о с и л
в о з м о ж н о с т ь
л е т а т ь
…
А
ж и з н ь
д а л а
м н е
п р е п я т с т в и я
,
ч т о б ы
я
и х
п р е о д о л е в а л
.
Я
п р о с и л
м у д р о с т и
…
А
ж и з н ь
д а л а
м н е
п р о б л е м ы
,
ч т о б ы
я
н а у ч и л с я
и х
р е ш а т ь
.
Я
н и ч е г о
н е
п о л у ч и л
и з
т о г о
,
о
ч е м
п р о с и л
.
Н о
я
п о л у ч и л
в с е
,
ч т о
м н е
б ы л о
н у ж н о
.