Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи
Автор: Крюкова Екатерина Ивановна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2" п.г.т. Уренгой Населённый пункт: п.г.т. Уренгой Пуровский район ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи Раздел: полное образование
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ,
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
Крюкова Е.И.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уренгойская средняя
общеобразовательная школа № 2», п. Уренгой
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми
мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и
залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять
наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать
трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье,
разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему
долгую и активную жизнь.
Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья
принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам,
степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.
Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не
развитие
медицины,
а
сознательная,
целенаправленная
работа
самого
человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию
на
себя
ответственности
за
собственное
здоровье,
когда
здоровый
образ
жизни становится потребностью. На сегодняшний день у школьников, как и у
населения
в
целом,
преобладает
пренебрежительное
безответственное
отношение
к
своему
здоровью
и
здоровью
окружающих;
низок
уровень
восприятия проблем здоровья как личностно значимых. Учащиеся школ не
представляют проблему распространения наркомании и ВИЧ-инфекции как
социально
опасную
проблему
для
жизни
общества;
недооценивают
роль
здоровья населения для социально-экономического развития страны и для
выживания нации. В целом у учащихся не развита потребность в ведении
здорового образа жизни, не сформирован стиль поведения, обеспечивающий
здоровье.
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей,
подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день.
Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших
детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы,
призванной
обеспечить
формирование
физически
и
духовно
здоровой
личности,
способной
не
только
адаптироваться
к
сложным
социально-
экономическим условиям жизни общества, но и способной к творческому
саморазвитию
и
творческому
преобразованию
окружающего
мира,
к
формированию своего образа жизни. Школа должна обеспечить физическое,
психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие
этих сфер личности учащихся, решить следующие валеологические задачи:
1.
Обеспечить
безопасную
и
здоровую
среду
обучения,
позволяющую
сохранить
здоровье
и
психику
ребенка,
формирующегося
в
условиях
стремительного
роста
информации,
изменения
экономических
основ
общества, стрессов, экологического дисбаланса. Валеологическая среда - это
такая обстановка в образовательном учреждении, при которой обучение и
ученику и учителю приносит здоровье и радость, а не болезни.
2. Привести все элементы учебного и вне учебного процесса в соответствие с
состоянием
здоровья,
физическими
и
психологическими
возможностями
учащихся и учителей.
3.
Содействовать
воспитанию
у
детей
чувства
своей
неразрывности
с
природой,
ответственности
за
собственное
здоровье,
здоровье
семьи
и
общества.
4. Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших
межличностных отношений.
5. Помочь ребенку осознать заботу о нем Мира взрослых, тем самым дать ему
ощущение ценности своей жизни, защищенности и свободы самовыражения.
6. Способствовать возрождению семьи, как основы сохранения достоинства и
здоровья ребенка, его личностного потенциала.
Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще
всего
в
период
зрелости.
В
качестве
побуждающих
факторов
выступает
болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные
жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у
человека
должен
целенаправленно
и
постоянно
формироваться
с
самого
раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом
укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные
возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и
профессиональных функций независимо от политических, экономических и
социально-психологических ситуаций.
Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только
с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового
образа жизни. Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие
вредных
привычек,
режим
труда
и
отдыха,
система
питания,
различные
закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система
отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные
цели и ценности и т.д.
Самые энергичные усилия врачей и медицинских
работников не могут гарантировать нам здоровья. Никто не может за нас
сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и
сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Чтобы быть
здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует вести здоровый образ
жизни.
Самих по себе здоровье сберегающих образовательных технологий
недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и
здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление
своего
организма,
не
работает
постоянно
над
улучшением
состояния
собственного здоровья, то нечего ждать от него сознательного отношения к
здоровому образу жизни. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков
занимает довольно низкое положение, что отражается в их склонности к
рискам, асоциальному поведению, агрессии. С таким отношением учащихся
(да и их родителей) к здоровью нередко сталкиваются школьные педагоги.
Необходимо постепенно формировать у школьников убеждение в том,
что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной культуры
человека, от того, насколько внимательно и заботливо он сам относится к
здоровью
—
своему,
других
людей,
к
состоянию
социокультурной
и
природной среды. Понимание школьниками здоровья как эстетической и
нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека»
повышает привлекательность здорового образа жизни, активизирует позицию
учащихся
в
преодолении
трудностей,
в
сопротивлении
давлению
анти
социальных
группировок.
Таким
образом,
в
данной
работе
понятия
«установка» и «ценностная ориентация» на ЗОЖ синонимичны.
Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку)
вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы
поведения
необходимы
два
момента:
цель
должна
восприниматься
как
стоящая
усилий
и
достижимая.
Можно
выделить
несколько
факторов,
существенных для установки здорового образа жизни:
1) Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию
и почему;
2) Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в
действительности даст положительные результаты;
3) Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник,
которым нужно наслаждаться;
4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин
наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь;
5) Проговоренные правила в семье;
6)
Способность
конструктивно
справляться
со
своими
негативными
чувствами;
7) Адекватная самооценка;
8) Личный пример родителей.
И не следует забывать о том, что стремление современного подростка
сохранить
и
укрепить
своё
здоровье
должно
быть
ориентировано
на
понимание
важности
состояния
собственного
здоровья
для
творческой,
активной,
социально
полезной,
и,
главное,
будущей
профессиональной
деятельности,
ведь
часто
и
выбор
специальности
определяется
кругом
требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.
Важнейшее направление воспитательной работы в школе -
формирование
у
школьников
здорового
образа
жизни.
Как
привить
подросткам тягу к физкультуре и спорту, активному отдыху, рациональному
питанию, соблюдению правил гигиены? Как уберечь их от пагубного влияния
курения,
алкоголя,
наркотиков?
Как
выстроить
воспитательную
работу
в
классе
так,
чтобы
здоровый
образ
жизни
стал
основной
нравственной
ценностью подростка?
В качестве основных форм воспитания ценностных основ здорового
образа
жизни
могут
выступать:
классные
часы,
«метод
проектов»,
индивидуальное
воспитательное
взаимодействие,
учебные
занятия
по
физической культуре и предметов гуманитарного цикла.
Для вовлечения учащихся в процесс здоровьетворчества (внимание к
собственному здоровью, выработка индивидуального стиля жизни) важно,
чтобы среда мотивировала их на эту деятельность. Идеи самообразования,
самосовершенствования, самораскрытия, самоопределения могут овладеть
детьми и подростками, если среда ежедневно предоставляет им возможности
для реализации этих процессов. Всеобщее внимание привлекают «говорящие
стены» (цитаты, поговорки, пословицы о здоровье, записанные изречения
самих
учащихся,
учителей),
регулярно
обновляемые
фотовыставки,
информационные стенды о здоровом образе жизни, спорте, экологических
аспектах
здоровья,
выставки
детских
агитплакатов
и
коллажей.
Все
это
заставляет школьников задуматься над самим понятием здоровье, связать его
с поведением человека, а также состоянием природы.
Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ
жизни во внеклассной работе проходило эффективно, следует:
Во-первых, при организации и проведении внеклассной работы
обязательно ставить цели. Отсутствие цели порождает формализм, который
разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность
воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.
Во-вторых, перед началом необходимо определить ожидаемые
результаты. Это помогает сформулировать задачи таким образом, чтобы они
способствовали достижению общей цели - усвоению ребенком социального
опыта и формированию позитивной системы ценностей.
В-третьих, воспитатель должен обладать высокими личностными
качествами, во внеклассной работе велика роль контакта педагога с детьми,
установление которого невозможно без определенных личностных качеств
педагога. Во внеклассной работе дети оценивают педагога, прежде всего как
личность
и
никогда
не
прощают
фальши,
двойной
морали,
отсутствие
бескорыстного интереса к людям. То есть, педагогу, чтобы научить детей
здоровому образу жизни, требуется в первую очередь самому его соблюдать.
И, наконец, только тогда формирование установки на здоровый образ
жизни
у
подростков
станет
возможным,
если
воспитанник
с
помощью
педагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.