Напоминание

Взаимодействие человека и природы.


Автор: Венда Ольга Викторовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: КГБОУ Шушенский сельскохозяйственный колледж
Населённый пункт: п.Шушенское
Наименование материала: конспект
Тема: Взаимодействие человека и природы.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема урока: Человек и природа.

Цели урока:
 Продолжить формирование у учащихся представления о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества.  Развивать у учащихся уверенность в себе и понимание ценности собственного мнения; учиться вести дискуссию.  Воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать уважение к мнению собеседника.
Учащиеся должны знать, что:
 Природа – это естественная среда обитания человека.  Биосфера – земная оболочка планеты, охваченная жизнью.  Ноосфера – область планеты, охваченная активностью человека, его разумной деятельностью.  Человечество постепенно поднимается на новую ступень развития.
Учащиеся должны уметь:
 Раскрывать основные значения понятий.  Определять роль природы в жизни человека и общества.  Аргументировать свои ответы.
Ход урока.

Вступительное слово учителя:
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, то вспомнила одну легенду: «Человек устал от вечной борьбы с природой: от холода, голода, опасностей. Поле, гнущее спину, река, студенящая ноги, лес, раздирающий одежду и тело, - все стало не мило. И тогда пришел Человек к Олимпу и взмолился: «О, боги! Неужели всю жизнь мне мучиться? Неужели я никогда не смогу спокойно поесть, мягко спать и жить в тепле? Неужели вечно воевать с этой проклятой природой?!» И услышали его боги, и сказали: «Хорошо, у тебя будет все, что ты просишь: ты будешь жить в прекрасном дворце; у тебя всегда будет вдоволь еды, питья, одежды. Ты сможешь заниматься любимым искусством: петь песни, рисовать и ваять. Но за это ты навсегда должен отказаться от земли, на которой ты родился и вырос, и природы, которую ты проклял». Согласился Человек и получил все обещанное. Теперь, освобожденный от изнурительного труда и опасностей, он в упоении днями пел песни, рисовал или лепил из глины. Но шло время, и все более грустные песни возникали на устах Человека. И стал замечать Человек, что глаза его видят предметы, но сердце не видит красоты, уши слышат звуки, но сердце не слышит музыки, язык говорит слова, но они лишены теплоты сердца и поэтому никому не нужны. И понял Человек, что насытив тело свое, убивает он свою душу. Ибо как дерево без почвы, так душа человека без родной земли засыхает. И тогда ударился он об стену, окружавшую дворец, ставший ему тюрьмой, и превратился в бесплотный ветер. И полетел ветер к родным полям, лесам и рекам, без которых сердце становится слепо, глухо и немо. Выйди в тихую погоду в лес, поле или к речке, и ты услышишь, как целует несчастный листочки на деревьях, увидишь, как нежно гладит он полевые цветы, почувствуешь, как ласково играет с речкой…»

Вопрос: Как вы думаете, какой смысл заложен в этой легенде?

Комментарий:
Ребята должны понять, что наряду с потребностью в творческой деятельности, общении с другими людьми, удовлетворении материальных потребностей, у человека есть потребность в неразрывной связи с природой. Учитель: Я не случайно рассказала вам эту легенду. Дело в том, что сегодня мы приступаем к изучению темы
«Человек и природа».

Вопрос: Как вы думаете, зачем нужны друг другу природа и

человек?
(Ребята высказывают свое мнение).
Вопрос: Как вы думаете, какое определение природа более емкое?
Ответ: Вся действительность и мир в целом.
Вопрос: А где в этом случае находится человек?

Комментарий:
Если под природой понимать всю действительность и мир в целом, то в этом случае человек и общество – часть природы. Учитель: И так, что такое природа? Окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений или природа –
это биосфера
( термин на доске) нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью? Жизнь на земле есть в лесах, горах, пустынях, водоемах. Там где не могут жить ни растения, ни животные, живут бактерии, многие из которых не нуждаются в кислороде.
Комментарий:
Все живое на земле связано крепчайшими узами природного родства, тесным взаимодействием друг с другом. Вы только что услышали библейскую притчу о сотворении мира, что говорят ученные, узнаете на уроках биологии. А что по этому поводу думают писатели- фантасты.
Комментарий:
Вы только что услышали как легко можно нарушить связи существующие в природе. Наверное не зря кто-то когда-то сказал: «Срываешь один цветок – гибнут миллионы звезд». Человек должен всегда об этом помнить, прежде чем вторгаться в природу. Учитель: А теперь мы попытаемся определить, какое же место занимает человек в мире природы. В вашем параграфе приводится два тезиса, две точки зрения:  Человек – венец природы.  Человек – звено в цепи эволюции. Этот вопрос мы выносим на дискуссию. Ваша задача привести аргументы в пользу того и другого тезиса и определить свою собственную позицию. Человек – венец природы Человек – звено в цепи
эволюции Для начала давайте вспомним правила дискуссии: 1. Следить за ходом дискуссии. 2. Слушать внимательно. 3. Выдвигать идеи. 4. Не повторяться 5. Каждое следующее высказывание или продолжает идею или… 6. Оставьте за мной последнее слово. Учитель (по завершению дискуссии): Сегодня было много сказано о том, что человек есть самое совершенное творение природы. Что благодаря разуму, он не только осваивает мир, но и создает новое. Великий ученный В.И.Вернадский считал, что придет время, когда жизнь на планете будет направляться разумом.
Вопрос:
«Сможет ли человек безраздельно господствовать над природой?». ( При нехватке времени можно вынести написание эссе на домашнее задание).
Цели урока будут достигнуты
, если ребята придут к выводу, что человек должен жить в гармонии с природой.


В раздел образования