Напоминание

Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы.


Автор: Иргалина Фарида Абдулхатовна
Должность: учитель башкирского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №21
Населённый пункт: г.Белорецк
Наименование материала: статья
Тема: Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы.
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад.Иргалина Фарида Абдулхатовна Учитель башкирского языка и литературы. МОБУ СОШ №21 г.Белорецк. Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы. Учитывая специфику преподавания башкирского языка в русскоязычной школе ,я выбрала тему «Развитие диалогической и монологической речи на уроках башкирского языка и литературы в начальных классах». Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, на ряду с другими предметами, используемыми на уроках ,-диалогическая и монологическая речь. В методической литературе эта проблема обычно рассматривается под названием „Обучение диалогической и монологической речи”. Диалогическая и монологическая речь-это лишь одна из форм общения. Общение может быть парным, групповым, и массовым. По сути дела на всех этапах усвоение материала идет обучение именно общению. Модели диалога могут быть даны на карточках (общих и индивидуальных) или на экране интерактивной доски. Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу: -прочесть диалог -выяснить путем вопросов ,какую функцию выполняет каждая реплика. - воспроизвести по моделям диалоги. Такой комплекс упражнений достаточно провести несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться. Изучение башкирского языка в русскоязычных школах ведется на основе коммуникативного метода обучения .Коммуникативный метод обучения ,предназначен в качестве средства обучения говорению. Говорение- чрезвычайно многоаспектное и сложное явление. Понимание того ,как это происходит ,прежде всего ,необходимо учителю для успешного обучения .Чтобы научить детей башкирскому языку ставятся такие задачи как: -развивать диалогическую и монологическую речь ; -развивать интерес языку; -научить общаться на башкирском языке в разных ситуациях. В обучение диалогической и монологической речи использую такие коммуникативные приемы как: -начать и закончить беседу; -внимательно прослушать беседу собеседника и вступить с ним в контакт ;
-постановка правильного вопроса и полного ответа; -уметь выражать радость и несогласие; -выразить согласие ,или отказ; -соблюдение в общение культуру ,не перебивать собеседника. Диалогическая и монологическая речь в общение часто используется, а дети в обучении башкирскому языку должны понимать поставленный перед ним вопрос и отвечать на вопрос не одним словом, а предложением. Значит, при этом у детей при аудирование развивается и монологическая речь. В первых классах в обучении башкирскому языку диалогическая речь занимает большое значение. Учитель задает вопрос ,а ученик составляет из 2-3 слов предложения. Если ученик в начале повторяет за учителем, то со временем он отвечает своими словами. Такая работа помогает запомнить лексико- грамматический минимум и освоить строение предложений . Во втором классе уже учащиеся могут диалоги выразительно читать по ролям, участвовать в сюжетно-ролевых играх, в небольших инсценировках .В этом году мы с ребятами второго класса выступили в городском конкурсе «Урал батыр»,где среди городских школ по инсценировке отрывка из эпоса , заняли -первое место. В 3-4 классах словарный запас пополняется и им задания дается посложнее. При обучении диалогической речи в своей работе использую такие виды работ: Каждый урок начинаю с диалога дежурного по классу. -Кто сегодня дежурный? -Какое сегодня число? -Какой день недели? -Какая сегодня погода? Использую диалогическую речь в игровой форме. Игра «Интервью». Один ученик выходит к доске ,остальные учащиеся задают по теме вопросы, например: -Как тебя зовут? -Тебе сколько лет? -В каком классе ты учишься? и. т .д. Или учитель сам проверяет домашнее задание в форме диалога на тему «Семья». -Добрый день дети. -Добрый день. -Как тебя зовут? -Меня зовут- Лена.
-Как маму зовут? -Маму зовут- Наташа. И.т.д. Заданий на составление диалога очень множество. -Прочти диалог и раздели по ролям. -Дополни диалог и ответь на вопросы и т.п. Чтобы учебный процесс был результативным использую опорные схемы, индивидуальные карточки. Задача развития творческих способностей предполагает определение своего индивидуального типа запоминания воспринимаемой информации в мозгу .Например ,одни лучше всего запоминают при восприятие материала зрением,(зрительный тип),здесь на уроке использую наглядные материалы :плакаты, рисунки ,графические схемы, другие ,если это проговаривают (словесный тип),(аудирование,использую-скороговорки,чистоговорки,слова,словосочетания); третьи- полнее усваивают услышанное (слуховой тип);четвертые –хорошо запоминают буквенную информацию(буквенно-знаковый);и т.п. На уроках стараюсь использовать видеодиски, электронные уроки , яркие наглядные материалы. В развитие устной речи младшего школьника , особенно в первых классах стараюсь на уроках использовать фонетические упражнения ,скороговорки ,загадки, кроссворды ,детские песни , физминутки , игры ,диалоги. В кабинете есть уголок творческих работ детей, где мы устраиваем выставку рисунков, фотовыставки, сочинений. В течении учебного года в начальных классах по желанию детей по субботам проводим игры, конкурсы ,готовимся к разным олимпиадам ,мероприятиям, конкурсам. В октябре месяце Дню республики провели конкурс рисунков "Цвети, моя республика!" ,среди 3-4 классов провели викторину "Мой родной Башкортостан" .Не остались без участия в школьном мероприятии посвященный Дню республики Башкортостан с участием 2-4 классов. За 2015-2016 учебный год ,я на своих уроках добилась того, что дети многое узнали: читают стихи ,скороговорки ,некоторые дети пишут свои сказки, другие - свои стихи ,участвовали в разных всероссийских олимпиадах ,в городских конкурсах .Являются победителями, лауреатами. Сделаны только первые шаги в этом плане ,обобщен небольшой опыт моей деятельности, работа по эксперименту продолжается .


В раздел образования