Автор: Низамутдинова Лиана Радиковна Должность: преподаватель информатики и икт Учебное заведение: ГБПОУ Буздяк СХК Населённый пункт: с.Каран, Буздякский район Наименование материала: статья Тема: Как повысить учебную мотивацию у обучающихся? Раздел: среднее профессиональное
Как повысить учебную мотивацию у обучающихся?
Современная
задача,
стоящая
перед
работниками
среднего
профессионального образования – подготовить высококвалифицированных
востребованных
специалистов
среднего
профессионального
образования,
воспитать
у
будущих
специалистов
среднего
звена
компетентность,
мобильность,
способность
к
дальнейшему
саморазвитию,
высокую
мотивацию на получение высшего образования. Однако, в реальности мы
сталкиваемся с тем, что к нам приходят выпускники школ с низкой учебной
мотивацией и слабой предметной подготовкой. Поэтому актуальная задача,
встающая
перед
преподавателями,
–
«не
потерять»,
«не
упустить»
обучающихся с низкими учебными возможностями.
Психологи выделяют три основные причины неуспеваемости:
физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья,
инфекционные болезни, болезни нервной системы);
психологические
(особенности
развития
внимания,
памяти,
мышления,
медленность
понимания,
недостаточный
уровень
развития
речи,
несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
социальные
(неблагополучные
условия
жизни,
недостойное
поведение
родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).
Решение физиологических и социальных причин находится вне компетенции
педагогов. Зато во время учебной деятельности можно развивать внимание,
память,
монологическую
речь,
формировать
познавательные
интересы,
приёмы мышления. Например, при введении понятия «функция», после ряда
примеров предпринимается попытка обобщить рассмотренные примеры и
самостоятельно
дать
формулировку,
которая
затем
корректируется
и
фиксируется
в
тетради.
Дальнейшая
работа
с
понятием
сводится
к
определению «ключевых» слов, которые являются существенными в данном
определении и выделяются подчёркиванием. С использованием «ключевых»
слов
создаётся
совместными
усилиями
графическая
интерпретация
формулировки. Далее предъявляется формулировка понятия с пропусками,
которые необходимо заполнить. На последнем этапе студентам предлагается
выполнить упражнение на применение введённого понятия. Таким образом в
процессе
работы
с
понятием
учащиеся
не
только
запоминают
и
воспроизводят учебный материал, но и учатся преобразовывать его из одной
формы
в
другую,
производить
несложные
обобщения,
сопоставления,
обоснованно применять полученные знания при решении конкретных задач.
Но
здесь
преподаватель
наталкивается
ещё
на
одну
проблему:
разный
уровень
познавательной
активности,
низкая
мотивация
учебной
деятельности, неверие в себя. Решение этой проблемы я вижу в создании на
уроке
ситуации
успеха
и
применении
дифференцированного
подхода
в
обучении.
Дифференцированный
подход
в
обучении
состоит
сначала
в
раскрытии индивидуальности обучающегося, а затем в подборе для него
наиболее
благоприятных
условий
развития
через
предлагаемые
формы
обучения.
Дифференцированный подход в обучении (как форма повышения мотивации
и
улучшения
качества
знаний)
предусматривает
использование
соответствующих дидактических материалов:
• специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
• карточек-заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
•
карточек
с
текстами
получаемой
информации,
сопровождаемой
необходимыми разъяснениями, чертежами;
• карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
• карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов
урока:
•при изучении нового материала;
•при закреплении;
•при проверке домашнего задания;
•при самостоятельной работе;
•при проведении промежуточного контроля.
При выполнении задач разного типа на любом из этапов урока обучающимся
могут
быть
предложены
дидактические
и
методические
материалы
в
различной форме. Также я применяю различные требования к оформлению
задач. Более слабые обучающиеся заполняют пропуски в бланке ответов,
остальным
предоставляется
выбор
записи
решения
в
текстовом
или
символьном вариантах (если это возможно), записать решение кратко или
развёрнуто со ссылкой на формулы и понятия, используемые при решении
задачи. Рекомендации по рациональному применению дифференциального
подхода:
•Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и
повышенный (выбор варианта предоставляется обучащемуся).
•Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных
заданий все возрастающей степени трудности.
•Индивидуальные дифференцированные задания.
•Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки
учащихся (вариант определяет преподаватель).
•Общие практические задания с указанием минимального количества задач и
примеров для обязательного выполнения.
Опыт работы, наблюдение за учебной деятельностью обучающихся и анализ
итогов их учебного труд показывают, что применение дифференцированного
подхода
в
обучении
позволяет
повысить
учебную
мотивацию,
создаёт
ситуацию
успеха,
а
значит
веру
в
себя.
Это
ведёт,
с
одной
стороны,
к
улучшению
показателей
успеваемости
обучающихся,
а
с
другой,
считаю
наиболее важной, к повышению самооценки, уверенности в своих силах и
успешности
в
учебном
труде,
что
в
дальнейшем
позволит
подготовить
востребованных
специалистов
среднего
профессионального
образования,
способных
к
дальнейшему
саморазвитию
с
мотивацией
на
получение
высшего образования.