Автор: Аюпова Светлана Ватановна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1" Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Мелеуз Наименование материала: статья Тема: Инклюзивное образование в Десткой школе искусств Раздел: дополнительное образование
Инклюзивное образование в Детской школе искусств .
Понятие «инклюзивное образование» относительно недавно вошло в тезаурус
отечественной педагогической науки. Явление это сложное, многокомпонентное, вызывающее
противоречивые суждения. Люди, далекие от рассматриваемой темы, воспринимают его как
некий модный тренд и порой выступают против возможности совместного обучения
«больных» и «здоровых».
В педагогической среде начинают видеть в таком обучении реализацию новых форм
работы с «проблемными» учениками, а для самих учащихся, имеющих образовательные
трудности, это – шанс быть в учебной среде вместе с остальными сверстниками, рядом с ними
получить образование и профессию, которая может в дальнейшем стать условием
равноправного участия в трудовой и социальной жизни.
Слово «инклюзивный» (от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include –
заключаю, включаю, иначе – «включенное образование») означает процесс совместного
обучения лиц, имеющих образовательные проблемы с основным контингентом обучающихся в
учебном заведении общего вида.
Внимание к этой проблеме продиктовано наличием значительного количества
художественно одаренных детей, относящихся к категории лиц с ограниченными
возможностями здоровья и нуждающихся в качественном художественном образовании,
особенно на начальном этапе.
Дети с ограниченными возможностями здоровья изолированы от общества, они живут в
своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети хотят петь, танцевать, играть на
музыкальных инструментах, они рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы
наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными
возможностями здоровья в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее,
эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети-
инвалиды находят отдушину, творчество помогает им в адаптации и реабилитации, оно
является самовыражением и самореализацией. Через свое творчество они пытаются
достучаться до нас. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь,
понимание, возможность общаться.
Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы
к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми
потребностями,
педагогическая
практика
носит
«точечный»,
интуитивный
характер
деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с
этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности.
В настоящее время, целью государственной политики является обеспечение инвалидам
равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества —
формирование условий для их независимого проживания в социуме, доступности для них
физической
и
информационной
среды,
обеспечение
их
профессиональной
занятости
и
полноценного индивидуального развития.
Инклюзивное
образование
—
процесс
развития
общего
образования. Инклюзивное
образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более
гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного
образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает
равное отношение ко всем детям.
Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль
инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность
понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность.
Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с
другими детьми могут проявить свои творческие способности, получить профессиональное
образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.
Детская школа искусств открыта для диалога.
С.В.Аюпова, преподаватель ДШИ№1