Напоминание

Инклюзивное образование в Десткой школе искусств


Автор: Аюпова Светлана Ватановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств №1"
Населённый пункт: Республика Башкортостан г.Мелеуз
Наименование материала: статья
Тема: Инклюзивное образование в Десткой школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад





Инклюзивное образование в Детской школе искусств
. Понятие «инклюзивное образование» относительно недавно вошло в тезаурус отечественной педагогической науки. Явление это сложное, многокомпонентное, вызывающее противоречивые суждения. Люди, далекие от рассматриваемой темы, воспринимают его как некий модный тренд и порой выступают против возможности совместного обучения «больных» и «здоровых». В педагогической среде начинают видеть в таком обучении реализацию новых форм работы с «проблемными» учениками, а для самих учащихся, имеющих образовательные трудности, это – шанс быть в учебной среде вместе с остальными сверстниками, рядом с ними получить образование и профессию, которая может в дальнейшем стать условием равноправного участия в трудовой и социальной жизни. Слово «инклюзивный» (от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе – «включенное образование») означает процесс совместного обучения лиц, имеющих образовательные проблемы с основным контингентом обучающихся в учебном заведении общего вида. Внимание к этой проблеме продиктовано наличием значительного количества художественно одаренных детей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в качественном художественном образовании, особенно на начальном этапе. Дети с ограниченными возможностями здоровья изолированы от общества, они живут в своем закрытом, недоступном для нас мире. Но эти дети хотят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, они рисуют, лепят, делают аппликации, шьют, их работы наполнены эмоциями, переживаниями, радостью, восторгом и болью. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети- инвалиды находят отдушину, творчество помогает им в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Через свое творчество они пытаются достучаться до нас. Ведь им, как и всем детям, необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность общаться. Несмотря на то, что в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями, педагогическая практика носит «точечный», интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся и разработанная методика инклюзивной деятельности. В настоящее время, целью государственной политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации своих прав. Задача общества — формирование условий для их независимого проживания в социуме, доступности для них физической и информационной среды, обеспечение их профессиональной занятости и полноценного индивидуального развития. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем детям.
Все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Это основная мысль инклюзивного образования. И, с точки зрения социального подхода к проблеме, инвалидность понимается не как ограниченная возможность, а как особая потребность. Дети-инвалиды часто творчески одарены. В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут проявить свои творческие способности, получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни. Детская школа искусств открыта для диалога. С.В.Аюпова, преподаватель ДШИ№1


В раздел образования