Автор: Трунева Татьяна Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: Викторина Тема: "Птицы - наши друзья!" Раздел: дошкольное образование
Викторина "Птицы - наши друзья!"
в подготовительной логопедической группе .
Воспитатель Трунева Т.Ю.
Цель: обобщение знаний детей о всех видах птиц.
Задачи:
-закрепить знания детей об отличительных особенностях птиц.
-развивать умение детей в отгадывании загадок о птицах.
-развивать внимание, мышление, память.
-умение их различать, группировать, устанавливать причинно-следственные
связи между различными природными явлениями,
-совершенствовать грамматический строй речи – образование
притяжательных прилагательных, употребление в речи предлогов;
-воспитывать в детях бережное отношение к птицам.
Материалы:
Карточки с изображением птиц, силуэты птиц (жетоны), презентация
«Птицы, фильмы: «Звуки птиц», «Чем важны птицы».
Предварительная работа:
Беседы о птицах, наблюдение за птицами, чтение рассказов, сказок и
стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов.
Ход викторины.
Воспитатель: Дети, сегодня мы собрались, чтобы провести викторину
"Птицы - наши друзья!».
Я вижу, вы готовы начать нашу викторину. Будьте внимательны. Если вы
будете готовы отвечать на вопросы, то поднимайте руку. За каждый
правильный ответ вы получаете вот таких птичек (силуэты птичек из
картона). В конце викторины определим победителя.
1
1 тур «Разминка»
Кто больше назовет птиц.
2 тур «Загадки»
-На ветвях, украшенные снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют. (снегири)
- И петь не поет, и летать не летает…
За что же тогда его птицей считают. (курица)
- Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит.(дятел)
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло – спать летит в дупло.
(сова)
Не ворона, не синица, -
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Кричит он громче всех с утра:
- Вставать пора! Вставать пора!
Всю жизнь несет он службу
И с солнцем водит дружбу. (петух)
Все стрекочет и вертится,
Ей на месте не сидится,
Длиннохвоста, белобока
Вороватая … (сорока)
Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
2
И спесив он, и хвастлив,
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам. (павлин)
Длинная шея,
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (гусь)
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (цапля)
Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит -
Клювом хватает (чайка)
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её ... ( Синичка)
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…(Воробей)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней. (Грач)
3 Тур: «Узнай по описанию»
- Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм, из-под
коры деревьев, так как ему пищей служат личинки насекомых. Как
внимательный врач осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И
если дерево заражено – принимается долбить его. (дятел)
- У этой птицы черная шапочка, желтая грудка и острый клав. Эта птица
встречается чаще других зимующих птиц. Зимой в поисках еды часто
3
прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят
они несоленое сало.(синичка)
- Окраска оперенья у этой птицы оранжево-красная, крылья и хвост буро-
черные, клюв скрещенный, им удобно щелкать орешки. Выводит птенцов
зимой. (клёст)
- Еще наряднее становится зимняя природа, когда на деревьях появляются
эти птицы. Это красногрудая птичка с черной головкой. Это доверчивая и
общительная птица. (снегирь)
Игра «Хочу быть птичкой».
Я по улице гулял
(Поступательные движения указательным и средним пальцами обеих рук,
обозначающие ходьбу. )
Галок и ворон считал
(Скрестить перед собой кисти рук, сделать плавные движения кистями,
обозначающие полет птицы.)
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибать поочередно пальцы рук, начиная с большого.)
Буду я считать опять –
(Загибать пальцы с мизинца. )
Рот открыл, смотрю я в небо
(Открыть рот, поднять голову вверх .)
Вправо-влево. Я там не был.
(Повороты головы. )
Птичкой захотел я стать.
И руками стал махать.
(Взмахи руками через стороны вверх, вниз, часто, кисти напряжены. )
Крылья вверх и крылья вниз
(Плавно высоко вверх и вниз взмахнуть руками. )
Только слышно ветра свист.
(Вращательные движения указательными пальцами обеих рук, поднятыми
вверх)
4
Я подпрыгнул, чтоб взлететь.
(Руки поднять вверх, подпрыгнуть.)
Но пришлось на землю сесть.
Присесть.
4 Тур «Ответь на вопрос»
Какая птица умеет дразниться? (попугай)
Какая птица хвостом разноцветным гордится? (павлин)
Какая птица летает в «очках» на носу? (филин)
Какая птица зимой выводит птенцов? (клест)
Какую птицу можно назвать зимним яблоком? (снегирь)
Какая птица может «работать почтальоном? » (голубь)
5 Тур: Игра «Летает не летает»
Ход: Воспитатель называет слова, если дети услышат название птицы. они
должны хлопнуть в ладоши.
- орел, козел, ворона, синица, горчица, снегирь, лягушка, старушка, глухарь,
сухарь, гитара, утенок, ворона, корона, сова, трава, компот и т. д.
6 Тур "Из какой мы сказки?"
Воспитатель: Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов,
музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвящённые нашим
пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них.
а) Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен
«Гадкий утёнок»).
б) Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен
«Дюймовочка»).
в) Курочка Ряба
7 Тур : «Раздели птиц» (зимующие, перелётные, домашние) .
8 Тур:
. «Назови лишнее слово»
5
- синица, воробей, дерево.
- снегирь, ворона, волк
- сорока, дятел, машина
- воробей, паук, дятел.
9 Тур: «Будь внимательным»
Я буду называть только птиц, но если вы услышите, что появились не птицы,
а что-то другое, дайте мне знать. Можно и топать, и хлопать.
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… (Дети топают.)
Что неправильно? (Дети: «Мухи! »)
А мухи – это кто? (Дети: «Насекомые! »)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. (Дети
топают.)
А теперь кто помешал? («Макароны»)
Прилетели птицы: Голуби, куницы… (Если не обратят внимания на куниц,
объяснить, что это не птицы.)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары,
кукушки… (Дети топают. Повторяется вопрос. Ответ: «Комары! »)
Прилетели птицы: Голуби, синицы, Галки и стрижи, Чибисы, чижи, Аисты,
кукушки, лебеди и утки — и спасибо шутке!
10 Тур: Блиц викторина «Из жизни птиц»
Птичий домик. (Гнездо.)
Руки птицы. (Крылья.)
Ноги утки. (Лапы.)
Лесной доктор. (Дятел.)
Пернатые вестники весны. (Грачи.)
Дети любых птиц. (Птенцы.)
Рот и нос птицы. (Клюв.)
Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)
Лесная курица из поговорки: «Глухой, как. ». (Тетерев.)
Пингвин — это птица? (Да.)
За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
Подведение итогов
6