Тематический контроль и особенности использования рейтинговой технологии на уроках географии
Автор: Алиулова Алла Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МКОУ СОШ №5 Населённый пункт: город Кимовск Наименование материала: статья Тема: Тематический контроль и особенности использования рейтинговой технологии на уроках географии Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №5
Тематический контроль и особенности использования
рейтинговой технологии на уроках географии
Выполнила: Алиулова А.Н.
учитель географии
первой квалификационной категории
Кимовск, 2016
Контроль и оценка знаний на уроках географии как условие личностного
роста учащихся.
Важным условием повышения эффективности обучения является
систематическое получение учителем объективной информации о ходе
учебного процесса. Эту информацию учитель получает в результате контроля
учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль означает: выявление, установление и оценивание знаний
учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного
материала; выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и
умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых
корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания,
методов, средств и форм организации.
Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема,
глубины и действительности усвоенных учениками знаний, получение
информации о характере познавательной деятельности, об уровне
самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение
эффективности методов, форм и способов их учения.
Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе
обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую
работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к
систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий.
Вообще, проверка знаний есть форма закрепления, уточнения,
осмысления и систематизации знаний учащихся. Слушая отвечающего
товарища, учащиеся вместе с тем как бы вновь повторяют то, что они
выучили сами накануне. И чем лучше организована проверка, тем больше
условий для такого закрепления.
Проверка знаний есть форма педагогического контроля за учебной
деятельностью учащихся. Если учесть, что главная учебная задача учителя
заключается в том, чтобы весь программный объем знаний был усвоен
детьми, то станет ясно, что без специальной проверки знаний не обойтись.
Больше того, ее надо организовать так, чтобы действительные знания были
выявлены как можно глубже и полнее.
Поэтому контроль является важной и необходимой составной частью
обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом
учения на всех этапах учебного процесса.
Оценка – это определение и выражение в баллах , а также в оценочных
ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков,
установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления
учебной деятельностью, она должна служить также цели совершенствования
самого учебного процесса.
Традиционная система оценивания учащихся несовершенна по многим
причинам. Во-первых, не показывает систематичность; во-вторых,
выставление отличной отметки за любой удачный ответ лишает систему
оценивания мотивирующей функции (ученик желает получить как можно
больше отличных отметок, но при этом стремления больше знать и уметь у
него нет); в – третьих, отметка не отражает подлинных результатов обучения,
не определяет ни количественную, ни качественную характеристику знаний
ученика. Оценка - есть определение качества достигнутых школьником
результатов обучения. Правильно организованный контроль и оценка
снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают
уровень тревожности, формируют правильные целевые установки,
ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.
Если контроль и оценка со стороны ученика сопровождают весь ход
учебной деятельности, сильный оценочный компонент со стороны прежде
всего самого ребенка и его товарищей обязательно обеспечивает успех и
закрепляет в ребенке уверенность в своих возможностях. Уверенность же в
успехе рождает и усиливает интерес ребенка к учению, страсть к познанию.
Основная моя задача в оценочной деятельности – все больше обращать
внимание учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на
углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои
силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая в них
самостоятельность, чувство свободного выбора, т. е. способствовать
личностному росту обучаемых.
В основе личностного роста лежит признание индивидуальности,
самобытности каждого человека, его развитие не как “коллективного
субъекта”, а, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым
субъективным опытом. Ведь личность ребёнка – главная ценность и
основной объект заботы учителя.
В
своей
работе
я
пытаюсь
сделать
оценку
средством
развития
и
воспитания
личности.
Я
стремлюсь
к
тому,
чтобы
система
оценивания
обеспечивала мотивацию деятельности школьников и у каждого ученика бал
шанс получить более высокую оценку, в том числе и за счет дополнительных
усилий в изучении предмета.
Каждый ученик должен чувствовать себя на уроке комфортно. В это
понятие я вкладываю следующий смысл:
не следует ругать за ошибки, нужно хвалить за правильные
решения;
максимально, как только возможно, способствовать
самостоятельному получению знаний учащимися;
создавать на уроке ситуацию успеха, так строить задания, чтобы
каждый ученик мог добиться успеха и даже у совсем слабых учеников
пропал “комплекс двоечника”;
организовать работу таким образом, чтобы дети получали навыки
не только индивидуальной работы, но и работы в коллективе, учить их
терпимости, взаимопониманию и взаимовыручке;
заниматься отдельно с учениками, которые хотят знать больше.
Методика преподавания географии сегодня располагает целым
арсеналом методических приёмов и способов проверки знаний и умений
учащихся.
Один из способов проверки знаний и умений учащихся, который я
использую на своих уроках – тестирование. Преимущества тестирования
хорошо известны. К главным из них, на мой взгляд, относятся:
-объективность оценивания;
-возможность проводить тестирование в массовом порядке;
-высокая точность получаемых результатов;
Тесты использую как на любом этапе урока, так и при изучении нового
материала, его закреплении и обобщении, а также при итоговом контроле.
При изучении нового материала тесты применяют для организации
самостоятельной работы учащихся, при этом тестовые задания не только
опираются на знания, полученные учащимися на предыдущих уроках, но и
имеют поисковый, эвристический, проблемный характер.
При закреплении или при проверке текущего материала использую
тесты-минутки, рассчитанные на 10-12 минут урока и содержащие 5-10
вопросов.
При итоговом контроле тестирование провожу часто, при этом тесты
охватывают материал по крупным блокам (определённую тему, раздел). Их
выполнение рассчитано на весь урок.
Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и
индивидуальной работы учащихся.
На своих уроках постоянно использую информационные технологии.
Конкретно на этапе оценивания пользуюсь «Конструктором тестов»,
универсальной системой проверки знаний.
Данную программу можно использовать как в домашних условиях, так и
для проведения тестирования в любых учебных заведениях.
Программа позволяет использовать неограниченное количество тем,
вопросов и ответов.
Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить
любые тесты.
В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения
и видеоролики.
Для учеников оценка – главный показатель его успехов в учении.
Как показать степень успеха ученика на уроке? Для этого я провожу
уроки
–
рейтинги.
Рейтинг
подразумевает
индекс
успеха
у
ученика
по
отношению
к
другим,
что
позволяет
следить
за
своими
успехами
и
сравнивать с успехами других. Объективность и наглядность – вот главные
преимущества
этого
метода.
Каждый
ученик
в
течение
урока
пытается
набрать
как
можно
большее
количество
баллов.
При
проведении
таких
уроков
требуется
большая
подготовка
самого
учителя.
Это
продуманные
вопросы, задания, карточки, инструкции, таблицы. Каждый ученик набирает
определенное количество баллов. По их количеству и определяется рейтинг.
В старших классах провожу уроки-рейтинги на знание стран. При этом, для
определения рейтинга используется формула Б= К-(К
х
-1), где Б- ценность
ответа в баллах, К- количество школьников, участвующих
в опросе, К
х
-
количество правильно ответивших на вопрос. Сумма баллов, полученная
учеником
за
каждый
свой
правильный
ответ,
и
есть
показатель
знаний,
эрудиции.
После
проведения
уроков-рейтингов
в
классах
повышается
успеваемость,
возрастает
активность
на
уроках,
дети
становятся
внимательными,
привлекают
большое
количество
дополнительного
материала, серьезнее относятся к предмету.
Дифференцированный подход решает проблему негативного отношения
к контролю знаний.
Дифференцированность в обучении помогает реализовать уровневый
подход. Я работаю над проблемой уровневого контроля знаний. Тесты для
тематического и итогового контроля составляю по уровням сложности.
Получив задания, ученик сам решает на вопросы какого уровня он может
ответить.
Задания первого уровня отвечают на вопросы «Что?» «Где?». Они
рассчитаны в основном на запоминание и требуют умения работы с
географической картой.
Задания второго уровня предусматривают ответы на вопросы «Как?»
«Какой?» «Что характерно?». Они требуют умения выделять существенные
признаки объекта.
Задания третьего уровня требуют ответов на вопросы «Почему?» «Чем
объяснить?». Они – более сложные и включают в себя знания, позволяющие
ответить на задания двух предыдущих уровней. При ответах необходимо
умение устанавливать причины явлений, взаимосвязи между ними и
географические закономерности.
Примеры уровневых тестов по теме: «Внутренние воды России».
I уровень
II уровень
III уровень
1. Какие воды
относят к водам суши?
1. Какую роль
играют внутренние
воды в природе и
хозяйстве?
1. Объясните, на
какие компоненты
природы влияют
внутренние воды.
2. Назовите
крупные речные
системы России.
2. К бассейнам
каких океанов
принадлежат реки
России? Приведите
примеры.
2. Объясните,
почему бассейн рек
Северного Ледовитого
океана занимает
наибольшую площадь.
Какие особенности
имеют реки этого
бассейна?
3. Что называется
режимом реки?
3. Сравните режим
реки Амур и реки Лены.
3. Какие условия
определяют режим
реки?
Для повышения активности учащихся на уроках и проверки знаний я
использую дидактический материал.
Если ученик стеснителен и устный ответ дается ему с трудом, то он
может выбрать карточки для работы с контурной картой или письменного
ответа. У него есть возможность показать свои истинные знания и получить
более высокую оценку, а не просто сидеть на уроке и думать: «Только бы
меня не спросили». Кроме того, разные, серии карточек воспитывают у
учащихся навыки и приемы передачи полученных знаний письменно,
графически, на контурной карте. И еще, задания каждой серии, неодинаковы
по сложности и объему материала, поэтому при раздаче карточек нетрудно
соблюдать принцип учета индивидуальных способностей учащихся.
С уверенностью можно сказать, что курс экономической и социальной
географии мира имеет большое значение в развитии личности
старшеклассников. А реализовать эту сложную задачу мне позволяют
различные виды деятельности: лекции, семинары, практикумы, творческие и
самостоятельные работы, зачёты. Так тему “География населения мира”,
учащиеся изучают на основе работы с различными источниками
информации: учебником, атласами, газетами, справочниками, энциклопедией.
В течение двух часов – практикумов учащиеся в четырёх группах изучают
особенности населения мира, используя при этом предложенные мной
инструктивные карточки. В каждой карточке есть задание для устной работы
(анализ карт, таблиц, диаграмм, пирамид, рисунков, текста ученика) и работы
в тетрадях (построение графиков, заполнение таблиц). В течение 30 минут
учащиеся самостоятельно работают в группах. После этого каждая группа
выступает по своему вопросу у доски. Остальные в это время слушают
выступления, могут задавать вопросы и обязательно делают записи в тетради.
Оцениваю каждого ученика группы индивидуально.
Мы можем видеть, что развитие личности учащихся происходит на
основе личного опыта и такой вид учебной деятельности дает хороший
результат.
На уроке мной не даются готовые ответы на вопросы. Очень важно,
чтобы учащиеся искали ответы самостоятельно. Поэтому, кроме уроков –
практикумов провожу несколько уроков – семинаров. Даю список
необходимой литературы. Составляю такие вопросы к семинару, которые
могут вызвать желание выступить. Теоретические вопросы чередуются с
работой по атласу и контурной карте, записями в тетради. Такие уроки –
семинары развивают личность учащихся, формируя умения самостоятельно
работать, слушать, анализировать ответы одноклассников.
В курсе физической и экономической географии предлагаю учащимся
выполнять творческие работы различного характера. Учащиеся, выполняя
такие работы, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями,
навыками, совершают активную поисковую, деятельность и поднимаются на
новый уровень познания и развития своей личности. К творческим работам я
отношу и написание рефератов. Защиту рефератов организую как итоговый
контроль.
Понять, на что сориентирована личность каждого ребёнка, мне помогает
использование на уроках приёма рефлексии.
Таким образом, данный вид работы направлен не только на усвоение
знаний и формирование умений, но и на воспитание личности, способной к
творческой и самостоятельной деятельности.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и
упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои
теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной
деятельности и формировать необходимые им, географические умения.
Таким образом, используя разнообразные формы и методы проверки
знаний на уроках географии можно добиться высокого качества
географического образования и подготовить учащихся к использованию
своих географических знаний в реальной жизни и практической
деятельности, что способствует личностному росту учащихся и адаптации их
в реалиях современной общественной жизни.
Библиография
1.
Бардин К.В. «Как научить детей учиться» - Москва:
«Просвещение», 1987.
2.
Баранчиков Е.В. «Справочные материалы по экономической
географии России и мира» - М.: Федеральное государственное
учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005.
3.
Болотика Л.Р. «Педагогика» - Москва: «Просвещение», 1987.
4.
Век Х. М. «Оценки и отметки» - Москва «Просвещение», 1984.
5.
Глушкова В.Г., Симагин Ю.А. «Тесты и задания по экономической
и социальной географии мира» - М.: «Владос», 2000.
6.
Душина И.В., Таможня Е.А. «Методика и технология обучения
географии в школе» - М.: «Аст. Астрель», 2002.
7.
Курдюкова Н.А. «Оценочная деятельность учителя глазами
учащихся» - «География в школе» №6, 2004.