Напоминание

Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития


Автор: Шкилонцева Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ школа-интернат №4
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Раздел: среднее профессиональное





Назад





ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НОДА И

НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Шкилонцева О.В.
г. Челябинск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №4 для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» Стойкие трудности в освоении временных представлений относятся к характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. Эта проблема прямо или косвенно затрагивается всеми авторами, изучающими особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта как дошкольного, так и школьного возраста. Однако до сих пор формирование временных представлений остается наиболее сложным направлением коррекционной работы. При поступлении в школу дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нарушением интеллектуального развития оказываются не подготовленными к усвоению разделов программы, требующих умения устанавливать временные отношения. У данной категории детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью с большим трудом и отставанием формируется восприятие времени и временных отношений. Трудности эти связаны как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «неслышно»),- так и особенностями мышления детей с нарушением интеллектуального развития. Несовершенство зрительного восприятия, трудности пространственно-временной ориентировки весьма характерно проявляются на уроках чтения, развития речи ознакомлением с окружающим миром, русского языка и математики.
Дети с нарушением интеллектуального развития обнаруживают большие трудности в усвоении временных представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они не могут овладеть элементарными временными представлениями. Даже при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование временных представлений происходит очень медленно, с большими трудностями. Младшие школьники с НОДа и нарушениями интеллектуального развития овладевают временными представлениями лишь на самом элементарном уровне. Трудности особенно ярко проявляются на уроках математики. Возникновение этих трудностей в значительной мере происходит из-за особенностей психофизического развития данной категории детей. В частности, недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение некоторых видов заданий. В связи с этим формирование временных представлений должно носить ярко выраженную практическую направленность. Формируемые временные представления должны широко использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе уроков- экскурсий, прогулок, наблюдений, учебной, и трудовой деятельности. Планомерная коррекционно-развивающая работа по формированию временных представлений помогает младшим школьникам с НОДа и нарушением интеллектуального развития сформировать необходимые знания в соответствии с программными требованиями, даёт возможность детям в процессе работы над темами обогатить словарный запас, развить связную речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным представлениям, закрепить термины этих представлений в речи. Н. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном лечебно- педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Преодолению указанных нарушений способствует коррекционная работа, которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в
начальной школе. Коррекция временных представлений - одно из приоритетных направлений работы. Результаты многолетней работы подтвердили, что формирование временных представлений должно проводиться в различных видах учебной, игровой и бытовой деятельности при обязательном включении активных движений, зрительных, слуховых и двигательных реакций. Литература: 1.Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В. Воронковой. – М. Школа-Прес, 1994. 2.Мастюкова Е.М. Ипполитова М.В. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.1985. 3.Мастюкова Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей.


В раздел образования