Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития
Автор: Шкилонцева Ольга Владимировна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ школа-интернат №4 Населённый пункт: Челябинск Наименование материала: статья Тема: Особенности формирования временных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллектуального развития Раздел: среднее профессиональное
Шкилонцева О.В.
г. Челябинск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-
интернат №4
для обучающихся и воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья»
Стойкие трудности в освоении временных представлений относятся к
характерным
проявлениям
интеллектуального
недоразвития.
Эта
проблема
прямо или косвенно затрагивается всеми авторами, изучающими особенности
психического развития детей с нарушениями интеллекта как дошкольного, так и
школьного
возраста.
Однако
до
сих
пор
формирование
временных
представлений
остается
наиболее
сложным
направлением
коррекционной
работы. При поступлении в школу дети с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
и
нарушением
интеллектуального
развития
оказываются
не
подготовленными
к
усвоению
разделов
программы,
требующих
умения
устанавливать временные отношения. У данной категории детей с выраженной
интеллектуальной
недостаточностью
с
большим
трудом
и
отставанием
формируется
восприятие
времени
и
временных
отношений.
Трудности
эти
связаны
как
со
специфическими
особенностями
времени:
текучесть,
необратимость,
непрерывность,
отсутствие
наглядных
форм
(«не
видно»
и
«неслышно»),-
так
и
особенностями
мышления
детей
с
нарушением
интеллектуального
развития.
Несовершенство
зрительного
восприятия,
трудности
пространственно-временной
ориентировки
весьма
характерно
проявляются на уроках чтения, развития речи ознакомлением с окружающим
миром, русского языка и математики.
Дети
с
нарушением
интеллектуального
развития
обнаруживают
большие трудности в усвоении временных представлений в связи с глубоким
недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения они
не могут овладеть элементарными временными представлениями. Даже при
длительной,
целенаправленной,
специальным
образом
организованной
коррекционной работе формирование временных представлений происходит
очень медленно, с большими трудностями. Младшие школьники
с НОДа и
нарушениями
интеллектуального
развития
овладевают
временными
представлениями лишь на самом элементарном уровне.
Трудности
особенно
ярко
проявляются
на
уроках
математики.
Возникновение
этих
трудностей
в
значительной
мере
происходит
из-за
особенностей психофизического развития данной категории детей. В частности,
недоразвитие
сенсорно-перцептивных
процессов
и
двигательных
функций
влияет на выполнение некоторых видов заданий. В связи с этим формирование
временных
представлений
должно
носить
ярко
выраженную
практическую
направленность.
Формируемые
временные
представления
должны
широко
использоваться в различных ситуациях бытовой жизни, в процессе уроков-
экскурсий, прогулок, наблюдений, учебной, и трудовой деятельности.
Планомерная
коррекционно-развивающая
работа
по
формированию
временных
представлений
помогает
младшим
школьникам
с
НОДа
и
нарушением интеллектуального развития сформировать необходимые знания
в соответствии с программными требованиями,
даёт
возможность детям в
процессе
работы над темами обогатить словарный запас,
развить связную
речь, мыслительные процессы, усвоить понятия, соответствующие временным
представлениям, закрепить термины этих представлений в речи.
Н. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику
в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном лечебно-
педагогическом
воздействии
в
условиях
специальных
(коррекционных)
учреждений.
Преодолению указанных нарушений способствует коррекционная работа,
которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в
начальной
школе.
Коррекция
временных
представлений
-
одно
из
приоритетных направлений работы.
Результаты
многолетней
работы
подтвердили,
что
формирование
временных
представлений должно проводиться в различных видах учебной,
игровой
и
бытовой
деятельности
при
обязательном
включении
активных
движений, зрительных, слуховых и двигательных реакций.
Литература:
1.Воспитание
и
обучение
детей
во
вспомогательной
школе.
Под
редакцией В.В. Воронковой. – М. Школа-Прес, 1994.
2.Мастюкова
Е.М.
Ипполитова
М.В.
Особенности
психофизического
развития
учащихся
школ
для
детей
с
нарушениями
опорно-двигательного
аппарата. – М.1985.
3.Мастюкова
Е.М.
Актуальные
аспекты
клинической
диагностики
умственной отсталости у детей.