Автор: Зотович Татьяна Борисовна Должность: воспитатель доу Учебное заведение: МАДОУ №8 "Теремок" Населённый пункт: город Валдай, Новгородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа по дополнительному образованию Раздел: дошкольное образование
На 2016-2017 учебный год
Разработал: воспитатель МАДОУ №8 «Теремок»
Г.Валдай Новгородская обл.
Зотович Т.Б.
Рабочая программа по дополнительному образованию.
Рабочая программа по теме: « Использование нетрадиционных техник в изобразительной
деятельности для развития детского творчества»
На 2016-2017 учебный год
Разработал: воспитатель МАДОУ №8 «Теремок» - Зотович Татьяна Борисовна
Содержание
1.Пояснительная записка.
2.Цели и задачи.
3.Формы и методы реализации программы
-принципы организации
-методическое обеспечение
-предполагаемый результат
4.Работа с детьми.
5.Работа с родителями.
6.Работа с педагогами.
7.Список литературы.
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить
в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и
отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в
себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая
личность – это достояние всего общества.
Рабочая программа направлена на развитие творческих и коммуникативных способностей
дошкольников на основе их собственной творческой деятельности.
Применяя нетрадиционные приёмы в работе с дошкольниками для развития воображения,
творческого мышления и активности прежде всего хочу обратить внимание на то, что они
очень привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и
инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их
использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.
Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует
познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу
художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.
Программа разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным
Образовательным Стандартом и является инновационным
Образовательным программным документом.
Цель:
Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через
использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками –
ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
-Обучать основам создания художественных образов.
-Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для
работы в различных нетрадиционных техниках.
-Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в
процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
-Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в
работе.
Возраст детей участвующих в реализации программы:
дети старшего дошкольного возраста.
Срок реализации:
программа рассчитана на 1 год обучения.
Реализация программы рассчитана на 36 календарных недель, и включает в себя 1 период
образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода ОД в группе 5-6 лет –
25 минут, согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26
Форма и методы реализации программы:
-Групповая и индивидуальная работа с детьми;
-Выставки творческих работ в группе, в ДОУ, учреждениях города (Валдайский
Национальный парк, музей уездного города, Дом детского творчества…)
-Тематические развлечения;
-Мастер-классы с педагогами и родителями;
-Публикации информации на сайте ДОУ;
-Оформление предметно-окружающей среды;
-Участие в конкурсах: городских, районных, всероссийских.
Принципы организации
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего
образования, становиться субъектом образования;
-учет возрастных и психологических особенностей детей4
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Методическое обеспечение программы:
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
-словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ)
-наглядные (картины, иллюстрации, схемы, алгоритмы, образцы, рисунки)
-метод наблюдения (экскурсии, целевые прогулки, походы)
-игровые (сюрпризные моменты, дидактические, развивающие, подвижные игры…)
-метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие
-Познавательное развитие
-Речевое развитие
-Художественно-эстетическое развитие
-Физическое развитие
Предполагаемый результат реализации программы:
В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные
качества:
-Инициативность;
-Самостоятельность;
-Любознательность;
-Наблюдательность;
-Воображение, фантазия, образное мышление;
-Творческие способности;
-Склонность к экспериментированию;
-Способность к принятию решений.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы в старшем
дошкольном возрасте (на 2016-2017год)
Сентябрь:
1.Диагностика
2.Комнатные растения
3.Грибы в лукошке
4.Чудо плоды
Октябрь:
1.Осеннее дерево
2.Осень на опушке краски разводила
3.Корзина с фруктами
4.Веточка березы
Ноябрь:
1.Рябинка
2.Улитка
3.Красивый платочек
4.Бабочка
Декабрь:
1.Первые снежинки
2.Зимний лес
3.Мои рукавички
4.Вечерний Валдай
Январь:
1.Ёлочка нарядная
2.Снеговичок
3.Снежинки
4.Узоры на окне
Февраль:
1.Кошечка
2.Фантазии
3.Мои любимые рыбки
4.Лесные звери зимой
Март:
1.Подарок для мамы
2.Транспортна наших улицах
3.Подснежники
4.Веточка с листочками
Апрель:
1.Черепашка
2.Золотая хохлома
3.Мой портрет
4.Ворона
Май:
1.Праздничный салют
2.Озеро Валдай
3.Ветка цветущей яблони
4.Итоговая выставка
Перспективное планирование рабочей программы в старшем дошкольном возрасте на
2016-2017 учебный год.
месяц
тема
нетрадиционная
техника
рисования
программное
содержание
оборудование
сентябрь
Диагностика
Совершенствовать
Умения и навыки в
свободном
экспериментировании
с материалами,
необходимыми для
работы в
нетрадиционных
изобразительных
техниках
2.Комнатные
растения
Оттиск поролоном
Учить прижимать
поролон к
штемпельной
подушечке с краской и
наносить узор на
бумагу
Листы бумаги,
поролон,
штемпельная
подушечка,
гуашь.
3.Грибы в
лукошке
Рисование
ладошками
Расширять знания
детей о грибах; учить
рисовать грибы с
помощью ладошки
Листы бумаги,
гуашь, кисточка
для нанесения
краски на
ладошку, мисочка
с водой, салфетки
4.Чудо плоды
Пластилино-графия
Создавать лепную
картину с выпуклым
изображением.
Развивать умение
видеть связь между
реальной формой и
формой
изображаемых
овощей, передавая их
природные
особенности, цвет.
Силуэт банки из
плотного картона,
пластилин,
простой
карандаш,
стеклянная банка,
муляжи овощей.
Октябрь
1.Осеннее дерево
Кляксография,
рисование
пальчиками
Познакомить детей с
новым приемом
рисования –
кляксография
трубочкой. Развивать
Бумага, трубочки,
баночки с водой,
акварельные
краски, кисточки,
салфеточки.
воображение.
2.Осень на
опушке краски
разводила
Печать листьев
Познакомить с новым
видом
изобразительной
техники – «печать
растений». Развивать
чувства композиции,
цветовосприятия
Альбомный лист,
гуашь, кисточка,
баночка с водой,
салфеточка
3.Корзина с
фруктами
Рисование ватной
палочкой
Продолжать
знакомить детей с
разнообразием
средств рисования.
Развивать умение
изображать знакомые
предметы с помощью
нетрадиционных
методов.
Тонированный
альбомный лист,
гуашь, кисточка,
ватные палочки,
салфетки
4.Веточка березы
Оттиск печатками
из картофеля
Совершенствовать
умение детей в
различных техниках
рисования.
Воспитывать
усидчивость, умение
доводить начатое дело
до конца.
Бумага, печатка
из картофеля в
форме берёзового
листа, мисочка с
густой краской
(гуашь),
кисточка.
Ноябрь
1.Рябинка
Рисование
пальчиками
Учить рисовать на
ветке ягодки
(пальчиками) и
листики
(примакиванием).
Закрепить данные
навыки рисования.
Развивать чувство
композиции.
Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Тонированная
бумага, гуашь,
кисточки,
салфетки.
2.Улитка
Рисование
цветными мелками,
солью
Познакомить с
техникой сочетания
акварели и восковых
мелков. Учить детей
рисовать восковым
мелком по контуру,
учить раскрашивать
по частям, аккуратно
работать с солью.
Воспитывать у детей
умение работать
индивидуально.
Бумага, акварель,
кисточки,
восковые мелки,
соль, салфеточки.
3.Красивый
платочек
Оттиск пробкой,
рисование
пальчиками
Учить украшать
платочек простым
узором, используя
Тонированная
бумага
квадратной
формы, пробки,
печатание, рисование
пальчиками и прием
примакивания.
Развивать чувство
композиции, ритма.
Воспитывать у детей
умение работать
индивидуально.
гуашь,
Салфетки.
4.Бабочка
Монотопия
Познакомить детей с
техникой монотипии;
с симметрией (на
примере бабочки).
Развивать
пространственное
мышление.
Бумага
сложенная вдвое.
Кисточки,
акварельные
краски, Баночка с
водой,
салфеточки.
Декабрь
1.Первые
снежинки
Оттиск
печатками из
салфетки
Закреплять умение
рисовать деревья
большие и
маленькие,
изображать снежок
с помощью
техники печатания.
Развивать чувство
композиции.
Воспитать у
ребенка
художественный
вкус.
Тонированная
бумага,
акварельные
краски,
бумажные
салфетки.
2.Зимний лес
Рисование
пальчиками
Закрепить умение
рисовать
пальчиками.
Развивать чувство
композиции.
Воспитать у
ребенка
художественный
вкус.
Лист формата А4
тёмно- голубого,
тёмно – серого,
фиолетового
цветов, чёрная
гуашь или тушь,
белая гуашь в
мисочках,
салфетки, эскизы
и иллюстрации.
3.Мои рукавички
Оттиск
печатками,
рисование
пальчиками
Упражнять в
технике печатания.
Закрепить умение
украшать предмет,
нанося рисунок по
возможности
равномерно на всю
поверхность.
Воспитывать у
детей умение
работать
индивидуально.
4. Вечерний
Валдай
Черно-белый
граттаж
Познакомить с
нетрадиционной
изобразительной
техникой черно-
белого гратажа.
Учить передавать
настроение тихой
зимнего вечера с
помощью графики.
Упражнять в
использовании
таких средств
выразительности,
как линия, штрих
Бумага белая
формата А4 ,
картон для
граттажа, свечка,
палочка для
процарапывания,
чёрная тушь,
уголь, кисти,
поролоновые
тампоны,
иллюстрации,
эскизы.
Январь
1.Ёлочка
нарядная
Тычок жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками
Упражнять в
технике рисования
тычком, полусухой
жёсткой кистью.
Продолжать учить
использовать такое
средство
выразительности,
как фактура.
Закрепить умение
украшать рисунок,
используя
рисование
пальчиками.
Воспитывать у
детей умение
работать
индивидуально.
Бумага любого
цвета, гуашь или
акварель, жесткая
кисть,
баночка с водой,
салфеточки.
2.Снеговичок
Комкание бумаги
(скатывание)
Закреплять навыки
рисования гуашью,
умение сочетать в
работе скатывание,
комкание бумаги и
рисование. Учить
дорисовывать
картинку со
снеговиком (метла,
елочка, заборчик и
т.д.). Развивать
чувство композиции.
Воспитать у
ребенка
художественный
вкус.
3.Снежинки
Пластилиновая
живопись
Учить детей
изображать
Плотный картон
синего цвета,
снежинку с
помощью
пластилина.
Развивать
эстетическое
восприятие, любовь
к природе, желание
передать ее красоту
в своем творчестве.
Развивать мелкую
моторику рук.
пластилин белого
цвета, стека,
салфетка.
4.Узоры на окне
Свеча + акварель
Учить создавать
узоры, используя
свечу и акварель.
Расширять и
разнообразить
образный ряд,
применяя разные
декоративные
элементы.
Развивать чувство
формы и
композиции.
Бумага, кисти,
свеча, акварель.
Февраль
1.Кошечка
Тычок жесткой
полусухой
кистью, оттиск
скомканной
бумагой,
поролоном
Совершенствовать
умение детей в
различных
изобразительных
техниках. Учить
отображать в
рисунке облик
животных наиболее
выразительно.
Развивать чувство
композиции
Бумага любого
цвета и формата,
акварель жесткая
кисточка, баночка
с водой, поролон,
салфеточка.
2.Фантазии
Кляксография,
«знакомая форма –
новый образ»
Познакомить с
нетрадиционной
художественной
техникой
кляксографии.
Закрепить умение
работать в технике
«старая форма – новое
содержание».
Развивать
воображение
Бумага, кисточки,
акварельные
краски, баночка с
водой,
салфеточки.
3.Мои любимые
рыбки
Рисование
ладошками
Совершенствовать
умение делать
отпечатки ладони и
дорисовывать их до
Тонированная
бумага, гуашь,
кисточки для
нанесения краски
определенного образа.
(рыбки) Воспитывать
у детей умение
работать
индивидуально.
на ладошку,
мисочка с водой,
салфеточки.
4.Лесные звери
зимой
Тычок жесткой
кистью
Учить создавать
выразительный образ
диких животных,
используя технику
тычка. Развивать
умение пользоваться
выразительными
средствами графики.
Закрепить навыки
работы с данными
материалами
Бумага, жесткая и
мягкая кисти,
черная гуашь,
иллюстрации,
эскизы.
Март
1.Подарок для
мамы
Печать по
трафарету +
рисование
пальчиками
Учить украшать
цветами открытку.
Закрепить умение
пользоваться
знакомыми
техниками.
Бумага, гуашь,
трафареты,
тампон из
поролона.
2.Транспорт на
наших улицах
Печать по
трафарету
Учить рисовать с
помощью трафаретов
различные машины.
Создать коллективную
работу.
Иллюстрации
стройки с
видами машин.
Гуашь, кисти и
тампоны из
поролона.
3.Подснежники
Пластилиновая
живопись
Учить создавать
образы растений в
нетрадиционной
технике исполнения –
пластилинография,
используя имеющиеся
навыки и умения
работы с
пластилином.
Развивать
пространственные
представления,
композиционные
навыки.
Плотный картон
синего цвета,
пластилин, стека,
салфетка для рук.
4.Веточка с
листочками
Оттиск печатками
Учит рисовать ветки с
натуры, передавать
форму вазы и веток,
учить рисовать
полураспустившиеся
листочки.
Лист бумаги,
печатки из
ластика, кисти,
гуашь, ветки в
вазе.
Апрель
1.Черепашка
Восковые
карандаши +
Совершенствовать
умение в техниках,
Бумага, черный
маркер, восковые
акварель
учить изображать
животное наиболее
выразительно.
карандаши,
акварель, кисти,
салфетки,
картинки.
2.Золотая
хохлома
Рисование
пальчиками
Продолжать
знакомить детей с
декоративно –
прикладным
искусством «золотая
хохлома». Учить
изображать узоры из
растительных
элементов. Закрепить
умение рисовать
пальчиками. Развивать
чувство композиции.
Воспитать у ребенка
художественный вкус.
Полоска бумаги,
гуашь, кисти,
салфетки
3.Мой портрет
Черно-белый
граттаж, восковые
мелки + акварель,
акварельные мелки
Формировать интерес
к самопознанию через
отображение в
рисунке особенностей
своей внешности;
развивать чувство
композиции.
Картон для
граттажа, свечка,
палочка для
процарапывания,
чёрная тушь,
уголь, кисти,
поролоновые
тампоны,
иллюстрации,
эскизы.
4.Ворона
Рисование гуашью
с манкой
Упражнять в
смешивании и
разведении гуаши с
манкой, расширять
представления о
форме, размере и
цвете предметов.
Развивать
изобразительные
навыки и умения.
Бумага, гуашь,
кисточка, манка,
салфеточка
Май
1.Праздничный
салют над
городом
Набрызг
Познакомить детей с
новой техникой –
набрызг. Учить
распределять по листу
разноцветные брызги.
Развивать чувство
композиции.
Бумага, акварель,
щетка, кисточки
2. Озеро Валдай
Монотопия
пейзажная
Продолжать учить
складывать лист
пополам, на одной
стороне рисовать
пейзаж, на другом
получить его
отражение в озере.
Бумага, гуашь,
кисть, влажная
губка.
Половинку листа
протереть губкой.
3.Ветка цветущей
яблони
Пластилиновая
живопись
Учить детей
изображать ветку
цветущего дерева с
помощью пластилина.
Учить создавать
композицию из
отдельных деталей.
Развивать мелкую
моторику рук.
Плотный картон
синего цвета,
пластилин, стека,
салфетки,
иллюстрации
цветущего
дерева.
4.Итоговая
выставка
Рассматривание с
детьми рисунков.
Поощрять их за
работу в течении года.
Выбрать лучшие
работы.
Работа с родителями
План работы с родителями и воспитателями.
Месяц
Темы
Работа с родителями
Сентябрь
Консультация по теме: «Влияние нетрадиционных методов рисования
на положительные эмоции детей»
Октябрь
Анкета
для
родителей
«Определение
интереса
ребенка
к
изобразительной деятельности»
Ноябрь
Семинар-практикум N 1 «Знакомство со способами нестандартного
раскрашивания»
Декабрь
Открытое
занятие
средний
возраст
«Я
слепил
снеговика»
Старший возраст «Разноцветная радуга» ( художественная викторина).
Январь
Фотовыставка
Февраль
Совместная выставка творческих работ детей
Март
Семинар
–
практикум
N
2»
Сочетание
техник
нестандартного
раскрашивания с элементами лепки и аппликации».
Апрель
М астер
–
класс « Знакомство
с
нетрадиционными
техниками
рисования
и их роль в развитии детей дошкольного возраста »
Май
Творческий отчёт о работе кружка
Список литературы:
Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
Г.Н.Давылова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» -часть 2.
А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ»
Т.А.Цквитария «Нетрадиционные техники рисования»
К.К.Утробина Г.Ф.Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
А.В.Никитина «Рисование с детьми дошкольного возраста»
О.Л.Иванова И.И.Васильева «Как понять детский рисунок и развивать творческие
способности ребенка»
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»