Автор: Имамутдинова Надежда Равильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 "Ромашка" Населённый пункт: п.г.т. Алексеевское, Алексеевский район, РТ Наименование материала: Методическая разработка Тема: План индивидуального развития Раздел: дошкольное образование
на 2014 – 2018 г.
Тема: «Использование Информационно – Коммуникационных
Технологий в ДОУ»
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ Алексеевский детский сад № 1 «Ромашка»
Алексеевского муниципального района РТ
Имамутдинова Надежда Равильевна
2014 год
Оглавление
:
Актуальность использования информационных технологий....................................
3
Цель и задачи повышения ИКТ-компетентности педагогов дошкольного
учреждения:....................................................................................................................
5
Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов ............
5
План мероприятий по повышению ИКТ- компетентности педагогов ДОУ:............
6
2
Актуальность использования информационных технологий
За
последние
годы
произошло
коренное
изменение
роли
и
места
персональных
компьютеров
и
информационных
технологий
в
жизни
общества.
Человек,
умело
и
эффективно
владеющий
технологиями
и
информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе
подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить современное образование. Имеющийся в настоящее
время
отечественный
и
зарубежный
опыт
информатизации
среды
образования
свидетельствует
о
том,
что
она
позволяет
повысить
эффективность
образовательного
процесса.
Однако
действующая
система
дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих
в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром
становится информация, способы ее хранения и использования.
Компьютер, мультимедийные формы как инструменты для обработки
информации
могут
стать
мощным
техническим
средством
обучения,
коммуникации,
необходимыми
для
совместной
деятельности
педагогов,
родителей и дошкольников.
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в
ДОУ
–
с
детьми
должны
работать
специалисты,
знающие
технические
возможности
компьютера,
имеющие
навыки
работы
с
ними,
четко
выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров,
владеющие
методикой
работы
с
дошкольниками
с
использованием
информационных
технологий.
Учитывая
это,
первостепенной
задачей
в
настоящее
время
становится
повышение
компьютерной
грамотности
педагогов,
освоение
ими
работы
с
программными
образовательными
комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того,
чтобы
в
перспективе
каждый
из
них
мог
использовать
современные
компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной
работы с детьми на качественно новом уровне.
Очевидно,
что
педагог,
который
осуществляет
образовательно-
воспитательную
деятельность
с
детьми
с
использованием
мультимедиа-
проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным
преимуществом
перед
коллегой,
действующим
только
в
рамках
традиционных
технологий.
Мультимедиа-игры,
которые
проводятся
на
основе компьютерных обучающих программ по всем образовательным
областям,
позволяют
интегрировать
аудиовизуальную
информацию,
представленную
в
различной
форме
(видеофильм,
анимация,
слайды,
3
музыка),
стимулируют
непроизвольное
внимание
детей
благодаря
возможности
демонстрации
явлений
и
объектов
в
динамике.
Владение
компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по
содержанию образовательной области и методическим вопросам благодаря
данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Информационные технологии в ДОУ можно применять в следующих
направлениях:
1.
В управлении ДОУ
2.
В профессиональной деятельности педагога ДОУ
3.
В образовательно-воспитательном процессе с детьми/ с родителями
В
нашем
ДОУ
уже
осуществляется
управление
образовательно-
воспитательным
процессом,
кадрами,
материально-техниче ским
обеспечением, производится мониторинг качества обучения, эффективности
воспитательной
работы,
здоровья
и
психологического
состояния
воспитанников с привлечением компьютерных программ.
В профессиональной деятельности педагог ДОУ может использовать:
1.
Офисные программы
2.
Интернет
3.
Электронные издания образовательного направления
Освоение офисных программ, таких Microsoft Word, Excel, PowerPoint
открывает возможность: подготовки дидактических материалов, презентаций,
портфолио,
буклетов
для
родителей,
ведения
баз
данных,
автоматизации
работы по анализу педагогической деятельности.
Использование
ресурсов
Интернет
позволяет
не
только
находить
необходимую
информацию,
но
и
быть
активным
участником
сетевого
сообщества, организовывать работу с родителями.
Проектирование организованной деятельности с детьми с использованием
развивающих игр это совсем новое направление в деятельности педагога
ДОУ и именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и
умения, творческий подход.
Считая
данную
проблему
наиболее
актуальной
на
сегодняшний
день,
коллектив
нашего
дошкольного
учреждения
пришел
к
выводу,
что
необходимо организовать работу в этом направлении.
4
Цель повышения ИКТ - компетентности педагогов дошкольного учреждения:
Обеспечить качество воспитательно-образовательного процесса и
управленческой
деятельности
на
основе
изучения
и
внедрения
информационных технологий.
Задачи:
Повышение информационной культуры педагогов;
Совершенствование единой информационной образовательной среды с
целью
обеспечения
согласованного
доступа
к
информации
всех
участников воспитательно-образовательного процесса;
Активное
вовлечение
родительской
общественности
в
развитие
информатизации дошкольного учреждения.
Предполагаемые результаты повышения ИКТ компетентности педагогов
Разработанный план повышения ключевой информационной
компетентности педагогических работников предположительно даст
следующие результаты, а именно – педагоги:
умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно
оформляют групповую документацию, мониторинг и т. д.);
умеют применять электронные дидактические и педагогические
программные средства;
активно используют информационные технологии в образовательном
процессе;
владеют навыками поиска информации в Интернете;
владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных
презентаций;
умеют разрабатывать конспекты и применять в организованной
деятельности с детьми информационные технологии;
владеют способами и методами применения компьютерных технологий
в работе с родителями.
5
План
мероприятий
по
повышению
ИКТ
-
компетентности
педагогов
ДОУ
:
№
Направление
работы
Название мероприятия
Ответственный
Сроки
1.
Подготовительн
ые мероприятия
и оценка
ситуации в ДОУ.
Изучение нормативно –
правовых документов в
области компьютерного
образования
Заведующая
2014 г.
Подключение ДОУ к сети
Интернет
Заведующая
2014 г.
Создание локальной сети
заведующая
2015 г
Создание сайта ДОУ
Ст.воспитатель
2014 г.
Создание электронного
почтового ящика
дошкольного учреждения
Ст.воспитатель
2014 г.
Проведение
анкетирования педагогов
Ст.воспитатель
ежегодно
2.
Развитие
материально-
технической
базы.
Приобретение
компьютеров, сканеров,
принтеров, телевизоров,
экрана, медиапроектора
Заведующая
Зам.зав по АХР
2014-18
3.
Создание и
развитие
информационны
х ресурсов
дошкольного
учреждения.
Создание медиатеки для
проведения
воспитательно-
образовательного
процесса (подбор
компьютерных
презентаций по всем
разделам программы,
составление электронного
каталога презентаций)
Ст.воспитатель
2015-18
6
Анализ «Психолого –
педагогического
содержания
компьютерных игр для
дошкольников» и их
апробация
Ст.воспитатель
2015-18
Анализ «Психолого –
педагогического
содержания развивающих
компьютерных программ
для дошкольников» и их
апробация
Ст.воспитатель
2015-18
4.
Организация методической работы с воспитателями по освоению
инновационных компьютерных технологий
4.1.
Повышение
квалификации
педагогов.
Направление педагогов на
курсы по ИКТ
Ст.воспитатель
2014-18
Ознакомление педагогов с
фондами информации на
электронных носителях в
методическом кабинете
Ст.воспитатель
2014-18
Изучение методической и
педагогической литературы
и периодических изданий о
внедрении инновационных
компьютерных технологий
в ДОУ
Педагоги
2015-18
7
Организация серии
обучающих семинаров –
практикумов по освоению
педагогами основ
компьютерной
грамотности,
ознакомлению с условиями
работы и программно –
методическим
обеспечением «Начальный
уровень компьютерной
грамотности» (по
отдельному плану):
Организация рабочего
места педагога с
использованием
компьютера.
Введение в
графический
интерфейс
операционной системы
Microsoft Windows
Приемы подготовки
учебно-методических
материалов средствами
текстового процессора
Microsoft Word.
Приемы подготовки
учебно-методических
материалов c помощью
электронных таблиц
Microsoft Excel.
Приемы подготовки
презентаций Microsoft
PowerPoint
Поиск ресурсов в сети
Интернет.
Образовательные
Интернет-ресурсы
(обзор и тематический
Заведующая,
Ст.воспитатель
Зам. зав по
АХР
2014-18
8
Консультации для
воспитателей:
ИКТ в непосредственно-
образовательной
деятельности и
режимных моментах.
«Использование
информационно-
коммуникационных
технологий в
дошкольном
образовании»
ИКТ в непосредственно-
образовательной
деятельности и
режимных моментах.
« Методические
рекомендации по
внедрению
информационных
компьютерных
технологий в
воспитательно –
образовательном
процессе ДОУ»
«Компьютерные игры
как новые
педагогические
информационные
технологии в системе
дошкольного
воспитания»
«Правила безопасного
общения с
компьютером»
«Общая характеристика
развивающих
компьютерных
программ. Цель и
возможности их
использования в
Ст.воспитатель
2014-16
9
Помощь в подготовке
презентации педагогов на
районных и областных
мероприятиях
Ст.воспитатель
2014-18
Педагогическое
наставничество
Педагоги
2015- 18
Педагогический совет:
Использование ИКТ в
воспитательно –
образовательном
процессе, а также во
взаимодействии ДОУ и
семьи в интересах
развития ребенка»
«ИКТ – компетентность
педагога»
Ст.воспитатель
2014-18
Разработка собственных
презентаций специально-
организованной
деятельности в
соответствии с:
Методическими темами
педагогов
При подготовке
презентаций для
педагогических советов:
Разработка собственных
презентаций
деятельности с детьми
по всем направления
учебно-воспитательного
процесса
Педагоги
2014-18
10
Проведение семинаров-
практикумов:
«Создание тематических
презентаций для
использования на
занятиях»
Ст.воспитатель
2015-18
Организация открытых
занятий и других
мероприятий с детьми
дошкольного возраста с
использованием
современных
компьютерных технологий
Педагоги
2014-18
Организация открытых
занятий и других
мероприятий для
родителей с
использованием
современных
компьютерных технологий
Педагоги
2014-18
5.
Участие в
городских и
районных
мероприятиях с
использованием
информационны
х технологий.
Пополнение и обновление
в методическом кабинете
тематического каталога
компьютерными
программами,
развивающими играми и
собственными
презентациями
Ст.воспитатель
Педагоги
2015-16
Разработка и подготовка
презентаций к работе
различных методических
объединений района,
города
Ст.воспитатель
Педагоги
2014-18
11
Разработка и подготовка
презентации – визитки:
Дошкольное
учреждение
Специалистов
дошкольного
учреждения
Ст.воспитатель
Педагоги
2014-15
6.
Развитие
информационно-
управленческой
системы ДОУ и
использование
ИКТ в
организации
управления ДОУ.
Создание базы
электронных документов
(средствами Word, Excel)
Заведующая
Ст.воспитатель
Зам.зав по АХР
2014 г.
12