Напоминание

"Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания".


Автор: Питкина Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Чёрмозская КШИ"
Населённый пункт: Пермский край Ильинский район город Чёрмоз
Наименование материала: программа коррекционных мероприятий
Тема: "Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Программа коррекционных мероприятий «Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания». 1. Содержание 2. Пояснительная записка 3. Цель и задачи программы 4. Ожидаемые результаты 5. Условия реализации программы 6. Тематическое планирование программы 7. Как реализуется программа? 8. Программно – методическое обеспечение 9. Литература для педагогов
Пояснительная записка. Введение. Развитие ребёнка складывается в раннем возрасте, но часто наблюдается отсутствие адекватных психических условий и неправильно организованного воспитания в семье. Таким образом возникает социальная ситуация, которая оказывает негативное влияние на общее развитие ребёнка, например: отсутствие в быту полноценной деятельности, дефицит общения со взрослыми, нет внимания со стороны родителей, состояние здоровья и частые детские заболевания и др. Современная школа бьёт тревогу во все колокола о сбережении здоровья детей и на сегодняшний день существует множество технологий, сберегающих здоровье. Так же существует множество мероприятий, направленных на сбережение здоровья и воспитания культуры здоровья. Анализ заболеваемости учащихся коррекционной школы показывает, что она в основном обусловлена несоблюдением детьми правил личной гигиены. Привычка ребенка — это хорошо автоматизированный и закрепившийся динамический стереотип деятельности. Поэтому необходимо воспитание положительной привычки с ясно видимой целью — акцентирование внимания учащегося на положительных сторонах его личности, правильное использование его стремления подражать лучшему. Только такая воспитательная направленность санитарного просвещения позволит педагогам школы успешно решить стоящие перед ними задачи гигиенического воспитания учащихся. Многие отечественные авторы занимались проблемами воспитания культурно – гигиенических навыков: Л.С. Выготский, С.Д. Забрамская, А.Р. Маллер и др. Формирование культурно – гигиенических навыков у учащихся с ограниченными возможностями здоровья - это особый этап по воспитанию человеческой культуры. Он должен осуществляться с учётом личностно-
ориентированного подхода к детям, это начальный этап по их трудовому воспитанию. Кроме этого, он должен быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. При поступлении в первый класс коррекционной школы у многих детей отсутствуют элементарные знания о правилах личной гигиены. В основном это связано с особенностями их развития, а так же с влиянием семейного окружения. Почти все дети недостаточно владеют навыками самообслуживания. Дети с ОВЗ не умеют соблюдать гигиенический режим в своей личной жизни и деятельности, не ухаживают за своей кожей, полостью рта, например, за зубами, за своими волосами, не умеют умываться, следить за чистотой своего тела, а это очень важно для сохранения и укрепления своего здоровья. Многие дети не понимают, что длительный просмотр телевизионных передач, слушание музыки в наушниках, либо прослушивание громкой музыки и др. негативно влияет на здоровье человека. Дети с ОВЗ часто не замечают неопрятность во внешнем виде и не исправляют данные недостатки. Кроме этого, при проведении опроса «Сколько раз в день вы моете руки?», ответили: 1 раз моют – 5 человек, 2 раза- 2 человека, 3 раза – 2 человека, больше 3 раз – 1 человек. Из всего вышеперечисленного, перед школой возникла необходимость формирования у детей с ОВЗ практических навыков личной гигиены, а также воспитания ответственного отношения к своему здоровью. В связи с этим возросла потребность в разработке и создании программы «Формирование навыков личной гигиены и самообслуживания». Программа предназначена для учащихся младших классов коррекционных школ и решает проблему формирования навыков личной гигиены и влияет на общее развитие учащихся.
Чтобы помочь ребенку хорошо учиться, необходимо создать для него условия, позволяющие успешно функционировать и развиваться в образовательной среде. Формирование привычек, навыков должно осуществляться под воздействием педагогов и всей окружающей обстановки, а также в правильной организации и соблюдении распорядка и режима дня. Это является одним из важных и определяющих факторов воспитания и обучения детей. Ребенок по мере достижения успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, смелым, независимым от взрослых, а также появляется уверенность в своих силах. Работу в данном направлении необходимо начинать с 1 класса при поступлении в школу. Несформированность гигиенических навыков приводит к ещё более сложному процессу обучения в целом. Данная программа составлена с опорой на принцип «Развиваемся, играя». Формируются гигиенические навыки успешно в основном в игровой деятельности. Достигнутые результаты создают основу для дальнейшей мотивации, коррекции отклонений, которые имеются у ребёнка, происходит формирование психических функций, наблюдается личностное развитие. Это обеспечивает социализацию учащихся в дальнейшей жизни. Но успех зависит от нескольких важных факторов: как своевременно началась работа, отношения учащихся к выполняемым действиям, систематичность упражнений, навыков, привычек, а также других определённых условий. Если у ребёнка воспитываются навыки личной гигиены, то это способствует правильному поведению в общественных посещаемых местах, в быту. Это важнейшая роль в охране своего здоровья. Во время работы педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для них привычным, естественным, повседневным делом, а гигиенические навыки со временем совершенствовались.
Успех в формировании культурно – гигиенических навыков напрямую зависит от обстановки в образовательном учреждении, от задач, которые решают педагоги, от целого ряда педагогических приёмов, таких как показ, игровых упражнений, систематичности, прямого обучения, напоминания детям о необходимости соблюдения правил личной гигиены, а также постепенного повышения требований к ним. Особенно важно заметить, что при соблюдении правил и норм личной гигиены у учащихся улучшается настроение, повышается работоспособность на занятиях, организм развивается быстрее, а также появляется возможность избежать многих болезней. Цель и задачи программы: Цель программы – формирование санитарно – гигиенических навыков у учащихся с ОВЗ, развитие потребности в соблюдении чистоты и правильном уходе за своим телом. Задачи программы:  учить соблюдать последовательность утренних и вечерних гигиенических процедур; привычек правильного ухода за телом: зубами, волосами, гигиене органов зрения, слуха, дыхания и др.  создание условий для детей для накопления практического опыта;  развитие практической деятельности; стремиться освоению навыков правильного ухода за своим телом, научить детей расти здоровыми;  повысить уровень общей культуры учащихся. Ожидаемые результаты: Результатами реализации программы являются: - освоение детьми с ОВЗ техникой выполнения утренних и вечерних гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков в целом; - умение контролировать опрятность своего внешнего вида;
- привитие навыков здорового образа жизни. Условия реализации программы: Программа разработана для учащихся младших классов с ограниченными возможностями здоровья, возраст учащихся – 8 – 9 лет. Продолжительность занятий – 25 – 30 минут. Форма работы – групповая. Количество занятий – 34 часа (по 1 часу в неделю). Дети должны посещать занятия добровольно, с желанием, они имеют право свободно высказывать своё мнение. В основе программы лежит личностно – ориентированный подход. Занятия по программе способствуют созданию атмосферы сотрудничества между сверстниками и взрослыми, быстрой адаптации учащихся к школьной жизни, профилактике школьных неврозов и созданию положительного психологического климата. Программа составлена так, что она может быть использована не только на коррекционных занятиях, но и некоторые её элементы введены в учебный процесс. Данная программа реализует принципы: - принцип индивидуализации при проведении занятий; - принцип сохранения и укрепления здоровья учащихся; - принцип коррекционно – развивающейся направленности процесса; - принцип самоутверждения и самореализации обучающихся. Программа занятий условно разделена на три этапа: 1 этап начинается в сентябре месяце, его продолжительность не более 1,5 – 2 недель. В рамках этого этапа педагогу необходимо провести диагностические исследования с целью выявления уровня сформированности гигиенических
навыков, навыков самообслуживания и выявить группу детей, нуждающихся в коррекционной помощи. 2 этап – непосредственное проведение коррекционных занятий с учащимися. Это самый продолжительный этап, его длительность – учебный год. На 3 этапе – контроль за развитием навыков личной гигиены, выявление положительной динамики посредством итоговых срезов в игровой форме. Проведение коррекционных занятий по данной программе требует соблюдения следующих правил: - педагог и дети находятся в состоянии сотрудничества; - темп и скорость педагог выбирает с учётом личностно – ориенированного подхода к детям; - в ходе занятий следует поощрять детей за каждый правильно сделанный шаг, это даёт ребёнку свободнее и увереннее чувствовать свои силы, стимулирует на дальнейшую работу; - занятия должны радовать учащихся, педагогу необходимо предотвращать переутомления учащихся. Тематическое планирование программы: № занятия: Тематика занятий: Вид деятельности: 1. Как устроен человек? (Кто мы такие, наши возможности) Беседа. 2. Части тела человека. Называние и различение. Занятие – практикум. 3. Рот, зубы, глаза, нос, уши человека. Познавательная беседа с элементами рисования.
4. Волосы человека. Беседа. 5. Руки и ноги человека. Игры подвижные. 6. Режим дня в школе и дома. Диалог. Беседа. 7. Если хочешь быть здоров… Познавательная беседа. 8. Знакомимся с Мойдодыром (героями книжки К.Чуковского): мультфильм, фрагменты книги, ролевые и театрализованные действия, игры, рисунки. Чтение сказки. Просмотр мультфильма. 9. Предметы санитарии и гигиены. Помощники Мойдодыра. Оборудованные игры: вода, мыло, щетки, паста, губка (мочалка), полотенце, салфетки, платочки (что это? Для чего?). Занятие - практикум. 10. Правила пользования предметами гигиены (учитель следит за полдником, обедом, воспитатель за ужином). Практическая работа. 11. Действия, связанные с гигиеной тела. Классный час «Ну-ка, зеркало, скажи и советом помоги», навыки самоконтроля, контроля опрятности внешнего вида (причесать волосы, помыть руки, поправить колготки, застегнуть платье, вымыть руки перед едой и т. д.). Занятие – практикум. 12. Утренний и вечерний туалет. Беседа. 13. Хранение предметов гигиены. Где живет Мойдодыр: умывальник, полочки, зеркало, душевая, ванна. Мойдодыр дает холодную, теплую, горячую воду, следит за правилами умывания и т. д. Диалог. Беседа. 14. Практическая работа «Уход за руками». Практикум. 15. Практическая работа - «Уход за волосами и ушами человека». Практикум. 16. Быть чистым – красиво. Познавательная беседа.
17. Чистота – залог здоровья. Полезные советы. 18. Болезни грязных рук. Просмотр мультфильмов. 19. Гигиена тела. Игрушки в школе Мойдодыра (отраженные и специальные игровые действия с атрибутами по закреплению гигиенических правил) на внеклассных занятиях. Игра. 20. Обобщение по теме «Части тела человека». Игра «В магазин к Мойдодыру». Игра. Викторина. 21. Что такое одежда? Познавательная беседа. 22. Предметы одежды. Беседа. 23. Верхняя одежда. Практикум. 24. Нижняя одежда. Диалогическая беседа. 25. Одежда для мальчиков. Практическая работа. 26. Одежда для девочек. Практикум. 27. Зимняя одежда. Беседа. 28. Весенняя и осенняя одежда. Познавательная беседа. 29. Практическая работа «Мой внешний вид». Практикум. 30. Сон – лучшее лекарство. Познавательная беседа. 31. Беседа с медицинским работником школы. Полезные советы. 32. Игра «На приём к врачу». Игра – драматизация. 33. Итоговый классный час «В гостях у Мойдодыра». Викторина. 34. Выставка портретов «Я и Мойдодыр». Рисование. Реализация программы: На занятиях дети могут знакомиться со строением человека, опорно – двигательного аппарата, необходимостью выполнения физических упражнений, например, зарядки. Привлекается внимание учащихся к
здоровому образу жизни ( как правильно двигаться, питаться, закаляться и т.д.). Игры способствуют привлечению внимания учащихся к своему здоровью, воспитывают желание заниматься укреплением здоровья. На занятиях дети учатся следить за чистотой своих рук, стараются мыть их в свободное от занятий время по мере надобности; следить за чистотой всего своего тела, поддерживать чистоту тела и иметь красивый внешний вид. Практикумы формируют навыки личной гигиены. На занятиях об органах слуха дети знакомятся с органами слуха, как обеспечить уход за органом слуха, что слух – это способность воспринимать окружающие звуки. На практикумах дети могут научиться самостоятельно ухаживать за волосами, зубами, глазами, ушами, могут получить информацию об их охране и гигиене, а также о бережном отношении к частям тела. При общении с педагогом дети могут научиться видеть окружающую действительность, передавать её в своих рисунках. Многое можно узнать о том, как правильно засыпать, соблюдать гигиенические моменты перед сном. На занятиях об одежде дети могут получить знания о видах одежды, научатся видеть недостатки в своей одежде и самостоятельно их исправлять. Беседа с медицинским работником позволит детям младшего школьного возраста своевременно обращаться за медицинской помощью. Итоговые занятия направлены на закрепление и систематизацию знаний детей о личной гигиене и навыках самообслуживания. Программно – методическое обеспечение: Данная программа предполагает применение педагогом школы следующих методов и приёмов работы: - практических; - словесных; - наглядных.
Практические методы, практикумы, подвижные игры, упражнения, рисование предполагают высокую активность и участие каждого ребенка, заинтересованность в занятиях. Данные методы способствуют закреплению навыков личной гигиены. Педагогам школы необходимо учитывать уровень умственного и физического развития детей. Практические методы являются основным видом деятельности учащихся и они наиболее эффективны для реализации данной программы. Словесные методы: познавательные беседы, полезные советы, беседы – диалоги, устное объяснение, рассказы учителя. Данные методы сообщают новую информацию, учат быть эмоционально – настроенными на дальнейшую работу, способствуют развитию психических функций: слухового восприятия, речи, мышления, повышают мотивацию учащихся. Наглядные методы: предметы личной гигиены, иллюстрации, показ мультфильмов, раздаточный материал, карточки и др. Данные методы предполагают усвоению учащимися теоретического материала более полно и глубоко. Наблюдается развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. Кроме этого эффективнее для реализации программы использовать педагогом разнообразные формы работы на занятиях: это могут быть чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, рисование, ролевые и сюжетные игры, беседы, практические упражнения и т.д. Формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и понятен детям в данном возрасте. При этом деятельность педагогов на каждом занятии должна быть направлена на: - развитие навыков личной гигиены, самообслуживания; - формирование положительной мотивации детей к познанию; - организацию восприятия и внимания детей; - формированию оценки детьми собственной деятельности.
На занятиях педагог должен удерживать внимание учащихся, чтобы способствовать формированию положительной мотивации и избежать переутомления при обучении, при этом возможно чередование разных видов деятельности на одном занятии. Успех в деятельности учащихся может зависеть от использования учебных принадлежностей, наглядного материала, применения ИКТ, демонстрации различных предметов личной гигиены. Литература для педагогов: 1. Кальченко Е.И. Гигиеническое воспитание и обучение школьников. – Н. Просвещение, 1994 г. 2. Кардашенко В.Н. Гигиена детей и подростков. Учебник. – М.: Медицина, 1989 г. 3. Коростелёв Н.П., Калашникова С.В. Гигиеническое обучение и воспитание учащихся начальной школы. – Н. 1976 г. 4. Лукъяненко В.П. Формирование здорового образа жизни. - М. 2001 г. 5. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М. 1989 г. 6. Шалева С.П. Гигиена школьника. - Н. 1997 г.


В раздел образования