Напоминание

сочинение-рассуждение "Нужно ли быть добрым?"


Автор: Лисицина Анна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ №30" г.Сыктывкара
Населённый пункт: РК, г. Сыктывкар, Эжвинский район
Наименование материала: конспект
Тема: сочинение-рассуждение "Нужно ли быть добрым?"
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ урока развития речи в 4 классе ТЕМА . Сочинение-рассуждение «Нужно ли быть добрым?» Цель урока. Создание текста-рассуждения Cоставитель: Лисицина Анна Владимировна учитель начальных классов МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара Этапы урока. Содержание деятельности учителя и учеников. Предметные ЗУНы Формируемые способы деятельности УУД Познавательные Коммуникативные Регулятивные
I. Организация начала урока.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте порядок на партах, всё ли у вас есть: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Все смотрим на меня, никто не разговаривает. Теперь я вижу, что вы готовы, тихонечко садимся. -Нам сегодня предстоит очень сложная работа. Учить самоконтролю готовности к уроку; принимать, уважать и выполнять требования учителя.
II. Формулирование учениками темы урока. Задачи урока.

Мотивация на деятельность.
-Ребята, посмотрите, на доске у меня есть слова. Прочтите их: «чин», «чин чином», сочинение. Как вы думаете, что такое «чин»? (ответы детей) -«Чин» - это порядок, вот что значило это слово раньше в русском языке учить строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения
-А что же такое «чин чином»? (ответы детей) -«Чин чином» - это значит, что всё по порядку, значит «друг за другом» -Какие современные родственные слова мы можем подобрать к этим словам? (сочинение, сочинять) *не догадаются сказать - Назовите корень в этих словах (чин) -Верно, так что мы сегодня будем писать, как вы думаете? (сочинение) Сочинение – это мысли человека по теме сочинения. Кто догадался, как надо в сочинении излагать свои мысли? - Почему так думаете? (В слове сочинение корень ЧИН, и обозначает этот корень, это старое слово - «порядок». Значит, в сочинении свои мысли мы должны излагать по порядку. -Сейчас я вам прочитаю стихотворение (наизусть), а вы подумайте, о чем оно. Ценней всего на свете Доброта, Она сияет добрыми глазами, Невидима, но яркими лучами Согреет, и откликнется душа. Меняет свою цену красота, От времени тускнеет, будто стразы, Но только, как блестящие алмазы, Желанный лучик, светит Доброта. -О чём это стихотворение? (о доброте) -О чём же сегодня порассуждаем в нашем сочинении? (о доброте) -Верно. Тема нашего урока сочинение-рассуждение «Нужно ли быть добрым?» -Какую задачу мы решаем на уроках развития речи? (учимся создавать текст) -Почему нам будет полезно сегодня поговорить о доброте? (ответы детей) -Доброта всегда ценилась в мире, без неё невозможно жить, и сегодня мы с вами попробуем доказать, что это действительно так. -Сегодня мы с вами, на основе ваших сочинений, будем
создавать сборник под названием «Дорога добра».
III. Определение задач автора.
-Прочтите заглавие сегодняшнего сочинения. Вдумайтесь в неё. -Какова будет тема текста? (доброта) -Давайте подумаем, а что такое доброта? (ответы детей) По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. -Что значит быть добрым? Для чего нужна доброта нам в жизни? (ответы детей) -Доброта – это самое основное в нашей жизни, без неё мир станет жестоким и чёрным. -Значит, какова будет основная мысль нашего текста? (Доброта – основа жизни) -Какого типа речи будет наш текст? (рассуждение) -Какую речь мы будем использовать в тексте? (художественную) -Кто повторит, какая задача стоит перед нами по созданию текста? (Мы должны создать художественное рассуждение, тема которого – доброта. В этом рассуждении надо будет доказать мысль о том, что доброта …) -Что поможет нам решить эту задачу? Учить определять задачу, тему и основную мысль текста
IV. Структура сочинения-рассуждения.
-Любой текст состоит из частей, имеет общую, единую структуру, какую? (введение, основная часть и заключение) *на слайде табличка заполняется постепенно Структура текста Структура текста рассуждения План 1. Введение 1. Тезис Доброта – основа жизни. 2. Основная часть 2. Доказательства а) Доброта – это маленькие добрые дела. б) Доброта дарит тепло и свет. в) Доброта возвращается к человеку. Вспомнить части текста и текста- рассуждения
3. Заключение 3. Вывод Творите добрые дела! -О чем говорится во введении рассуждения? (Здесь звучит мысль, которую нужно доказать, она называется тезис) -Значит, это будет тезис (на доску) -Что мы должны написать в основной мысли? (доказать свою точку зрения, привести аргументы) -Верно. Вторая часть рассуждения – это доказательства. Что будет служить доказательством? Какие ваши мысли? (аргументы, доказывающие, почему нужно каждому из нас быть добрым) -И чем мы закончим наш текст? (выводом) -Правильно. Мы сделаем общий вывод. О чём он будет? (ответы детей) -Здесь мы скажем о том, что добро важно для человека, что нужно радоваться жизни и дарить своё тепло другим, т. е еще раз подчеркнем мысль тезиса. -А вот теперь мы легко и грамотно сможем составить план по теме нашего сочинения. -Сегодня план к нашей работе для вас составила я.
V. Работа с планом. Подготовка языкового материала к

сочинению.
-Я вам предлагаю вот такой план (на доске) -Прочтите его про себя. -Как будет звучать тезис нашего сочинения? -Какие мысли будут служить доказательством тезиса? -Какая мысль должна прозвучать в выводе? -В сочинении-рассуждении Важно знать слова, которые помогут нам начать каждую часть сочинения. -Так, тезис можно ввести, т.е. начать, вот с таких слов, прочтите их вслух: По-моему, …. Я думаю, … Я убежден,… Мне кажется,… Я считаю, … На мой взгляд,… -Попробуйте теперь, используя эти слова, начать наше учить строить связные высказывания, доказывать свою точку зрения учить высказывать свое предположение
сочинение, т.е. высказать тезис, мысль, которую будете доказывать: это самая важная ваша мысль, ваше главное мнение о том, для чего нужна доброта. *Например: Я считаю, что доброта – это основа жизни..; Я убеждён, что добрым должен быть каждый… -Доброта – это, как и любовь, основа жизни, без них человеку сложно будет прожить жизнь. Доброта, самое важное качество человека. Добрый человек ведь не только помогает, но и любит, ценит, уважает, дарит тепло и уют. 2. Доказательства -Сколько у нас будет доказательств? (три) -Посмотрите, с каких слов можно начать доказывать главную мысль текста: Во-первых,… Во-вторых,… Например,… Чтобы убедиться,… *Например: Чтобы убедиться в верности моего утверждения, я приведу примеры. Во-первых, … -Посмотрим на первый пункт плана доказательства. -Скажите, трудно или нет быть добрым? Почему? (ответы детей) -Добрым быть совсем не трудно, а для этого нужно всего лишь помогать людям. Добрые люди, они ценятся в обществе, им легко находить общий язык, их ценят и уважают в коллективе. -А в каких маленьких делах может проявляться доброта человека? (ответы детей) -Из маленьких добрых дел, как из кирпичиков складывается доброта. Добрый человек помогает не только родным и близким, но и незнакомым людям. Если мы отдадим немного денег на благотворительность, переведём пожилого человека или ребенка через дорогу, поделимся едой с бездомным – это будут всё добрые дела. Если человек стремится выполнить любую просьбу, даже не задумываясь о том, чем это может закончиться, то это стремление быть добрым. Мы их делаем бескорыстно, от чистого сердца. -Посмотрим третий пункт плана. Доброта дарит тепло и свет. Учить детей работать с цитатами и пословицами
-Как вы думаете, почему про доброту так говорят: дарит свет и тепло? (ответы детей) -Ответы на эти вопросы нашли великие люди. В качестве доказательства, ребята, можно также использовать цитаты. Это мысли великих людей. Давайте попробуем это сделать. -У меня на слайде две мысли писателей. Прочтите их.  Генрих Гейне: «Доброта лучше красоты»  Виктор Гюго: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» -Обратите внимание, что цитаты должны быть всегда в кавычках. На письме они также заключаются в кавычки. -Доказывая, что доброта дарит свет и тепло, вы можете использовать одну из этих цитат, они у вас есть на карточке. -Прочтите мысль Генриха Гейне, почему он сказал именно так? (ответы детей) -Доброта действительно лучше красоты. Ведь каждый из нас красив по-своему. А доброта она одна для всех, она одинакова. Мы не можем оценивать человека по красоте, не зная, что у него в душе, поэтому доброта должна быть всегда выше красоты, она всегда будет для нас чем-то новым, тем, зачем можно идти. -А почему Виктор Гюго говорит, что доброта – это солнце? (ответы детей) -Доброта освещает нас, дарит нам тепло, поэтому и считается солнцем. Она ведь согревает не только самого человека, но и других людей. -Обратимся к четвертому пункту плана. -Можно ли на добро отвечать злом? Почему? (ответы детей) -Верно вы сказали, на добро никогда нельзя отвечать злом. Ведь человек к тебе обратился за помощью, с добротой, от чистого сердца, а мы ему в ответ что? Сделаем всё наоборот и станем злыми? Нет, мы должны ему помочь. -Почему говорят, что доброта возвращается? (ответы детей) -Пословицы также можно включать в сочинения, чтобы высказать или доказать свою мысль. Давайте поработаем с такими пословицами  Все любят добро, да не всех любит оно.  Красота до вечера, а доброта навеки.
 Добрый человек в добре живет век. - Прочтите первую пословицу. В ней 2 части. О чем первая? А вот во второй утверждается, что не все люди в жизни и не всегда получают помощь и поддержку. Почему? О каких людях идет речь во второй части пословицы? (О тех, кто сам скуп на добро, кто проходит мимо чужой беды…) -Как понимаете 2 пословицу? (Красота приятна, но она проходит, к ней привыкаешь, без нее можно прожить, а вот без доброты нельзя, она нужна человеку всегда, весь свой век человек нуждается в помощи и поддержке других… Вот почему доброта будет цениться вечно…) - 3-я: почему о добром человеке так говорят? (Люди платят ему за добро добром, добро возвращается к тому, кто его творит) 3. Вывод. -Вот слова, которые смогут вам помочь: Поэтому,… Итак, … Следовательно, … Словом,… Все это,… Значит,… -Как же можно тогда закончить своё сочинение? Как сказать, что нужно творить добро? (ответы детей) *например: Следовательно, доброта – это солнце, которое согревает самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Радуйтесь жизни, творите добро, дарите свои улыбки и тепло всем, они достойны этого! 4. Орфографическая работа -Какое слово у нас будет много раз звучать, повторяться в сочинении? (добро) -Подберите синонимы к слову добро. (милосердие, сострадание, сочувствие, помощь) - Что значит милосердие? (Добрые поступки милы сердцу любого человека) - Почему доброта – это сострадание? (Помочь другому может только тот, кто сострадает, т.е. берет на себя, принимает, чувствует беду другого как свою) Учить подбирать синонимы к слову «добро»
-Давайте поработаем с этими словами, чтобы не допустить ошибок. *д_бро -Какую букву вставим? (О. Проверочное слово д
о
брый) *мил_сердие, с_стр_дание -Какие буквы вставим? (милосердие пишем О, т.к. она будет соединительной гласной. Сострадание первая буква О, т.к. приставки СА- не бывает. Вторая буква А) -Её можно проверить – стр
а
ждущий. *с_чувствие -Какая буква пропущена? (О, т.к. это приставка) *пом_щь -Вставим букву О, проверочное слово пом
о
щник.
VI. Самостоятельная работа учащихся.
-Ну что ж, теперь можно приступать к работе. Помните, что аргументы должны быть краткими и точными. Желаю вам удачно написать. Если будут вопросы, поднимите руку, я подойду. Учить создавать текст- рассуждение Учить составлять предложения
VII. Проверка работы детьми. Правка текста.
-Давайте проверим, выслушаем ваши сочинения. Кто желает прочитать? (вызываю ученика) -А вы попробуете оценить сочинения по памяткам. Как думаете, зачем нам это? (чтобы остальные потом смогли оценить свое эссе) Кто хочет выступить? (кто-то из учеников читает свое сочинение у доски, затем по памятке дети и сам ученик оценивают) Памятка 1 1. Достаточно ли было доказательств? Насколько они убедительны? 2. Сумел ли автор донести основную мысль? Что он сумел доказать? 3. Сделай вывод: соответствует ли содержание теме? Памятка 2 1. Все ли пункты плана раскрыты? 2.Все ли части идут по порядку? 3. Логично ли выстроено доказательство? - Теперь по данным пунктам проверьте свое сочинение. (дети Познакомить с памяткой оценки сочинения Учить строить высказывание по памятке Учить оценивать своего товарища по определенным критериям
оценивают по этим же памяткам себя) - Кто нашел у себя ошибки? Какую ошибку ты нашёл? - Если вам нужна помощь, поднимите руку. Я подойду.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
-Давайте подведём итог урока. Что мы сегодня писали? (сочинение-рассуждение) -Как мы действовали, чтобы создать текст-рассуждение? (Определили тему и основную мысль текста, вспомнили структуру рассуждения, определили тему и основную мысль текста, составили план, написали сочинение и отредактировали его) -Возникли ли у вас трудности? Какие? -Я очень надеюсь, что вы будете творить только добро для людей. Урок окончен, до свидания! Учить строить связное высказывание о своей работе на уроке. Учить подводить итоги своей деятельности. Я считаю, что доброта – это, как и любовь, основа жизни, без них человеку сложно будет прожить жизнь. Это самое важное качество человека. Добрый человек ведь не только помогает, но и любит, ценит, уважает, дарит тепло и уют. Добрым быть совсем не трудно, а для этого нужно всего лишь помогать людям. Добрые люди, они ценятся в обществе, им легко находить общий язык, их ценят и уважают в коллективе. Из маленьких добрых дел, как из кирпичиков складывается доброта. Добрый человек помогает не только родным и близким, но и незнакомым людям. Если мы отдадим немного денег на благотворительность, переведём пожилого человека или ребенка через дорогу, поделимся едой с бездомным – это будут всё добрые дела. Если человек стремится выполнить любую просьбу, даже не задумываясь о том, чем это может закончиться, то это стремление быть добрым. Мы их делаем бескорыстно, от чистого сердца. Один писатель сказал: "Доброта лучше красоты" и я с ним согласна. Доброта действительно лучше красоты. Ведь каждый из нас красив по-своему. А доброта она одна для всех, она одинакова. Мы не можем оценивать человека по красоте, не зная, что у него в душе, поэтому доброта должна быть всегда выше красоты, она всегда будет для нас чем-то новым, тем, зачем можно идти. Чтобы ответить на вопрос, почему доброта возвращается к человеку, я приведу известную пословицу "Добрый человек в добре живёт век". Есть люди, которые делают добрые дела изо дня в день, это пословица как раз про них. Век здесь подразумевается как жизнь, которую этот человек проживёт. Не все люди, живущие на земле добрые и это очень плохо. Нужно творить добро для себя и других людей и тогда ты почувствуешь себя по-настоящему счастливым! Следовательно, доброта – это солнце, которое согревает самого человека и других людей. Радуйтесь жизни! Радуйтесь жизни, творите добро, дарите свои улыбки и тепло всем, они достойны этого!


В раздел образования