Автор: Лаврентьев Вячеслав Владимирович Должность: учитель физики и обж Учебное заведение: МАОУ СОШ № 145 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Патриотизм: его признаки и содержание Раздел: среднее образование
Специфика и компоненты патриотического воспитания.
Огромные изменения, происшедшие в последние годы, новые проблемы, связанные с
воспитанием
подрастающего
поколения,
обусловили
переосмысление
сущности
патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Являясь одним из
направлений
воспитания,
оно
выступает
неотъемлемой
составной
частью
всей
деятельности
по
подготовке
подрастающего
поколения
к
выполнению
важнейших
социальных
функций
в
различных
сферах
жизни.
В
то
же
время
патриотическое
воспитание
включает
комплекс
мер
духовного,
идеологического,
социально-
политического,
психолого-педагогического,
военно-технического
и
иного
характера,
реализация которых призвана способствовать формированию у молодых людей готовности
к
выполнению
функций
защитника
Отечества,
особенно
в
условиях
воинской
деятельности.
Специфика
задач
патриотического
воспитания
предполагает
существенную
дифференциацию его содержания. Соотношение общего и особенного, специфического,
проявляется в нем в двух основных моментах.
Во-первых, общее в содержании патриотического воспитания является доминирующим
и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина и патриота России с
присущими
ему
ценностями,
взглядами,
ориентациями,
интересами,
установками,
мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более
конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной или
альтернативной службе.
Во-вторых, в современных условиях, когда решается проблема профессионализации
личного
состава
Вооруженных
Сил,
значительно
возрастают
роль
и
значение
специфического компонента содержания патриотического воспитания. Это предполагает
его
более
глубокую
и
последовательную
дифференциация,
более
основательную
и
всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и прежде всего
практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в условиях
воинской деятельности, в процессе прохождения военной службы.
В содержании патриотического воспитания можно выделить такие компоненты, как
культурно-исторический, военно-исторический, духовно-нравственный, идеологический,
правовой, психологический, военно-технический, физический и некоторые др.
Культурно-исторический
компонент
содержания
патриотического
воспитания,
в
частности, включает:
¶ ознакомление с переломными моментами нашей истории, знаменательными событиями,
творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший
самоотверженность, стойкость, героизм, описанные в трудах видных историков – В.
Татищева, М. Карамзина, С. Соловьева, М. Ключевского, Б. Рыбакова и др. (борьба с
монголо-татарским
нашествием,
спасение
России
от
польско-литовской
интервенции,
подвижничество передовых русских людей в период Петровских реформ, патриотизм
русского народа во время наполеоновского нашествия и после него, массовый героизм на
фронте в годы Великой Отечественной войны);
¶ понимание идеи свободы и независимости, единства Руси, величия России, воспитание
чувства любви к ней, гордости за русский народ, его патриотизм, проявлявшийся в годы
суровых
испытаний
(на
основе
летописей,
былин,
сказаний,
произведений
классиков
литературы XVIII-XX вв., мемуаров видных военачальников, произведений живописи,
графики, графики, музыки);
¶ воспитание чувства восхищения, глубокой любви и благодарности к нашим предкам, к
таланту русского народа и его созидательному труду, искусству, являющемуся не только
гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации (памятники архитектуры,
-2-
символизирующие силу и дух народа, его готовность отстоять свободу и независимость
Отечества:
Московский
Кремль,
Кремлевские
сооружения
в
Новгороде,
Смоленске,
Пскове и др.).
Военно-исторический компонент содержания патриотического воспитания включает,
прежде всего, изучение основных этапов защиты Отечества:
Невская битва, Ледовое побоище, героическое сопровождение русского народа
монголо-татарскому игу, имевшие огромное значение для роста национального
самосознания, возвышения идеи патриотизма, развития наиболее характерных
качеств
русских
воинов:
физической
силы,
мужества,
стойкости,
храбрости,
любви
к
свободе,
взаимовыручки;
борьба
России
в
ходе
Ливонских
войн,
раскрывшая
преимущества
национально
однородной
русской
армии
перед
войсками
европейских
стран,
основанными
на
смешанном
принципе
комплектования (многонациональные армии), огромный подъем патриотизма и
самопожертвования
в
борьбе
за
независимость
против
польских
и
шведских
захватчиков в конце XVII века;
развитие и укрепление новых воинских традиций при осуществлении реформ
Петра I;
небывалый
подъем
русского
патриотизма
в
Отечественной
войне
1812
года;
стойкость и сила духа, высокие моральные и психологические качества русских
солдат и офицеров во время Крымской и русско-турецких войн; героизм русских
воинов при обороне Порт-Артура и под Цусимой, а также в ряде сражений в ходе
первой мировой войны (наступление в Восточной Пруссии, Брусиловский прорыв
и др.);
высочайшее мужество, стойкость, сила духа, преодоление тяжелейших питаний,
лишений, массовый героизм воинов, советских людей и их огромное моральное
превосходство над гитлеровскими захватчиками в период Великой отечественной
войны;
развитие боевых и воинских традиций после Великой отечественной войны
(основные изменения в военном деле, в военном строительстве за последние
десятилетия в Вооруженных Силах, являющихся основной цементирующей силой
современного
общества,
главным
источником
патриотизма,
стойкости,
выдержанности,
социальной
зрелости,
высокой
ответственности
за
судьбу
России).
Осуществление
патриотического
воспитания
предполагает
использование
соответствующих средств, способствующих достижению его задач. Система средств
патриотического воспитания включает три основных компонента:
материально-
технический
учебно-
воспитательны
й
организационный
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и
кабинеты
по
начальному
военному
обучению,
музеи,
места
сражений,
памятники,
захоронения,
патриотические
и
военно-патриотические
клубы,
техника,
специальное
оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а
также
соответствующие
средства
массовой
информации,
произведения
литературы
и
искусства.
Учебно-воспитательные средства включают основные теоретические и научно-
практические рекомендации по организации и проведению патриотического воспитания,
по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к
-3-
Родине,
готовности
к
отстаиванию
ее
свободы
и
независимости,
по
выработке
общественного
мнения
о
проблеме
обеспечения
и
укрепления
стабильности
и
безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в
реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и др.
Организационные средства
патриотического
воспитания
–
это
весь
комплекс
мероприятий,
осуществляемых
с
использованием
материально-технических
и
учебно-
воспитательных
средств,
проводимых
в
соответствующих
формах,
максимально
реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности
гражданина и патриота.
Все три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют
друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и
объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Важнейшие признаки реального проявления патриотизма личности
(общности, группы)
1.
Глубокое
осознание
своей
неразрывности
с
Отечеством,
нераздельной
сопричастности с ним, с тем, что составляет его: природой, историей, культурой,
народом, родным языком, территорией, климатом, образом жизни, менталитетом и
т.д. Формирование в себе чувства любви к России как к Родине-матери, которое по
своей силе и возвышенности не уступает чувству любви к родной матери, а при
некоторых исторических обстоятельствах может и превзойти его.
2.
Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе,
изучение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей
литературы, искусства, народных талантов для понимания роли, места и значения
России в мировой цивилизации, формирования ясных представлений об ее истоках,
традициях, достижениях, трудностях и перспективе развития с учетом своеобразия
и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества.
3.
Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и
патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей
и интересов Отечества перед индивидуальными, групповыми, национальными и
т.д. ценностями, интересами, целями, мотивами.
4.
Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества
(социально-ценностное
самоопределение)
в
плане
проявления
активности,
небезразличного,
лично
заинтересованного
отношения
к
своей
Родине,
гражданской и патриотической позиции и личной ответственности за результаты
своей деятельности и поведения, за вклад в дело укрепления и развития общества с
учетом глубокого анализа и понимания всего комплекса, присущих ему проблем,
противоречий
–
социально-экономических,
духовно-нравственных,
правовых
и
других, а также их основных причин.
5.
Уяснение и личная оценка роли и значения высшего руководства страны, органов
государственной власти, правящей элиты на основе результатов и последствий
проводимого
ими
курса,
внутренней
политики
в
важнейших
сферах
жизни
общества, международной деятельности с точки зрения их соответствия истинным
интересам
народа,
государства,
отдельной
личности,
а
также
в
плане
преемственности
исторической
линии
развития,
проводимой
на
протяжении
многих
веков
верховными
правителями,
виднейшими
государственными
и
религиозными деятелями, военачальниками и т.д. во имя спасения, укрепления и
возвеличения Российского государства, обеспечения военно-политического и
-4-
экономического могущества России как великой державы.
6. В зависимости от сферы и содержания своей деятельности, социального статуса и
возможности делать все лично от себя зависящее для сохранения и возрождения
России, ее экономики, культуры, духовности, нравственности, социальной сферы и
т.д., руководствуясь при этом мотивами гражданственности и патриотизма, особенно
при противодействии чуждым интересам большинства людей представителям
государственной власти в лице ее соответствующих ведомственных структур,
чиновников и т.д. Формировать у окружающих (коллег, сослуживцев и т.д.)
последовательную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто
проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеющего за нее.
7. Шире использовать многообразные возможности дл обличения негативных
проявлений внутренней политики, оказывающих негативное влияние на решение
конкретных социальных, экономических, нравственных, демографических и иных
проблем, затрагивающих интересы различных групп людей, с которыми имеется
контакт и взаимопонимание (по месту жительства, по совместной работе, службе, по
сферам общих интересов и увлечений, совместного пользования транспортом,
различными уровнями обслуживания, торговли и т.д.). Раскрывать им истинные
причины создавшегося положения (особенно на макроуровне), показывать реальные
пути выхода из него, демонстрировать при этом активную, гуманистически
патриотическую позицию во имя преодоления у многих из числа окружающих
равнодушия, аполитичности, индивидуализма, маргинальности, ангажирования
воздействием СМИ, органов местного самоуправления и т.д.
8. Всеми своими силами, особенно проявлением своих лучших личностных качеств,
своим жизненным примером способствовать возрождению и развитию истинных
духовно-нравственных ценностей, которые веками составляли глубинную сущность
национального самосознания русского народа, его ментальности, таких, как
трудолюбие, доброта, бескорыстие, милосердие, искренность, душевность,
отзывчивость, взаимопомощь и коллективизм, терпимость, жизнестойкость,
готовность к самопожертвованию, преодоление трудностей и испытаний, особенно
во имя Отечества, Православия, и другие. На этой основе помогать развитию у
наших соотечественников национального самосознания, уважения к историческому
прошлому, личного достоинства, проявления нравственных и гражданских качеств
в интересах других людей, общества в целом.
9. Решительно, жестоко, бескомпромиссно противостоять и противодействовать
русофобии и сионизму, так называемым «западным ценностям» во всех их
проявлениях, и прежде всего в СМИ. Использовать любые возможности (особенно
на уровне руководства, управления, научного, информационного, организационного
обеспечения) для того, чтобы все основные сферы нашей жизни и деятельности –
экономика, политика, наука, культура, экология, безопасность и др. были в
максимальной степени пронизаны патриотизмом и развивались на его основе. В
соответствии с этим любой гражданин России, вне зависимости от его социального
происхождения и положения, национальности, пола, образовательного,
имущественного и иного ценза, должен быть, прежде всего, патриотом, и не только
своего родного края, своего дела, профессии и т.п., но и страны в целом, ее
интересов и дальнейшей судьбы.
10. Особое значение приобретает борьба за подрастающее поколение, за будущее
России. В связи с тем, что значительная часть современной молодежи
маргинализирована и депатриотизирована, первейшим долгом для каждого
гражданина и патриота является оказание всемирной помощи тем немногим
организациям, объединениям, клубам и т.п. патриотической направленности,
-5-
отдельным энтузиастам, которые, несмотря ни на что, продолжают выполнять
благородную миссию по спасению наших детей. Использовать все имеющиеся
возможности для усиления благотворного влияния на молодежь в семье, в школе,
по месту жительства, в процессе взаимодействия с различными группами молодых
людей, с отдельными личностями, особенно в плане нейтрализации и преодоления
оказываемого на них тотального воздействия целого ряда негативных факторов как
как на макро, так и на микроуровне.
Одной из первостепенных и неотложных задач является возрождение патриотизма в
системе образования и воспитания подрастающего поколения. Следует наращивать усилия
для создания качественно новой системы патриотического воспитания молодежи на базе
Государственной
программы.
Целесообразно
разработать
региональные
программы
различного уровня: для республики, области, города и т.д. с учетом местной специфики и
реальных возможностей по развитию патриотизма у разных категорий молодежи, исходя
из ее конкретных особенностей, интересов, запросов и т.п.
11. Принимать активное участие в подготовке и проведении любых крупных акций,
мероприятий, инициируемых различными слоями населения, конструктивной
оппозицией, направленных на решение кардинальных проблем, от которых зависит
возрождение и развитие России, улучшение жизни большинства людей. В первую
очередь речь идет о таких проблемах, как обеспечение территориальной целостности
страны, укрепление обороноспособности и национальной безопасности Российского
государства, улучшение здоровья, медицинского обслуживания народа, повышение
уровня его жизни, оказание необходимой помощи малоимущим и социально
незащищенным слоям населения, создание условий для предоставления каждому
человеку реальной возможности честно трудиться, служить Отечеству, создавать и
преумножать истинные ценности, необходимые для возрождения России,
предотвращения дальнейшей деградации культуры и нравственности в обществе,
борьба с преступностью, особенно с организованной, с коррумпированностью
властных структур и их безразличием к интересам народа, с раздутостью
чиновничье-бюрократического аппарата и его привилегиями, обеспечение равенства
перед законом, особенно в плане ответственности за его нарушение всеми
категориями населения, различными органами и организациями, отдельными
должностными лицами и др.
Можно с уверенностью утверждать, что реальная основа для консолидации
граждан, являющихся истинными патриотами России, безусловно, имеется.
Это, прежде всего необходимость решения насущных проблем, преодоление
многих трудностей, препятствующих развитию России. Достижение этого
не
связано
с
осуществлением
очередной
революции.
Алгоритм
действий
сводится, в самом общем виде, к осмыслению всей сложности проблем, к
активному и совместному поиску выхода из них, определению каждым своего
места и роли в их решении, в реализации своих сил и энергии не только в
личных,
но
и
в
общенациональных,
общезначимых
интересах.
Только
приобщение к большим и важным делам, консолидация здоровых, лучших сил
нашего общества, от которых зависит дальнейшая судьба Отечества, ведет к