Напоминание

"Живу в краю чудесном я – он под названием Югра "


Автор: Даудова Зульфия Мурзаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: п. Перегребное, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра
Наименование материала: Конспект нод по познавательно-речевому развитию в средней группе
Тема: "Живу в краю чудесном я – он под названием Югра "
Раздел: дошкольное образование





Назад





НОД в средней группе по познавательному развитию «Живу в краю чудесном я – он под

названием Югра
»
Цель:
Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.
Задачи:

Образовательные:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю - Юрге, природе родного края, к коренному народу Севера: ханты и манси. Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Приобщение детей к культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям.
Развивающие:
Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине, к малой родине; развивать у детей речевую активность и познавательный интерес; развивать художественное восприятие и воображение детей, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать нравственные чувства, уважение к жизни народов ханты и манси; формировать навыки поведения в природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал:
Карта России, ХМАО, глобус, макет чума, леса, реки, болота, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, предметы декоративно – прикладного искусства ханты: национальный костюм, грамзапись – хантыйские мелодии; ноутбук и телевизор; презентация; кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы Акань.
Ход нод
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки. Подходи ко мне дружок. Становись скорей в кружок. Справа друг и слева друг, Каждый каждому тут друг. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. -Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам взяться за руки и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Художественное слово.
Ребенок рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой растём, И берёзы у дороги, По которым мы идём. Что мы родиной зовём? Солнце в небе голубом И душистый, золотистый Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовём? Край, где мы с тобой живём!

Воспитатель:
Ребята, о чем было стихотворение?
Дети:
О Родине
Воспитатель:
Так что мы родиной зовем?
Дети:
Край, где мы живём! Воспитатель обращает внимание детей на глобус
Воспитатель:
Что это за шар?
Дети:
Глобус.
Воспитатель:
А что такое глобус?
Дети
: Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель:
Скажите, пожалуйста, что означает голубой цвет и почему его так много? А почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети:
Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель:
А какие государства вы можете назвать?
Дети
: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель:
А как же называется наша страна?
Дети:
Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель
: Правильно, ребята. Мы живем в России, в Российской Федерации. Да, Россия - это наша Родина. Она очень большая (показ на карте), могучая и богатая страна. Богата: лесами, полями, много рек и озер, а в них очень много рыбы. Много ископаемых богатств: нефть, газ, уголь. В России живут люди разных национальностей. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети:
Город Москва.
Воспитатель:
Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы. (Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель:
Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:
Родной край
Воспитатель:
Это большая или малая Родина?
Дети:
Это малая Родина.
Воспитатель:
Ребята, как называется наш край, где мы с вами живём? (Ханты-Мансийский автономный округ) Да, ребята, ХМАО является для нас малой Родиной, потому что мы здесь родились и живем.
Воспитатель
: А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра)
Воспитатель:
А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере или на юге России?
Дети:
Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель:
Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети:
Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель:
Как же называется наш поселок? (Подводит к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Дети:
Перегребное.
Сюрпризный момент:
Звучит хантыйская мелодия.
(Слайд)
Стук в дверь, входит воспитатель в хантыйском национальном костюме.
Хантыйка Эннэ
: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла рассказать о земле, о нашем крае, где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете чем богат наш край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства. Наш край богат не только нефтью и газом, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой. В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб. - В красивом поселке вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись. Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Ребята, как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем
Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и рыболовством.
(Слайд)
А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему северному краю. Как же мы попадём туда? (На поезде, самолёте, вертолете, пешком) . - Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь! Звучит фонограмма мелодии народов севера.(
Слайд
музыка)
Энне:
-Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси. Энне подводит детей к жилью народов севера, к чуму.
(Слайд)

Энне:
А вы знаете, что это за сооружение стоит?
Дети:
Чум - это жилище хантов.
Энне
: Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум? Из оленьих шкур. - Чем занимаются народы Севера. (охотой, рыболовством, оленеводством) - На чем передвигаются народы Севера. (на нартах)
(Слайд)

Энне:
- Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
Энне:
Идем дальше. (Создание проблемной ситуации.) (Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы). - Представьте дети, что мы едем по тайге. - А что такое тайга? (Дремучий лес) - А какие деревья растут в тайге? (кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина...) -Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших лесах.
1.
У рыженькой малышки В дупле грибы и шишки.
(Белка)

2.
Шуба серая - для лета. Для зимы – другого цвета.
(Заяц)

3.
Какой зверь опасный Ходит в шубке рыжей, Снег разгребает, Мышек хватает?
(Лиса)

4.
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
(Волк)

5.
Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

6.
На свинью похож он очень, Но в щетине в шерсти точно, Два клыка торчат из пасти, Да к тому же он всеядный!
(Кабан)

7.
Словно царскую корону, Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зеленый. Любит снежную тайгу.
(Олень)

Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями. - Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя. (вспомнить правила) Физкультминутка «У оленя дом большой…»
(Слайд)
Звучит аудиозапись «Пение птиц». - Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы слышим их голоса, они спрятались от нас и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А теперь закройте глаза и послушайте пение птиц. Дети закрытыми глазами слушают пение птиц
.
В это время на экране появляются картинки птиц. - А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы. -А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей). (Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел).
Энне
предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?»
(Слайды)
Увлекательное путешествие продолжается. (
Слайд –
звук шум реки) Дети идут на шум воды и подходят к импровизированной реке.
Энне:
Ребята, мне кажется, мы подошли к реке? Давайте подойдем к ней, хотя она и замерзла. А какая самая главная река нашего края? (Обь). Река Обь не только одна из самых больших рек нашей страны, но и всего мира. В переводе с хантыйского "Обь" означает "бабушка, матушка, белая "снежная". И действительно, много месяцев река находится под белоснежным покрывалом-льдом. Как вы думаете, почему? (Потому что мы живём на Севере) - Ребята, мы уже говорили, что наш северный край богат рыбой. А вы знаете какие рыбы водятся у нас в реке Обь? (ответы детей)
(Слайды )

-
Молодцы, ребята. Идем дальше.
Слайд
(кваканье лягушек)
Энне
с ребятами услышав кваканье лягушек понимают, что загадочная природа нашего края привела их на болото. Но дорога к нему не легка. Проводится игра «Не промочи ноги».
Энне:
Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды). Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.
(Слайды)

Дети: -
Голубика, черника, брусника, клюква, морошка. При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны. (Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края). - Молодцы!
Энне:
Ребята, а вы знаете в старину у детей не было игрушек, как у вас сейчас. И купить их было негде. Не было магазинов. Взрослые сами делали игрушки своим детям. Куклу шили из кусочков ткани. (Показывает образец). В такие самодельные куклы играли дети. Первую куклу девочке делали мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Сейчас я научу вас делать такие же куклы. Так как время у нас ограничено время, у меня имеются заготовки. Сейчас приступаем к работе! Мастерить куклу начинаем с головы. (Показывает) Дети вместе с бабушкой Энне мастерят кукол. После изготовления кукол бабушка Энне прощается с детьми и уходит.
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? Где вы побывали с бабушкой Энне? О чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край? - Что Вам больше всего понравилось во время путешествия? - Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край? Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!


В раздел образования