Автор: Даудова Зульфия Мурзаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ "Аленький цветочек" Населённый пункт: п. Перегребное, Октябрьский район, Тюменская область, ХМАО-Югра Наименование материала: Конспект нод по познавательно-речевому развитию в средней группе Тема: "Живу в краю чудесном я – он под названием Югра " Раздел: дошкольное образование
НОД в средней группе по познавательному развитию «Живу в краю чудесном я – он под
названием Югра »
Цель: Формировать знания о родном крае – ХМАО-Югра, о богатстве родного края.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родному краю - Юрге,
природе родного края, к коренному народу Севера: ханты и манси. Сформировать убеждение о
бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать. Расширить и закрепить
знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Приобщение детей к
культуре народа ханты, его духовным, материальным ценностям.
Развивающие: Развивать у детей чувство любви и патриотизма к своей Родине, к малой родине;
развивать у детей речевую активность и познавательный интерес; развивать художественное
восприятие и воображение детей, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
Воспитательные задачи: воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, любовь и
бережное отношение к природе родного края; воспитывать нравственные чувства, уважение к жизни
народов ханты и манси; формировать навыки поведения в природе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально –
коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материал:
Карта
России,
ХМАО,
глобус,
макет
чума,
леса,
реки,
болота,
иллюстрации
с
изображением животных и растений Севера, предметы декоративно – прикладного искусства ханты:
национальный
костюм,
грамзапись
–
хантыйские
мелодии; ноутбук
и
телевизор;
презентация;
кусочки ткани, тесьма для изготовления куклы Акань.
Ход нод
Воспитатель приглашает детей встать в круг и взяться за руки.
Подходи ко мне дружок.
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
-Ребята, я очень рада, что мы сегодня все вместе и у нас хорошее настроение. Я предлагаю вам
взяться за руки и поприветствовать друг друга. Почувствуйте тепло рук своего друга и улыбнитесь. Я
улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя
свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
Художественное слово.
Ребенок рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
И берёзы у дороги,
По которым мы идём.
Что мы родиной зовём?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовём?
Край, где мы с тобой живём!
Воспитатель: Ребята, о чем было стихотворение?
Дети: О Родине
Воспитатель: Так что мы родиной зовем?
Дети: Край, где мы живём!
Воспитатель обращает внимание детей на глобус
Воспитатель: Что это за шар?
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что такое глобус?
Дети : Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что означает голубой цвет и почему его так много? А почему
суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: А какие государства вы можете назвать?
Дети : Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: А как же называется наша страна?
Дети: Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель : Правильно, ребята. Мы живем в России, в Российской Федерации. Да, Россия - это
наша Родина. Она очень большая (показ на карте), могучая и богатая страна. Богата: лесами, полями,
много рек и озер, а в них очень много рыбы. Много ископаемых богатств: нефть, газ, уголь. В России
живут люди разных национальностей. Это наша большая Родина. А как называется город, главный
город страны, сердце России?
Дети: Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился
человек и живёт?
Дети: Родной край
Воспитатель: Это большая или малая Родина?
Дети: Это малая Родина.
Воспитатель: Ребята, как называется наш край, где мы с вами живём? (Ханты-Мансийский
автономный округ) Да, ребята, ХМАО является для нас малой Родиной, потому что мы здесь
родились и живем.
Воспитатель : А как еще можно назвать наш родной округ? (Югра)
Воспитатель: А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере
или на юге России?
Дети: Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: Как же называется наш поселок?
(Подводит к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Дети: Перегребное.
Сюрпризный момент:
Звучит хантыйская мелодия. (Слайд) Стук в дверь, входит воспитатель в хантыйском национальном
костюме.
Хантыйка Эннэ :
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Энны, я в гости к вам пришла рассказать о земле, о нашем крае,
где мы с вами живем. Это удивительно красивый и богатый край. Ребята, а вы знаете чем богат наш
край? Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и
не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие
государства. Наш край богат не только нефтью и газом, а так же озерами, болотами и лесом - тайгой.
В таёжных лесах обитают дикие животные и лесные птицы; в реках и озёрах плавает много рыб.
- В красивом поселке вы живёте, а вот раньше здесь были болота, был кругом лес, олени паслись.
Мне об этом моя бабушка рассказывала. А потом нефтяники пришли, нефть добывать стали. Ребята,
как называют коренных жителей нашего округа? (ханты и манси.) Люди пока не нашли в нашем
Ханты-Мансийском округе нефть, здесь жили ханты и манси, которые занимались охотой и
рыболовством. (Слайд)
А мой народ – ханты - ушел жить в тайгу. Сегодня я вас хочу пригласить в путешествие по нашему
северному краю.
Как же мы попадём туда?
(На поезде, самолёте, вертолете, пешком) .
- Ребята, пока у нас снег не растаял, мы можем отправиться на лыжах. Давайте мы наденем на ноги
лыжи. Вы готовы? Ну, давайте отправимся в путь!
Звучит фонограмма мелодии народов севера.( Слайд музыка)
Энне:
-Ребята слышите, звучит музыка? Откуда она звучит? Она манит, зовёт нас! Музыку, которую вы
слышите ребята, напоминает мне звучание песен народов ханты и манси.
Энне подводит детей к жилью народов севера, к чуму. (Слайд)
Энне: А вы знаете, что это за сооружение стоит?
Дети: Чум - это жилище хантов.
Энне : Да, основное жилище ханты и манси - это чум. Чумы собираются в стойбищах, в тайге. А
почему они живут в чумах? Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова
поставить. Так как коренные жители пасут оленей, когда корм заканчивается, стадо перегоняют на
другое место, а для этого и чум перевозят на новое место. А из чего сделан чум? Из оленьих шкур.
- Чем занимаются народы Севера. (охотой, рыболовством, оленеводством)
- На чем передвигаются народы Севера. (на нартах) (Слайд)
Энне: - Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
Энне: Идем дальше. (Создание проблемной ситуации.)
(Стимулирует, подталкивает детей к поиску решений возникшей проблемы).
- Представьте дети, что мы едем по тайге.
- А что такое тайга? (Дремучий лес)
- А какие деревья растут в тайге? (кедр, сосна, ель, пихта, береза, осина...)
-Мы с вами в лесу. Но лес, кажется, каким- то грустным, не видно ни одного животного. Куда все
спрятались? Я предлагаю вам отгадать загадки. Они подскажут нам, какие животные живут в наших
лесах.
1. У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(Белка)
2. Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
3. Какой зверь опасный
Ходит в шубке рыжей,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
5. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)
6. На свинью похож он очень,
Но в щетине в шерсти точно,
Два клыка торчат из пасти,
Да к тому же он всеядный!
(Кабан)
7. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу.
(Олень)
Дети отгадывают загадки, и лес наполняется лесными жителями.
- Ребята, лес – родной дом для диких животных, деревьям, растениям, насекомым. А мы – гости в
лесу. Его надо беречь! И должны правильно вести себя. (вспомнить правила)
Физкультминутка «У оленя дом большой…»
(Слайд) Звучит аудиозапись «Пение птиц». - Ребята, слышите, как красиво поют птицы! Мы
слышим их голоса, они спрятались от нас и радуются наступлению весны. Тихо, не пугайте их! А
теперь закройте глаза и послушайте пение птиц.
Дети закрытыми глазами слушают пение птиц . В это время на экране появляются картинки птиц.
- А теперь откройте глаза. К нам прилетели птицы.
-А вы знаете, какие птицы обитают в наших лесах? (ответы детей).
(Сорока, ворона, воробей, сова, снегирь, синица, глухарь, дятел).
Энне предлагает дидактическую игру, «Какая птица лишняя и почему?» (Слайды)
Увлекательное путешествие продолжается. ( Слайд – звук шум реки) Дети идут на шум воды и
подходят к импровизированной реке.
Энне: Ребята, мне кажется, мы подошли к реке? Давайте подойдем к ней, хотя она и замерзла. А
какая самая главная река нашего края? (Обь). Река Обь не только одна из самых больших рек нашей
страны, но и всего мира. В переводе с хантыйского "Обь" означает "бабушка, матушка, белая
"снежная". И действительно, много месяцев река находится под белоснежным покрывалом-льдом.
Как вы думаете, почему?
(Потому что мы живём на Севере)
- Ребята, мы уже говорили, что наш северный край богат рыбой. А вы знаете какие рыбы водятся у
нас в реке Обь? (ответы детей) (Слайды )
- Молодцы, ребята. Идем дальше.
Слайд (кваканье лягушек)
Энне с ребятами услышав кваканье лягушек понимают, что загадочная природа нашего края привела
их на болото. Но дорога к нему не легка. Проводится игра «Не промочи ноги».
Энне: Вот мы и пришли. А вы знаете, что растёт на болоте? (ягоды).
Давайте вспомним, какими ягодами богат наш край. А поможет нам в этом чудо экран с картинками.
(Слайды)
Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.
При просмотре презентации дети вспоминают названия ягод и то, чем они полезны.
(Педагог делает вывод, что северная ягода настоящее богатство нашего края).
- Молодцы!
Энне: Ребята, а вы знаете в старину у детей не было игрушек, как у вас сейчас. И купить их было
негде. Не было магазинов. Взрослые сами делали игрушки своим детям. Куклу шили из кусочков
ткани. (Показывает образец). В такие самодельные куклы играли дети. Первую куклу девочке делали
мама или бабушка, иногда старшая сестра. Подрастая, девочка шила их сама. Сейчас я научу вас
делать такие же куклы.
Так как время у нас ограничено время, у меня имеются заготовки.
Сейчас приступаем к работе! Мастерить куклу начинаем с головы. (Показывает)
Дети вместе с бабушкой Энне мастерят кукол.
После изготовления кукол бабушка Энне прощается с детьми и уходит.
Воспитатель:
- Ребята, понравилось вам путешествовать по родному краю? Где вы побывали с бабушкой Энне? О
чём рассказывала хантыйская бабушка Энне? Какие богатства хранит наш край?
- Что Вам больше всего понравилось во время путешествия?
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!