Напоминание

"РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"


Автор: Четырева Елена Васильевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МКОУ"Мирненская сош"
Населённый пункт: п.Мирный
Наименование материала: мини-проект урока
Тема: "РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





МИНИ – ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
Автор: Четырёва Елена Васильевна МКОУ «Мирненская сош» Октябрьский район Республика Калмыкия

МИНИ – ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ АКТУАЛЬНОСТЬ Современный ФГОС ООО предъявляет новые требования к структуре и содержанию урока, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель испытывает определенные затруднения при подготовке к уроку, т.к. нет готовых методических материалов, недостаток объемных контрольных работ, либо методические материалы не подходят к данному УМК. Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования требуют от учителя разработки авторского проекта на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений об окружающем мире на основе физических законов. Изучение уроков физики в школе – это получение начальных базовых знаний о проявлении различных природных явлений и возможности использования их в реальной жизни человека. Знакомство с физикой, как наукой, начинается в школе, однако не заканчивается на этом. Физика сопровождает нас в течение всей жизни. Только зная этот предмет, можно создавать современную технику, строить здания, пользоваться возможностями электричества и так далее. Понимание таких физических явлений как сила тяжести, сила трения, различные состояния вещества, оптика, механика стало жизненно необходимым. Школьный курс физики считается базовым. Урок по теме «Сила трения» (7 класс, тема «Взаимодействие тел», запланирован на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся, с использованием поисково – исследовательского подхода, метода научного исследования. Урок решает ряд задач по социализации школьников, так как предполагает формирование системы знаний и умений, развитие общеучебных умений и навыков, применяется групповая форма работы, учащиеся учатся планировать собственную поисковую исследовательскую деятельность, выдвигать гипотезу и проверять ее различными путями, добывать информацию из различных источников, перерабатывать её. Эта форма работы способствует развитию коммуникативных качеств личности. Тема урока благоприятна для формирования экономических, экологических представлений, представлений об окружающем мире.
Работа по реализации познавательных задач урока способствует развитию умений учащихся планировать результат, проводить эксперимент, интерпретировать полученные знания, делать выводы по результатам исследовательской работы. Организованная на уроке проблемно- поисковая деятельность учащихся имеет ряд преимуществ по сравнению с другими: 1) усиливает познавательный интерес учащихся, 2) способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, 3) развивает умение творчески мыслить, 4) позволяет максимально направить учащихся на овладение мыслительными приемами. В воспитательном аспекте большую роль играет развитие интереса к природе, природным и техническим явлениям, воспитание любознательности, толерантности, развитие способности к общению. Основная часть. Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку физики в 7 классе на тему: «Сила трения», в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Задачи проекта: Изучить требования ФГОС ООО и современные методические рекомендации к организации урока; Разработать дидактический материал для проведения урока. Место и роль темы в курсе. На изучение физики отводится 68 часов в год. (34 учебные недели). Данной теме -3 часа, осуществляется связь с предшествующим материалом «Сила»» и последующим материалом «Трение покоя». Уровень изучения и усвоения материала – изучение нового материала. Класс: 7
Тема урока
: Сила трения.
Базовый учебник
: Перышкин А.В «Физика 7». Москва, «Дрофа», 2013 г.
Цели урока
: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Задачи:
Образовательные: изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки; Развивающие: развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов). Воспитательные: создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Тип урока
: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:
1.словесный, наглядно-демонстрационный, практический (по источникам знаний); 2. обобщающий (по принципу расчленения и соединения знаний); 3. творческий (по характеру познавательной деятельности учащихся и участию учителя в учебном процессе); 4. контроль – самоконтроль; 5. частично - поисковый 6. объяснительно-иллюстративный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные умения: 1. Сформировать представления о силе трения; 2. Изучить причины и виды трения; 3. Выявить природу силы трения; 4. Экспериментально установить, от чего зависит сила трения. Метапредметные: научить структурировать учебный материал, выделять главное и второстепенное; УУД: Личностные: 1. Принятие социальной роли обучающегося. 2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 3. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Регулятивные: 1. Фиксировать результаты наблюдения и делать выводы. 2. Умение планировать и регулировать свою деятельность. 3. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 4. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами. 5. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: 1. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы. Коммуникативные:
1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. 2.Продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы при взаимообучении.
Основные понятия
Сила, сила трения, причина трения, виды трения, зависимость силы трения от веса, состояния и площади поверхности,
Оборудование:
лабораторное оборудование на каждый стол: динамометр, брусок деревянный, набор грузов с двумя крючками, лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаши круглые), диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки физики Кирилла и Мефодия. 7 класс», учебник, рабочая тетрадь, мяч, конверты с карточками (приложение № 1), карточки для рефлексии (приложение № 2), компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видео для физкультминутки Циклограмма 1. Организационный момент 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3. Актуализация знаний 4. Первичное усвоение новых знаний 5. Первичная проверка понимания. 6. Физкультминутка 7. Первичное закрепление Самостоятельная работа с проверкой по эталону и самооцениванием. Экспресс-диагностика 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9. Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление отметок. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № Этап Содержание урока Формируемые УУД формы организа ции учебной деятельн ости Деятельность учителя Деятельность учеников 1 Организацио нный этап Приветствие учащихся. Сегодня мы проведем необычный урок - урок открыти. Девизом нашего урока я Приветствие учителя, настрой на работу. беседа
взяла слова И.Гете «Природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей» и в конце урока вы сможете дать ответ, почему эти строки соответствуют нашей совместной работе. Запишите число в тетрадях Надеюсь, что наш урок пройдет так же энергично и с таким же хорошим настроением. 2 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельност и учащихся. Средневековая легенда о строительстве собора рассказывает, что у людей, подвозивших тяжелые камни, как-то спросили, чем они заняты. Один недовольно бросил: «Не видите, таскаю камни». Другой пояснил: «Я зарабатываю на пропитание семьи». А третий с гордостью ответил: «Я возвожу собор Парижской богоматери». Что каждый из вас будет делать на уроке, зависит от вас Нашу землю нередко сравнивают с космическим кораблем, а людей с пассажирами этого корабля. В известной нам части Вселенной только одна Земля - голубая и зеленая планета жизни. Только здесь на этой планете, могут жить люди, животные, растения - ее пассажиры. И все компоненты – тела взаимодействуют между собой, подчинены общим закономерностям. Ребята, посмотрите на эти предметы Учащиеся выдвигают свои предположения. Подходят к тому, что общим может быть трение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: построение высказываний в соответствии с коммуникативным и задачами. Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Умение слушать в соответствии с диалог, выдвиже ние гипотез дифферен цированн ое- группова я
(наждачная бумага, коньки, коробок спичек, ластик, мячик, вьющийся цветок). Как вы думаете, что общего c точки зрения физики может быть между этими предметами? Совершенно верно, трение. И соответственно, тема нашего урока «Сила трения. Трение в природе и технике». Тогда согласно теме, какие цели мы будем преследовать в ходе урока? Помогает учащимся сформулировать тему урока и цель. Учащиеся предлагают ответы и совместно формулируем цели урока. Узнать, что такое трение, сила трения и ее применение. целевой установкой. Личностные: самоопределение, принятие и сохранение учебной цели и задачи 3 Актуализаци я знаний. Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним некоторые термины из прошлых параграфов. Воспользуемся одним из наших предметов – мячом.
Игра «Передай другому»
- Вопросы: 1. Какую величину называют силой? 2. Что такое взаимодействие тел? 3. Как обозначается сила? 4. Единица измерения силы? 5. Какая сила приложена к телу и направлена к Земле? 6. Как вычислить силу тяжести, действующую на тело любой массы? 7. Что называют весом тела? 8. Как вычислить вес тела? Учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, отвечая на вопросы по данной теме. Если ученик не знает ответа, то он просто передает мяч следующему ученику. 1.Физическая величина, показывающая меру взаимодействия тел. 2. Взаимное действие двух тел друг на друга 3. F 4. 1 Ньютон 5. Сила тяжести 6. 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела 7. Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует
9. Чему равен вес петуха массой 3 кг? 10. Главное отличие силы тяжести от веса тела? ( 11. Какой прибор предназначен для измерения силы? 12. Что нужно сделать, чтобы определить цену деления шкалы прибора? 13. Определите цену деления динамометра на вашей парте. 14. Определите вес бруска. на опору или подвес( 8. 9,8 Н/кг умножить на массу этого тела 9. 29,4 Н 10. Сила тяжести приложена к телу со стороны Земли, а вес тела приложен к опоре или подвесу со стороны тела, т.е. точкой приложения 11. Динамометр 12. Нужно, найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины, вычесть из большего значения меньшее значение и полученное число разделить на число делений между ними 13. 0,1 Н 14. 0,8 Н 4 Первичное усвоение новых знаний Я предлагаю вам обратиться к материалу, который лежит у вас на парте. Возьмите наждачную бумагу и проведите одной по поверхности другой. Что вы наблюдали? Теперь возьмите бумагу обратной стороной и повторите действия. Что вы наблюдали теперь? Теперь возьмите стекло и проведите по поверхности другого стекла. Что вы наблюдали теперь? Скажите, какой процесс с точки зрения 1. Бумаги трутся друг о друга, но очень плохо. Трутся легче Трутся очень плохо Познавательные: развитие способностей к догадке, наблюдение, поиск нужной информации в учебнике, сравнение. Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, парная, дифферен цированн о- группова я, индивиду ально- группова я
физики вы наблюдали? Дайте, пожалуйста, определение, что такое трение. Давайте запишем в тетрадях, что называют трением. Хорошо. А что вы назовете силой трения? Запишем в тетрадь. А как вы думаете, куда направлена сила трения? Следует сказать, что сила трения обозначается также буквой F с индексом: F тр . Единица измерения Ньютон. Как вы думаете, каковы причины возникновения силы трения? Запишите в тетрадь. Давайте ещё поэкспериментируем. Возьмите свои ручки, положите их вдоль парты и слегка толкните. Ручка … скользит… по парте. Теперь положите её поперек парты и также слегка толкните. Ручка… катится …по парте. А если её совсем не трогать, то она лежит в покое. Во всех трех случаях между ручкой и партой возникает сила трения. Сила трения скольжения качения покоя Великий Аристотель говорил: «Сначала нужно собирать факты, и только после Трение Трение – взаимодействие при соприкосновении одного тела с другим, которое препятствует их относительному движению Сила, характеризующая взаимодействие соприкасающихся тел, называется силой трения. В сторону, противоположную движению тела относительно другого Шероховатость поверхностей взаимодействующих тел и взаимное притяжение молекул 3. Читают текст и отвечают на вопрос в группе. оформлять свои мысли в устной речи, читать вслух и про себя текст из учебника, понимать прочитанное, сотрудничать в поиске информации. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. Слайды
этого связывать их мыслью». Давайте прислушаемся к его совету. У вас на партах есть маршрутные листы, в которых указан ход ваших действий. В результате выполнения указаний в листе вы должны сформулировать вывод согласно заданию. На работу отводится 5-7 минут. Группы определяют зависимость силы трения от веса, от площади движущейся поверхности, от вида поверхности, сравнивают силу трения и силу качения. (См.приложения) Итак, эксперименты проведены. Выводы сформулированы, давайте проверим результаты. ??? Зависит ли сила трения от веса тела? (
Да, зависит, чем больше вес, тем

больше возникающая сила трения
) ??? Зависит ли сила трения от площади поверхности? (
Нет, не зависит
) ??? Зависит ли сила трения от вида поверхности? (
Да, чем больше шероховатость, тем

больше сила трения
) ??? При сравнении силы трения скольжения и силы трения качения, какие получены выводы? (
Сила трения качения меньше силы

трения скольжения
) 5 Первичная Работа по готовым рисункам и схемам 1. Отвечают на вопросы Коммуникативные: Слайд
проверка понимания. Давайте обратимся к литературе, истории и изобразительному искусству. 1. Картина «Зимние забавы» В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой, Полная счастья, с горы ледяной. (Н.А.Некрасов) Какая сила присутствует? 2. Вдоль опушки Вова едет На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье. 3. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут… Почему не могут? 2.Объясните смысл пословицы с точки зрения физики: Баба с возу, кобыле легче. 3.Не подмажешь, не поедешь. 18 августа 1851 года император Николай 1 совершил первую поездку из Петербурга в Москву по новой железной дороге. Начальник строительства генерал Клейнмихель, чтобы подчеркнуть особенную торжественность события, первую версту (1,0668 км) железнодорожного полотна велел (сила трения скольжения) (сила трения качения) (сила трения покоя между репкой и почвой очень большая) (сила трения с уменьшением веса тела уменьшается, следовательно, меньше противодействует движению телеги) (для уменьшения трения применяют смазки) высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи, сотрудничать в поиске информации. Личностные: доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности. Познавательные: составляют предложения, развивают способности к догадке.
покрасить белой масляной краской. Это красиво и подчеркивало то обстоятельство, что императорский поезд первым пройдет по нетронутой белизне уходящих вдаль рельсов. Однако Клейнмихель не учел одного обстоятельства… Он забыл о смазочном действии масляной краски, уменьшающей трение,- паровоз буксовал. А что было дальше? Жандармы, подобрав полы шинелей, бежали эту версту перед поездом и посыпали песком покрашенные рельсы. Зачем? 6 Физкультми нутка Устали? Давайте отдохнем. Проводит физкультминутку Выполняют упражнения в разминке Личностные: ценностное отношение к своему здоровью. Смена вида деятельности для снятия напряжения. Видеозар ядка 7 Первичное закрепление Самостоятел ьная работа с проверкой по эталону и самооценива нием. Экспресс- диагностика Какая сила не позволяет сдвинуть с места тяжелый шкаф? А) сила трения скольжения, Б) сила трения покоя, В) сила трения качения. На неподвижный ящик начинает действовать сила в 40 Н. При этом ящик остается на месте. Какая сила при этом возникает? А) 0 Н Б) 10 Н В) 40 Н г) 100 Н Как направлена сила трения, когда брусок Выполняют задания, проводят самооценку Познавательные - построение логической цепи рассуждений, доказательств, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. Самостоя тельная работа
движется по столу вправо? А) вправо, Б) влево, В) вертикально вниз. В каком случае возникает сила трения скольжения? А) 1, Б) 2, В) 3. Куда направлена сила трения покоя при ходьбе человека? А) вниз, Б) в сторону, противоположную движению, В) по ходу движения. В гололёд тротуары посыпают песком. При этом трение подошв о лёд … А) не изменяется, Б) уменьшается, В) увеличивается. При смазке трущихся поверхностей сила трения А) не изменяется, Б) уменьшается, В) увеличивается. Проверка по эталону и самооценивание: 1 2 3 4 5 6 7 Б В Б А В В Б 4-5 правильных ответов – оценка 3, Коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске информации Регулятивные – планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция.
6 правильных ответов – оценка 4, 7 правильных ответов – оценка 5. 8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Задание на дом: – § 30 – творческое задание (по выбору): Сочинение на тему : «Если бы не было силы трения…» Записывают домашнее задание в дневник. Слайд 9 Рефлексия (подведение итогов урока). Выставление отметок Мы с вами прошли трудный путь от предположения о существовании трения до выяснения зависимости силы трения от разных факторов. Цели нашего исследования достигнуты. В ходе нашего исследования вы показали себя хорошими наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование. И последнее, чем вы занимались на уроке с точки зрения средневековой легенды. Наш урок подошёл к концу. Ответьте на вопрос: «Что вы узнали нового, что понравилось на уроке? Может быть, не понравилось». 1. It is… (Сегодня…) 2. Выбирают и показывают смайлики, соответствующие их настроению. Регулятивные: рефлексия. Оценка своей работы, определение материала для повторения дома. Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Слайд

Самоанализ урока.
Класс – 7. Предмет - физика. Учитель: Четырева Елена Васильевна МКОУ «Мирненская СОШ» Тема урока: Сила трения УМК: А.В.Перышкин Физика 7 класс. Москва, «Дрофа», 2013 г. Тип урока – урок открытия нового знания. Цели и задачи урока. Цели и задачи сформированы четко, в соответствии с требованиями ФГОС. Отражают формирование универсальных учебных действий. На протяжении урока прослеживалась реализация поставленных целей и достижение планируемых результатов. Обучающиеся формируют цель и задачи урока самостоятельно. Цель урока личностно значима для обучающихся и носит социально-направленный характер. Организация урока. Этапы урока выделены в соответствии типу, имеют логические переходы, которые осуществляются с помощью проблемных вопросов, заданий. Все этапы выдержаны во времени. Имеют по окончании их проведения определенный результат. Осуществлялась смена видов деятельности, заданий разной сложности и трудности, типов заданий для снижения утомляемости обучающихся и активации их знаний. Учитель свободно владеет ИКТ-технологиями. Мотивация была на высоком уровне. Обучающиеся сами имели возможность внести в план урока изменения. Обучающимся была предоставлена возможность развивать навыки самоконтроля и самоанализа. Предусмотрено использование обучающимися опорных схем, алгоритмов: перед обучающимися были наглядно представлены новые термины. Такая форма работы позволила наглядно помочь детям в изучении нового материала. Соответствие требованиям ФГОС. Урок был ориентирован на новые образовательные результаты. Деятельность учителя и обучающихся направлена на формирование универсальных учебных действий. На уроке использовались элементы разнообразных образовательных технологий: проблемное обучение, дифференцированное обучение, активное обучение, игровое обучение, информационные технологии Содержание урока. Содержание урока соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, задачам, имеет научную основу, соответствует программе, возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям обучающихся. На
уроке просматривается связь теории с практикой, использование жизненного опыта обучающихся с целью развития у них самостоятельной познавательной активности. Присутствовала интеграция учебного материала (межпредметная и внутрипредметная). На уроке использовались разные наглядные материалы, учитывающие специфику восприятия детей среднего школьного возраста. Информационно-коммуникационные средства были использованы в течение всего урока. Помимо учебников и тетрадей обучающиеся пользовались различными видами источников информации. Методика проведения урока. Учителем ставились проблемные вопросы, создавались проблемные ситуации для активизации обучающихся на уроке. Используемые методы адекватны задачам, их сочетание оптимально стимулирует самостоятельную познавательную активность обучающихся, т.к. были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей. Наряду с репродуктивными методами обоснованно были использованы продуктивные методы. Учитель творчески использовал разнообразные формы учебной деятельности (индивидуальная, групповая). Самостоятельность обучающихся в выборе форм представления. На уроке проявлялась деловая и творческая активность обучающихся. Объем продуктивной деятельности на уроке был выше репродуктивной. Основной вид деятельности – самостоятельная деятельность детей. Учитель на уроке использовал методы познания (наблюдение, сравнение, поиск информации), тем самым создавая условия развития познавательных УУД. Разнообразные средства, методы, формы, приемы обучения были использованы целесообразно в соответствии с темой и направлены на развитие УУД, познавательной самостоятельной активности. На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: физкультминутка под музыку, исполнение разных видов деятельности, позволившие детям сменить вид деятельности, для снижения утомляемости и активизации знаний. Психологические основы урока. Учитель учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. На уроке происходило чередование материала разной степени трудности и сложности, смена видов деятельности. Между учителем и обучающимися было тесное сотрудничество и партнерство. Расположение мебели в классе способствовало качеству групповой работе обучающихся. Результаты урока. Поставленные цели и планируемые результаты были достигнуты. Наблюдалось продвижение обучающихся в формировании универсальных учебных действий и знаний по предмету. Вывод по уроку. Урок соответствует современным требованиям ФГОС, насыщен разнообразными формами и методами работы, способствующими развитию личностных, предметным, метапредметных универсальных учебных действий и достижения планируемых результатов.


В раздел образования