Напоминание

"Хранительница народной памяти"


Автор: Искакова Гульнара Зейнелькеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Мыскаменская школа-интернат"
Населённый пункт: село Мыс Каменный Ямальский район Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Хранительница народной памяти"
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
1

«Мыскаменская школа-интернат»
2

Внеклассное мероприятие

Устный журнал
с. Мыс Каменный 2015 г Цель мероприятия: воспитание положительных нравственных качеств. Задачи: Познакомить (или расширить знания) о выдающемся деятеле Ямала Е.Г. Сусой. 3
Формировать стремление изучать история своего края, знать имена людей, прославивших родную землю, изучать их жизнь как пример для нового поколения. Расширять кругозор, развивать речь. Способствовать саморазвитию учащихся, заинтересовать темой. Пропагандировать этнокалендарь. Воспитывать патриотизм, любовь к малой родине. Воспитывать толерантность, уважение к народам, проживающим на Ямале, уважение к культуре, ценностям. Воспитывать на примере жизни Е.Г. Сусой трудолюбия, доброты, любви к родине, к своему народу. Классы, в которых проведено мероприятие: 8а, 8б, 9в. Оборудование:  книжная выставка,  фотогалерея,  компьютер, проектор,  диски с записями песен. Литература, источники:  Журнал «Ямальский меридиан», статья в рубрике «Гордость ямальской земли» «Хранительница народной памяти». Автор  Этнокалендарь на 2013год,  Е.Г.Сусой. «Из глубины веков»,  МР3- диск. Песни в исполнении Е. Лаптандер.
Вступительное слово:
Здравствуйте. Мы предлагаем вам сегодня полистать страницы нашего устного журнала и познакомиться со статьёй «Хранительница народной памяти». Она посвящается Елене Григорьевне Сусой. «Надежда Ямала, Мать Ямала», - так называют её в народе. И она по праву заслужила такие имена. Прочной невидимой нитью связаны душа Елены Григорьевны и Северная земля. Огромная любовь к родной земле и к ненецкому народу родилась вместе с ней и живёт в сердце до сих пор.
Звучит мелодия.
Страница 1 «В КРАЮ РОДНОМ, ГДЕ ОТЧИЙ ДОМ»
Ведущий 1:
4
В памяти каждого человека, в тайниках его души живет самое дорогое и сокровенное — Родина. Маленькая или большая, она, подобно огню, обогревает его, не дает черстветь сердцу. Когда оказываешься в своем отчем доме, в первые минуты не веришь, что ты ступил на священную землю: мешают нахлынувшие чувства и те, порой неузнаваемые, изменения, которые произошли за твое долгое отсутствие. Невольно ищешь глазами не- смываемые годами приметы, знакомые и полюбившиеся с детства... Каждый раз выходя из самолета в аэропорту Мыс Каменный, сразу же свой взор я обращаю к трем сопкам на высоком берегу озера Юндо — давнего кормильца моих дедов и всей семьи. Едва заметные, они живо напоминают мне слышанную в детстве легенду о начале моего рода — рода Сусой.
Ведущий 2:
Елена Григорьевна Сусой родилась в тундре полуострова Ямал, недалеко от Мыса Каменного. Её предки когда-то жили на Гыданском полуострове. Об этом свидетельствует древняя легенда о смелом юноше, перебравшемся по талым водам Обской губы. Дошёл он до берега, оглянулся назад — хотел поклониться той земле, которую оставил, но не увидел её за водами Обской губы. Тогда он посмотрел в сторону тундры и увидел высокую гору. «Мне надо добраться до этой горы» - сказал он. Когда он стал подниматься на гору, то силы стали оставлять его. Поставил он первую лыжу, и она превратилась в сопку, дальше перешагнул по склону и оставил вторую лыжу — она тоже превратилась в сопку. Перед собой он видел только высокий холм — берег мечты и надежды, торжественно возвышающийся над озером Юндо. Наконец он на желанной земле! На склоне высокого холма — берега озера юноша остановился, измерил глазом пройденный путь, увидел едва заметную изогнутую полоску песчаного мыса, разделяющего бухту от Саля яв — реки Обь, и назвал его Пай Саля — Кривой мыс. Позже потомки дали ему имя Пэ Саля — Каменный мыс, гак как там встречалось много маленьких и больших камней на песке. Когда он достиг вершины, возвышавшейся над озером Юндо, то успел только громко произнести: «На этой земле будет жить род людей, могущих идти по жизни смело и настойчиво, как я». Его последний крик разнёсся по всей окрестной тундре, а сам он превратился в сопку. И стало это место священным для рода Сусой. Каждый раз, когда Елена Григорьевна возвращается в родные места, то первое, что она ищет глазами, сойдя с 5
трапа самолёта, это три сопочки на склоне горы. Увидит, что они не разрушены, как и прежде стоят на своём месте, и успокаивается, — живо их родовое место, а значит, жив род Сусой.
Ведущий 1:
Неизвестен автор легенды, как неизвестны составители многих народных песен. Но ясно одно, что подобные сказания могли создавать люди, которые чтут своих предков и любят свои вольные просторы. Отчий край... Как неузнаваемо изменяется лик этой земли! При виде всего нового, глядя на "преображенную" тундру, мысленно повторяешь слова из стихотворения ненецкого поэта Ивана Юганпелика: Тундра, тундра, край родной, Эта песня о тебе, О большой твоей судьбе. Эта песня — наша дума. На том месте, где в моем детстве стояли наши чумы и сушились невода, расположился большой поселок Мыс Каменный с благоустроенными домами, почтой, амбулаторией, аэродромом. Только неукротимые обские волны шумят и поют, как и много лет назад. Более тридцати лет назад на месте поселка стояли два развалившихся, заброшенных, убогих строения — рыбацкое жилье. В те годы мы приходили сюда собирать плавную щепу на топливо. Тогда мы и думать не могли, что на этом месте когда-нибудь выстроят школу, которая будет одной из лучших в Ямальском районе.
Ведущий 2:
Ненецкое имя Елены Григорьевны — Еля, что означает в переводе на русский язык - Надежда. Она была средней в их многочисленной семье. Как и всех детей, в тундре её с малых лет привлекали к труду. Совсем маленькая Еля с большим удовольствием собирала ягель для прирученных оленят, сухие ветки и мох для дымокура, вдевала нитки-жилы вушко иголок уже плохо видящих бабушек, стремилась во всём им помогать. И сама потихоньку многому училась у них Вечером, собравшись в чуме, детвора любила слушать сказки, легенды, разгадывать загадки. Это были своеобразные уроки этики, нравственности. Да и сами ребятишки любили пересказывать истории, услышанные в других стойбищах. Эпизоды многих народных произведений до сих пор сохранились в памяти у Е.Г Сусой. 6

Звучит мелодия:

Из произведений Е. Сусой: сказка «Весенние радости» Исп. учащиеся
Страница 2 «ДОРОГА К ЗНАНИЯМ»
Ведущий 3:
Вот крайняя полянка, дорогая сердцу: может быть, именно она услышала мой первый крик? Позже здесь стоял наш ветхий чумик, в котором мать и отец из восьми своих детей меня первой собирали в неизвестную для них и для меня новую жизнь, в новый мир — школу. Помню, мама чинила мои ягушку — паны, кисы и изредка ругала отца: "Зачем записал свою среднюю дочь в школу на собрании колхозников "Едэй ил" — "Новая жизнь"? Ведь есть в тундре люди, которые щадят своих детей и не посылают их в неизвестные дали!" Теперь я часто думаю, что были напрасными ее упреки отцу, он смотрел далеко вперед. Ведь кто-то из нашей семьи и рода должен был дальше нести ношу судьбы — су силами двух культур — ненецкого и русского народов. Я не жалею об этом — благодарна отцу за все!
Ведущий 4:
Дарья Алексеевна Ковалёва, воспитательница новопортовского интерната, приехала забирать детей в школу. Она угостила всех жителей стойбища бутербродами из чёрного хлеба, намазанного вареньем из морошки. «И нам стало понятно, — говорит Елена Григорьевна, — что русские люди тоже ценят дары нашей тундры, как и мы ценим дар русской земли — хлеб. Обычно те сухарики, которыми мы запасались в Новом Порту, к осени уже заканчивались. Жили мы одной рыбой, которую ловили на реке Ю-яха, так что хлеб для нас был лакомством». В школе встретили ребят очень приветливо. Елена Григорьевна с теплотой вспоминает всех, кто учил их, кто ухаживал за ними в те далёкие годы. А когда в 1943 году погиб на фронте директор школы Георгий Яковлевич Вертячих, известие об этом так ранило детскую душу, что «как будто кругом стала пустота». В эти дни приехала из тундры старшая сестра Сэрне. «Я не буду больше учиться, домой поеду», — заявила Еля. «Не учись», - легко согласилась Сэрне. Развязала уздечку, привязанную к нарте, повела упряжку. «Садись на нарту», - пригласила сестрёнку старшая сестра, а сама схитрила. Вроде бы дала возможность дать оленям разбег, а в это время легонечко локотком правой руки столкнула малышку с нарты. Заплакала Еля от обиды, да 7
делать нечего, пришлось вернуться в интернат за парту второклассника. Сейчас Елена Гри- горьевна с улыбкой вспоминает этот эпизод. Вообще, она очень благодарна старшей сестре, потому что та помогла ей стать грамотным человеком.
Из произведений Е.Сусой: песни.

Звучит песня на ненецком языке.

Учащиеся читают тексты песен на фоне мелодии
Страница 3: «НЕУТОМИМЫЙ ТРУЖЕНИК»
Ведущий 5:
После шестого класса Еля поехала в Салехард. Тогда при педучилище было подготовительное отделение. После окончания училища поступила в Ленинградский педагогический институт имени А.С. Герцена. Тут она познакомилась с учёными- североведами. Они не только преподавали у студентов, но и использовали их в качестве консультантов. Всё это — и прекрасные педагоги, и сам красавец-город на Неве, и посещение театров, музеев, великолепных пригородов позволяло больше узнать о культуре русского народа, проникнуться другой цивилизацией. Естественно, Елена Григорьевна никогда не забывала о традициях, обычаях, культуре своего народа, она впитала в себя две культуры, и это очень обогатило её духовный мир.
Ведущий 6:
После окончания института она вернулась в Салехард, преподавала в педучилище, «Замечательным явлением в жизни нашего училища, - вспоминает Елена Григорьевна, - было создание ансамбля «Юность Ямала». Хореографическую группу возглавлял талан- тливый педагог Виктор Павлович Ипатов, а фольклорной группой руководила я». Затем работа старшим научным сотрудником научной лаборатории Московского НИИ национальных школ МП РСФСР. Елена Григорьевна принимала участие в научно- практических конференциях по культуре и языку малочисленных и урало-язычных народов в Финляндии, Венгрии, Эстонии, Грозном, Ужгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Сыктывкаре, Тюмени. В мае 1982 года защитила кандидатскую диссертацию по теме «Методика обучения чтению на ненецком языке в начальных классах». Елена Григорьевна успевала во всём: занималась научной работой, проводила Лапцуевские чтения, подготавливала к изданию книги, как методического, так и 8
художественного плана, читала лекции, выступала с докладами на различных конференциях, вела общественную работу. А в качестве солистки ансамбля «Сёётей Ямал» — «Певучий Ямал» объехала половину Европы, не говоря уже о различных городах и весях округа.
Песня Е.Сусой «Сихиртя но ня». Запись. Исп. Е. Лаптандер
Страница 4: «ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАРОДНОЙ ПАМЯТИ»
Ведущий 7:
Хотя Е.Г. Сусой уже давно на пенсии, но продолжает активную трудовую деятельность. В 1994 году она сумела добиться открытия музея-квартиры Л.В. Лапцуя, ямальского поэта, своего супруга, и теперь является его заведующим. В 1995 году у Елены Григорьевны вышла книга «Леонид Лапцуй и страницы жизни творчества». Совместно с Н.И. Ного был подготовлен 1-й том избранных произведений Л.В. Лапцуя «Песнь моя — моей земле» (2000 г.) и хрестоматия для национальной школы по его творчеству «Песни мои — детям» (2001 г.). Благодаря содействию департамента по печати ЯНАО, по ходатайству музея- квартиры была издана книга «Совесть», переводчицы произведений Л.В. Лапцуя — Н.Н. Грудининой (1999 г.) В начале 1960-х гг. в Тюмени на ненецком. языке вышли «Ненецкие сказки и загадки». В сборнике «Сияние Севера» (1978) опубликован рассказ Елены Григорьевны «Когда луна сменяет солнце». Печаталась во многих альманахах. В 1994 в Тюмени издан сборник Сусой «Из глубины веков». Елена Григорьевна - автор многих школьных учебников на ненецком языке.  Сусой Е.Г. Чтение. Учебник на ненецком языке. 3 кл. [Просвещение СПб]  Сусой Е.Г. Ненецкий язык. 4 кл. [Просвещение СПб]  Терещенко Н.М., Сусой Е.Г. Чтение. 4 кл. [Просвещение СПб]  Сусой Е.Г. Ненецкая литература. 6 кл. [Просвещение СПб]  Сусой Е.Г. Ненецкая литература. 7 кл. [Просвещение СПб]
Ведущий 8:
«До сих пор в мыскаменской тундре звучат песни наших древних предков, — рассказывает Елена Григорьевна, — воспевающие родную землю, древние дороги и продолжателей рода Сусоев. С малолетства помню песню сестры отца — Игарка хада: Мы три Сусоя -я и два моих брата – 9
Дети Нану Тадё. Живём мы вольно На своей родной, прекрасной земле, Именуемой Каменным Мысом над Обью. Песни родной земли живут в сердце Елены Григорьевны. В них она видит судьбу своего народа, своего рода, свою. Кроме того, что собирает фольклор, она ещё и сама сочиняет песни. «Когда мой муж узнал, что народные и авторские песни, исполняемые мною на досуге, годны для концертных программ, он был очень доволен, - вспоминает Елена Григорьевна. - Однажды Леонид обратился ко мне с неожиданной просьбой — сочинить для него индивидуальную песню по образцу народных традиционных. Это меня очень удивило, но не составило большого труда, так как мне хорошо знакома методика создания индивидуальных песен. Обычно в тундре принято в любых ситуациях воспевать друзей, надёжность своего чума в любое время года. Поэтому я пошла по этому пути. Когда я закончила песню, он был поражён — получилось именно то, что он хотел услышать...» Чтец: Мой дом с четырьмя прочными углами Стоит на высоком берегу реки Аар яха -Поляпты, реки древнего рода Ларов. С ним спорят ветры и вьюги Ямала – Не сбить его с места, потому что Его построили мои верные русские друзья. Мой дом родной будет вечно стоять, как чум, Что держится на четырёх стержневых шестах.
Ведущий 9:
Е.Г. Сусой является Почётным гражданином ЯНАО, заслуженным учителем РФ, автором учебников ненецкой литературы для начальных и старших классов национальных школ Ямальского Севера, программ и методических пособий, организатором Лапцуевских чтений. Она награждена знаком «Отличник народного просвещения, Орденом Дружбы, медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Имеет серебряную медаль участника фольклорного фестиваля в Москве (1982 г.), является дипломантом XII 10
всемирного фестиваля молодёжи студентов в Москве (1985 г.). Пропагандирует мудрую народную педагогику ненцев. Её рассказы объединены в книгу «Из глубины веков». Елена Григорьевна по-прежнему небезразлична к нуждам и заботам своего народа. А люди не перестают удивляться, сколько жизненной энергии и оптимизма в этой хрупкой женщине! В народе за ней прочно закрепилось звание “мать Ямала”. Она - истинная ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАРОДНОЙ ПАМЯТИ РЕФЛЕКСИЯ: - Ребята, мы пролистали страницы нашего устного журнала, посвящённого неутомимой труженице Ямала, хранительнице народной памяти. Думаю никого не оставила равнодушной эта история. Выразите свои впечатления, продолжив строки:
- Сегодня я узнал (а) о том, что…

- Таких людей нужно знать, потому что …

- Этот классный час мне запомнится, так как…



ПРИЛОЖЕНИЕ
11
Сказка Е.Г. Сусой
Весенние радости
Морозная, суровая Зима думала, что она самая сильная, непобедимая, и хотела заморо- зить всех на земле. Хвастливая и высокомерная, она властвовала и торжествовала, пока однажды не встретилась с героем, который оказался сильнее ее. Это было Солнышко. Его теплые лучи растопили снега и льды. Все живое, что пряталось от стужи и холода, вышло погреться. — Вар-варр-р-р, варё — проталины появились! — ликовала Ворона. Проворный пушистый Снегирь на проталине оленьего пастбища изливал свою радость: — Чив-чив-чив! Наконец-то я дожил до Весны! Удобный пляж устроил себе Заяц на склоне бугорка у кустарника — ерникового леса тун- дры. Подставляет он свои бока лучам Солнца, но не забывает, что надо ухо востро держать — поочередно прислушивается к тому, что происходит на Небе и Земле. Заяц знает, что Весна с ее таинственными звуками и шорохами полна неожиданностей, которых надо остерегаться. Сколько радости доставляет Весна детям! Они сочиняют, прислушиваясь к голосам Весны, рассказы, стихи, загадки, рисуют красочные картины, в которых каждая деталь расцветает яркими красками. Дети, занятые делом, радостным для души, весело напевают: Прощай, морозная Зима! Ты видишь Солнце Весны? Оно с улыбкой смотрит На всех вокруг. Весенний Ветер поет Задушевные песни для всех. Песню Ветра подхватили Весенние ручейки... Нам весело и радостно, Песни счастья мы поем.
Песни женщины
Меня мысли радуют, что родилась я женщиной: — Кто бы смог делать то, что мне под силу? Кто бы сидел за шитьем, в споре рук создавая Тепло для жизни и людей? 12
А наш чум, с прочными шестами, Где горит родовой огонь детей, Пусть в веках поставлен не мною. Но сегодня он не стал бы таким теплым и уютным, Если б не было меня!
Песня мастерицы
Как возьмусь я за дело своими не очень быстрыми руками. Звук скребка моего по мездре оленьей шкуры летней Будет слышаться дыханием оленя в упряжке, А мною скроенная вещь по следам острого скребка И сшитая мною одежда будут удобны, нарядны и свободны. Каждая кайма и складка будут к месту, украшая стан любого, Кто носит одежду разной окраски и качества меха. Мой муж и дети — четверо наших Махако-Вано Рядом с другими, быть может, красивее их, Стройные станом, смотреться будут не хуже: От их румяного лица, розовых щек На капюшоне, обрамленном песцовым хвостом, Белый снег отливает розовым светом зари.
Песня женщины об оленях
Мне отроду не дано носить одежду с капюшоном, Но сто оленей хозяев моего огня — десяти Яднэ, Каждое утро дня, в любое время года взглядом я мерю. Прирученные олени, как дружные дети матери одной, С радостным хорканьем мчатся ко мне. Нежась, ласкаясь, Каждый с мордочки снимает снег иль льдинки о плечи мои. 13
14


В раздел образования