Напоминание

"Нет ничего краше, чем Родина наша"(патриотическое воспитание: опыт работы сельской школы)


Автор: Вострикова Любовь Юрьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ ООШ д.Зуи
Населённый пункт: д.Зуи
Наименование материала: статья с презентацией
Тема: "Нет ничего краше, чем Родина наша"(патриотическое воспитание: опыт работы сельской школы)
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Автор - учитель технологии Вострикова Любовь Юрьевна
«Нет ничего краше, чем Родина наша»

Патриотическое воспитание: опыт работы сельской школы.
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма». Н.Г.Чернышевский Добрый день, уважаемые коллеги. В своем выступлении хочу представить систему патриотического воспитания учащихся в нашей школе - сельская школа деревни Зуи. Российская земля - край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями истории. С чего начинается патриотическое воспитание? Станет ли патриотизм личностно значимым качеством для наших детей? Или они будут цинично улыбаться, произнося такие понятия, как Отчизна, гражданин, чувство долга? Давайте на минуточку задумаемся, какой станет наша жизнь, если из русского языка, из нашего сознания исчезнут эти понятия, дорогие сердцу подавляющего большинства? Кто-то, возможно, скажет: «Ну и что?» А кто-то глубоко задумается. Что ж, раздумья о Родине — самые важные минуты в становлении гражданина, в поиске своего места в жизни. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе стало воспитание патриотизма. Это, на наш взгляд, основа социально-гражданского, духовного развития личности. О многостороннем формирующем влиянии патриотизма говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский. Он считал, что патриотизм — не только важная задача воспитания, но и могучее педагогическое средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». 1
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Автор - учитель технологии Вострикова Любовь Юрьевна П е д а го г и ч е с к и й ко л л е к т и в ш ко л ы сч и т а е т, ч т о воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школы по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Спектр мероприятий в нашей школе по патриотическому воспитанию достаточно широк. Планируя работу по данному направлению, мы учитываем все возможности социума школы и педагогического коллектива. Ежегодно в школе дважды организуются Декады спорта – в осенний и весенний периоды, в рамках которых проходят соревнования среди учащихся по легкой атлетике, традицией стало проведение соревнований по троеборью среди старшеклассников, ступенчатые соревнования по стрельбе среди учащихся - м л а д ш и е к л а с с ы соревнуются в дарсте, старшие – в стрельбе из пневматической винтовки и пистолета. Последние два года интерес к этим соревнования проявился и у педагогов. Нас немного, но наши ребята являются участниками многих спортивных мероприятий муниципального уровня, где показывают неплохие результаты, обязательным стало уже участие в легкоатлетических забегах в рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне. В течение 6 лет организована работа спортивной секции для учащихся школы и сельской молодежи. А после ремонта спортивного зала – функционирует спортивный к л уб «Олимпиец». О д н и м и з массовых спортивных мероприятий, гд е заняты и педагоги и ученики, является военно-спортивный праздник в Д е н ь защиты детей. 2
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Автор - учитель технологии Вострикова Любовь Юрьевна С сентября по май каждого учебного года планируются разнообразные общешкольные мероприятия патриотической направленности. Традиционными стали школьные конкурсы чтецов произведений о героях, патриотизме, о любви к Родине. В прошедшем учебном году в конкурсе принимали участие и ученики начальных классов. В рамках недели языкознания и литературы проходит знакомство с писателями и поэтами Малой Родины – Зуевского района. Особое место в данном направлении воспитательной работы отводится мероприятиям, посвященным празднованию Дня Победы. В школе уже сложилась традиция проведения подобных мероприятий, но с каждым годом добавляются новые яркие и значимые для учеников мероприятия. Весь коллектив школы принимает участие в организации и проведении митинга к Дню Победы, старшеклассники показывают строевую подготовку, исполняют песни военных лет. С 2015 года учащиеся 9 класса стоят в почетном карауле у памятника погибшим в годы войны жителям деревни – такой чести удостаиваются уч а щие с я , отличившиеся в учебе, спорте, творческих делах. К такому событию в своей жизни ученики готовятся с трепетом и гордостью. В этом же году ученики школы совместно с ветеранами приняли участие в закладке Сада Победы на школьной территории. В рамках проведения мероприятий празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне учащимися 9 класса был реализован проект «Дорогами победы», где были освещены исторически яркие моменты в ходе военных лет. Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе «Мои исследования» и стал победителем в номинации «Лучший практико-ориентированный проект». В августе 2015 года работа учащихся и педагога получила Диплом 1 степени в Общероссийском конкурсе «Педагог и творчество». А сколько классных часов организовано и проведено кл. руководителями из цикла «Россия – Родина моя», где школьники знакомятся с историей России, ее городов, великими историческими событиями в судьбе нашей Родины! В 2016 году в рамках Марафона Добрых дел и в честь празднования 80-летия Кировской области в школе запущен социально- 3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Автор - учитель технологии Вострикова Любовь Юрьевна педагогический проект «Знакомая и незнакомая Вятка»- участие в нем принимают и младшие и старшие классы. На страницах данного проекта каждый класс совместно с классными руководителями собирают материал о самых древних исторически значимых городах Вятской земли, оформляют фотовыставку и проводят стендовые классные часы. Вот и мои 2-й и 4-й классы провели такую работу – подготовили стендовый классный час по истории города Кирова. Сколько всегда бывает положительных эмоций, когда учащиеся принимают активное участие в школьных конкурсах рисунков « Моя малая Родина», «Война глазами детей», «Мир без войны», фотоконкурсах «Мой брат в армии служил». В школьной библиотеке к Дню героя, к Дню Защитника Отечества и Дню Победы ежегодно организуем выставки книг, посвящённых за- щитникам Отечества, ярким событиям в истории Великой отечественной войны. Всё дальше и дальше от нас события той самой жестокой в истории человечества битвы. От нынешних школьников войну отделяет более трёх поколений наших соотечественников. Но события Великой Отечественной так драматичны и трагичны, а значение Победы столь велико, что ещё долго поколения наших детей и внуков будут постигать вехи великой Победы и разумом, и сердцем... Эмоциональное отношение учащихся к школьным патриотическим мероприятиям — важный критерий качества воспитательной работы. О ч е н ь в а ж н о , п р о в од я р а б о т у п о патриотическому воспитанию, учитывать, что в наши дни нельзя ребятам ничего навязывать, это может вызвать у них протест, отчуждение, нужно стараться делать это исподволь, заинтересовывая школьников возможностью проявить свои таланты и способности. Именно так и была построена работа по реализации долгосрочного (вот уже 7 лет) социального проекта «Цвети, красивая школа». Проект реализуется всем коллективом- и учащимися, и педагогами и сотрудниками. А результаты не заставили себя ждать! В рамках данного проекта силами учителей и учащихся полностью изменен облик пришкольной территории, разбиты новые цветники и ежегодно радуют всех своим обилием цветов, преобразована спортивная площадка, силами учащихся и педагога физической культуры построена игровая площадка с верандой для дошкольников, по идее одного из выпускников создан мини-пруд у центрального входа. Своими руками учащиеся под руководством педагогов ежегодно обновляют благоустройство территории. Работаем по принципу – «Сделал у себя- помоги другим» и ежегодно участвуем в акции «От красивой школы к красивой деревне» - очищаем улицы деревни от мусора, благоустраиваем территорию у Памятника односельчанам и Аллею памяти. 4
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа д.Зуи Зуевского района Кировской области» Автор - учитель технологии Вострикова Любовь Юрьевна О наличии чувства определённых качеств человеческой личности надо судить не по ярким выступлениям и рассказам о том, что и как надо делать, а по тем делам и поступкам, порой очень незаметным и совсем не героическим, на первый взгляд, и делать не ради каких-то наград и почестей, а просто потому, что так подсказывает сердце, и человек не может вести себя по-другому. Патриотизм — это интегративное качество, включающее трудолюбие, стремление сделать что-то полезное для своей страны, ответственность за свои дела и по ступки, а главное — за качество сделанного тобой. Мы не злоупотребляем этим понятием, чтобы не обветшало оно, не превратилось в пустословие. Но, думаю, что вы согласитесь со мной: дух патриотизма живёт в нашей маленькой, но такой большой по делам школе. И прежде всего — в делах наших детей, в позиции учителей, убеждённых в том, что такое воспитание нужно вести с первых же лет пребывания ребёнка в школе. Сегодня современному обществу, как ни когда, нужны патриоты — интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные на самопожертвование во имя спасения жизни своих сограждан. 5


В раздел образования