"Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Автор: Чеботкова Марина Леонидовна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Родничок" Населённый пункт: Пермский край г. Кудымкар Наименование материала: статья Тема: "Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Чеботкова
Марина
Леонидовна
,
музыкальный
руководитель
МДОБУ
комбинированного
вида
«
Детский
сад
№19 «
Родничок
»
г
.
Кудымкар
Организация
развивающей
образовательной
среды
по
музыкальному
воспитанию
с
детьми
дошкольного
возраста
в
условиях
реализации
ФГОС
«
Музыку
называют
зеркалом
души
человеческой
»,
«
эмоциональным
познанием
»
Б
.
М
.
Теплов
Сегодня
в
обществе
идет
становление
новой
системы
российского
дошкольного
образования
,
несмотря
на
то
,
что
оно
,
несомненно
,
является
одним
из
лучших
в
мире
.
В
связи
с
введением
новых
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
к
дошкольному
образованию
актуальным
стало
переосмысление
педагогами
содержания
и
форм
работы
с
детьми
.
Замечательный
педагог
-
дошкольник
,
Т
.
С
.
Комарова
говорит
: «C
детьми
нужно
постоянно
заниматься
,
продвигать
их
,
вести
к
развитию
,
потому
что
само
по
себе
ничего
не
бывает
»
так
как
,
дошкольный
возраст
многими
психологами
характеризуется
как
несущий
в
себе
большие
нереализованные
возможности
в
познании
окружающего
мира
.
Раскрыть
их
нам
поможет
интегрированная
образовательная
деятельность
,
предложенная
Федеральными
государственными
образовательными
стандартами
–
образовательные
области
:
1.
Социально
-
коммуникативное
развитие
2.
Познавательное
развитие
3.
Речевое
развитие
4.
Художественно
-
эстетическое
развитие
5.
Физическое
развитие
Интеграция
имеет
большое
значение
для
повышения
эффективности
воспитания
и
образования
детей
на
всех
уровнях
обучения
от
раннего
возраста
,
до
выпуска
детей
в
школу
.
Следовательно
,
дети
учатся
свободно
общаться
и
высказывать
свои
мысли
,
что
является
неотъемлемой
частью
работы
с
детьми
–
дошкольниками
.
Строя
образовательный
процесс
по
принципу
интеграции
образовательных
областей
я
решаю
такие
задачи
как
:
Формирование
у
детей
более
глубоких
,
разносторонних
знаний
;
целостное
представление
о
мире
.
Мир
,
окружающий
детей
,
познается
ими
в
своем
многообразии
и
единстве
;
Интеграция
способствует
формированию
обобщенных
представлений
,
знаний
и
умений
,
повышает
эффективность
воспитания
и
развития
детей
,
побуждает
их
к
активному
познанию
окружающей
действительности
,
осмыслению
и
нахождению
причинно
-
следственных
связей
,
развитию
логики
,
мышления
,
коммуникативных
способностей
;
Интеграция
в
воспитательно
-
образовательном
процессе
также
способствует
объединению
педагогического
коллектива
на
основе
обсуждения
возможностей
интеграции
в
развитии
детей
.
Интересная
,
творческая
работа
дает
возможность
для
самореализации
,
самовыражения
,
творчества
педагога
,
раскрытия
его
способностей
.
Содержание
художественно
-
эстетического
воспитания
дошкольника
является
приобщением
его
к
разным
видам
музыкальной
деятельности
,
формированию
внимания
и
интереса
к
музыке
.
Музыка
для
ребенка
является
-
способом
самовыражения
,
способом
познания
и
понимания
окружающего
мира
,
универсальным
способом
жизни
деятельности
.
Сущностью
интегрированного
подхода
к
НОД
является
соединение
знаний
из
разных
областей
,
которые
дополняют
друг
друга
при
этом
на
занятии
педагог
имеет
возможность
решать
несколько
задач
из
различных
областей
программы
,
максимально
используя
интегративные
связи
музыки
,
живописи
,
художественной
литературы
,
физической
культуры
,
коммуникативных
качеств
для
всестороннего
развития
ребенка
.
Так
, «
Правильное
организованное
обучение
«
ведет
»
за
собой
развитие
»
Л
.
С
.
Выгодский
.
А
так
как
- «
Музыка
–
модель
человеческих
эмоций
.
Благодаря
уникальным
возможностям
музыки
,
она
способствует
развитию
не
только
эмоциональной
,
но
и
познавательной
,
и
нравственной
сфер
и
,
что
особенно
важно
,
формируют
творческую
личность
»
-
писал
Б
.
Танеев
,
поэтому
образовательная
область
«
Музыка
»
позволяет
:
-
ребенку
:
осуществлять
эмоционально
-
чувственное
познание
мира
,
реализовать
первые
опыты
взаимодействия
с
музыкой
,
обогащать
индивидуальный
культурный
опыт
.
Налаживать
социальные
контакты
и
коммуникации
,
практиковаться
в
способах
самовыражения
,
опытах
творчества
;
-
взрослому
(
педагогу
,
родителю
) :
эффективно
развивать
эмоционально
-
чувственную
сферу
ребенка
,
приобщать
его
к
культуре
и
музыкальному
искусству
,
развивать
детское
творчество
,
насыщать
среду
пребывания
ребенка
в
ДОУ
музыкой
,
используя
ее
психофизиологические
эффекты
.
Свою
работу
я
строю
на
основе
образовательной
программы
музыкального
воспитания
и
обучения
детей
дошкольного
возраста
«
Ладушки
»
И
.
Каплуновой
,
И
.
Новоскольцевой
Санкт
-
Петербург
.
Строится
программа
на
принципах
внимания
к
потребностям
детей
,
создания
атмосферы
доверия
и
партнерства
,
взаимосвязь
эстетического
(
музыкального
)
и
интеллектуального
развития
ребенка
,
т
.
е
.
взаимопроникновение
(
интеграция
)
музыки
с
другими
образовательными
областями
обучения
.
Формируя
у
детей
эстетическую
восприимчивость
к
произведениям
искусства
,
воспитывая
художественный
вкус
,
сознательное
отношение
,
как
к
отечественному
,
так
и
к
мировому
музыкальному
наследию
,
приобщая
к
русскому
народному
фольклору
,
в
тесной
взаимосвязи
с
воспитателями
,
через
тематические
недели
,
я
опираюсь
на
программу
«
Музыкальные
шедевры
»
О
.
П
.
Радыновой
,
на
авторскую
программу
по
ритмике
«
Ритмическая
мозайка
»
А
.
Бурениной
,
«
Танцевальная
ритмика
»
Суворовой
,
использую
элементы
региональной
программы
«
Отчий
дом
»
Т
.
Е
.
Тотьмяминой
,
М
.
Е
.
Галкиной
.
Таким
образом
,
я
постоянно
пополняю
предметно
-
пространственную
среду
.
В соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое
планирование,
что
позволило
организовать
работу
при
тесном
взаимодействии с
воспитателями.
Выбор
темы
определяет
и
подбор
к
ней
образовательных
областей
,
которые
всесторонне
раскроют
ребенку
ее
содержание
.
Это
такие
темы
как
: «
Неделя
безопасности
»,
«
Неделя
осени
», «
Неделя
профессий
», «
Неделя
животных
»
и
другие
.
Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились
своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих
впечатлений
благотворно
отразилось
при
ознакомлении
с
классическими
произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с
шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых
соответствовало солнечному летнему настроению.
Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали
струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе,
так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и
светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие
сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке,
в
живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос
зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность,
проявилась особая выразительность в поэтическом чтении.
Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как
мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай», в
проведении которых принимали участие воспитатели совместно с родителями,
показал, что интеграция - это не просто межпредметные
связи, где один из
предметов выступает ведущим, а содержание других привлекается с целью
улучшить его усвоение.
Цель интеграции шире и глубже: она способствует
разностороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с позиций разных
видов
искусства,
с
помощью
средств
выразительности
каждого
вида,
что
обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций.
Так же работа
с детьми подготовительной группы над темой «Осень!». И
вновь от наблюдения
осеннего пурпурного
убранства красочных рябин,
нежной прозрачности золотого одеяния берёзок, прощального буйства красок
осенних
цветов
на
клумбах,
на
территории
детского
сада,
переходим
к
знакомству
с
классическими
шедеврами
признанных
поэтов,
художников
и
композиторов.
Накопленные
впечатления
дети
переносят
в
практическую
деятельность
(изобразительную,
музыкальную,
литературно-театральную),
итоговых мероприятия – развлечение «Осенние деньки», конкурс рисунков
детей совместно с родителями «Осенние фантазии».
А в процессе НОД, дети используют разноцветные листья в танце с
листочками,
при
распевании
изображают
голосом
настроение
листьев
( цветовая гамма),
при восприятии музыки дети рассматривают различные
репродукции картин, к которым прилагается художественное слово ( загадки,
стихи), в развитии ритмического слуха используются разные по размеру
листья, капельки, тучки, лужи—для прохлопывания,
пропевания, игре на
музыкальных инструментах заданного ритмического рисунка. Так же большую
роль играет оформление музыкального зала, центральной стены ( листья, клин
улетающих журавлей и т. п.)
Например
,
тема
«
Нежности
».
Единой
организационной
формой
данной
темы
был
-
тематический
утренник
,
праздник
посвященный
к
8
марта
.
В
течение
тематической
недели
(2-3)
дети
с
удовольствием
слушают
произведения
о
маме
(
В
.
Осеевой
,
Ю
.
Яковлева
,
Е
.
Благининой
и
др
),
рассматривают
картины
знаменитых
художников
(
например
,
А
.
Шилова
«
Портрет
матери
»),
иллюстрации
,
фотографии
,
дети
сами
рисуют
портреты
своих
мам
,
организована
выставка
портретов
«
Мамы
всякие
важны
»,
составляют
микро
рассказы
о
профессиях
мам
,
мастерят
подарки
для
мамы
и
бабушки
–
аппликационную
открытку
,
слушают
музыкальные
произведения
,
посвященные
мамам
(
например
,
красивое
муз
/
произведение
Ф
.
Шуберта
«Ave Maria»),
дети
организуют
совместно
со
взрослыми
концерт
для
мам
.
Так
же
организованы
интересные
,
творческие
встречи
с
мамами
,
бабушками
,
которые
рассказали
о
своей
профессии
,
поделились
с
детьми
секретами
о
том
,
как
они
готовят
любимое
лакомство
для
сына
или
дочки
.
В
такие
дни
дети
не
только
погружаются
в
атмосферу
совместной
коллективной
работы
,
подготовки
к
празднику
,
но
и
учатся
ценить
и
уважать
своих
родных
и
близких
.
Здесь
налицо
духовно
-
нравственное
воспитание
,
также
решаются
задачи
социально
-
личностного
,
художественно
-
творческого
,
познавательно
-
речевого
развития
,
и
формируется
у
детей
такие
качества
,
как
активность
,
любознательность
,
эмоциональная
отзывчивость
,
креативность
.
Во
время
проведения
«
Недели
сказки
»,
ставится
цель
:
формирования
у
детей
интереса
и
потребности
в
чтении
(
восприятии
)
книг
,
не
только
в
детском
саду
,
но
и
дома
.
Посредством
художественной
литературы
мы
развиваем
морально
-
нравственные
качества
,
первичные
ценностные
представления
.
Дети
знакомятся
с
профессиями
связанные
с
театром
,
оформляют
альбомы
.
С
родителями
готовят
костюмы
.
На
НОД
слушают
музыкальные
произведения
«
Щелкунчик
»
Чайковского
,
«
В
пещере
горного
короля
»
Грига
.
В
музыкально
-
ритмических
движениях
изображают
различных
сказочных
персонажей
,
разучиваем
песни
( «
Гномики
»)
При
постановке
спектакля
-
развиваем
сценические
данные
,
результатом
,
которых
является
показ
спектакля
.
А
такие
образовательные
области
,
как
музыка
,
здоровье
и
физическая
культура
всегда
были
тесно
связаны
друг
с
другом
.
Утренняя
гимнастика
под
музыку
,
где
включены
основные
виды
ходьбы
с
перестроениями
,
танцевально
-
плясовые
движения
(
поскок
,
галоп
,
перетопы
с
поворотом
туловища
,
«
присядка
»
и
т
.
д
.
Проведение
подвижных
игр
под
музыку
позволяют
решать
одни
и
те
же
задачи
,
важные
как
для
музыкального
воспитания
,
так
и
для
физической
культуры
–
это
сохранения
здоровья
и
развитие
физических
качеств
для
осуществления
музыкально
-
ритмической
деятельности
,
укрепление
мышц
тела
,
развитие
гибкости
пластических
движений
,
умение
держать
осанку
,
конечно
же
,
формирование
ощущения
метрической
пульсации
музыки
,
умение
слышать
её
окончание
,
различать
музыкальную
форму
построения
,
средства
изобразительности
,
характер
.
Педагог
по
физической
культуре
вносит
в
занятие
для
закрепления
того
или
иного
танцевального
движения
,
перестроения
,
которое
необходимо
для
выполнения
музыкального
упражнения
.
Так
же
физминутки
,
пальчиковые
игры
,
массажи
,
артикуляционная
гимнастика
.
Рассмотренные
связи
между
музыкой
и
другими
образовательными
областями
позволяют
создавать
интегрированные
циклы
–
совместную
творческую
деятельность
,
составные
элементы
которой
взаимодополняют
и
обогащают
друг
друга
,
усиливают
познавательный
эффект
.
Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика
педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации
системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание
учебно-воспитательного
процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут
наши
дети,
что
они
унесут
из
детства.
Пусть
это
будет
богатство
души,
полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись,
поэзия и танец сплелись в единое целое.
Литература
:
1.
Воробьева
Д
.
И
. «
Гармония
развития
:
Интегрированная
программа
интеллектуального
,
художественного
и
творческого
развития
личности
дошкольника
»
СПб
: «
Детства
-
Пресс
» 2010
г
2.
Боровик
Т
. «
Звуки
,
ритмы
и
слова
»
Минск
2008
г
3.
Буренина
А
И
«
Музыкальная
палитра
» №2, №4 – 2014
г
4.
Степанова
А
В
«
Инновационно
-
педагогическая
деятельность
в
современном
Дошкольном
образовательном
учреждении
» 2014
год