Напоминание

"Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"


Автор: Чеботкова Марина Леонидовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №19 "Родничок"
Населённый пункт: Пермский край г. Кудымкар
Наименование материала: статья
Тема: "Организация развивающей образовательной среды по музыкальному воспитанию с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Чеботкова Марина Леонидовна , музыкальный руководитель МДОБУ комбинированного вида « Детский сад №19 « Родничок » г . Кудымкар

Организация

развивающей

образовательной

среды

по

музыкальному

воспитанию

с

детьми

дошкольного

возраста



в

условиях

реализации

ФГОС
« Музыку называют зеркалом души человеческой », « эмоциональным познанием » Б . М . Теплов

Сегодня в обществе идет становление новой системы российского дошкольного образования , несмотря на то , что оно , несомненно , является одним из лучших в мире . В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов к дошкольному образованию актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми . Замечательный педагог - дошкольник , Т . С . Комарова говорит : «C детьми нужно постоянно заниматься , продвигать их , вести к развитию , потому что само по себе ничего не бывает » так как , дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира . Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность , предложенная Федеральными государственными образовательными стандартами – образовательные области : 1. Социально - коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно - эстетическое развитие 5. Физическое развитие Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста , до выпуска детей в школу . Следовательно , дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли , что является неотъемлемой частью работы с детьми – дошкольниками . Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей я решаю такие задачи как :
 Формирование у детей более глубоких , разносторонних знаний ; целостное представление о мире . Мир , окружающий детей , познается ими в своем многообразии и единстве ;  Интеграция способствует формированию обобщенных представлений , знаний и умений , повышает эффективность воспитания и развития детей , побуждает их к активному познанию окружающей действительности , осмыслению и нахождению причинно - следственных связей , развитию логики , мышления , коммуникативных способностей ;  Интеграция в воспитательно - образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей . Интересная , творческая работа дает возможность для самореализации , самовыражения , творчества педагога , раскрытия его способностей . Содержание художественно - эстетического воспитания дошкольника является приобщением его к разным видам музыкальной деятельности , формированию внимания и интереса к музыке . Музыка для ребенка является - способом самовыражения , способом познания и понимания окружающего мира , универсальным способом жизни деятельности . Сущностью интегрированного подхода к НОД является соединение знаний из разных областей , которые дополняют друг друга при этом на занятии педагог имеет возможность решать несколько задач из различных областей программы , максимально используя интегративные связи музыки , живописи , художественной литературы , физической культуры , коммуникативных качеств для всестороннего развития ребенка . Так , « Правильное организованное обучение « ведет » за собой развитие » Л . С . Выгодский . А так как - « Музыка – модель человеческих эмоций . Благодаря уникальным возможностям музыки , она способствует развитию не только эмоциональной , но и познавательной , и нравственной сфер и , что особенно важно , формируют творческую личность » - писал Б . Танеев , поэтому образовательная область « Музыка » позволяет : - ребенку : осуществлять эмоционально - чувственное познание мира , реализовать первые опыты взаимодействия с музыкой , обогащать индивидуальный культурный опыт . Налаживать социальные контакты и коммуникации , практиковаться в способах самовыражения , опытах творчества ;
- взрослому ( педагогу , родителю ) : эффективно развивать эмоционально - чувственную сферу ребенка , приобщать его к культуре и музыкальному искусству , развивать детское творчество , насыщать среду пребывания ребенка в ДОУ музыкой , используя ее психофизиологические эффекты . Свою работу я строю на основе образовательной программы музыкального воспитания и обучения детей дошкольного возраста « Ладушки » И . Каплуновой , И . Новоскольцевой Санкт - Петербург . Строится программа на принципах внимания к потребностям детей , создания атмосферы доверия и партнерства , взаимосвязь эстетического ( музыкального ) и интеллектуального развития ребенка , т . е . взаимопроникновение ( интеграция ) музыки с другими образовательными областями обучения . Формируя у детей эстетическую восприимчивость к произведениям искусства , воспитывая художественный вкус , сознательное отношение , как к отечественному , так и к мировому музыкальному наследию , приобщая к русскому народному фольклору , в тесной взаимосвязи с воспитателями , через тематические недели , я опираюсь на программу « Музыкальные шедевры » О . П . Радыновой , на авторскую программу по ритмике « Ритмическая мозайка » А . Бурениной , « Танцевальная ритмика » Суворовой , использую элементы региональной программы « Отчий дом » Т . Е . Тотьмяминой , М . Е . Галкиной . Таким образом , я постоянно пополняю предметно - пространственную среду . В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольное учреждение перешло на комплексно-тематическое планирование, что позволило организовать работу при тесном взаимодействии с воспитателями. Выбор темы определяет и подбор к ней образовательных областей , которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание . Это такие темы как : « Неделя безопасности », « Неделя осени », « Неделя профессий », « Неделя животных » и другие . Так, например, дети старшей группы по теме « Осень!», активно делились своими яркими впечатлениями о прошедшем лете. Эмоциональность этих впечатлений благотворно отразилось при ознакомлении с классическими произведениями музыки, песенным и музыкально-ритмичным материалом, с шедеврами художественного и поэтического искусства, содержание которых соответствовало солнечному летнему настроению. Когда летняя тематика плавно перешла в осеннюю, дети почувствовали струнами души мягкие изменения красочных оттенков, как в самой природе,
так и в музыке, живописи, поэзии. Переход от лирической задумчивости и светлой грусти к тоскливому увяданию природы дети восприняли как открытие сказочных превращений, которые они замечали с педагогами на прогулке, в живописи, поэзии. И уже другие краски появились в рисунках, в пении голос зазвучал напевнее и мелодичнее, в движениях появилась мягкая пластичность, проявилась особая выразительность в поэтическом чтении. Результат итоговых мероприятий, выставка рисунков и фотовыставка «Как мы летом отдыхали», «Осенние краски», развлечение «Урожай собирай», в проведении которых принимали участие воспитатели совместно с родителями, показал, что интеграция - это не просто межпредметные связи, где один из предметов выступает ведущим, а содержание других привлекается с целью улучшить его усвоение. Цель интеграции шире и глубже: она способствует разностороннему развитию ребёнка, который познаёт объект с позиций разных видов искусства, с помощью средств выразительности каждого вида, что обеспечивает возникновение и развитие ассоциаций. Так же работа с детьми подготовительной группы над темой «Осень!». И вновь от наблюдения осеннего пурпурного убранства красочных рябин, нежной прозрачности золотого одеяния берёзок, прощального буйства красок осенних цветов на клумбах, на территории детского сада, переходим к знакомству с классическими шедеврами признанных поэтов, художников и композиторов. Накопленные впечатления дети переносят в практическую деятельность (изобразительную, музыкальную, литературно-театральную), итоговых мероприятия – развлечение «Осенние деньки», конкурс рисунков детей совместно с родителями «Осенние фантазии». А в процессе НОД, дети используют разноцветные листья в танце с листочками, при распевании изображают голосом настроение листьев ( цветовая гамма), при восприятии музыки дети рассматривают различные репродукции картин, к которым прилагается художественное слово ( загадки, стихи), в развитии ритмического слуха используются разные по размеру листья, капельки, тучки, лужи—для прохлопывания, пропевания, игре на музыкальных инструментах заданного ритмического рисунка. Так же большую роль играет оформление музыкального зала, центральной стены ( листья, клин улетающих журавлей и т. п.) Например , тема « Нежности ». Единой организационной формой данной темы был - тематический утренник , праздник посвященный к 8 марта . В течение тематической недели (2-3) дети с удовольствием слушают произведения о маме ( В . Осеевой , Ю . Яковлева , Е . Благининой и др ), рассматривают картины знаменитых художников ( например , А . Шилова « Портрет матери »), иллюстрации , фотографии , дети сами рисуют портреты своих мам , организована выставка портретов « Мамы всякие важны », составляют микро рассказы о профессиях мам , мастерят подарки для мамы и бабушки – аппликационную открытку , слушают музыкальные произведения , посвященные мамам ( например , красивое муз / произведение Ф . Шуберта «Ave Maria»), дети
организуют совместно со взрослыми концерт для мам . Так же организованы интересные , творческие встречи с мамами , бабушками , которые рассказали о своей профессии , поделились с детьми секретами о том , как они готовят любимое лакомство для сына или дочки . В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы , подготовки к празднику , но и учатся ценить и уважать своих родных и близких . Здесь налицо духовно - нравственное воспитание , также решаются задачи социально - личностного , художественно - творческого , познавательно - речевого развития , и формируется у детей такие качества , как активность , любознательность , эмоциональная отзывчивость , креативность . Во время проведения « Недели сказки », ставится цель : формирования у детей интереса и потребности в чтении ( восприятии ) книг , не только в детском саду , но и дома . Посредством художественной литературы мы развиваем морально - нравственные качества , первичные ценностные представления . Дети знакомятся с профессиями связанные с театром , оформляют альбомы . С родителями готовят костюмы . На НОД слушают музыкальные произведения « Щелкунчик » Чайковского , « В пещере горного короля » Грига . В музыкально - ритмических движениях изображают различных сказочных персонажей , разучиваем песни ( « Гномики ») При постановке спектакля - развиваем сценические данные , результатом , которых является показ спектакля . А такие образовательные области , как музыка , здоровье и физическая культура всегда были тесно связаны друг с другом . Утренняя гимнастика под музыку , где включены основные виды ходьбы с перестроениями , танцевально - плясовые движения ( поскок , галоп , перетопы с поворотом туловища , « присядка » и т . д . Проведение подвижных игр под музыку позволяют решать одни и те же задачи , важные как для музыкального воспитания , так и для физической культуры – это сохранения здоровья и развитие физических качеств для осуществления музыкально - ритмической деятельности , укрепление мышц тела , развитие гибкости пластических движений , умение держать осанку , конечно же , формирование ощущения метрической пульсации музыки , умение слышать её окончание , различать музыкальную форму построения , средства изобразительности , характер . Педагог по физической культуре вносит в занятие для закрепления того или иного танцевального движения , перестроения , которое необходимо для выполнения музыкального упражнения .
Так же физминутки , пальчиковые игры , массажи , артикуляционная гимнастика . Рассмотренные связи между музыкой и другими образовательными областями позволяют создавать интегрированные циклы – совместную творческую деятельность , составные элементы которой взаимодополняют и обогащают друг друга , усиливают познавательный эффект . Творчество - наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Нам, педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, ещё предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного процесса. От нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высокими музами искусства, где музыка, живопись, поэзия и танец сплелись в единое целое. Литература : 1. Воробьева Д . И . « Гармония развития : Интегрированная программа интеллектуального , художественного и творческого развития личности дошкольника » СПб : « Детства - Пресс » 2010 г 2. Боровик Т . « Звуки , ритмы и слова » Минск 2008 г 3. Буренина А И « Музыкальная палитра » №2, №4 – 2014 г 4. Степанова А В « Инновационно - педагогическая деятельность в современном Дошкольном образовательном учреждении » 2014 год


В раздел образования