Напоминание

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Патриоты России"


Автор: Новосельская Елена Валерьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: ст.Староминская Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Патриоты России"
Раздел: начальное образование





Назад





Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Программа гражданско - патриотического воспитания ≪ Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы ≫ определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся и молодёжи. Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития направлена на построение правового государства и гражданского общества. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность, в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно- патриотический и другие аспекты. Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Для достижения указанной цели решаются следующие
задачи:
- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников; - формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; - утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни; - развивать системы патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; - воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу. - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основополагающие принципы воспитательной деятельности
• Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. • Программа реализуется в условиях: социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.
Формы реализации программы.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия: • Патриоты России 1 раз в неделю, 4 раза в месяц. • Тематические встречи. • Экскурсии. • Внеклассные занятия. Практические занятия: • Конкурсы • Соревнования • Показательные выступления • Праздники • Викторины • Интеллектуально-познавательные игры

Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры: 1. Сформированность у учащихся гражданских навыков: • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; • умение принимать и защищать свои решения; • готовность к участию в общественных делах; • готовность к образованию. 2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: • патриотизм и любовь к Родине; • права и свобода человека и гражданина; • символика Российской Федерации; • национальное самосознание; • уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность. Количественные параметры: - включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации; - качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам); - отсутствие детей с девиантным поведением; - участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике; - проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается: • развитие творческих способностей; • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование учащихся и родителей 2. Общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Учебный план
№ п/п Наименование раздела Всего часов 1 «Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!» 4
2 «Преумножить наследие отцов». 4 3 «Этих дней далёких позабыть нельзя. . . » 4 4 «День героев Отечества!» 4 5 «Мужество, выносливость, слава!» 2 6 «Славе Российской Сиять без конца!» 4 7 «Каждое сердце хранит память поколений» 3 8 «Подвигу всегда есть место на земле». 4 9 «Помним! Гордимся! Наследуем!» 4
Содержание деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно- образовательном процессе школы представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса. Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся. «Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!» Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Кубани, района, школы, к прошлому, настоящему, будущему. Задачи: Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию. Экономическое воспитание. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих. Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой
культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества. «Преумножить наследие отцов» Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к памяти его защитников. В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества. Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился. Задачи: Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности. Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей. Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения. Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе. Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники. Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей. «Этих дней далёких позабыть нельзя» Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой родине, бережного отношения к природе, окружающему миру. Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое родного края. Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности. Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края. Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков. Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения нашего села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости. «День героев Отечества!» Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни. Задачи: Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии. Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения.
Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом. Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий. «Мужество, выносливость, слава!» Осознание обучающимися мужественности, как важнейшей жизненной ценности, приобщение к традициям нашей Родины. Подготовка к выполнению основного долга служению Родине. Задачи: Формирование мужественности, как морально-волевое качество. Воспитание выносливости, как залога стойкого служения Отечеству. «Славе Российской сиять без конца! Воспитание гордости за свою страну, армию, соотечественников. Задачи: Воспитание любви к Родине, своему краю, своему народу. «Каждое сердце хранит память поколений» Воспитание патриотизма на примерах подвига героев ВОВ. Формирование представлений о самом понятии «подвиг», на классических примерах и на примерах членов семей учащихся. Формирование представлений о современных локальных войнах. Задачи: Воспитывать понимание «память сердца», чувство благодарности за мир в нашей стране. «Подвигу всегда есть место на земле» Знакомство с понятиями «узник фашистских лагерей смерти», «в жизни всегда есть место подвигу», защита проектов «Города-герои» Задачи: Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам, гордость за историю и современность российского космоса. «Помним! Гордимся! Наследуем!» Воспитание сознания того что каждый из нас является наследником Кубанской земли. Формирование представлений об оставленном наследии наших предков. Задачи: Развивать понимание того что только бережное отношение к родной земле, к наследию наших дедов и отцов поможет сохранить и сберечь Россию.

Календарно-тематическое планирование кружка

«Патриоты России». 33ч



Наименование раздела и темы

Часы

учебного

времени

Дата

по

плану

Дата

по

факту

«Родину любить! Кубанью

дорожить! Память сохранить!»

4
1 2. 3. 4. День окончания второй Мировой войны
.
75 лет со дня начала блокады Ленинграда. День освобождения города Новороссийска от фашистских захватчиков. Годовщина битвы по Москвой. 1 1 1 1
«Преумножать наследие отцов»

4
5. 6. 7. 8. День освобождения ст.Староминской от фашистских захватчиков. День освобождения Краснодарского края День памяти детей Ейского детского дома, погибших 09.10.42 года. День рождения Российского флота. 1 1 1 1
«Этих дней далёких позабыть

нельзя!»

4
9- 11. День народного единства. Экскурсия в музей. 3 12. День морской пехоты России. 1
«День героев Отечества»

4
13. День воинской славы России. 1 14. День неизвестного солдата. 1 15. 16. День героев Отечества. 120 лет со дня рождения К.К.Рокосовского 1 1
«Мужество, выносливость, слава!»

2
17. 18. Экскурсия в школьный музей «Учителя-фронтовики». День полного освобождения Ленинграда от блокады. 1 1
«Славе Российской сиять без конца!»

4
19. Сталинградская битва. 1
20- 21. 22. День памяти юных героев ВОВ. День освобождения города Краснодара от фашистских захватчиков. 2 1
«Каждое сердце хранит память

поколений».

3
23- 24. 25. Герои ВОВ в моей семье. День памяти воинов, погибших в локальных войнах. 2 1
«Подвигу всегда есть место на

земле»

4
26. 27. 28- 29 Международный день освобождения узников фашистских лагерей. День космонавтики. Защита проектов «Города-герои». 1 1 2
«Помним! Гордимся! Наследуем!»

4
30- 31. 32- 33 Подготовка и проведение праздника, посвящённого дню Победы. Подготовка и проведение праздника, включающего чествование активных участников конкурсов, соревнований, исследовательской деятельности. 2 2


В раздел образования