Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Патриоты России"
Автор: Новосельская Елена Валерьевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СОШ №2 Населённый пункт: ст.Староминская Краснодарский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Патриоты России" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего
поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического
общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами,
к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой
политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих
способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое
воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей
качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа гражданско - патриотического воспитания
≪
Патриотическое воспитание
граждан РФ на 2016-2020 годы
≫
определяет содержание, основные пути развития
гражданско-патриотического воспитания в нашей школе и направлена на повышение
эффективности патриотического воспитания обучающихся и молодёжи.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и
приемов педагогических воздействий.
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для
решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи.
В последние годы в России произошли экономические и политические изменения,
которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере
общих для всех граждан страны духовных ценностей. Стала более заметной
постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического
сознания. В реформируемом государстве стратегическая цель социального развития
направлена на построение правового государства и гражданского общества.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и
обществом. Он получил большие возможности реализовать себя, как
самостоятельную личность, в различных областях жизни и в то же время возросла
ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм
становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и
духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-
патриотический и другие аспекты.
Создание гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо
осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности,
способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью,
делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом
обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой
гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и
политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с
присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами
деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания,
формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств
конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности,
нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе
жизни;
- развивать системы патриотического воспитания через интеграцию урочной и
внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с
обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитание уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее
истории, традициям через поисково-краеведческую работу.
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как
стержневой духовной составляющей гражданина России.
Основополагающие принципы воспитательной деятельности
• Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная
педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого
патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к
выполнению своего гражданского долга.
• Программа реализуется в условиях:
социальной активности,
индивидуализации,
мотивированности,
взаимодействия личности и коллектива,
развивающего воспитания,
единства образовательной и воспитательной среды.
Формы реализации программы.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
• Патриоты России 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
• Тематические встречи.
• Экскурсии.
• Внеклассные занятия.
Практические занятия:
• Конкурсы
• Соревнования
• Показательные выступления
• Праздники
• Викторины
• Интеллектуально-познавательные игры
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
• умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
• знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
• умение принимать и защищать свои решения; • готовность к участию в
общественных делах;
• готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
• патриотизм и любовь к Родине;
• права и свобода человека и гражданина;
• символика Российской Федерации;
• национальное самосознание;
• уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению,
к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за
сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства,
формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового
государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская
позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина
России.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Анкетирование учащихся и родителей
2. Общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех
конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Учебный план
№
п/п
Наименование раздела
Всего часов
1
«Родину любить! Кубанью дорожить! Память
сохранить!»
4
2
«Преумножить наследие отцов».
4
3
«Этих дней далёких позабыть нельзя. . . »
4
4
«День героев Отечества!»
4
5
«Мужество, выносливость, слава!»
2
6
«Славе Российской Сиять без конца!»
4
7
«Каждое сердце хранит память поколений»
3
8
«Подвигу всегда есть место на земле».
4
9
«Помним! Гордимся! Наследуем!»
4
Содержание деятельности
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях - это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально
ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности
за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие
своих
способностей в целях достижения жизненного успеха.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-
образовательном процессе школы представляет собой совокупность
последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и
школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества,
достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и
результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.
С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех - прямых
(педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума)
участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности
субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные
организационные формы воспитательно-образовательного процесса.
Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское и
патриотическое воспитание учащихся.
«Родину любить! Кубанью дорожить! Память сохранить!»
Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Кубани, района, школы, к
прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение
к труду и народному достоянию.
Экономическое воспитание.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность
Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской
ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих.
Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой
культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам
культуры и искусства, народного творчества.
«Преумножить наследие отцов»
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной
позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к памяти его
защитников.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей
Родины,
гражданина, патриота своего Отечества.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и
гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.
Задачи:
Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.
Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей.
Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения.
Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил
поведения в школе, дома в общественных местах, в природе.
Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры,
техники.
Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в
становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в
преодолении трудностей.
«Этих дней далёких позабыть нельзя»
Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой родине,
бережного отношения к природе, окружающему миру.
Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой,
национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного
края, гордость за национальную культуру, героическое прошлое родного края.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей
действительности.
Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края.
Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой
деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний
и совершенствование умений и навыков.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения нашего
села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
«День героев Отечества!»
Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе
жизни.
Задачи:
Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную
активность и
культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору
профессии.
Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения.
Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и
формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом.
Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности,
сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно
полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному
участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.
«Мужество, выносливость, слава!»
Осознание обучающимися мужественности, как важнейшей жизненной ценности,
приобщение к традициям нашей Родины. Подготовка к выполнению основного долга
служению Родине.
Задачи:
Формирование мужественности, как морально-волевое качество.
Воспитание выносливости, как залога стойкого служения Отечеству.
«Славе Российской сиять без конца!
Воспитание гордости за свою страну, армию, соотечественников.
Задачи:
Воспитание любви к Родине, своему краю, своему народу.
«Каждое сердце хранит память поколений»
Воспитание патриотизма на примерах подвига героев ВОВ. Формирование
представлений о самом понятии «подвиг», на классических примерах и на примерах
членов семей учащихся. Формирование представлений о современных локальных
войнах.
Задачи:
Воспитывать понимание «память сердца», чувство благодарности за мир в нашей
стране.
«Подвигу всегда есть место на земле»
Знакомство с понятиями «узник фашистских лагерей смерти», «в жизни всегда есть
место подвигу», защита проектов «Города-герои»
Задачи:
Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам, гордость за историю и
современность российского космоса.
«Помним! Гордимся! Наследуем!»
Воспитание сознания того что каждый из нас является наследником Кубанской земли.
Формирование представлений об оставленном наследии наших предков.
Задачи:
Развивать понимание того что только бережное отношение к родной земле, к
наследию наших дедов и отцов поможет сохранить и сберечь Россию.
Календарно-тематическое планирование кружка
«Патриоты России». 33ч
№
Наименование раздела и темы
Часы
учебного
времени
Дата
по
плану
Дата
по
факту
«Родину любить! Кубанью
дорожить! Память сохранить!»
4
1
2.
3.
4.
День окончания второй Мировой
войны .
75 лет со дня начала блокады
Ленинграда.
День освобождения города
Новороссийска от фашистских
захватчиков.
Годовщина битвы по Москвой.
1
1
1
1
«Преумножать наследие отцов»
4
5.
6.
7.
8.
День освобождения ст.Староминской
от фашистских захватчиков.
День освобождения Краснодарского
края
День памяти детей Ейского детского
дома, погибших 09.10.42 года.
День рождения Российского флота.
1
1
1
1
«Этих дней далёких позабыть
нельзя!»
4
9-
11.
День народного единства. Экскурсия в
музей.
3
12.
День морской пехоты России.
1
«День героев Отечества»
4
13.
День воинской славы России.
1
14.
День неизвестного солдата.
1
15.
16.
День героев Отечества.
120 лет со дня рождения
К.К.Рокосовского
1
1
«Мужество, выносливость, слава!»
2
17.
18.
Экскурсия в школьный музей
«Учителя-фронтовики».
День полного освобождения
Ленинграда от блокады.
1
1
«Славе Российской сиять без конца!»
4
19.
Сталинградская битва.
1
20-
21.
22.
День памяти юных героев ВОВ.
День освобождения города Краснодара
от фашистских захватчиков.
2
1
«Каждое сердце хранит память
поколений».
3
23-
24.
25.
Герои ВОВ в моей семье.
День памяти воинов, погибших в
локальных войнах.
2
1
«Подвигу всегда есть место на
земле»
4
26.
27.
28-
29
Международный день освобождения
узников фашистских лагерей.
День космонавтики.
Защита проектов «Города-герои».
1
1
2
«Помним! Гордимся! Наследуем!»
4
30-
31.
32-
33
Подготовка и проведение праздника,
посвящённого дню Победы.
Подготовка и проведение праздника,
включающего чествование активных
участников конкурсов, соревнований,
исследовательской деятельности.
2
2