Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки "Шарля Перро "Красная Шапочка")
Автор: Нестёркина Оксана Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 18 МР Учалинский район РБ Населённый пункт: г. Учалы, Республика Башкортостан Наименование материала: конспект ООД Тема: Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки "Шарля Перро "Красная Шапочка") Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №18 муниципального района
Учалинский район Республики Башкортостан
(МАДОУ Детский сад № 18 МР Учалинский район РБ)
КОНСПЕКТ
подгрупповой
логопедической ООД
в старшей группе на тему:
Автоматизация звука [Р]
в слогах, словах и фразовой речи
(по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
Выполнила:
учитель-логопед
О.А. Нестёркина
Май, 2016г
Конспект
Итогового подгруппового логопедического занятия в старшей группе.
Автоматизация звука Р в слогах, словах и фразовой речи
(по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»)
Цель: формировать умение правильного воспроизведения звука Р в слогах,
словах, фразах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- совершенствование работы артикуляционного аппарата;
- уточнение артикуляции и характеристики звука [Р];
- упражнение детей в звуко – слоговом анализе слов;
- стимулирование речевой активности, правильного проговаривания звука
[Р]
Коррекционно – развивающие задачи:
- развитие слухового внимания, памяти и логического мышления детей,
мелкой моторику рук и пальцев;
- развитие фонематического слуха и восприятия, умения определять
наличие звука [Р];
Коррекционно – воспитательные задачи :
- воспитывать навык контроля за своей речью;
- воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, самостоятельности,
ответственности.
Оборудование: сюжетные картинки по сказке «Красная шапочка»,
предметные картинки о животных, птицах со звуком Р, дидактические игры:
«В лес за грибами», «Посчитай-ка!», «Построим дом», «Назови животного»,
красная шапочка для ребенка, корзинка, наборное полотно, мольберты,
зеркала, салфетки, видеоряд артикуляционной гимнастики.
Предварительная работа: беседа по лексическим темам «Животные леса»,
«Домашние животные», «Грибы», чтение сказок, разучивание комплекса
артикуляционных упражнений, физкультминутки, чистоговорок, работа над
звукопроизношением.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Установление эмоционального контакта с детьми.
Логопед: Вы любите сказки? А знаете эту сказку? (Показ иллюстрации
к сказке «Красная шапочка»).
II. Основная часть.
Логопед: Послушайте, какой я звук выделила в слове: кр-р-расная. ([Р]).
Какой это звук? (согласный, звонкий). Будем стараться произносить этот звук
и помнить, что выдыхаемая струя – сильная, кончик языка дрожит.
Раз, два, три! Сказка в гости к нам приди! (логопед одевает кому-либо из
детей на голову ребенка красную шапочку).Да, Ангелина, ты теперь Красная
Шапочка.
- Жила– была Красная Шапочка. Рано утром она проснулась и
улыбнулась…
Артикуляционная гимнастика .
Упражнения:
«Улыбка». Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать
так 10 сек.
«Почистим зубки». Затем она почистила зубки. Улыбнуться, показать зубки,
приоткрыть рот и кончиком языка «почистить верхние и нижние ряды зубов,
делая движения из стороны в сторону. Губы неподвижны.
Решила попить чай с вареньем.
«Вкусное варенье». Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней
губы. Нижней губой не помогать.
После завтрака К Ш решила заняться делом и покрасить потолок в своей
комнате.
«Маляр». Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком
языка небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок.
Нижняя челюсть неподвижна..
Как говорится, делу время, а потехе – час, и Красная Шапочка решила
отдохнуть и поиграть на дудочке.
«Трубочка». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как
можно дальше. Удерживать 10 сек.
К Ш играла так весело, что к ним во двор прискакали лошадки.
«Лошадка». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать
языком. Нижняя челюсть неподвижна.
Услышали это веселье индюки, подошли поближе.
«Индюки». При открытом рте производить движения широким кончиком
языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как
бы поглаживая ее. Добавить голос «бл-бл-бл».
Красная Шапочка взяла барабан и начала бить в барабан!
«Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за
верхними зубами со звуком «д-д-д» сначала медленно, потом быстрее. Рот
приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна.
Но тут пришла мама и попросила К Ш проведать бабушку, которая живет в
соседнем лесу. К Ш взяла корзинку – а вдруг ей в лесу попадутся грибы?
«Грибок». Широко открыть рот. Присосать поверхность языка к небу.
Задержать в этом положении. Выполнять 6 раз.
Логопед: К Ш хорошо помнила, что где-то в дремучем лесу живет волк.
Как воет волк? «У-у-у», а как рычит? «Р-р-р». Какой звук вы слышите? [Р]. А
как этот звук можно изобразить? На что похожа буква Р? (на флажок).
Но нашу сказку мы может рассказать по-другому, чтобы сказка была не
грустная и страшная, а добрая и веселая, с хорошим концом!
Характеристика по акустическим признакам
Логопед: Когда мы произносим звук [Р], воздух имеет преграду во рту?
(Да, язык, зубы).
Какой это звук? (согласный, звонкий).
Автоматизация звука [Р] в слогах
Логопед: Чтобы К Ш не было страшно, девочка пела песенку.
Проговаривание слогов.
ра-ра-ра
ара-ара-ара
дра-дра-дра
ро-ро-ро
оро-оро-оро
дро-дро-дро
ру-ру-ру
уру-уру-уру
дру-дру-дру
ры-ры-ры
ыры-ыры
дры-дры-дры
бра-бра-бра
гра-гра-гра
зра-зра-зра
бро-бро-бро
гро-гро-гро
зро-зро-зро
бру-бру-бру
гру-гру-гру
зру-зру-зру
бры-бры-бры
гры-гры-гры
зры-зры-зры
Чистоговорки про бор (сосновый лес)
Ра-ра-ра – стоит высокая гора.
Ор-ор-ор – рядом темный бор.
Ру-ру-ру – тихо во бору.
Ру-ру-ру – растут сосны во бору.
Ру-ру-ру – грибы беру во бору.
Ру-ру-ру – мухоморы не беру!
Дидактическая игра «Собери грибы»
Логопед: По дороге К Ш собирала грибы. Среди грибов есть ядовитые
(напр., мухомОР), их есть нельзя, а есть съедобные – напр., борОРовик. На
ядовитых грибах написан слог ОР, а на съедобных - другие слоги. Помоги К
Ш: прочитай слоги и скажи, мухомор это или боровик, и съедобные собери
в корзину.
Автоматизация звука[Р] в словах.
Логопед: К Ш шла и пела песенку, и послушать ее вышли много разных
животных и птиц. Посмотрим, кого она там встретила.
Дидактическая игра (лото)
« Назови животного, в названии которого есть звук Р
в начале, середине и конце слова»
Дети из всех предложенных на картинках животных (лесные, домашние,
животные жарких стран) выбирают нужные и выкладывают на столе.
Проговаривают названия.
Логопед: Посмотрите, какие разные животные, у всех разные места
обитания. Разделите остальных животных в соответствующие кармашки:
«Лесные животные» и «Домашние животные». Некоторые зверушки остались
без домиков, и К Ш решила построить им домики, а мы поможем.
Дидактическая игра «Построим дом».
Определение места звука в словах .
Крыша у домиков имеет условную схему положения звука [Р] в начале,
середине и конце слова, у каждого домика 12 кирпичиков с картинками. Дети,
ориентируясь на схему, выбирают соответствующие кирпичики, называют
картинки и проверяют друг друга.
Логопед: Долго шла К Ш по лесу, устала, села на пенек отдохнуть.
Давайте и мы отдохнем.
Упражнения с движениями.
Руки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы обогреваем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
(раздвинутые пальцы рук растирают лоб от середины к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
А теперь погладим пальцами мы щечки,
Щечки разминаем, чтобы раздувались.
Губки пожуем мы, чтобы улыбались. («Улыбка»)
Мы почистим зубки, чтобы улыбаться. («Почистим зубки» - верхние и
нижние)
Сядем на качели, чтобы покачаться. («Качели»)
Громко в барабаны мы вот так играем. («Барабанщик» д-д-д)
С чашечки подуем, челку поднимаем. («Чашечка»)
А потом от носа мы к губам «сползаем». (Носогубные складки массируем
движениями по спирали.
Логопед: Отдохнула К Ш, дальше пошла. Вот и бабушкина избушка!
Обрадовалась бабушка внучке, но чем-то она огорчена .Бабушка не может
никак подсчитать свое хозяйство, совсем запуталась. Поможем бабушке?
Автоматизация звука во фразах.
Дидактическая игра «Посчитай-ка!»
У ребенка карточка, где изображены предметы со звуком [Р]: теРка, фаРтук,
самоваР, сковоРода, кРужка. Каждый считает что-то одно, а затем
проговаривает: «Я посчитал терки. Здесь пять терок», « Я посчитала
фартуки. Здесь пять фартуков», «Я посчитала кружки. Здесь пять
кружек», «Я посчитала самовары. Здесь пять самоваров», « Я посчитал
сковородки. Здесь пять сковородок».
Логопед: Бабушка очень обрадовалась! Угостила К Ш пирожками.
А нам пора заканчивать нашу необычную сказку. Тарам-парам –
возвращаться надо нам (логопед снимает красную шапочку с ребенка).
Итог
Ребенок получает бабушкин пирожок (блинчик) и отвечает на вопросы
логопеда: Зачем К Ш собралась к бабушке? Какие добрые дела сделала К Ш
по пути к бабушке? Какие задания понравились больше других? Какой звук
мы старались правильно произносить, помогая К Ш?