Напоминание

"Мой город - Ижевск"


Автор: Кожевникова Ирина Герольфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 34
Населённый пункт: г. Ижевск Удмуртская Республика
Наименование материала: конспект по краеведению
Тема: "Мой город - Ижевск"
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект открытого занятия по краеведению

для детей 10 летнего возраста

Кожевникова Ирина Герольфовна,
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, МБОУ СОШ № 34 г. Ижевск,
Тема занятия: «Введение в программу «Мой город - Ижевск»
Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Поэтому важно с младшего школьного возраста развивать познавательный интерес к истории своего города, края. Научить школьников любить свою малую родину как важную частицу своей страны – одна из важнейших задач педагогов, занимающихся краеведением. Программа «Мой город – Ижевск» предлагает изложение краеведческого материала, через Азбуку, как наиболее доступную форму для младших школьников и направлена на развитие интереса к истории и культуре родного города, формирование патриотического сознания юного ижевчанина.
Цель

занятия:
познакомить учащихся с программой «Мой город - Ижевск». Пробудить интерес к изучению родного города.
Задачи занятия:
 Дать представление о краеведении, разделах программы «Мой город – Ижевск», основных тематических блоках программы;  Выявить базовый уровень знаний, умений и навыков;  Развивать положительные эмоции от работы в группе.
Необходимое оборудование:
презентация занятия
«Ижевск – город легенд»
, ноутбук, проектор;
Заготовки на листах: герб города, название программы «Мой город – Ижевск»,

эпиграф.

Раздаточный материал:
карта – схема Ижевска 3 шт, сравнительные карточки Адмиралтейство и Оружейный завод, ручки, маркеры 3 цветов, листы чистой бумаги, магнитики с гербом города.
Тип занятия:
введение в программу.
План занятия. Этапы занятия, задачи Деятельность педагога Деятельность детей Время (мин) Оборудование 1. организационны й м о м е н т : знакомство, эмоциональный настрой Ведет диалог о краеведении, делает обобщающий вывод. Д е т и в ы д в и г а ю т версии, что такое краеведение, обсуждают, дополняют ответы товарищей. 4 Название программы, герб г о р од а , эпиграф, цветные пирамидки для команды. 2. погружение в тему: изучение истории родного к р а я ч е р е з легенды Демонстрирует презентацию с остановками – легендами, р а з ъ я с н я е т и объясняет исторические факты Смотрят, слушают, выдвигают гипотезу, о т в е ч а ю т н а вопросы, выполняют задания, отмечают на карте города историческую точку собирают объект 12 5 презентация, 3 легенды, карта города, маркеры Детали объекта 3. т в о рч е с ка я работа: составление собственного маршрута, защита маршрута консультирует работают с картой города, защищают экскурсионный маршрут 12 Карта города, буклеты, маркер, 4. рефлексия Выявляет и н т е р е с к изучению края, степени удовлетвореннос т и д е т е й занятием дописывают незаконченное предложение. 8 Ручки, чистые листочки магнитики с гербом города Ижевска. Организационный момент: знакомство друг с другом, с городом Ижевском, талисманом города - Ижиком. На доске табличка «Мой город- Ижевск», герб города. Эпиграф: В России нашей много городов Достойных самых теплых, добрых слов, Но мне Ижевск дороже всех других – Здесь вырос я, здесь бьется мой родник. (Владимир Тяптин)
Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Юрьевна, я занимаюсь КРАЕВЕДЕНИЕМ по образовательной программе «Мой город – Ижевск». Как вы понимаете слово Крае ведение? (варианты ответов). Правильно, ведаю - значит знаю край, в котором живу, его природу, историю, культуру, людей. Город Ижевск - столица Удмуртской республики известен всему миру, как город оружейников, металлургов, летом 2017 года городу исполнится 25 лет. Почетный житель города Ижевска, поэт – Владимир Тяптин сказал о городе (эпиграф к занятию). Знакомиться с городом можно по-разному через Азбуку, сказки, труд людей. Сегодня на занятии мы познакомимся с разделом программы, который знакомит с историей города через легенды. Что такое легенда? (варианты ответов) Легенда - сказание об историческом или вымышленном лице, событии. Нашим спутником в путешествии будет

Ижик - молодой человек в историческом кафтане с рыжими волосами – талисман города Ижевска, приносящий удачу. Удмуртия – край родников, богатой и интересной истории. В переводе с удмуртского языка: Уд – лес, мурт - человек = лесной человек, жизнь которого проходит в согласии с природой, с животным и растительным миром. Город Ижевск построен на удмуртской земле. В предметах, рассказах, воспоминаниях, легендах окружающего мира сохраняется информация о прошлом и настоящем. Получить информацию или разгадать тайну легенд – дело профессионалов: историков, археологов, этнографов, лингвистов, философов, краеведов. Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по городу Ижевску, а получить информацию и узнать историю города нам помогут карта, герб и Ижик. Слово Герб в переводе с польского языка переводится как наследство. Что же наследуют жители Ижевска? (Герб города Ижевска утвержден 26 сентября 1997 года). Задание детям: Рассмотрите герб города, перечислите, что на нем изображено? Геральдический щит двух цветов, на фоне которого инструмент – клещи, стрела направленная вверх, две зеленые веточки рябины и красные гроздья ягод. Пояснения педагога: Серебро, или белое поле каноны геральдики соотносят с Луной и жемчугом. Олицетворяет невинность, девственность, моральную чистоту. Лазоревый или голубой - символизирует величие, красоту, ясность. Что символизируют предметы, изображенные на щите? Обратимся к легендам истории города. Легенды рассказывают о рождении города, о строительстве плотины на реке Иж - сегодня это самое старое сооружение Ижевска. Об Ижевском пруде, необходимом для технологического процесса железоделательного завода. О мастерах кузнечного дела, металлургах.
Есть, например, такая легенда, что на берегу реки Иж стоит железный кузнец, который день и ночь кует подкову счастья. Одним из необходимых механизмов в металлургическом производстве являются клещи, которыми захватают раскаленную металлическую заготовку для дальнейшей обработки. Клещи на гербе города – символ железоделательного производства, в раскрытом виде они означают открытость города. Следующая легенда рассказывает об изменении города в пространстве и времени. Верите ли, вы, что по указу императора Александра I на берегу реки Иж был построен Маленький Петербург? Посмотрите на экран: Александро-Невский собор в Ижевске 1823 год и Андреевский собор в Кронштадте 1809 год; Михайловская колонна в Ижевске 1853 год и Александрийская колонна в Санкт- Петербурге. Самым крупным сооружением города-завода был главный корпус. Как правило, над ним возводили высокую башню со шпилем. Она служила дозорной вышкой и часовней. Неслучайно сходство столичного Адмиралтейства А.Д. Захарова начала 19 века и Главного корпуса оружейного завода архитектора С.Е.Дудина 1808 – 1843 г.г. - ученика петербургского зодчего Андреяна Захарова. Профессиональный уровень заводских архитекторов был очень высок. В первой половине 19 века на Ижевском заводе работали около 8 выпускников столичной Академии художеств. Именно ученики петербургской архитектурной школы определили пути развития местной и отечественной промышленной архитектуры в целом. Задание 1: Найдите сходства зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и Оружейного завода в Ижевске. Военное назначение. Оба они сориентировали на водные просторы. Оба замкнули башнями главные городские перспективы. По своей общей композиции и отдельным архитектурным решениям. Задание 2: Отметить на карте маркером исторический центр города и объекты, подсказка дублируется на экране. Вторая легенда нашего города относится к теме «Окружающий мир и человек». Стрела – символ оружейного производства, обращенная вверх, стрела означает стремление к высоте. В Ижевске живет человек – легенда М.Т.Калашников. Что вы знаете об этом человеке? (варианты ответов) Человек - легенда. Ветеран Великой Отечественной войны – Михаил Тимофеевич Калашников - конструктор стрелкового оружия. в 1941 году командир танка Калашников был тяжело ранен и отправлен в тыл на лечение. Мысль о необходимости на фронте пистолета – автомата не покидала молодого сержанта Калашникова. Он прошел долгий и непростой путь от первых чертежей и
самодельного пистолета до серийного производства АК-47 на оружейном заводе Ижевска. Его автомат АК за простоту, надежность и абсолютную безотказность называют изобретением века. Сам Калашников не перестает повторять: «Я создавал оружие не для войны, а для мира». В столице Удмуртии Михаил Тимофеевич живет последние 60 лет. На том месте, где была первая избушка старшего сержанта МТК, построили музейный комплекс стрелкового оружия им. Михаила Тимофеевича Калашникова». Городской диалект определяется бытом оружейного завода. Слова – это тоже памятники истории: «кривулька» - обозначения заводского инструмента «уволка» - время массового увольнения для спешной уборки сенокосных участков «вылазка» - прогулка на природу в выходной день Задание 1: Попробуйте определить значение этих слов, которые до сих пор можно услышать в речи ижевчан: «вошкаешься», «садоогород», «однерка». Задание 2: Отметить на карте музейный комплекс стрелкового оружия М.Т.Калашникова Третья легенда - о «рябинниках», звучит так: «Говорят, народ там живет крепкий, дружный, от жара печей лицом красный, как рябина». Две зелёные рябиновые ветви с красными гроздьями - указывают на географическое положение Ижевска. Гроздь рябины символ единения. Единение человека и природы, единение народов проживающих на территории Ижевска. В 1972 году был установлен монумент дружбы народов «Навеки с Россией» символизирующий единение русского и удмуртского народа. Перед вами - 3 фрагмента: 1-й фрагмент символизирует труд мастеров железноделательного завода; 2-й фрагмент символизирует мир, который охраняют вооруженные защитники отечества; 3-й фрагмент символизирует дружбу народов. Задание 1: Соберите монумент дружбы народов «Навеки с Россией» из фрагментов и отметьте его на карте. Задание 2: Проложите свой маршрут, исходя из ваших интересов и увлечений (спорт – синяя команда, природа – зеленая, музыка – красная), отметьте на карте достопримечательности Ижевска. Время на составление 3 мин. Защита маршрутов - 5 мин. Дорогие ребята, наше первое знакомство и виртуальное путешествие по Ижевску – городу легенд, подходит к концу. Легенды ведут к открытиям. Напишите, какие открытия вам удалось совершить сегодня на занятии: «Я был удивлен тем, что . . .», «Я сделал для себя открытие . . .».
На память о нашей встрече я хочу подарить каждому герб города Ижевска. Если вы хотите узнать больше о нашем городе, прочитайте книгу «Мой город Ижевск». Спасибо за работу. Я и Ижик прощаемся с вами и надеемся на встречу.

Список использованной литературы
1. Кобзев И.И. Ижевские картинки. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский Университет», 2000. 2. Мой Ижевск: Книга для чтения по краеведению/авт.-сост. О. Е. Аскарова, Н.Г. Бободжанова, Т. Н. Градобоева и др.; под ред. Н. Г. Бободжаевой. – Ижевск: Удмуртия, 2006. 3. Родной земли просторы. Хрестоматия по фольклору и литературе Удмуртии. 1-4 классы/ Сост. В. М. Черыгова. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский Университет», 2004. 4. Шумилов Е.Ф. Город на Иже. Ижевск: Удмуртия. 1990. 5. Энциклопедия Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 2000.


В раздел образования