Автор: Кротова Юлия Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГКДОУ "ДС № 31 "Сказка" Населённый пункт: город Невинномысск,Ставропольский край Наименование материала: Проект "подводный мир" Тема: Проектная деятельность Раздел: дошкольное образование
Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 31 «Сказка»
Детская проектная деятельность
«Подводный мир»
Проект разработан в соответствии с ФГОС с целью обеспечения
преемственности и непрерывности в организации образовательной
,воспитательной, учебно- методической работы.
Подготовила проект воспитатель:
Кротова Ю.В.
Невинномысск 2015г-2016г
Актуальность проекта
Научить любить природу, видеть много интересных явлений в ней и бережно
относиться ко всему живому – актуальные задачи воспитания дошкольников.
Данный материал способствует формированию представления детей о
подводном мире, на основании выявления особенностей внешнего вида рыб
и морских обитателей ,мест их обитания, особенностей питания.
Предлагаемый проект направлен как на изучение образа жизни морских
обитателей, так и на развитие мыслительных процессов и всей речевой
деятельности, детей с общим недоразвитием речи, посредством
занимательных игр и практических заданий.
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Проектный метод направлен на: формирование умения детей работать с
информацией, рассуждать и делать простейшие умозаключения.
Характер координации проекта: открытый.
По степени участия: групповой.
Продолжительность выполнения: долгосрочный.
Проект рассчитан: на детей коррекционной группы с общим недоразвитием
речи (5-6лет).
Участники проекта: дети, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Основополагающий вопрос проекта:
Углубляя и расширяя познания об морских обитателях, делаем ли мы нашу
речь богаче и выразительнее?
Гипотеза
Если расширять и обогащать знания детей об подводном мире, то у них,
несомненно, пополнится багаж знаний и будут все предпосылки для развития
мыслительных процессов и речевой деятельности.
Сроки реализации проекта: с 01.10.2015 по 31.05.2016г.
Цель проекта
: создание условий для воспитания экологической культуры
и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе
реализации творческого проекта «Подводный мир».
Задачи:
формировать у детей представления об обитателях подводного мира,
растительном мире водоемов;
формировать желание пользоваться специальной терминологией;
формировать навыки поисковой деятельности, систематизировать знания
детей о свойствах воды, воспитывать бережное отношение к воде;
учить навыкам безопасного поведения на воде и возле водоема;
продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;
научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно
работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать
технику вырезания; развивать аккуратность и собранность, творческие
способности;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
воспитывать бережное отношение к природе;
Проблемные вопросы:
Для воспитателя:
Как организовать совместную деятельность воспитателя и родителей?
Какие формы коррекционной работы будут способствовать
формированию способности обобщать мысли и делать простейшие
умозаключения?
Для детей:
Беседа «Правила поведения на воде», «правила поведения у водоема»
Формировать правила безопасного поведения на воде и у водоема
Рассматривание энциклопедий, ярко иллюстрированных книг
Показать детям, что подводный мир очень красив и разнообразен
Просмотр видеофильмов и слайдов
Расширение знаний об обитателях водоема
Работа с моделями. Какому животному это подходит
Соединить модели животных со средой их обитания
Темы самостоятельного исследования:
«Особенность приспособления морских обитателей к условиям обитания»
Формы реализации деятельности по проекту:
Конкурс книжек-малышек: «Сочини и нарисуй сказку».
Домашнее задание для детей и родителей «Кто из морских обитателей
всеядный, насекомоядный, зерноядный, околоводный, водоплавающий»
Пополнение групповой библиотеки книгами по данной теме.
Изготовление макета подводного мира.
Выставка поделок из природного материала.
Ожидаемые результаты:
У детейсформировано представление об обитателях подводного мира,
растительном мире водоемов; формированы навыки поисковой
деятельности, систематизированы знания детей о свойствах воды,
воспитано бережное отношение к воде;
обладают навыками безопасного поведения на воде и возле водоема;
Реализация проекта:
Кротова Ю.В.:
-
Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью
для всего живого на планете.
-Предоставить детям возможность на каждом занятии выявить
проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из
имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его
использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в
рисунках и поделках.
Также развивать их творческие способности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность,
трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Владеть понятиями «Морские животные», «Рыбы», и т.п.;
Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и
окружающей среды;
Этапы проекта:
1.
Организационный
этап –
включает
в
себя
изучение
научно
–
методической литературы по проблеме;
2.
Этап практических действий:
- разработка проекта для старшей группы,
- создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с
подводным миром
- подбор детской художественной литературы,
- разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3.
Заключительный этап:
- презентация проекта.
2 Этап: Условия реализации проекта:
Мотивационные : отсутствие у детей достаточных знаний о подводном
мире и его побережье
Кадровые : исполнитель проекта (воспитатель) для эффективного
решения задач должен обладать знаниями о подводном мире водоемов и его
побережья.
Материально – технические : имеющиеся в наличии ДОУ.
Финансовые : организация работы воспитателя по должностным
обязанностям и штатному расписанию (без дополнительных затрат).
Учитывая принципы дошкольного образования, были разработаны модели
ознакомления с подводным миром во всех блоках педагогического процесса
3
Этап: результаты проекта.
1Игра – викторина «Подводный мир».
2.Создание необходимых условий в группе по формированию у
дошкольников целостного представления о жизни морских обитателей.
3.Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
4.Активное участие родителей в реализации проекта
5. Родители оказывают помощь в создании коллекций «Морское дно», «У
речки»
6. Рассматривание альбомов, открыток из серии «Рыбы», «Морские жители»,
«Обитатели водоемов»
Результатом проекта станет:
1.Дети научатся владеть понятиями «морские животные», «рыбы»,
«водоросли», «моллюски».
2. Будут иметь простейшие представления о некоторых особенностях
строения тела, способах передвижения ( плавает, ползает), об уникальности
каждого вида.
3.Будут знать о взаимосвязи с другими обитателями.
4.Будут иметь представления о взаимосвязи деятельности человека и
окружающей среды.
5.Будут сформированы первоначальные навыки экологически грамотного
поведения в природе.
6.Научаться составлять описательные рассказы о морских обитателях.
В ходе реализации проекта будут проведены мероприятия:
1.Разработка перспективного плана мероприятий.
2.разработка конспектов интегрированных занятий.
3.Подборка методического материала для консультаций с педагогами и
родителями.
4.Будут проведены экскурсии , тематические выставки, презентация.
5.Создание необходимых условий в группе по формированию у
дошкольников целостного представления о жизни морских обитателей.
6.Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
7.Активное участие родителей в реализации проекта
Конспект занятия «Путешествие в подводный мир»
Воспитатель:
Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она
превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и
многозвучный мир. Теперь повсюду кипит жизнь - как в знойных пустынях,
так и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в морских просторах.
Сегодня мы с вами продолжим путешествие в подводный мир.
1 этап – узнай кто это?
2 этап – расскажи о нем.
3 этап – творческий, мы из бумаги и разных материалов будем делать
обитателей подводного мира.
1. И вот наш первый обитатель.
Восемь ног, пара рук.
В глазах - испуг.
Кто это ребята?
Голова у крабов маленькая. Обитают в морях, пресных водоемах и на суше.
Иногда достигают огромных размеров.
Крабы могут многое: бегать боком по дну, лазить по вертикальным откосам
скал, а в случае опасности камушком падать с них воду, прогуливаться ночью
по пляжу, глазеть подолгу на луну, а вот плавают очень неохотно и довольно
неуклюже.
Давайте рассмотрим краба повнимательней. Тело его покрыто твердым
панцирем. Знаете ли вы еще каких-нибудь животных с панцирем? (Ответы
детей). Черепаха, рак.
Ног у всех крабов по десять, но передняя пара ножек не видна, они скрыты
под панцирем и служат для чистки крабьих жабер. Что такое жабры? Для
чего они нужны крабу? (Ответы детей). С помощью жабер крабы дышат под
водой. Кто еще дышит подводой с помощью жабер? (Ответы детей). Рыбы.
Глаза у крабов удивительные: они посажены на «стебельки», которые могут
втягиваться и выдвигаться. Клешни у краба сильные, острые, как ножницы.
Клешнями называются две самые большие крабьи руки. Вот эти. (Показ на
картинке) .
Чем же питаются крабы. У них в меню: черви, моллюски, рыба.
Едят крабы очень деликатно и даже красиво. Одна клешня служит как бы
«вилкой», вторая – «ножом». «Ножом» они режут съестное на маленькие
кусочки, а «вилкой» медленно. Не торопясь, подносят кусочек ко рту.
Охотятся крабы в основном ночью, а днем зарываются в песок или прячутся
среди камней. Иногда воруют рыбку из рыбачьих сетей. Бывает и сами в
сетях запутаются, но это не беда для них. Почему, как вы думаете? (Ответы
детей). Своими острыми клешнями крабы перерезают нити сетей и
освобождаются. А в дыры, оставшиеся в сетях и рыба спешит выбраться на
волю.
Вопросы:
1. Чем защищено тело краба?
2. Сколько ног у краба?
3. Какие из них называются клешнями?
4. Чем питается краб?
5. В какое время дня охотится?
6. Каким образом поедает пищу?
7. Какую пользу морю приносит краб?
2. А вот наш второй обитатель.
Норовистого конька.
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.
Здесь какая - то ошибка: я на самом деле - рыбка.
В зарослях морской травы в Черном море можно увидеть забавных рыбок –
морских коньков. Это очень интересные создания. Взгляните на фотографию.
Голова у этих рыбок точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто
твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской
конек по-обезьяньи цепляется за стебли морской травы. Рот у конька
трубочкой, которой он. Как пылесосом, засасывает червячков, рачков и
прочую мелкую живность. Глаза у морского конька вращаются в любую
сторону, и, если один глаз смотрит вправо, другой в это время может
уставиться на что-либо слева. Это очень удобно для конька, так как он может
одновременно со всех сторон осматривать водоросли в поисках еды и следить
за врагами, которые и сами не прочь им пообедать.
Плавать морской конек не любит и большую часть жизни проводит,
зацепившись хвостом за водоросли. Плавает только в поисках корма, во
время свадьбы и спасаясь от врагов.
Плавает он «свечечкой», животом вперед, в вертикальном положении. Что
значит «вертикально»? (Ответы детей). Покажите ладошку в вертикальном
положении.
Попасется морской конек. Покушает, а потом сам себя хвостиком привяжет к
стеблю водорослей и опять стоит, отдыхает до следующей кормежки.
Рыбаки называют морского конька морской гусеницей. Взгляните
внимательно еще раз на фотографию. Как вы думаете, почему его называют
морской гусеницей? (Ответы детей). Нижняя часть тела у конька, особенно в
движении, похожа на гусеницу. А верхняя часть, по мнению многих, похожа
на шахматную фигуру «конь». Согласны ли вы с этим мнением? Как, по-
вашему, есть сходство? (Ответы детей) .
Вопросы:
1. Морской конек – моллюск или рыба? Докажите это.
2. Чем питается морской конек?
3. Почему про конька говорят, что он сам себя за хвост привязал?
4. С чем сравнивают морского конька? На кого он похож?
5. Как коньки плавают?
6. Какие глаза у морских коньков?
И в воде всегда резвится.
И людей всегда спасает.
О дельфинах всем известно - Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки и легки для дрессировки.
Правильно. Это дельфин. А что вы знаете про дельфинов?
Дельфины - это морское млекопитающее животное. Водятся в морях и
океанах, а также реках, имеющих выход в море. Питаются, как правило,
ракообразными, моллюсками, рыбой, а некоторые не брезгуют даже
морскими черепахами и птицами. Дельфины не могут долгое время
находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность,
за воздухом.
Дельфины – это киты. Киты в отличие от рыб, не могут дышать под водой.
Они дышат воздухом, время от времени поднимаясь на поверхность. А долго
находиться под водой они могут благодаря тому, что умеют задерживать
дыхание. Мы с вами можем задержать дыхание совсем не надолго. Давайте
попробуем. (Дети ненадолго задерживают дыхание). А киты могут
задерживать дыхание намного дольше. На голове у них расположено
отверстие – дыхало, которое под водой закрывается. Через это дыхало киты
еще и подают звуковые сигналы.
Когда-то, давным-давно, древние дельфины жили на суше. Имели руки, ноги,
но потом, по каким-то неизвестным причинам покинули сушу и перебрались
в воду.
Нынешние дельфины прекрасно чувствуют себя в воде. Они не чувствуют
запаха, зато прекрасно видят и слышат.
Питаются дельфины рыбой и моллюсками. Каких рыб, обитающих в Черном
море вы знаете? А каких моллюсков? (Ответы детей). За день один дельфин
съедает примерно два вот таких ведра пищи. (Показ двух ведер).
Спят дельфины недалеко от поверхности воды, опустив вниз хвост, и, время
от времени, открывая и закрывая глаза. Даже болеют теми же болезнями, что
и человек.
Давайте поближе познакомимся с дельфином афалиной или бутылконосом,
ведь именно они превосходные актеры. Чего только они не умеют делать!
Прыгают через обруч, и даже через охваченный огнем. Поют под музыку.
Рисуют. Лихо играют с мячом. Жонглируют. Катают на себе. И даже лечат.
Это дрессированные дельфины. Что значит дрессированный? (Ответы детей).
Это обученный человеком. Дрессировка дельфинов требует от человека-
дрессировщика доброты, любви и терпения. Дельфинов можно только
хвалить, а если дрессировщик вздумает наказать или ударить дельфина, то
никогда больше этот дельфин не будет слушаться этого дрессировщика.
Дельфины очень сильны. Одним взмахом хвоста, они могут не только
искалечить, но даже убить человека. Но никогда дельфины не проявляют
враждебных чувств к людям. Даже когда человек лечит дельфина, делает укол
или обрабатывает ранку, дельфин все понимает и терпеливо переносит
лечение. Нередки случаи, когда дельфины спасали тонущих людей.
Дельфины очень умны. Ученые считают, что дельфины самые умные после
человека. Затем — слоны, и только потом — обезьяны.
Вопросы:
1. Дельфины – рыбы или киты? Докажите.
2. Чем питаются дельфины?
3. В море дельфины живут поодиночке, или как-то иначе?
4. Что можно сказать о силе дельфина?
5. Что известно об уме дельфинов?
4. Следующий обитатель.
- Кто же в море в каменной рубахе?
В каменной рубахе в море - черепахи.
Черепаха - очень ловкий пловец; питается в основном медузами и
ракообразными. Откладывает яйца в песок на берегах небольших бухт.
Голова и короткая шея не полностью убираются под панцирь.
Конечности невтяжные, преобразованы в ласты.
Окраска их имитирует коралловые рифы, морское дно, водные растения.
В воде это красивые и грациозные создания, но на суше они еле
передвигаются.
Питаются морские черепахи в основном рыбой.
После спаривания черепахи дожидаются ночи и выходят на берег
В поисках пищи и мест размножения мигрируют на сотни и даже тысячи км.
Вопросы:
1. Чем защищено тело черепахи?
2. Чем питаются черепахи?
3. Как они размножаются?
5. О следующем обитатели загадка:
Словно на небе видна.
Морские звёзды - это малоподвижные морские животные, имеющие от 5 до
50 лучей. Обитают они в морях и океанах, как на больших, так и на мелких
глубинах. Окраска этих животных очень разнообразна. Рот находится на
нижней стороне тела. Присоски на лучах морских звезд обладают большой
силой. За счет ее они могут открывать раковины моллюсков. Им достаточно
открыть раковину всего на несколько миллиметров, чтобы полакомиться
мясом своей жертвы. Питаются морские звёзды устрицами, моллюсками и
морскими гребешками. Также поедают ил и мёртвых животных.
Вопросы:
1. Где обитают морские звезды?
2. Чем они питаются?
6. И еще один обитатель подводного мира:
Ты со мною не знаком?
Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных
пещерах.
Ребята, а что вы знаете еще об осьминоге? (Дети высказывают свои
предположения: осьминог - хищник, питается мелкими рыбками, у него
восемь ног и т. д.)
Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-
то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому
люди стали называть это удивительное животное «осьминог».
Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее
длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски.
Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень
трудно различать на фоне дна или подводных скал. А зачем он меняет
окраску? (Ответы детей наводят на предположение, что осьминог – хищник).
Ребята, а вы знаете, что осьминоги могут не только плавать, но, и,
переставляя щупальцы ходить по дну. У осьминогов есть на теле особые
светящие участки кожи. Эти «фонарики» помогают осьминогу ночью и на
большой глубине, где всегда темно.
А сейчас я предлагаю из бумаги и других материалов, сделать жителей
подводного мира. Для этого мы разделимся на подгруппы.
Здесь все кружочки одного цвета, отличаются только диаметром. Два
больших - голова, 10 штук средних - клешни, и два маленькие - “ручки”.
Можно добавить кружочки голубого или белого цветов для пузырьков,
свернутые пополам круги коричневого цвета - камни. Поэкспериментируйте с
водорослями.
Наклейте на картонную основу-шаблон мелкие макароны-звездочки и у вас
получится еще один обитатель подводного мира - морская звезда.
Выполнить из шаблонов черепашку. Оформить фломастерами панцирь,
коготки.
Наклейте на картонную основу-шаблон мелко нарезанные цветные нитки,
щупальца сделать из длинных ниток и у вас получится еще один обитатель
подводного мира - медуза.
1. Познавательное развитие Беседы:
«Море в опасности!»
Цель: выяснить, какие опасности грозят морю и его обитателям
«Сокровища морей»
Цель: познакомить детей с сокровищами морей: жемчугом и кораллами.
«Морские растения» (Приложение 1)
Цель: познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.
«Все о ракушках»
Цель:познакомить детей с ракушками, их разнообразием и пользой для
человека.
«Рыбы – кто они?
Цель: уточнить и расширить представления о рыбах. Развивать умение
наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи.
Рассматривание открыток «Пестрый мир аквариума»
«Гроза океанов: большая белая акула, гигантская медуза – бойтесь больших
щупальцев»
Цель: познакомить с морскими животными, которые несут опасность людям.
«Кем быть?»
Цель: закреплять и пополнять знания о существующих в настоящее время
профессиях, связанных с море».
Познавательные занятия
«Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей.
Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое,
холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать
любознательность, речь, память.
«Путешествие по глубинам морского царя».
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и
способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные
вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
«Морские чудеса».
Цель: закреплять первоначальные представления о морях и океанах;
формировать знания об обитателях морского дна; воспитывать эстетическое
отношение к природе; активизировать и обогащать словарь детей
существительными, прилагательными, глаголами.
«Чайка»
Цель: уточнить и расширить знания детей о чайке (внешний вид, сфера
обитания, питание, повадки, образ жизни); закрепить умение работать
ножницами и иголкой; развивать мышление, наблюдательность, мелкую
моторику; воспиты-вать экологическое мировоззрение, интерес к природе
родного края.
Наблюдение:
«Аквариумные рыбки»
Цель: закрепить знания детей о том, что рыбы бывают разные по величине,
окраске, форме тела, строению плавников; учить детей выделять признаки
сходства и различия между рыбами; укрепить желание ухаживать за рыбками.
Дети наблюдают за аквариумными рыбками
«Черепаха»
Цель: посмотреть внешнее строение черепахи, как передвигается, чем
питается; предложить детям поухаживать за ней и угостить ее.
Дети наблюдают за черепахой.
Экспериментирование:
«Научи яйцо плавать»
Цель: при помощи опыта показать детям свойства воды.
Задачи:
1. Приготовить насыщенный солевой раствор.
2. Проследить как ведет себя яйцо в воде и солевом растворе.
3. Сделать выводы о свойстве морской воды.
Материалы и оборудование: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых
ложек соли.
Вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем
сложнее в ней утонуть.
«Кристаллизация соли»
Цель: экспериментальным путем показать, как происходит кристаллизация
соли в природе.
Задачи:
1.Приготовить солевой раствор.
2.Проследить за кристаллизацией соли.
3.Сделать выводы о том, как происходит кристаллизация соли в природе.
Материалы и оборудование: стеклянный стакан, соль, чайная ложка, палочка,
скрепка, шнурок.
Ход эксперимента:
1.В стакан налить воды и добавить 3 столовые ложки соли.
2.Размешать воду до полного растворения соли.
3.Положить скрепку, привязанную к деревянной палочке.
4.Стакан поставить на солнечное окно.
Вывод: кристаллизация происходит в насыщенном растворе при постепенном
испарении жидкости. Весь процесс происходит за 2-3 недели.
Выполнение опыта по кристализации соли
«Кристаллизация соли в процессе нагревания».
Цель: экспериментальным путем доказать нахождение соли в воде.
Задачи:
1. Приготовить солевой раствор.
2. Проследить за процессом кристаллизации в процессе нагревания.
3. Сделать выводы о кристаллизации соли в процессе нагревания.
Материалы и оборудование: солевой раствор, спиртовка, пробиркодержатель,
металлический сосуд.
Ход эксперимента:
1. Набрать водопроводную воду в стакан и добавить 3 ст. ложки соли.
2. Налить небольшое количество воды в металлический сосуд и поставить на
спиртовку придерживая пробиркодержатилем.
3. Довести солевой раствор до кипения.
4. Проследить за процессом кристаллизации.
5. Сделать выводы о том, почему при нагревании из солевого раствора
образуются кристаллы соли.
Вывод: при нагревании солевого раствора происходит испарение воды , а
кристаллы соли остаются на дне сосуда.
«Окрашивание морской воды».
Материалы и оборудование: 2 стакана, соль, краситель.
Ход эксперимента:
1. В один стакан налить водопроводную воду и добавить 5 чайных ложек
соли.
2. Во второй стакан налить водопроводной воды и добавить пищевой
краситель.
3. В стакан с соленой водой аккуратно влить пару чайных ложек воды с
красителем.
Вывод: Окрашенная вода останется на поверхности, так как соленая вода
более плотная и тяжелая, поэтому она находится внизу стакана. А
водопроводная вода более легкая – поэтому она на поверхности.
2. Речевое развитие
Чтение художественной литературы:
Цель: познакомить детей с изображением морских обитателей в
литературных произведениях.
Г. Косова «Азбука подводного мира»,
С. Сахарнов «Кто в море живёт?»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
П. П. Ершов «Конек – Горбунок»
М. Чубученко «Морские сказки».
Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
Цель: обобщать и систематизировать знания детей о море и морских
обитателях; учить стихотворение наизусть; развивать внимание, память.
Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок. Г.Р. Лагздынь
Заучивание пословиц и поговорок о море:
Цель: учить детей запоминать пословицы и поговорки, учить понимать смысл
пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную
речь, умение грамотно составлять предложения.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,— капитаном будешь.
Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций:
Цель: показать красоту моря в творчестве известных художников, развивать
связную речь, умение грамотно составлять предложения
Рассматривание репродукций картин:
- И.К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море»,
«Ураган на море»,
- А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе»,
- А. Боголюбов «Парусник в море»;
3. Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Занимательная зоология»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов,
способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их
обитания.
«Угадай на ощупь»Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с
завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя
в руках.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на
необхо-димые окошки своих карточек.
«
Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать
умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее,
должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского
лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через
лабиринты.
Настольная игра (пазлы) «Подводный мир»
Цель: вызвать интерес к создаваемой картине, развивать мелкую моторику
рук, логику.
Ход игры: из мелких деталей собрать картину.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских
фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская
фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто
первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает
фант.
«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами
должен определить кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и
выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными
участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и
описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны
перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся
«рыбка» становится «рыбаком».
«Водолаз»
Цель: закрепить название морских обитателей, учиться передавать
движениями их внешний вид и способы передвижения.
Ход игры: ведущий загадывает морское животное, а игроки должны
изобразить его. Кто интереснее изобразит становиться ведущим.
Сюжетно – ролевая игра:
«Путешествие на корабле»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе;
совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество,
воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников
морского флота.
«Подводная экспедиция»
Цель: создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре. Побуждать к развертыванию сюжета.
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть
интересное и занимательное во время морской прогулки.
4. Продуктивная деятельность
Рисование:
«Морской пейзаж»
Цель: учиться при помощи акварельных красок передавать красоту морского
пейзажа.
«Золотая рыбка»
Цель: систематизировать знания о внешнем виде рыб, их среде обитания.
Учить передавать данные знания в рисунке.
«Аквариумные рыбки»
Цель: Создание макета аквариума с рыбками, на основе полученных знаний о
среде обитания морских рыб. Учимся находить сходства и отличия морских и
аквариумных рыб.
«Морские обитатели»
Цель: воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой
красотой, учить выражать свои знания в художественно – продуктивной
деятельности.
«Морское дно»
Цель: продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в
рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире. Развивать у детей
воображение и творчество.
Аппликация:
«Необычные рыбки»
Цель: развивать умение вырезать по контуру сложенную пополам бумагу,
дорисовывать необходимые детали фломастером.
«Рыбы в аквариуме»
Цель: развивать цветовое восприятие; чувство композиции; умение
рассматривать и оценивать созданные изображения; упражнять в подборе
разных оттенков цвета; закреплять приемы вырезания и аккуратного
наклеивания создавать картину из геометрических фигур.
«Подводный пейзаж»
Цель: учиться работать с природными материалами и при помощи них
передавать красоту морского дна .
Берег морской
Цель: Закреплять у детей технические навыки аппликации путем нарезания и
приклеивание шерстяных ниток. Продолжать учить выстраивать композицию
рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.
Развивать у детей воображение, творчество.
Лепка:
«Ракушки»
Цель: учить при помощи пластилина передавать внешний вид ракушки,
закрепляя знания детей о их внешнем виде.
«Морское дно» (пластилинография)
Цель: формировать у дошкольников представление о морских обитателях,
путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и лепки.
Оригами
«Краб»
Цель: развивать творчество, умение внести оригинальность и
индивидуальность в выполняемую поделку.
«Теплоход»
Цель: Познакомить детей с новыми способами складывания бумаги.
Развивать творчество, умение внести оригинальность и индивидуальность в
выполняемую поделку.
«Рыбка»
Цель: закрепление умения складывать бумагу в нужном направлении;
закрепление внешнего строения рыб.
Беседа на тему: «Моря бывают разные»
Цель: дать детям представление о том, что на земле существует много морей.
Каждое море имеет своё название и характерные особенности (тёплое,
холодное море). Продолжать знакомить детей с глобусом. Развивать
любознательность, речь, память.
Ход беседы
В групповую комнату входит Русалочка.
Русалочка: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Русалочка из сказки
Ганса Христиана Андерсена. Как я рада, что оказалась в детском саду! Я
хотела бы у вас немного погостить. Вы не против, ребята? (ответы детей)
Думаю, мы подружимся!
Воспитатель: Конечно, Русалочка! Наши дети очень гостеприимны и умеют
дружить по настоящему.
(Русалочка замечает аквариум)
Русалочка: Ой, а у вас тоже есть море! Я так его люблю! Только оно почему-
то совсем маленькое?!
Воспитатель: Что ты Русалочка! Это не море. Ребята, скажите, пожалуйста,
Русалочке, как называется это «море»? (Аквариум)
Русалочка: Ребята, а что такое – аквариум? (Домик, где живут рыбки)
Русалочка: А я подумала, что увидела какое-то новое море, которое ещё не
знаю. А вы, ребята, какие моря знаете? (Чёрное)
Русалочка: Вы знаете только одно море?! Но на земном шаре существует
много других морей! У них очень интересные названия!
Воспитатель: Ребята, а давайте сами попробуем отыскать эти моря на нашем
глобусе? А Русалочка нам поможет. (Дети вместе с воспитателем и
Русалочкой рассматривают глобус и находят очертания морей и их названия:
Чёрное море, Средиземное, Каспийское, Красное, Японское, Балтийское и т.д.
Воспитатель даёт краткое объяснение, почему так называется то или иное
море)
Русалочка: Вот как много морей мы с вами нашли! Некоторые из этих морей
очень холодные, а некоторые очень тёплые. Например, Красное море, которое
находится рядом с Африкой. Ах! Как я люблю плавать в нём! А какие
необыкновенно красивые рыбки живут в этих морях!
Воспитатель: Русалочка, ты так много знаешь о морях! А чем же мы будем
заниматься с детьми в течение этой морской недели?
Русалочка: Нас ждут увлекательные встречи. Мы познакомимся с морскими
обитателями, будем рисовать их, слушать рассказы и сказки о море и, конечно
же, играть!
Беседа «Путешествие по морским глубинам»
Цель: расширять представления детей о море, его обитателях, их строении и
способах защиты от врагов; поощрять стремление задавать познавательные
вопросы; воспитывать любовь к природе, бережное отношение.
Методы и приёмы: игровой, словесный (беседа), наглядный
Материал к занятию: Глобус, демонстрационные картины с изображением
морских обитателей. Плоскостное изображение глубоководного батискафа
Ход занятия
Вводная часть:
(В группу входит Русалочка, приветствует детей и с заинтересованным видом
подходит к глобусу)
Русалочка: Ребята, утром во время нашей беседы, мы искали с вами моря на
глобусе. Этот предмет мне не знаком. Объясните, пожалуйста, что такое
глобус?
(ответ детей: Это макет нашей планеты – Земля. Огромного земного шара, где
мы все живём)
Воспитатель: Верно ребята. Вы хорошо объяснили Русалочке, что такое
глобус.
Земной шар – это наш общий большой дом. У нас над головой одна большая
крыша. Как вы думаете, что это за крыша? (Это небо)
Воспитатель: Правильно. У нас под ногами – один большой пол. Что это?
(Земля)
Воспитатель: У нас на всех одна великанская лампа, она же печка. Что это?
(Солнце)
Русалочка: Теперь я очень хорошо поняла, что такое глобус. Ребята, утром я
узнала, что голубые пятна на глобусе это вода, а что обозначают коричневые,
жёлтые и зелёные пятна? (это суша)
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на глобус и скажите: каких
пятен больше – голубых или коричневых, жёлтых, зелёных? (Больше
голубых)
Воспитатель: Правильно. Это означает, что на нашей планете земле, вода
занимает больше места, чем суша.
Русалочка: Да воды действительно очень много. Это реки, моря, океаны,
озёра и даже болота!
Воспитатель: По воде можно совершить настоящее кругосветное
путешествие. Но ещё интереснее путешествовать под водой, например,
спуститься на дно моря. Хотите отправиться в такое путешествие?
Русалочка: Подождите! Это опасно! Ведь вы люди, не можете дышать под
водой!
Воспитатель: Поэтому, Русалочка, чтобы попасть на дно океана, мы должны
с вами , ребята, сначала сесть в специальный глубоководный корабль который
называется батискаф. Ну, что, согласны отправиться в путешествие по
морскому дну? Тогда занимайте пассажирские места в нашем батискафе.
Основная часть:
(Дети садятся на стульчики, которые расположены за плоскостным
изображением батискафа)
Воспитатель: Мы опустимся на батискафе глубоко под воду и, через его
иллюминаторы, будем наблюдать, за обитателями океана. Внимание!
Погружаемся!
Как вы думаете, кого мы сейчас встретим под водой? (рыб)
Русалочка: Верно. В основном в море живут рыбы. Только все они разные.
Посмотрите, какие красавицы! (рассматривают иллюстрации с морскими
рыбами)
Воспитатель: Ребята, подумайте и скажите, что есть общего у всех рыб?
(голова, туловище, хвост, плавники и т.д.) Правильно, вы очень
наблюдательны. А скажите, пожалуйста, чем покрыто туловище рыб?
(Чешуёй)
Русалочка, открой нам, пожалуйста, секрет как рыбы могут дышать под
водой?
Русалочка: Весь секрет в том, что рыбам в воде помогают дышать жабры.
Это такой орган, который расположен рядом с головой рыбы. Ну, жабры для
рыбы это то же самое, что для вас ваш нос!
Воспитатель: Ребята, давайте наденем водолазные принадлежности и
совершим прогулку по дну моря. Так мы лучше сможем рассмотреть, где же
находятся у рыб жабры и как они дышат. ( Имитируют надевание водолазного
костюма и подходят к аквариуму, где наблюдают за живыми рыбами)
Воспитатель: Конечно, здесь в море, нас могут подстерегать неприятности.
Мы можем встретиться с акулами. (показывает иллюстрации акул) Акулы
хищные рыбы и могут напасть на людей. Поэтому лучше нам с ними не
встречаться и поскорее вернуться в наш батискаф. Его стены надёжно
защитят нас от острых зубов акул и других морских хищников.
(возвращаются на стульчики)
Русалочка: Ой, посмотрите! На встречу нашему батискафу плывёт огромная
акула. (Показ иллюстрации) Но не бойтесь её. Не смотря на свой огромный
размер, эта акула совсем не опасна. Хотя эта акула не поместится даже в
самом большом автобусе, питается она маленькой селёдкой и для людей
совсем не опасна.
Воспитатель: Посмотрите, совсем рядом с нашим батискафом проплывает
необычное животное! И это вовсе не рыба!
Русалочка: Конечно, это не рыба, ведь кроме рыб в морях живёт много
других морских обитателей. А чтобы узнать, кто это попробуйте отгадать
мою загадку: У кого ноги растут прямо из головы? (осьминог)
Отгадали. Ноги у осьминогов действительно растут прямо из головы. А кто
знает, сколько ног у осьминогов? (Восемь ног)
Воспитатель: Хотя это вовсе и не ноги, а скорее руки – щупальца. На конце
каждой такой руки, у осьминога расположены присоски, которыми удобно
хватать добычу. А в случае опасности осьминог набирает в свой водяной
мешок воды, прижимает щупальца друг к другу, выталкивает воду из мешка и
плывёт быстро в другую сторону.
Русалочка: Мы русалки, дружим с осьминогами и очень любим, играть с
ними в морские догонялки. А вы, ребята, любите играть? Тогда давайте
поиграем в мою любимую игру «Зеркало».
Физ. минутка: игра малой подвижности «Зеркало».
Ребята встают в круг, в центр круга встаёт ведущий (Русалка). Дети должны
повторять за ведущим все движения, которые он показывает. (В данном
занятии можно изображать волны, рыб и т.д.)
Русалочка: Мы очень весело играли!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на самом дне лежит ещё один обитатель
моря. (показ иллюстрации морской звезды) На что он похож? (на звезду)
Воспитатель: Правильно, это звезда, но только морская. Она живая. Так же
как и у осьминога, у морской звезды есть щупальца. Они расположены на
лучах морской звезды. А ещё на концах лучей звезды расположены глаза.
Русалочка: А вот рядом с нами проплывает очень необычное существо!
(показ иллюстрации морского конька) Приглядитесь, кого напоминает вам её
голова? (голову лошадки)
Воспитатель: Верно, голова у него точно как у сказочного конька Горбунка.
Русалочка: Вот его и назвали – Морским коньком. Морской конёк очень
маленький и многие большие рыбы могут его съесть, поэтому, чтобы легче
было спрятаться, морской конёк умеет менять свою окраску. Сядет на
зелёную водоросль – позеленеет, сядет на бурую водоросль – станет бурым.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, пока мы с вами рассматривали Морского
Конька, совсем близко к нашему батискафу подплыла очень интересная
рыбка (показ иллюстрации рыбы – шар). Она круглая как шарик и вся
колючая! Вам знакома эта рыбка? Русалочка, что это за рыба?
Русалочка: Называется она рыба-шар. Хотя такой круглой и колючей она
бывает не всегда, а только когда чувствует опасность.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему во время опасности эта рыбка
превращается в колючий шар? (для защиты)
Верно, так она защищается от своих врагов. Завидев врага, она начинает
захватывать много воды в себя и раздувается, как шар. Колючки на её теле
начинают торчать в разные стороны, отпугивая врагов.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ой, ребята! Мы с вами так засмотрелись на морских
обитателей, и я совсем забыла, что нужно следить за уровнем воздуха в
нашем батискафе. Нужно срочно посмотреть сколько воздуха осталось у нас
в запасе. (проверяет импровизируемые приборы) Ну вот, воздуха осталось
совсем немного! К сожалению, мы больше не можем с вами задерживаться на
дне моря. Нужно срочно всплывать на поверхность. Пожалуйста, займите
свои места и приготовьтесь к подъёму. Внимание! Всплываем!
Ну, вот мы и вернулись в детский сад! Закончилось наше путешествие по
морскому дну.
Русалочка: Понравилось вам наше путешествие? А кого мы с вами
повстречали в морских глубинах? (рыба Шар, морской Конёк, акулы,
осьминог и т.д.)
Воспитатель: Давайте в следующий раз отправимся с вами путешествовать
по рекам планеты Земля. Там тоже можно увидеть много интересного.
Беседа на тему: «Всё о ракушках»
В группу входит Русалочка и приносит детям коллекцию ракушек. При
рассматривании ракушек проводится беседа.
Ход беседы
Русалочка: Ребята, посмотрите, какая у меня прекрасная коллекция ракушек!
Вы обратили внимание, что все ракушки разные? А чем они отличаются?
(размером, формой, цветом)
Воспитатель: Ребята, выберите себе каждый одну ракушку, и мы попросим
Русалочку рассказать нам о них.
Русалочка: Все ракушки разной формы и разного цвета – потому что они
собраны мною в разных морях.
Вот эта, самая большая ракушка с множеством зубцов, нежного молочно-
розового цвета, подобрана мною даже не в море, а в Тихом океане.
А эту ракушку – Рапан, вы, наверное, все узнали. Таких ракушек очень много
в Чёрном море.
А эту пятнистую, продолговатую ракушку, я нашла в Средиземном море.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое ракушка? (в них прячутся
рыбки)
Верно. Ракушка это домик, но не для рыб, а для моллюска – ещё одного
морского обитателя! Свой домик Моллюск всегда носит с собой.
Русалочка: А вы, знаете, как появляется этот домик? Домик этот строит сам
моллюск, а строит он его из известняка. Это разные осадки, которые оседают
на морское дно - мелкий песок, камушки, крошки сломанных ракушек.
Домик ракушка очень прочный и моллюск чувствует себя внутри ракушки
очень защищённым.
С помощью ракушки можно даже здесь, далеко от моря, услышать, как
плещутся морские волны. Хотите послушать? Тогда возьмите ракушку и
приложите её отверстием к уху. Слышите? Это песнь моря.
Беседа «Сокровище морей»
Русалочка приносит в группу украшения сделанные из жемчуга и кораллов.
Русалочка: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какие красивые украшения
подарил мне мой отец – Морской царь.
Вот это ожерелье сделано из жемчуга, а вот этот браслет из кораллов.
Ребята, а вы знаете, откуда берётся жемчуг? Жемчуг рождается в море, на
самом дне! Чтоб стать вот такой красивой горошинкой, жемчугу нужно очень
много времени.
Воспитатель: Русалочка, а откуда на дне морском появляется жемчуг?
Русалочка: На самом деле, в самом начале эта жемчужина была всего лишь
маленькой песчинкой! Однажды она попала в ракушку. Вы знаете, кто живёт
в ракушке? (моллюск) Верно. В ракушке песчинка постепенно, днём за днём
обрастала специальным веществом, которое выделяет моллюск –
перламутром. И вот однажды песчинка превратилась в жемчужину. Вот и всё!
Воспитатель: А как же жемчуг попадает к людям? Ребята, может быть, вы
знаете?
Русалочка: Люди добывают жемчуг, опускаясь на дно моря. Они находят там
ракушки, осторожно их открывают и забирают жемчуг.
Воспитатель: Добывать жемчуг оказывается очень трудно!
Русалочка: Да, это трудное и опасное дело. Поэтому настоящего жемчуга не
так уж и много. Люди уже давно научились делать искусственный жемчуг.
Воспитатель: Русалочка, а кораллы, из которых сделан твой браслет, тоже
растут в ракушках?
Русалочка: Нет, конечно! Кораллы это морские растения.
Воспитатель: Как растения? Они же на ощупь такие твёрдые, как камни,
правда, ребята?! А растения они нежные, живые!
Русалочка: Кораллы тоже живые! Видели бы вы, как они красиво
колыхаются в море! Но когда коралл погибает, то он становится твёрдым! В
морях встречаются даже коралловые рифы, о которые может разбиться даже
самый крепкий корабль!
Беседа: «Морские растения»
Русалочка приходит в гости и приносит с собой альбом «Мир водорослей».
Русалочка: Ребята, у вас в группе так много разных растений! А вы знаете,
как они называются? А вы умеете за ними ухаживать?
Воспитатель: Видишь, Русалочка, наши ребята любят растения, ухаживают
за ними и поэтому они такие красивые и радуют нас и наших гостей!
Русалочка: Я тоже люблю растения. У меня дома даже есть свой сад! Там,
конечно, нет таких ярких цветов и вообще растения не похожи на ваши, но
всё равно они очень красивые!
Воспитатель: А что за растения растут у тебя в саду? Как они называются?
Ребята, а может быть, вы знаете, что за растения растут в море? (водоросли)
Русалочка: Правильно. Это водоросли! У вас они тоже есть в вашем
стеклянном домике для рыб.
Воспитатель: Водоросли все выглядят одинаково?
Русалочка: Конечно, нет! Вот посмотрите, я специально принесла с собой
альбом, что бы вы могли увидеть, какими разными и красивыми могут быть
морские водоросли.
Водорослей очень много и они все разные: по цвету, форме, размеру.
Слово «водоросли» обозначает то, что это растения, живущие в воде. Но
водоросли могут жить и на коре дерева, и на влажных камнях и на
поверхности разных почв. У водорослей, в отличие от других растений, нет
ни листьев, ни корней, ни цветов.
Воспитатель: Но как же они тогда удерживаются в море?
Русалочка: Есть очень, очень маленькие водоросли, которые просто плавают
и странствуют по волнам морей и океанов. А есть водоросли которые
прикрепляются ко дну специальными «якорями» и вырастают до 60 м .
Иногда водоросли образуют целые леса!
Воспитатель: Русалочка, а водоросли съедобны?
Русалочка: Конечно! Водоросли едят рыбы и другие морские обитатели.
Есть даже водоросль, которую любят, есть люди. Она называется «Морская
капуста». Она очень полезна для здоровья!
Беседа «Море в опасности»
Воспитатель: Море – это громадное водное пространство. Если на катере
отъехать далеко от берега, то кругом будет одна вода. Можно долго плыть и
день, и два – все равно будет одна вода. Такое море большое, а океан еще
больше! (Воспитатель обводит глобус).Море бывает разное. В безветренный
солнечный день оно очень красиво! Сине-зеленого цвета – такая в нем вода!
Сверкает, искрится на солнце, плещется маленькими волнами, как будто оно
живое. Если небольшой ветер заигрывает с морем, то по нему бегут волны с
белыми кудрявыми гребешками. Куда не посмотришь – всюду по сине-
зеленому полю бегут белые волны-барашки.
Но море бывает мрачным и даже страшным. В пасмурный день, когда небо
заволокло серыми тучами, море тоже становится серым, хмурым. И уж
совсем море становится сердитым, когда дует сильный ветер, громадные
серо-черные волны с силой поднимают с берега камни и обрушивают их
снова на берег. Шум и грохот волн заглушают человеческий голос. Если кто-
то, купаясь, не успел выбраться на берег, спасти такого человека очень
трудно: его крики о помощи никто не слышит (море все заглушает), а выйти
сам на берег он не сможет – волны снова и снова бросают его в море.
И уж совсем опасным и страшным бывает море во время шторма – сильного
ветра с дождем. Громадные черные волны высотой с каменный дом со
страшной силой обрушиваются на берег и все сметают на своем пути.
Машины, торговые палатки, люди – все окажется в его пучине. Даже большие
корабли часто тонут во время шторма. Давайте с вами закроем глаза и
послушаем шум моря. (Аудиозапись постепенно меняется от легкого шума
прибоя до громкого шума шторма.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как рождается море? Ходите узнать?
Давайте с вами поиграем в игру “Ходят капельки по кругу”.
Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – ее детки Капельки, и
им пора отправляться в путь. Звучит музыка напоминающая звуки дождя.
Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.
Воспитатель: Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно
им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими
веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки
парами.) Встретились ручейки и стали большой речкой(ручейки соединяются
в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла-
текла речка и попала в большое море (дети перестраиваются в хоровод и
двигаются по кругу). Вот так и образовалось море. Но многие моря сейчас
находятся в опасности – люди их сильно загрязнили. Заводы и фабрики
сбрасывают в море грязные воды, люди бросают мусор: банки, бутылки,
пакеты – все, что им не нужно. Часто случаются аварии – в море выливается
нефть. Обитатели морских глубин плохо себя чувствуют и даже гибнут. Вот,
послушайте историю, которая называется “Нефть в море”.
Плыл по морю огромный корабль. Он вез в трюмах столько нефти, что ею
можно было, целую зиму отапливать большой город. Беда случилась перед
рассветом. Корабль наскочил на подводную скалу. Матросы спустили
спасательные шлюпки и отчалили от гибнущего корабля. Весла ударили по
воде с непривычным глухим плеском, и от моря пахло не солью и
водорослями, как обычно, а нефтью. Она широко разлилась по воде. А утром
пляжи и прибрежные скалы были покрыты скользкой черной пленкой.
Настало страшное время и для жителей прибрежных городков и для
обитателей моря. Первыми пострадали птицы. Чайки, гагары, утки садились
в воду, не подозревая об опасности, и уже не могли взлететь, потому что
нефть склеивала им перья. Люди пытались помочь птицам – ловили,
отмывали в теплой воде со стиральным порошком. Но спасти удалось
несколько сотен, а погибли десятки тысяч. Повсюду, куда ни взглянуть,
лежали мертвые птицы.
Потом настала очередь мелководных ракушек – мидий, устриц. Они стали
задыхаться, потому что нефть не пропускала в воду кислород. Затем погибли
водоросли – они тоже не могли жить в отравленной нефтью воде. А рыбы и
прочие морские животные просто уплыли подальше.
Закрылись на берегу курорты и гостиницы – никто не хотел купаться в
грязной воде.
Нечего стало ловить рыбакам. Так из-за гибели одного-единственного
корабля побережье пострадало от страшной катастрофы. Не простой
катастрофы, а экологической. Пройдут многие годы, прежде чем эти берега
очистятся от нефти.
Эта катастрофа еще раз заставила людей задуматься о том, как легко ранить
природу и как трудно ее вылечить.
Воспитатель: Вот такая страшная произошла катастрофа. (Воспитатель
предлагает
детям обсудить историю). А сейчас мы с вами узнаем, какая она
нефть и почему погибли морские животные. Сначала я вам расскажу о том,
где применяют нефть. Посмотрите на предметы находящиеся у меня на столе.
При изготовлении этих предметов использовали нефть. (Воспитатель
демонстрирует игрушки из пластмассы, резиновые мячи разных размеров,
резиновые сапожки, камера для велосипеда, свечи, лак для ногтей,
стиральный порошок, бензин, солярка, нитки, ткань и другие предметы). А
теперь посмотрите на это замечательное вещество, которое называется –
нефть.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое нефть. Что нефть нужна человеку,
но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому при добычи
нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу. Ведь на месте, где
разлита нефть, долгое время не будет жизни: не будет деревьев, цветов,
травы, животных. Мы с вами говорили о том, как в море произошла
катастрофа и нефть вылилась в воду. Как мы с вами назвали эту катастрофу?
Экологическая катастрофа. Но разве только катастрофы вредят природе?
По разному вредят природе дым заводов, разлитая в море нефть, брошенный
в лесу или на пляже мусор. Так вот, дети, запомните, что нужно не только
самому бережно относиться к природе и ее богатствам, но и останавливать
других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережет ее. Чтобы
остались на ней леса и степи, реки и озера, чтобы жили на ней рядом с нами
рыбы и стрекозы, бабочки и киты, чтобы не потонули в мусоре и отбросах
наши города.
Я хочу, чтобы вы запомнили одно маленькое стихотворение:
Планета наша – общий дом
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом!
Перспективный план мероприятий по проекту «Подводный
мир»
Дата
проведения
Название мероприятия
Ответственные
Октябрь
1.Беседа: «Путешествие по морским
глубинам.
2. Просмотр слайдов «Водяная
стихия», слушание музыки –«звуки
моря», «Голоса морских животных»
3.Заучивание пословиц и поговорок
о море. Загадывание загадок.
4. раскрашивание морских
обитателей.
5.Пальчиковые игры в воде
«Медуза», «Морская звезда»
Воспитатели группы
,учитель-логопед.
Ноябрь
1.Беседа с детьми о рыбах
2.Д/и «Зоологическое лото», «Угадай
на ощупь».
3.П/и «Караси и щука», «Удочка».
4.Рассматривание альбомов, атласов,
энциклопедий по теме « Морские
животные»
5.С/Р игра «Моряки»,
Воспитатели группы,
учитель- логопед.
Декабрь
1.Рекомендации для родителей.
2.Просмотр видеоролика «Морские
обитатели».
3.Изготовление аквариумных рыбок
из бумаги и природного материала.
4.Подготовка конспекта занятия
«Рыбки» техника «оригами».
5.Пальчиковые игры в воде «Рыбка»,
«Капитан».
Воспитатели группы
Январь
1.Консультация для родителей «
Изготовление поделок в технике
«оригами».
2. Коллективная работа с детьми «
подводный пейзаж»
3.Чтение сказки А.С Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке».
4.Работа с родителями изготовление
книжек- малышек «сочини и нарисуй
сказку».
5. Изготовление поделок из бумаги
«Осьминожка».
6.Д/и «Опиши животное», «Чьи
детки?», «Назови одним словом»,
«Кто больше заметит небылиц».
Воспитатели группы .
Учитель- логопед
Февраль
1.Беседа: «Путешествие в подводный
Воспитатели группы,
мир»
2.Пластилинография «Рыбки».
3.Экскурсия в центральную детскую
библиотеку «Увлекательные рассказ»
4.Выставка рисунков «Моё любимое
морское животное»(Взаимодействие
с родителями).
5. П/и «Рыбак и рыбки», «Водолаз»,
«Водяной»
Учитель-логопед.
Март
1.Рисование «Золотая рыбка»
2.Рассматривание репродукций К.
Айвазовского «Ночь. Голубая волна»,
«Девятый вал», «Ураган на море».
3.Д/и «Разрезные картинки»,
«Соедини точки», «Четвёртый
лишний», «Лото».
4.Эксперимент «Волшебная вода»
5.Описательный рассказ детей
«Вспомни море голубое»
Воспитатели группы,
Учитель-логопед.
Апрель
1.Беседа «Моря бывают разные».
2.Рассматривние фотоальбома
«Рыбы Ставропольского края».
3.Заучивание стихотворений о море и
его обитателях.
4.Викторина «Вечер загадок и
отгадок» - «Чудеса подводного
мира»
5.Пальчиковые игры «Дельфин»,
«Акула», «Маленькая лодочка».
Воспитатели группы,
Учитель-логопед.
Май
1.Беседа «Море в опасности».
2.Составление описательного
рассказа по плану (схеме).
3.Чтение Г.Х. Андерсен «Русалочка».
4.Презентация проекта «подводный
мир».
Воспитатели группы,
Учитель-логопед.