Напоминание

перспективный план по экологическому воспитанию


Автор: Кротова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДС № 31 "Сказка"
Населённый пункт: город Невинномысск,Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: перспективный план по экологическому воспитанию
Раздел: дошкольное образование





Назад




7.10.2016 Перспективный план по экологическому воспитанию Подготовила Кротова Юлия Викторовна, воспитатель высшей категории

Сентябрь
Мониторинг 3нед «Детский сад» «Лаборатория добрых дел» Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле. 4 нед «Я и моя семья» Тема: «Земля мой дом». Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности водоёмов ( пруд , болото, озеро , река, море), Видов поселения (деревня ,город, страна), о звёздах . Приветствовать стремления детей овладевать разнообразными способами получение информации. Беседа «Где я живу», Сравнение речки, болота, моря. Д\и : «Наша семья», «Кто живёт на суше и воде», Беседа о звёздах, Рисование «Звёздное небо».
Октябрь
1нед «Сад, огород» Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия. Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» 2 нед «Хлеб, злаки» Уточнить и закрепить знания детей о злаках . Воспитывать трудолюбие. Активизировать Рассматривание иллюстраций в книге «Хлеб – главное
Тема: «Русское поле» словарь детей словами, обозначающими злаки и трудовые действия. богатство России», гербария. Пословицы, поговорки о труде. Чтение художественной литературы: Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зерно», Ю. Круторогов «Дождь из семян». Дидактические игры «Каравай», «Узнай растение», «Пищевые цепочки», Ботаническое лото». 3 нед « Осень» Закрепить знания детей о осенних признаках, приметах. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов. Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» 4 нед «Грибы, ягоды» Закрепить знания детей о грибах и ягодах (лесных, садовых, их пользе), учить выделять съедобные и несъедобные грибы, Дать знания о полезных свойствах грибов и ягод( лечат, имеют запах.) Загадки о грибах и ягодах. Рассказ о месте произрастания , их строении, размножении. Аппликация « Поможем белочке запастись грибами» Д\и «Лесные и садовые ягоды»
Ноябрь
1 нед «Деревья» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование 2нед Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с Опыт: С песком , глиной и водой.
Песок, глина, камень, почва водой, влияние воды на их свойства. Дать представления как образуется перегной. Опыт : как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление , прополка, удобрение) Рассмотреть песок и глину с использованием лупы 3 нед «Домашние животные» Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. Беседа, использование художественного слова, Пальчиковая игра :«Облака», Д\ игра «Вспомни и назови», « Назови детёнышей», Чтение сказки «Как собака друга искала» П\и «Пастух и стадо» Драматизация сказки « Три поросёнка» 4нед «Дикие животные» Дать представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются , чем питаются, как спасаются, о запрете охоты на диких животных. Помочь детям установить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе Рассказ Н. Носов «Лисята», Е. Чарушин «Что за зверь?», Рисование «Животные в лесу»(трафарет), чтение сказок «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», Показ фильма «Зайцы»
Декабрь
1 нед «Мороз – удивительный художник» Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.
2 нед Резина и пластмасса Познакомить детей с новым материалом ( резина и пластмасса). Учить определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению из которого сделан предмет. Рассматривание предметов из этих материалов; Сравнение резины и пластмассы; Д\и: «Из чего сделан?»; 3 нед «Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т.д. Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность. 4 нед «Зимняя красавица - ель» Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе. Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план
,
игра - имитация «Собери шишки,беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа.
Январь
2 нед «Обитатели уголка природы» Познакомить детей с обитателями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить доброте и чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех кого приручили. Беседа об уходе за комнатными растениями; Рассматривание картины «Уход за комнатными растениями; Д\и «Какого растения не стало?, «Опиши я отгадаю». 3 нед «Рыбы» Развивать интерес, наблюдательность, учить доброте и чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка Наблюдение за аквариумными рыбками. Дидактическая игра
природы. Воспитывать ответственность за тех кого приручили. «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра «Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О.Г. Зыкова «Камбала», Рыба-прилипала». Рисование «Моя любимая рыбка». 4 нед Стекло, металл Познакомить детей с новым материалом ( стекло , металл). Учить определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению из которого сделан предмет. Рассматривание предметов из этих материалов; Сравнение металла и стекла; Д\и: «Из чего сделан?»;
Февраль
1 нед « Белый снег пушистый» Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда их сравнение . Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха ( на морозе снег рассыпчатый ,чтобы можно было лепить он должен быть влажным) Рисование «Снежинки», Эксперименты : Цветные льдинки» постройка горки на участке 2 нед «Плыли по небу тучки» Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые. Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»
3 нед «Волшебница вода» Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной , тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная , но может менять окраску) с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни Окрашивание воды (Сравнение чистой и грязной воды),Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Хотела галка пить», Д\и «Вода» 4нед «Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Закрепить их названия. Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают».
Март
1 нед «В гостях у Веснянки» Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла , появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Д\и « Где снег не тает?, Где будут первые проталинки?, Где быстрее наступит весна? Рисование « Волшебница Весна», В.Берестов «Песенка весенних минут», М. Пришвин «Мать и мачеха», «Ребята и утята», «Одуванчик» 2 нед «Береги живое» Познакомить детей с Красной книгой , редкими , находящими под угрозой исчезновения видами растений и животных: вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным как части природы, источнику красоты, радости людей. Рассматривание Красной книги , беседа . 3 нед Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к Игра «Порадуйся солнышку», «Что
«Забота о здоровье» своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище. полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. 4 нед «Первые цветы в природе» Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».
Апрель
1 нед Бумага ,древесина , ткань. Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов , иметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами( бумага, мягкая поволока, ткань, нитки, соломка , пробка крышки) и инструментами. Рассматривание предметов из знакомых материалов, Оригами из бумаги , Аппликация из ткани « Полянка цветов» 2 нед «Весенний пейзаж» Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года». 3 нед «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание
выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). 4 нед «Зелёная аптека» Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями. Закрепить понятие взаимосвязи человека и растительного мира. Воспитывать бережное отношение к природе. Беседа о лекарственных травах, загадки рассматривание иллюстраций о растениях . Доктор лечит от простуды « Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя»
Май
1 нед «Насекомые – наши помощники» Продолжать развивать знания детей о жуках ( майский, носорог, божья коровка , пчела ,муравей); бабочках ( крапивница , капустница); на доступных примерах показать что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать бережное отношение к насекомым. Отгадывание загадок, рассматривание насекомых, М. Пришвин «Божья коровка», « Кузнечик», « Майский жук», Рисование «Божья коровка», Лепка «Зеленая гусеница» Д\И « Как спрятаться бабочке», «Найди насекомых поедающих листья» 2 нед Человек- живой организм Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «- » влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. - Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека - Дидактическая игра «Валеология», «Понюхай и отгадай»
Мониторинг

Литература. 1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ. 2. О.Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград. 3. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с природой и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика- синтез» 2005г. 4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика- синтез» 2005г. 5. Т.И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка- пресс».1998г. 6. Л.С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика- синтез» 2006г. 7. С.А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г. 8. Т.И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г. 9. Л.Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г. 10. С. Мусиенко, Г. Бутылкина. «Оригами в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Москва. «Обруч» 2010г. 11. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г. 12. Н.П. Ильчук, В.В. Гербова, Л.Н. Елисеева, Н.П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г.


В раздел образования