Напоминание

"Наблюдательность, как фактор развития важных психических функций учащихся".


Автор: Сидорова Ульяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа имени Семена Петровича Данилова"
Населённый пункт: с. Бердигестях
Наименование материала: Статья
Тема: "Наблюдательность, как фактор развития важных психических функций учащихся".
Раздел: начальное образование





Назад




Сидорова Ульяна Николаевна Республика Саха (Якутия) Горный улус, с.Бердигестях. МБОУ «Бердигестяхская средняя общеобразовательная школа им. С.П.Данилова» Учитель начальных классов. Стаж работы 27 лет. Высшая категория УПД. 678030 Республика Саха (Якутия), Горный улус, с.Бердигестях, ул. Дьоллоох 14/1
«Наблюдательность, как фактор

развития важных психических функций учащихся».
2016 г.

Введение.
Социальные преобразования, происходящие в нашей стране, создали определенные условия в сфере образования – это создание новых типов школ, дифференциация и вариатизация учебных заведений, активное внедрение в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. На волне этого инновационного движения начальное образование приобретает развивающий характер. Но несмотря на то, что термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос «Что такое развивающее обучение?», а с другой, некоторой противоречивостью самого термина, так как вряд ли можно говорить о «неразвивающем обучении». Любое обучение развивает ребенка. Однако нельзя не согласиться с тем, что в одном случае обучение, как бы надстраивается над развитием, как говорил Л. С. Выготский, «плетется в хвосте» у развития, оказывая на него стихийное влияние, в другом – целенаправленно обеспечивает его, «ведет за собой развитие» и активно использует его, «ведет за собой развитие» и активно использует его для усвоения новых знаний, умений и навыков, во втором – приоритет развивающей функции обучения, и это кардинально меняет построение процесса обучения. Эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний, а эффективность развития измеряется уровнем, которого достигают способности учащихся, т. е. тем, насколько развиты у учащихся основные формы их психической деятельности, позволяющей быстро, глубоко и правильно ориентироваться в явлениях окружающей деятельности. Разработка теории развивающего обучения под руководством Л. В. Занкова осуществлялась в русле дидактических категорий и изначально ставила своей целью «построить такую систему начального обучения, при которой достигалось бы гораздо более высокое развитие младших школьников, чем при обучении согласно канонам традиционной методики. Как пишет Л. В. Занков: «Факты, имевшиеся в психологической науке, не могли послужить отправным пунктом и ориентиром для нашего исследования», так как «они были получены в условиях обучения школьников по традиционной методике». В основу построения системы начального были положены взаимосвязанные дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности, изучение программного материала быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, его знание школьниками процесса учения, целенаправленная и систематическая работа над
развитием всех учащихся класса, в том числе и наиболее слабых. Содержание этих принципов раскрыто в работах Л. В. Занкова. Считая, что сама природа проблемы обучения и развития требует органического включения психологического изучения школьников должен изучаться в логике психологической науки – по линиям развития психической деятельности и в аспекте индивидуально-психологических особенностей детей. В качестве таких линий были обоснованно выбраны: наблюдение, мыслительная деятельность и практические действия.
Степень развития основных качеств

умственной психической деятельности ученика.

Общее психическое развитие.
Лаборатория Л. В. Занкова, рассматривая проблему обучения и развития как соотношение обучения и общего развития психики ребенка, создавала новую дидактическую систему начального обучения, которая была направлена на оптимальное общее развитие школьника. Соответственно была выдвинута руководящая идея новой дидактической системы – идея максимальной эффективности обучения для общего развития школьников. Основная линия развития психической деятельности заключается в новообразовании «функциональной системы разнохарактерных способов действия: анализирующего наблюдения, классифицирования, группирования учебного материала на основе различения соответствующих понятий, выделения существенного, обобщения и т. д. О прогрессе в умственном развитии можно говорить только тогда, когда происходит объединения в одну систему, в единую познавательную учебную деятельность этих разнохарактерных способов умственной деятельности. Касаясь показателей общего развития психики, по которым можно судить о продвижении школьника в этом направлении, Л. В. Занков характеризует его новообразованиями по трем линиям умственной деятельности: анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия.
Наблюдение – сложная деятельность.
Наблюдательность является важнейшим качеством развития человека. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека в любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью.
Наблюдательность учащихся развивается в школе под руководством учителя. В соответствии с требованиями учебных программ наблюдения в начальных классах включаются в преподавание всех учебных предметов. Наблюдение – это непросто непроизвольное восприятие окружающих предметов, явлений, а целенаправленная деятельность, подчиненная определенной познавательной задаче. Наблюдательный человек строго следует поставленной перед собой цели, владеет определенными приемами наблюдения. Наблюдение обогащает ребенка верными, яркими образами окружающей действительности, служит основой для формирования представлений и понятий, основой для развития мышления школьников. Формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. В то же время успех деятельности наблюдения зависит от развитости мышления. В процессе наблюдения развивается речь детей. Умение наблюдать, интерес к наблюдениям, исследовательский подход к окружающей действительности должны закладываться в начальных классах Для того, чтобы руководить деятельностью наблюдения, а также учитывать продвижение в развитии наблюдательности у школьников, учителю целесообразно знать о характерных чертах развитой деятельности наблюдения. К показателям развития наблюдательности можно отнести следующее: 1. Умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции. Задачи наблюдения могут быть различными (рассмотреть предмет и полно охарактеризовать его по внешнему виду; сравнит с каким-то другим в определенном аспекте; вычленит отдельные стороны, части объекта и. т. д.) Важно четко выполнять эти задачи. 2. Полнота наблюдения- исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей. 3. Тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты (при описании внешнего вида объекта- не только, например его яркую окраску и общее строение, оттенки, детали формы, строение частей и т. п.) 4. Планомерность, определенная последовательность рассмотрения объектов. 5. Осмысление, интерпретация воспринятого в свете прежнего опыта, имеющихся знаний, способность к обобщенной характеристике воспринятого. 6. Способность к длительному внутреннему побуждению осуществлению наблюдения. Небезразличное, а эмоционально окрашенное отношение к деятельности наблюдения.
7. Осознание черт наблюдательного человека, способность контролировать и развивать в себе соответствующие черты. Естественно школьники не сразу достигают указанных качеств. Для младшего школьника нередко характерно неумение подчинить свое восприятие поставленной задаче, неумение точно следовать инструкции. Имеет место односторонность анализа или рассказывают например, про птицу все, что они знают о них. В процессе обучения при определении его построении у школьников развивается умение наблюдать, всматриваться в окружающую жизнь, анализировать объекты, явления, выделять в них определенные особенности, устанавливать связи. Развивается интерпретирующая деятельность, стремление понять, объяснить увиденное в свете имеющихся знаний, накопленного опыта, формируется интерес и потребность в наблюдении. Было выявлено 4 уровня развития наблюдательности младших школьников. Чтобы выявить эти уровни у моих первоклассников, я провела задания на наблюдения: рассмотри картину и расскажи что на ней изображено ( картины из серии для развития речи). I уровень – характерно бедное слабо дифференцированное восприятие. Выделяют только броские черты объекта ( например, ярко выраженную окраску, разные признаки формы). Описание объекта оказывается очень неполным. Помощь педагога в виду вспомогательных вопросов или указаний не приводит к заметному улучшению качества ответов. В силу испытываемых затруднений не проявляется интерес к деятельности наблюдений. Крайне слабо выражена интерпретирующая деятельность, что выражается в неумении увязать детали картины, дать ей обобщенное название. На II уровне учащиеся выделяют основные части объекта, но характеризуют их односторонне, недостаточно развита тонкость наблюдения. В отличие от предшествующей группы, эти школьники восприимчивы к помощи, при постановке вопросов, детализирующих процесс наблюдения, характеризуют объект более полно, но не преодолевают одностороннего подхода в наблюдении. Интерпретирующая деятельность выражена слабо. Интерес к наблюдению неустойчив. Для III уровня характерна односторонность и полнота наблюдения, достаточная точность анализа в условиях самостоятельной деятельности. Проявляется заинтересованность в выполнении заданий. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника. Увеличивается длительность внутреннего побуждения к деятельности наблюдения. Н а IV уровне учащиеся дают исчерпывающую характеристику воспринимаемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности. Способны к помечании очень
тонких деталей, нюансов. Проявляется яркий интерес и потребность в наблюдении, что лежит в основе способности длительно осуществлять наблюдения. Интерпретация наблюдательности осуществляется на основе выделения существенных объективных связей. V уровень – обнаруживается уже после окончания начального класса. Характеризуется всеми чертами четвертого, сверх которого возникает ярко выраженная способность к осознанию черт наблюдающего человека, к характеристике степени развитости этих черт у себя.
Уровень развития наблюдательности.

(1 класс III четверть).
Следует иметь в виду, что не всегда ответ ученика в чистом виде соответствует тому или иному уровню. В нем могут проявляться и тенденции становления нового уровня или, наоборот, отдельные черты предшествующего. В то же время сама характеристика уровней не представляет собой нечто застывшее. В ходе живого общения с детьми, предоставляя им возможность свободно высказываться о наблюдаемых объектах и побуждая тем самым дух соревнования, дух поиска наиболее подходящих ответов, учителю можно выявить оригинальные яркие суждения, свидетельствующие о каких-то особых личностных качествах ученика, что может внести определенные нюансы и в характер уровня его развития.
Изучение развития наблюдательности у школьников

в процессе урока.
Наибольшие возможности для изучения развития наблюдательности в начальных классах представляют уроки, где имеет место наблюдения различных предметов или процессов, возникающих при проведении опытов, восприятия явлений природы или
общественной жизни, учебных или художественных картин. Наблюдательность можно изучить на всех уроках. Возможно изучить наблюдательность и на экскурсиях, походах. Для того, чтобы задания, связанные с наблюдением при изучении нового материала, соединили в себе обучающую, развивающую и контролирующую (диагностическую) функции, эти задания должны обязательно апеллировать к познавательной самостоятельности учащихся. Предъявляя новый объект, новую картину ученикам можно спросить: «Что вы можете сказать об этом предмете (модели, поделке и т.д.)? Какая она (он) по виду? Или о картине: Что на ней изображено? Что вам понравилось в этой картине?» Дети могут высказать самые разнообразные суждения, подметить неожиданные нюансы в наблюдаемом объекте, обнаружить свое личное отношение к объекту. Изучение развития наблюдательности ни в коем случае не должно сопровождаться выставлением отметок. Напротив, надо находить слова похвалы даже при самом маленьком продвижении ученика.
Заключение.
Еще раз хочу напомнить коллегам, что анализ понятия «общее развитие школьника» привел к необходимости выделения линий развития его психической деятельности: деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практических действий. Прослеживание движения по этим линиям, как уже говорили, дает возможность изучить процесс и результат общего развития психики школьника. Необходимо еще раз обратиться к этому ведущему положению изучения результативности обучения по системе, направленной на общее развитие. В ней заключена одна из идей дидактики Л.В.Занкова. Именно на изменение общего развития ребенка должно быть направлено все обучение, а отсюда предметом контроля и оценки становится и не изменения, которые мы отмечаем и в деятельности наблюдения. Деятельность наблюдения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития важных психических функций учащихся.

Использованная литература:
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Под ред. В.В.Давыдова – М., 1996г. 2. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М., 1975 г. 3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990 г. 4. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. – М., 1968 г. 5. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах. – М., 2001 г. 6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г. 7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975 г. 8. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М., 1995 г. 9. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. – М., 1996 г. 10. Нечаева Н.В. Рощина Н.Н. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова. – Самара, 2006 г. 11. Начальное образование Якутии. – 3/2000 г. 12. Начальная школа. – 4/1998 г. 13. Начальная школа. – 7/2007 г. 14. Начальная школа. – 11/2008 г. 15. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1997 г. 16. Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В.Занкова. – М., 1999 г. 17. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979 г.


В раздел образования