Автор: Лыткина Юлия Робертовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Усун-Кюёльская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: с.Усун-Кюёль, Усть-Алданский улус, Республика саха (Якутия) Наименование материала: конспект урока Тема: "Русский язык, 1 класс" Раздел: начальное образование
МБОУ «Усун-Кюёльская основная общеобразовательная школа»
Русский язык
Тема: Звуки и буквы.
Выполнила:
Лыткина Ю.Р.
Учитель начальных
классов
РУССКИЙ ЯЗЫК
1 класс
Тема: «Звуки и буквы»
Цель:
Развивать умения различать количество звуков и букв, каллиграфические навыки
письма , умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Способствовать воспитанию интереса к предмету, сознательную дисциплину и
культуру учебного труда.
Планируемые результаты: научиться определять звуки и буквы, различать
совпадение и не совпадение звуков и букв.
Универсальные учебные действия:
личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
навыки сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умение
не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу.
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
познавательные:
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных
пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по
заданным основаниям (критериям);
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
коммуникативные:
принимать участие в работе парами и группами;
допускать существование различных точек зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать в общении правила вежливости:
формулировать собственное мнение и позицию, строить понятное для партнера
высказывание, задавать вопросы,
адекватно использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач.
предметные:
отличать понятия «звук» и «буква»;
осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных;
делить слова на слоги;
различать предложения и слова;
безошибочно списывать текст с доски и учебника.
Оборудование слайды, индивидуальные карточки, магнитные фишки, карточка для
парной работы, разрезные буквы.
I.
Организационная часть.
-Прозвенел звонок, начался урок!
-Как вы думаете, какая сегодня у нас тема урока? Посмотрите и угадайте.
-Правильно: Звуки и буквы.
-Мы
будем
учиться
различать
звуки
и
буквы
в
словах,
определять
их
количество,
убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно,
развивать грамотное, каллиграфическое письмо.
-
В
конце
урока
мы
должны
будем
с
вами
ответить
на
вопрос: Почему
не
всегда
в
слове
одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг
друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.
II.
-Ребята, а что мы знаем о звуках и буквах? Ответы детей.
Викторина
Чем отличается звук от буквы?
Сколько букв в алфавите?
Какие буквы не обозначают звук?
Какие «хитрые» звуки мы знаем?
Почему мы их называем «хитрыми»?
Какие звуки всегда «сердитые»?
А какие звуки всегда «мягкие»?
Какие парные звуки мы знаем?
-Ребята, сформулируйте сам, что вы знаете о звуках и буквах.
Делается с учащимися общий вывод:
•
звуки на письме обозначаются буквами
•
звуки мы слышим и произносим
•
буквы мы видим и слышим
III.Минута чистописания
•
я, ё, ю, и, е, ь
-Подчеркните самую красивую букву.
-Какая буква лишняя?
-Почему? Подчеркните.
-А теперь запишите:
Нь, сь, дь, пень, лось
-Что объединяет эти слова? Правильно! Мягкий знак.
IV. Работа по теме урока
Ь . Мягкий знак
Мягкий знак – хитрый знак:
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Только в слово просится!
- Для чего Ь просится в слово?
- Прочитайте сочетания : НЬ, СЬ, ДЬ.
-Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?
1)
Работа у доски и в тетради со словами:
(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.
(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.
2)
Почему в словах разное количество букв и звуков?
-Потому что мягкий знак не произносится. Молодцы!
V. Физкультминутка.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите!
Вот проснётся Васька кот
Разобьёт весь хоровод! (хоровод)
VI. Работа по теме урока.
Работа по картинкам.
-Назовите каждое животное.
Конь, лось, медведь.
- Придумайте предложения с этими словами. Очень хорошо
Звукобуквенный анализ у доски. (учитель пишет, дети говорят)
Аня Конь-1 слог, 4 букв, 3 звука
Георгий Лось-1 слог, 4 букв, 3 звука
Айтал Медведь – 2 слога, 7букв, 6 звука.
- Объясните, почему количество букв и звуков не совпадает, не одинаковое?
VII. Загадка
•
Летом наедается, а зимой отсыпается. Кто это?
-Правильно, это медведь. А кто такой медведь? Это большой хищный зверь, который живёт в лесу.
У него густая шерсть, толстые лапы.
-Давайте запишем это слово в тетрадь в одну строчку. Это трудное слово. Поставим ударение,
подчеркнём орфограмму.
-Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ.
2 слога, 7 букв, 6 звуков, 2 гласных, 4 согласных звука
-Почему букв больше, чем звуков?
VIII. Самостоятельная работа
Запишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Лошадь, кот, чашка, тень, торт, роза, пень
Вывод:
буква ь не обозначает звука, поэтому в словах с ь не всегда количество звуков и букв
одинаковое
IX. Физкультминутка.
X. Разгадайте кроссворд:
1.Новогоднее дерево.
2.Небольшое животное с пушистым хвостом.
3.Сладкий фрукт с жёлтой кожурой.
- В каком слове -отгадке звуков больше, чем букв?
XI. Хитрые буквы: е, ё, ю, я
Парная работа.
-Вставь пропущенные буквы е, ё, ю, я :
.ль
.лка
.ра
.блоко
XII.Запишите слово яблоко в тетрадь, сделайте звукобуквенный анализ.
3 слога, 6 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных звука
? Почему звуков больше, чем звуков?
Вывод:
буквы е, ё, ю, я в начале слова обозначают два звука.
XIII. Итог урока
- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?
Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда одинаковое, потому что:
•
ь и ъ звуков не обозначают;
•
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных
и после ь и ъ знаков.
XIV. Рефлексия.
1. Чему учились на уроке?
2 .Что нового узнали?
3 .Оценивание работ учащихся.
Сегодня на уроке я:
- научился
- было интересно
- было трудно
-Мне показалось важным…
-Я понял, что…
-Сегодня мы узнали много нового, на следующем уроке мы продолжим изучение этой
темы «Звуки и буквы».Спасибо за урок!