Автор: Говорухина Татьяна Ивановна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "Каргинская СОШ имени М.А. Шолохова" Боковского района Населённый пункт: ст. Каргинская Наименование материала: Методическая разработка Тема: Разработка урока на тему"Системы счисления" Раздел: среднее образование
Автор: Говорухина Татьяна Ивановна
Место работы: МБОУ «Каргинская СОШ имени
М.А. Шолохова» Боковского района, Ростовской
области
Должность: информатики
Тема урока: Перевод чисел из одной системы счисления в другую.
Цель урока:
1. Обучающий аспект: формирование у учащихся навыков и умений перевода
чисел из десятичной системы счисления в другую систему счисления;
2. Развивающий аспект: развитие вычислительных навыков;
3 . Воспитательный
аспект:
воспитание
аккуратности
при
проведении
вычислений.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и источники информации : доска, мел, текст заданий.
Сценарий урока.
Этап урока
время этапа
Деятельность учителя
Деятельность
учеников
1
Организационный
(2 мин)
Приветствует класс, сообщает тему и
цель урока.
С е л и
н а
м е с т а ,
приготовились к уроку.
2
Повторение
изученного ранее
материала
В ы
п ом н и т е ,
ч т о существуют
позиционная
и
н е п о з и ц и о н н а я
системы
счисления.
Приведите
п
р
и
м
е
р
.
Вопрос: Сколько цифр используется в
12-ричной
системе
сч и с л е н и я ?
Вопрос:
Во
сколько
раз
“ в е с ”
единицы одного разряда будет больше
или меньше “веса” единицы соседнего
р а з р я д а
в
1 2 - р и ч н о й
с и с т е м е
счисления?
Вопрос: Сколько цифр используется
в 8-ричной системе счисления?
Вопрос:
Во
сколько
раз
“вес”
единицы одного разряда будет больше
или меньше “веса” единицы соседнего
Непозиционная
система
счисления
—
р и м с к а я
с и с т е м а ,
п о з и ц и о н н а я
—
арабская
(современная
десятичная).
Двенадцать
В 12 раз.
Восемь
р а з р я д а
в
8 - р и ч н о й
с и с т е м е
счисления?
Вы помните, что перевод целых чисел
из
десятичной
системы
счисления
в
с и с т е м у
с ч и с л е н и я
с
д р у г и м
основанием
выполняется
методом
деления целого десятичного числа на
основание новой системы счисления.
В
качестве
повторения
рассмотрим
п р и м е р
п е р е в од а
ч и с л а
3 7
и
десятичной дроби 0,1875 в двоичную
систему счисления. (Задача 1)
В 8 раз
Один ученик выходит к
доске (по желанию),
остальные работают в
тетрадях
3
Усвоение новых
знаний
Сегодня мы рассмотрим перевод чисел
в
различные
системы
счисления.
Воспользуемся методом деления числа
на
основание
системы.(Задача
2).
Учитель выполняет на доске.
Как вы видите этот процесс ничем не
отличается
от
процесса
перевода
чисел
из
десятичной
системы
в
двоичную.
Рассмотрим алгоритм перевода чисел
из
различных
систем
счисления
в
десятичную.
Пример 1. Переведем число1101
2.
1.
Запишем число в развернутой
форме: 1101
2
= 1*2
3
+ 1*2
2
+
1*2
1
+ 1*2
0
2.
Найдем сумму ряда: 2
3
+ 2
2
+ 2
1
+
2
0
= 8+4+2+1 = 13
10
Пример 2. Переведем число 0,123
5
1.
Запишем
число
в
развернутой
форме: 0,123
5
= 1*5
-1
+ 2*5
-2
+ 3*5
-3
2 .
Н а й д е м
с у м м у
р я д а :
0,2+0,08+0,024 = 0,304
10
Учитель
записывает
на
доске
текст
задач №3, №4 и № 5.
Записывают
решение
задачи в тетради.
Задачу №3 решают на
доске и в тетрадях.
Задачи №4, №5 решают
самостоятельно.
4
Сообщение
учащимся о
домашнем
задании,
инструктаж по его
выполнению
Дома нужно выполнить задания №6 и
№7.
Записывают
домашнее
задание
в
т е т р а д ь ,
з а д а ч у
№ 7
н е
полностью,
а
только
основные моменты.
5
Подведение
Учитель
оценивает
работу
класса,
выставляет оценки ученикам, успешно
итогов урока
выполнившим задачи №4 и №5.
Задача 1.
-
37 |__2__
36
-
18 |__2__
1 18
-
9 |__2__
8
-
4 |__2__
1 4
-
2 |__2__
0 2 1
0
37
10
= 100101
2
0 1875
*2
0 3750
*2
0 7500
*2
1 5000
*2
1 0000 0,1875
10
= 0,0011
2
Задача
2.
Перевести
десятичное
число
315
в
восьмеричную
и
шестнадцатеричную системы:
315
10
= 437
8
= 13В
16
Задача 3. Запишите в десятичной системе счисления следующие числа:
7688
9
; 432,1
5
; 120
3
; 102,31
4.
Решение:
7688
9
= 5669
10
432,1
5
= 117,2
10
120
3
= 15
10
102,31
4
= 2,9125
10
Задача 4. В коробке лежит 31
8
шар. Среди них 12
8
красных и 17
8
желтых.
Докажите, что здесь нет ошибки.
Доказательство:
31
8
= 25
10
12
8
= 10
10
17
8
= 15
10
10
10
+
15
10
= 25
10
Задача
5. В классе 1111
2
девочек и 1010
2
мальчиков. Сколько учеников в
классе?
Решение:
1111
2
= 15
10
1010
2
= 10
10
15 + 10 = 25 (учеников)
Задача 6. Перевести в десятичную систему счисления следующие числа:
34
5
, 1100111101
2
, 1АВС
16
, 764
9
Задача
7. В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография.
Начиналась
она
следующими
удивительными
словами:
«Я
окончил
курс
университета 44 лет отроду. Спустя год, 100-летним молодым человеком, я
женился на 34-летней девушке. Незначительная разница в возрасте – всего 11
лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами.
Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей. Жалованья
я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать
сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц».
Чем объяснить странные противоречия в числах приведенной биографии?
Переведите эту биографию в десятичную систему счисления.
Решение:
Биография записана в системе счисления с основанием 5.
44
5
= 20
10
100
5
= 25
10
34
5
= 19
10
11
5
= 6
10
10
5
= 5
10
200
5
= 50
10
130
5
= 40
10