Автор: Кузнецова Галина Семеновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №8" Населённый пункт: г.Чита Наименование материала: педагогический проект Тема: "Я сам!" Раздел: дошкольное образование
Проект
воспитание культурно-гигиенических
навыков у детей 3-4 лет
«Я сам!»
Составитель проекта:
воспитатель 1 категории
Кузнецова Г.С.
Актуальность проекта
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей
дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные,
формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы
они стали привычками.
Поэтому именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка
привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут
освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать
их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Тип проекта
1. По методу – игровой, творческий;
2. По содержанию – ребенок – семья - здоровье;
3. По длительности – краткосрочный – 2 недели.
Участники проекта
• Воспитатели.
• Дети 2-ой младшей группы (3-4 года) .
• Родители воспитанников группы.
Идея проекта
«Сам сумею, сам смогу и здоровью помогу».
Развитие
культурно-гигиенических
навыков
ребенка
–
первый
шаг
в
приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Постановка проблемы.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры
поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела,
прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены,
но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в
соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому
человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную
одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей
внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для
успешности социализации детей, но и для их здоровья.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков
идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный
процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот
процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а
приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое
развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть
периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических
качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и
дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования
культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие
других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического
развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому
всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить
начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или
воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать
скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень
тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю
последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать
шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат
прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от
необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется
пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат,
сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно
приложить волевые усилия.
Цель проекта
Формирование культурно-гигиенических навыков и начальных представлений
о
ценности
здоровья
у
детей
младшего
дошкольного
возраста
через
использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта по образовательным областям
Здоровье:
• Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье
начинается
с
чистоты
тела,
что
чистота-красота-здоровье
–
это
неразделимые понятия.
•
Формирование
привычки
следить
за
своим
внешним
видом,
умения
правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после
умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым
платком.
•
Формирование
навыков
поведения
за
столом:
пользоваться
правильно
ложкой,
вилкой,
салфеткой;
не
крошить
хлеб,
пережевывать
пищу
с
закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным
ртом.
• Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в
повседневной жизни.
• Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию у детей навыков
личной гигиены дома.
Социализация:
•
Поощрять
участие
детей
в
совместных
играх,
развивать
интерес
к
различным видам игр.
•
Поощрять
желание
жить
дружно,
вместе
пользоваться
игрушками,
книгами, помогать друг другу.
Познание
• Развивать восприятие, создавая условия для ознакомления детей с цветом
формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (тёплый, холодный,
твёрдый, мягкий, пушистый и т. д.) .
• Знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами,
назначением (предметы гигиены, посуда, одежда и др.) .
• Познакомить детей со свойствами воды, мыла.
Коммуникация:
• Содействовать доброжелательному общению детей друг с другом.
•
Расширять
и
активизировать
словарный
запас
детей
на
основе
обогащения представлений о ближайшем окружении (название и назначение
предметов личной гигиены, одежды, посуды и т. д.) .
Безопасность:
• Формировать умения пользоваться зубной щеткой, мылом, полотенцем.
•
Знакомить
с
элементарными
представлениями
о
том,
как
нужно
заботиться о своём здоровье.
Чтение художественной литературы:
•
Познакомить
детей
с
литературными
произведениями:
К.
Чуковский
«Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», фольклорными произведениями
про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед.
•
Развивать
умение
читать
наизусть
потешки
и
небольшие
авторские
стихотворения.
Ожидаемый результат:
Дети:
устойчивая
потребность
в
соблюдение
навыков
личной
гигиены
и
опрятности в повседневной жизни;
проявление умений правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, следить
за своим внешним видом;
обеспечение максимально свободного эмоционального контакта детей друг с
другом и педагогом их взаимного доверия, эмоциональной раскованности.
Родители:
обогащение
родительского
опыта
приемами
взаимодействия
и
сотрудничества с ребенком в семье;
повышение компетентности родителей в развитие навыков личной гигиены;
повышение
педагогической
культуры
родителей,
установление
с
ними
доверительных и партнёрских отношений.
Продукты реализации проекта
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме проекта.
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у
младших дошкольников культурно-гигиенических навыков.
3.
Составление
картотеки
художественно-словесного
материала
по
воспитанию и развитию культурно-гигиенических навыков.
7. Открытое занятие для воспитателей и родителей
8. Презентация проекта «Я сам!»
9. Оформление дежурного уголка и туалетной комнаты
Ход реализации проекта:
1 этап – подготовительный
• Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
иллюстрированного материала по данной теме.
• Составление картотек игр и литературного материала по теме проекта.
•
Доведение
до
родителей
важности
темы
проекта.
Подготовка
информационного листка с приглашением к участию в проекте.
• Анкетирование родителей «Навыки самообслуживания у детей»
2 этап – практический
Работа с детьми:
- Дидактические игры: «Чистоплотные дети», «Таня проснулась», «Сделаем
куклам разные прически», «Кукла идет на прогулку», «Угостим кукол чаем» и
др.
- Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
- Беседы «Чтобы быть здоровым», «Чистота и здоровье».
- Опытно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Чтение художественной литературы
-
Чтение
произведений:
К.
Чуковский
«Мойдодыр»,
А.
Барто
«Девочка
чумазая»,
фольклорные
произведения
про
умывание,
причесывание,
подготовку к обеду, обед.
- Рассматривание иллюстраций к книге «Мойдодыр».
- Заучивание народных песенок, потешек, стихотворения «Без воды умылся
котик…
- Ситуативные беседы: «Как нужно ухаживать за собой», «Мои здоровые
зубки».
Работа с родителями
• Оформление папки-передвижки для родителей «Как приучить ребенка
быть аккуратным».
• Консультации для родителей:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»;
«Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребенка».
3 этап - итоговый
• Презентация проекта «Я сам!».
Литература:
1.
Белостоцкая
Е.
М.,
Виноградова
Т.
Ф.
и
др.
Гигиенические
основы
воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение, 1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя
детского сада. – М. : Просвещение, 1985.
3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста. – М. : 1991.
4. Воспитателю о работе с семьёй / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М. :
Просвещение, 1989.
5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой
слушаем. – СПб., 2007
6. Лихачёва А. А. Встреча с Мойдодыром. //Дошкольное воспитание №9 –
2004. с. 56
7.
Островская
Л.
Ф.
Педагогические
ситуации
в
семейном
воспитании
дошкольников. – М. : Просвещение, 1990.
8. Программа «Детство»……………………………….
9. Материалы, взятые с интернета.