"Закаливание - одно из важных условий сохранения здоровья ребёнка"
Автор: Символокова Людмила Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Центр развития ребёнка - детский сад №166" Населённый пункт: г.Воронеж Наименование материала: Консультация для родителей Тема: "Закаливание - одно из важных условий сохранения здоровья ребёнка" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
Тема : «Закаливание - одно из
самых важных условий сохранения
здоровья ребёнка».
Выполнила воспитатель:
Символокова Л. И.
Воронеж
2016 г.
Закаливание организма возникло в глубокой древности. В Спарте,
например, закаливание мальчиков начиналось в грудном возрасте, а с 7 лет
они воспитывались в суровых, «спартанских», условиях: ходили круглый
год босиком и в облегченной одежде, купались холодной воде и т. п.
Условия жизни девочек были почти такими же. В России закаливание
издавна было массовым. Примером этого могут быть деревенские бани с
парными и «снежными» ваннами.
Закаливание -это комплексная система оздоровительных
воздействий, направленных на достижение устойчивости,
невосприимчивости организма к вредным для здоровья
метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть
достигнута только в результате систематической тренировки и постоянного
совершенствования механизмов адаптации. В организме при закаливание
тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным
воздействиям. Одновременно природные факторы -солнце, воздух и вода –
действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки. Под
действием холода просветы кожных и подкожных сосудов суживаются, за
счет чего возрастает кровонаполнение во внутренних органах. В результате
теплоотдача уменьшается, а теплопродукция возрастает. Поэтому даже
длительное холодовое воздействие не изменяет сколько –нибуть заметно
температуру тела закаленных людей. Известно,
что детям до 7-8 – летнего возраста присущи более высокие
показатели теплоотдачи, чем взрослым. Это может приводить к быстрым
переохлаждениям и перегреваниям. Причем если дошкольники легко
переносят снижения температуры тела на 2 градуса, то ее повышение на 2
– 2,5 градуса может быть опасным для их здоровья.
Закаливание может проводиться с помощью окружающего воздуха .
В помещениях для детей его температура не должна превышать 20
градусов ( это максимум для детей раннего возраста) и 18 градусов ( для
дошкольников и школьников). С целью эффективной тренировки аппарата
терморегуляции температуру воздуха в помещениях необходимо
специально изменять в определенном диапазоне – от 16градусов до 23
градусов. Заметим, что температурный режим зависит от вида
деятельности детей: при активных мышечных действиях ( подвижные
игры, физкультурные занятия) воздух должен быть прохладным, при
спокойных действиях – более теплым. Следует с самого раннего возраста
постепенно приучать ребенка спать при открытой форточке, завешенной
марлей.
В специальных исследованиях выявлено, что излишне теплая одежда
нарушает нормальное развитие терморегуляции, а также обменных
процессов, устойчивость к инфекциям. Чем больше родители кутают своих
детей, тем выше вероятность вырастить их слабыми. Главные правила:
одевать детей нужно по погоде на данное время дня; осенью и зимой
2
одежда должна быть достаточно теплой, но не слишком тяжелой,
позволяющей двигаться без затруднений; летом лучше носить одежду из
хлопчатобумажных или льняных тканей.
Методы воздушного закаливания просты и удобны. Уже само
пребывание ребенка на открытом воздухе имеет общеукрепляющее и
оздоровительное значение. Под действием воздушных ванн, потоков
воздуха повышается тонус нервной системы, возрастает
работоспособность, улучшается работа сердечно –сосудистой,
дыхательной, пищеварительной систем, эндокринных желез. В крови
увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Поэтому прогулки
дошкольников и младших школьников должны в совокупности
продолжаться ежедневно не менее 4 часов. Основу традиционного
метода воздушных ванн для закаливания детей составляет постепенное
снижение температуры воздуха от +20 градусов до +10 градусов с разной
длительностью пребывания детей в облегченной одежде.
Ходьба босиком – замечательное закаливающее средство.
Установлено, что на поверхности стопы имеется много температурных
рецепторов, которое непосредственно связаны со слизистой оболочкой
дыхательных путей, а также практически со всеми внутренними органами.
Большинство малышей любят ходить босиком, и родителям следует
поощрять это. На первом этапе лучше ходить в носках, затем босиком по
коврику или одеялу в течение нескольких минут. Потом этот срок
увеличивается, ребенок может бегать босиком и по полу, летом- по траве на
лесной поляне или по песку у реки. Простое и надежное профилактическое
средство- после прогулок босиком вымыть ноги с мылом. Эффективность
закаливания возрастает при использовании специальных температурных
воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения
должны знать все родители: систематичность и последовательность; учет
индивидуальных особенностей ребенка, его физиологических и
эмоциональных реакций на процедуру; состояние здоровья; комплексное
использование природных факторов и климатогеографических условий.
Нетрадиционный метод контрастных воздушных ванн , который
может применяться и в детских садах и дома. В домашних условиях
проснувшись раньше, чем обычно, и укрыв ребенка одеялом, мама
открывает фрамугу или окно и доводит температуру в спальне до +15-
14градусов. Одновременно в соседней комнате включается обогреватель, и
температура повышается до 22 градусов. Далее под веселую музыку
проводится подвижная игра с ребенком, который в трусах, майке ( через 2 –
3 недели без нее) и сандалетах на босую ногу перебегает из прохладной
комнаты в теплую и обратно в течение 5 – 6 минут. Такие контрастные
воздушные ванны проводятся круглогодично с постепенным увеличением
разницы температур воздуха в комнатах до 15 – 20 градусов. Летом в одной
3
из комнат устраивается сквозное проветривание или используются
вентиляторы с регулируемой температурой воздушного потока.
Систематическое проведение таких процедур в дополнение к
ежедневным прогулкам повышается устойчивость организма ребенка к
сквознякам, к продолжительным охлаждениям и перегреваниям.
Хорошим закаливающим и общеукрепляющим средством могут быть
– при соблюдении правил их выполнения – солнечные ванны, обладающие
многосторонним действием на организм. Главное их оздоровительное
значение состоит в бактерицидности ( многие бактерии и вирусы под
воздействием прямых солнечных лучей погибают), в повышении
сопротивляемости организма к простудным и другим болезнетворным
факторам. Однако надо знать, что воздействие солнечной радиации
полезно только при умеренных ее дозах. Хотя у детей и подростков
чувствительность к ней ниже, чем у взрослых, тем не менее при
длительном пребывании на солнце, особенно без движения ( как это
присуще многим семьям, загорающим летом целыми днями на берегу
моря), возможны ожоги и даже тепловые и солнечные удары.
Поэтому первые солнечные ванны, особенно для астеничных, а
также светловолосых детей, в утренние или послеобеденные часы при
температуре воздуха +20 градусов и более не должны превышать 7 –10
минут. Через 3 –5 дней длительность процедуры можно увеличить на 8 –10
минут, а позднее и чередовать пребывание ребенка на солнце с купанием в
реке или море с интервалами в 15- 20 минут. Полезно принимать
солнечные ванны в движении – в подвижных играх или занимаясь
физкультурными упражнениями. При первых признаках перегревания
( покраснение лица, потливость, головная боль) ребенка следует
немедленно увести в тень, умыть прохладной водой, напоить такой же
водой, на лоб положить повязку, смоченную в холодной воде, и уложить на
некоторое время.
Солнечное закаливание обычно связывают с летней порой. Между
тем и зимнее солнце оказывает благотворное оздоровительное и
закаливающее влияние. Особенно эффективно воздействие солнечной
радиации в горах.
Вода является более сильным закаливающим средством, чем воздух.
Все традиционные методы водного закаливания делятся на общие и
местные. К первым относятся обтирания, обливания, души, купания; ко
вторым - умывание, мытье рук и ног, игры с водой. Достаточно
эффективными для закаливания детей могут служить такие простейшие
способы, как обмывание стоп и голеней при постепенном снижении
температуры воды ( до 0,5 – 1 мин), а также полоскание горла – сначала
теплой, затем прохладной водой.
Купание в открытых водоемах, одно из самых полезных
оздоровительных средств , когда действуют все природные факторы.
4
Ведущее правило закаливания при этом заключается в зависимости
длительности купания от температуры воды и воздуха. К сожалению,
большинству родителей эти нормативы неизвестны. Советуем
руководствоваться следующими элементарными и надежными критериями:
при первых проявлениях дрожи у ребенка его следует немедленно вывести
из воды, завернуть в полотенце ( но не растирать!) , а затем дать ему
немного полежать на солнце; находясь в воде, даже теплой, ребенок
должен двигаться, иначе он будет быстро замерзать.
Наилучших результатов можно добиться при плавании в открытых
бассейнах с подогревом воды. Создающиеся при этом контрастные
температуры на границе водной поверхности с воздухом тренируют
систему физической терморегуляции и оказывают хороший закаливающий
эффект. Дети, посещавшие эти занятия в течение длительного времени,
практически не болели респираторными заболеваниями.
При плавании в закрытых бассейнах дело с закаливанием обстоит
хуже.
Для овладения навыками одного из стилей спортивного плавания ( а
именно это обеспечивает должный тренирующий, повышающий
выносливость, оздоровительный эффект) необходимо достаточно теплая
вода постоянной температуры при близкой к ней температуры при близкой
к ней температуре воздуха. Закаливающий же эффект возникает при более
низких и достаточно отличных друг от друга температурах и воды и
воздуха. Это и объясняет слабую оздоровительную эффективность
плавания детей в закрытых бассейнах.
Еще одним действенным сопутствующим закаливающим средством
при плавании в бассейнах может и должен быть прием до и после занятий
контрастного душа по методике, приведенной далее.
Контрастные души отлично тренируют нервно – сосудистый
аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую
терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на
центральные нервные механизмы.
Существует ряд методик применения контрастного душа, но все они
требуют специальной подготовки детей к этой сильной закаливающей
процедуре. Начинать можно с известной процедуры контрастных ножных
ванн с поочередным погружением ног ребенка в тазы с водой разной
температуры ( 34 – 36 градусов и 18 – 20 градусов).
Одна из удобных методик контрастного душа такова, после утренней
зарядки ребенок обливается под душем от шеи теплой (38 градусов) водой
в течение 30 – 40 секунд, затем температуру воды снижают на 2 – 3
градуса, а время ее действия сокращают до 15 –20 секунд. Далее такие
чередования приемов теплого и прохладного душа повторяют 2 –3 раза. В
первых процедурах температуру воды определяют водным термометром,
затем – «на глазок». Через 3 –4 дня время обливаний менее теплой водой
5
доводят до 30 –40 секунд. Через 8-10 дней разницу в температуре воды
увеличивают на 3 –4 градуса и так постепенно в течение 3 – 3,5 месяцев
разницу в температуре горячей и прохладной воды доводят до 20 градусов
у дошкольников и 24 градуса у школьников ( т.е. 40 – 42 градуса и 18 – 20
градусов). После каждой процедуры тело вытирают полотенцем. Методика
контрастного душа должна быть связана с климатом района, в котором
проживает ребенок.
Имеющий опыт показывает высокую закаливающую и
оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для
детей раннего возраста. Хорошо действует он и как стимулятор нервной
системы, снимая утомление и повышая работоспособность.
Основу оздоровительного эффекта бань , издавна популярных в
нашей стране, также составляют контрастные температурные воздушные и
водные процедуры.
Опыт многих стран, особенно Скандинавских, со всей очевидностью
показывает, что и русская парная баня, и финская сауна помогают закалке
как взрослых, так и детей, включая старших дошкольников. Конечно, для
последних и младших школьников должен создаваться более щадящий
режим, особенно при первых посещениях. Так, температура в парилке
должна быть в пределах 65 для дошкольников, 75 – для младших
школьников. Соответственно время нахождения в ней – 5 –7 минут. За
одно посещение ребенок может побыть в парной 2 –3 раза, чередуя
посещение с приемами прохладного ( 20 –25) душа в течение 20 –30
секунд. По мере повторения процедур температуру воздуха в парилке
можно увеличить до 80 , а время пребывания в ней – до 7 –8 минут. Дети
старшего школьного возраста могут находиться в парной вместе со
взрослыми, однако лишь на нижней полке и все же меньше времени, чем
они.
Заканчивая главу о закаливании, автор считает необходимым
предостеречь родителей от такой крайности, как купание детей зимой в
ледяной воде и других приемов «моржевания». Главными методами
закаливания детей в таких семьях, начиная с младенцем, являются ходьба
босиком по снегу без одежды, обливания и купания в ледяной воде. Такие
эксперименты могут быть опасными для здоровья многих детей.
Родители должны понять, что погружения детей, особенно младшего
возраста, в ледяную воду связаны с риском для их жизни!
Итак, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть
друзьями ребенка с первых дней его жизни. Задача родителей – в
содружестве с медиками и педагогами сделать все возможное, чтобы
закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни
наших детей.
6