Автор: Козицына Любовь Вадимовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Восходский детский сад оберазвивающего вида" Населённый пункт: с. Восход Мишкинский район Курганская область Наименование материала: Статья Тема: Из опыта работы с семьёй Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы воспитателя МКДОУ «Восходский детский сад
общеразвивающего вида» по взаимодействию с семьёй.
Козицына Любовь Вадимовна,
воспитатель
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О.В. Такмакова
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования на
современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ.
Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-
своему даёт ребенку социальный опыт.
Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно
свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Педагоги понимают, что
без согласования с семьёй педагогические воздействия теряют всякую силу.
Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует
актуальность одного из механизмов реализации ФГОС– повышение
ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие
между семьей и ДОУ.
Семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта
уникальность определяется следующими причинами:
первичностью семейного окружения в силу биологической и
психологической зависимости ребенка от родителей;
максимальной возрастной сензитивностью в период дошкольного
детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше
потребности в общении со сверстником;
длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-
эмоциональной атмосферой семейных отношений: любовью,
привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с
ребенком.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет его семья. Признание
приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и
дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятием
“взаимодействие”, которое представляет собой способ организации
совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Я
стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ
комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих
воспитательных действий. В соответствии с этим изменяется и позиция
дошкольного учреждения в работе с семьей, а именно совершенствование
форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии
ребенка.
Основными задачами взаимодействия с родителями являются следующие:
1. Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского
сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
2. Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора
родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки
компетентной педагогической позиции по отношению к собственному
ребенку.
3. Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в
различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность
подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
4. Повышение уровня компетентности родителей.
Как я уже сказала, одна из главных задач воспитателя – это работа с семьёй.
У нас сельская местность, и все мы как на ладони. В принципе, когда ребёнок
приходит в детский сад, я уже знаю чем «дышит» данная семья. Здесь уже
работает опрос, анкетирование, беседа. Е сли у меня есть какие-то сомнения,
то я прибегаю к одной из форм более полного знакомства с семьёй - это
посещение семьи на дому (опять же с согласия родителей). Здесь необходимо
познакомиться с условиями семейного воспитания. На каждую семью у меня
заведён «Паспорт семьи», куда заносятся данные о составе семьи, возраст
всех членов семьи, жилищные условия семьи, материальное положение
семьи, увлечения семьи и многое другое. Многих родителей
(неблагополучные семьи) данные визиты побуждают к более достойному
поведению, наведению порядка в доме, общению с детьми. Вся полученная
информация (результаты анкетирования, опросов, бесед, результаты
наблюдений за поведением ребёнка в домашних условиях) тщательно
анализируется. По результатам анализа определяется микроклимат, в котором
воспитывается ребёнок, выявляются дети и родители, которые могут
испытывать трудности. На основании этого планируются и проводятся
мероприятия, направленные на решение конкретных задач (План работы
семьёй).
В работе по педагогическому просвещению родителей использую разные
формы. Это , конечно-же, родительские собрания. Родители здесь не просто
слушатели, а активные участники . они с интересом обсуждают
педагогические ситуации, обмениваются опытом, спорят.
Регулярно выпускаются папки-передвижки разной тематики : «Времена
года», «Скоро в школу» «Игры в дождливую погоду», «Ребёнок и
компьютер», «Если буква упрямится» и др .
Проводятся групповые и индивидуальные консультации, выпускаются
памятки: «Лучший помощник – детская книга», «Опасность на льду», «Один
дома» и др.
Родители – активные участники проводимых мероприятий в группе и ДОУ.
Они готовят детям костюмы, атрибуты к праздникам и с увлечением
участвуют в самом мероприятии.
Регулярно организуются выставки детских работ и рисунков. По желанию
родители могут присутствовать на занятиях как в «Дни открытых дверей»,
так и в любое иное время.
Родители с интересом участвуют в оформлении стенгазет коллажей:
«Мамочка милая – мама моя», «Мой папа», «Зимние забавы» и др.
Помимо перечисленных форм работы с семьями активно использую и такие
формы и методы:
презентация образовательной деятельности ДОУ;
групповые встречи – практикумы, мастер-классы, круглые столы,
дискуссии, видеопрезентации;
тематические досуги «В поисках новогодней ёлочки»,
«Новогоднийутренник», «Защитники Отечества», «День матери»,
«Осенний бал»;
оздоровительные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
вовлечение в конкурсы (осенних поделок, кормушек для птиц,
новогодних игрушек, на лучшее новогоднее стихотворение, «Когда все
вместе», конкурсы рисунков); Хочется отдельно остановится на данном
виде деятельности. Он очень своеобразен и интересен. Вначале, когда
рассказываешь родителям об объявленном конкурсе ( будь то
внутрисадичный , районный или областной) воспринимается он с
опаской и настороженность. Чуть ли не полным отказом от участия. Но
проходит какое-то время, и родители начинают потихоньку
интересоваться, задавать вопросы, уточнять условия конкурса, сроки.
И приходишь в неописуемый восторг, когда большая половина группы
становится участниками конкурсов, и не только становится
участниками, а победителями. И с каждым разом родители становятся
всё активнее и активнее. Я считаю, что данное мероприятие
положительно влияет на внутрисемейное содружество и содружество
между ДОУ и семьёй. Отношения становятся более доверительными и
открытыми.
Опираясь на данные позиции, я приветствую любые формы включения
родителей в жизнь группы и детского сада. Для этого:
Информирую родителей обо всем, что происходит или будет
происходить в группе и в детском саду.
Приглашаю к обсуждению текущей ситуации в развитии ребенка и
принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов,
специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие
воспитанников.
Предлагаю творческие домашние задания для родителей с детьми,
позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и
одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
Призываю к участию родителей в методических мероприятиях:
изготовление костюмов, игрового материала, фото и видеосъемка.
Коллективное творческое дело помогло сплотить коллектив детей и
родителей, по-иному оценить друг друга, познать и, возможно, открыть для
себя новые грани содержания личности друг друга, причем это касается и
взрослых и детей.
Одной из интересных форм работы с семьёй (молодой семьёй) я считаю
создание клуба молодой семьи, который в своё время был организован на
базе нашего ДОУ и пользовался успехом. Назывался он «Наш малыш». С
чего же всё начиналось. В начале своего существования (2002 год) клуб
работал на общественных началах, работу вели воспитатели детского сада
«Берёзка», согласно плану работы с детьми раннего возраста.
Начиная с 15 января 2005 года клуб уже действовал при ГКП, где я была
социальным педагогом и руководителем клуба. Заседания проходили 2 раза в
неделю по намеченному плану. Тематика заседаний клуба самая
разнообразная: «Правам ребёнка посвящается», «Расти здоровым, малыш»,
«Малыш и музыка» и другие.
Заседания клуба проходили в тёплой и дружеской обстановке и с
применением разных форм: диспуты, конференции, практикумы, гостиные
«За чашкой чая», где родителей не только учили, повышая их педагогический
опыт, но и проводили практикумы, на которые приглашались различные
специалисты (фельдшер и акушер ФАП, социальный педагог КОЦ,
музыкальный руководитель ДОУ и воспитатели.
На заседание клуба родители могли приходить как одни, так и с детками,
которым созданы все условия.
Для родителей выпускалась информационно-познавательная газета
«Вырастай-ка».
С будущими родителями , совместно с ФАП, проводила беседы,
консультации, вела подборку специальной литературы, экскурсии-знакомства
с детским садом.
Каждая семья, в которой появлялся новорожденный, получал поздравление.
Хочется отметить, что в результате проводимой работы повышался интерес
родителей к вопросам воспитания и развития детей, к сотрудничеству с
детским садом и безболезненной адаптации к детскому саду.
В ходе работы получены результаты:
• повысился уровень родительской компетентности;
• гармонизировались родительско - детские отношения;
• повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в
отношениях с сотрудниками ДОУ.
Как это повлияло на развитие личности ребенка?:
• улучшился эмоциональный климат в семье;
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка
талантов малыша, уровень родительских притязаний стал лучше
соотноситься со способностями ребенка;
• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов
родителей с детьми.