Напоминание

Эстетическое воспитание умственно-отсталых школьников на занятиях по декоративному рисованию


Автор: Хайрварина Елена Хабибуллиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Населённый пункт: г.Нефтекамск,Республика Башкортостан
Наименование материала: Презентация
Тема: Эстетическое воспитание умственно-отсталых школьников на занятиях по декоративному рисованию
Раздел: среднее образование





Назад





Эстетическое воспитание

умственно отсталых

школьников на занятиях

по декоративному

рисованию


Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, научно- методической литературы по данной теме. 2.Современные подходы к решению вопросов развития школьников посредством декоративного искусства. 3.Разработка системы занятий по декоративному рисованию.

Дети с интеллектуальными

нарушениями:
1. При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений. 2. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в и изменениях поведения и снижении работоспособности. 3. У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. 4. При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей.

Эстетическое воспитание направлено

на решение следующих задач:
1.Способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. 2. Формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, умение видеть и понимать красивое в искусстве, природе, повседневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эстетическими впечатлениями , личное отношение к воспринятому, развивать эстетический вкус; приучать школьников к нравственно-эстетическим оценкам и правильным, аргументированным суждениям. 3. Развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

Система занятий по

декоративному рисованию.
Цели: – познакомить с некоторыми видами художественных росписей – научить элементарным композиционным приемам – привить практические навыки росписи и умение творчески их использовать. – развить индивидуальные способности ребенка.

Примерный план занятий
№ п/п Тема занятий Кол-во часов Всего Теория Практика
I ЧЕТВЕРТЬ
1 Вводнаяая беседа. Просмотр изделий хохломской росписи. 1 1 - 2 Простейшие приемы росписи. 1 - 1 3 Самостоятельное составление эскиза для украшения посуды по мотивам хохломской «травки» и под листок. 2 - 2
II ЧЕТВЕРТЬ
1 Составление композиции в полосе. 1 - 1 2 Составление композиции в круге. 1 - 1 3 Составление узора для доски. 2 - 2
III ЧЕТВЕРТЬ
1 Рисование листьев и ягод фоновым письмом. 2 - 2 2 Экскурсия на выставку народного творчества. 2 2 -
IV ЧЕТВЕРТЬ
1 Обобщающее занятие. 1 1 - 2 Итоговая выставка детских работ за год. - - -
Уровни Количество человек % Низкий 7 63 Средний 3 27 Высокий 1 9 Уровни Количество человек % Низкий 2 18 Средний 6 54 Высокий 3 27

Выводы:
- Уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии эстетического восприятия у учащихся. - Для эстетического воспитания большое значение имеет непосредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. -При декоративном рисовании учитываются особенности детей с интеллектуальными нарушениями. Подобранный материал носит широкую коррекционную направленность, включая упражнения на развитие мелкой моторики рук, глазомера, цветоведения. -В процессе обучения улучшилаются согласованность руки и глаза, дети учатся наблюдать, у них развиваются зрительная память, воображение и фантазия.


В раздел образования